Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 01 Дошкольное образование Дисциплина Педагогика Практическое занятие 2.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.01 Дошкольное образование
Дисциплина: Педагогика
Практическое занятие 2
Выполнил:
Обучающийся Алекберова Марина Николаевна
Преподаватель:
Пирогова Марина Михайловна
Задание 1. Проанализируйте предложенную педагогическую ситуацию в соответствии с высказыванием: «Педагогическая профессиональная деятельность – это вид профессиональной деятельности, содержанием которой являются обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся»(А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова).
Педагогическая ситуация.
Ребенок не доволен (недоволен оценкой педагога) и в качестве протеста влезает во время урока (занятия) на стол. В классе (группе) раздался звонкий жуткий смех детей, что очевидно, повлекло за собой срыв рабочей обстановки. Занятие (урок) было невозможно продолжить. Возраст детей укажите сами в ответе на задание.
Письменно ответьте на вопросы:
а) Какова должна быть цель педагогического воздействия в такой ситуации?
б) Как купировать скандал?
в) Какими путями можно было избежать такой ситуации?
г) Как вернуть рабочую обстановку на занятие (урок), если всё же такой случай уже произошел?
Я считаю, что такая ситуация возникла не просто так, виной всему скорее всего была поставленная ранее оценка, с которой мальчик был категорически не согласен, и так неумело решил выказать свой протест, видимо ничего более умного придумать не смог. Избежать этой ситуации, скорее всего, можно было бы пояснив сразу же и вовремя причину выставления ученику данной оценки, а так же было бы очень хорошо, объяснить ученику какими путями её можно исправить, и в какое время, чтобы он на этом не зацикливал своё внимание. Учителю же не стоит делать акцент на данной ситуации, раз уж она произошла, во время проведения урока, а тем более вступать в перепалку. Можно было сказать: «Для того, чтобы исправить оценку не обязательно так высоко забираться» и попросить спуститься с парты, спокойно продолжая урок, а после урока, естественно, оставить ученика и поговорить. Желать в добавок попросить помыть парту, может больше не захочется так поступать.
Задание 2. Исходя из описанной в первой части практического занятия ситуации, опишите содержание и структуру педагогической деятельности педагога данного детского коллектива:
1. по обучению детей данного коллектива;
На первых шагах создания детских объединений воспитатель часто становится их центром: читает небольшой группе детей сказки, поет песенку, показывает забавную игрушку. Так у детей появляются общая цель, совместная деятельность, направленная на ее осуществление, необходимость договориться, радость от общения с товарищами. Воспитатель поддерживает и поощряет первые объединения детей. «Как интересно и весело играть вместе»,- говорит он детям. Активная позиция его проявляется и в том, что он создает первичные объединения детей, учитывая их индивидуальные особенности, добиваясь такого сочетания, которое бы наиболее благоприятно отражалось на общей деятельности; так, он привлекает в общую группу детей подвижных и менее подвижных, активных и пассивных. Следующий этап - формирования детского коллектива заключается в том, чтобы сделать эти первые объединения более устойчивыми, продлить их деятельность во времени. На этом этапе дети проявляют больше самостоятельности и организаторских умений. Выдвигаются более сложные цели совместной деятельности - игровой, трудовой. Состав объединений становится более устойчивым, так как детей привлекает совместная деятельность именно в такой группе сверстников. Важная задача воспитателя - формировать организаторские умения у всех детей.
2. по воспитанию детей данного коллектива;
Великий педагог А.С. Макаренко в своих работах показал и доказал эффективность и положительное влияние воспитания ребенка в коллективе. В.А. Сухомлинский выразил подобную мысль, сказав: «Человек многое черпает в коллективе, но и коллектива нет, если нет многогранного духовно богатого мира, составляющих его людей». Усматривая задачу образовательного учреждения в обеспечении творческого саморазвития личности ребенка в коллективе, он предпринял и реализовал удачную попытку построения целостного педагогического процесса. Многолетняя педагогическая деятельность В.А.Сухомлинского позволила ему сформулировать совокупность принципов, которые должны быть положены в основу формирования коллектива: богатство отношений между детьми и педагогами; ярко выраженная гражданственность духовной жизни воспитанников и воспитателей; самодеятельность, творчество, инициатива; постоянное умножение духовных богатств; гармония высоких, благородных интересов, потребностей и желаний; создание и заботливое сохранение традиций, передача их от поколения к поколению как духовного достояния; интеллектуальное, эстетическое богатство взаимоотношений между детским коллективом и другими коллективами нашего общества; эмоциональное богатство коллективной жизни; дисциплина и ответственность личности за свой труд и поведение. Таким образом,
воспитываясь на данных идеях и ценностях, ребенок с самого младшего возраста учится быть полноценной, реализующей себя во всех сферах жизни творческой личностью, уважающей свой коллектив и общество в целом.
3. по развитию детей данного коллектива.
В исследованиях Усовой выделены 4 этапа становления детского сообщества.
Этапы развития детского сообщества:
-
На этом этапе возникают первые, легко распадающиеся объединения детей. Объединяющим началом является воспитатель. Тяготение к сверстникам возникает на основе симпатии к ним. -
– более устойчивое объединение на основе совпадения интересов (вид игры, деятельности); впервые появляются дети-организаторы. -
появляется интерес друг к другу и первые избирательные дружеские связи. Важным мотивом для объединения может быть деловой мотив или личностный. -
Создание внутри детского сообщества таких отношений, когда каждый чувствует себя участником общего дела. В этом возрасте появляется самоконтроль, способность к саморегуляции.
Таким образом, влияние личности на развитие коллектива состоит в том, что каждая личность привносит в коллектив что-то новое: мнения, правила, суждения, которые способствуют изменению и развитию коллектива в целом.
Задание 3. Составьте список нормативно-правовых документов, регулирующих Вашу будущую профессиональную деятельность. Ответ оформите в таблице:
№ п/п | Название документа | Уровень документа | Каким образом использование данного документа будет регулировать Вашу профессиональную деятельность? (общая характеристика) | Практические примеры использования документа в Вашей профессиональной деятельности |
1 | "Об учителях-логопедах и педагогах психологах учреждений образования" | Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 22.01.98.№20-58-07ин/20-4 | Ставка заработной платы учителей-логопедов всех образовательных учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности, выплачивается за 20 часов педагогической работы в неделю. При этом не имеет значения, в классах какой ступени учитель-логопед осуществляет педагогическую деятельность. Учителям-логопедам и педагогам-психологам психолого-медико-педагогических консультаций, являющихся самостоятельными учреждениями, ставка заработной платы выплачивается за 36 часов педагогической работы в неделю. Конкретный перечень работников и размер повышения ставок заработной платы (должностных окладов) за работу в указанных образовательных учреждениях (группах, классах) в пределах от 15 до 20 процентов определяется образовательным учреждением в зависимости от степени и продолжительности общения с детьми, имеющими отклонения в развитии. | За работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи, ставка заработной платы учителей-логопедов повышается на 15-20 процентов. Если учитель-логопед работает в специальном (коррекционном) образовательном учреждении (или классе, группе) для детей, имеющих, кроме отклонений в развитии речи, другие отклонения в физическом развитии (дефекты зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и др.) или отклонения в умственном развитии, то повышение ставки заработной платы производится только за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи. |
2 | Инструктивное письмо Министерства образование РФ «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» | 14.12.2000.№2 | Настоящее инструктивное письмо определяет порядок организации деятельности логопедического пункта как структурного подразделения государственного, муниципального общеобразовательного учреждения. Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку). В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи). | Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи. Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающегося и местонахождения общеобразовательного учреждения . Занятия с обучающимися в логопедическом пункте, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательного учреждения. Коррекция произношения у обучающихся первых классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения, может осуществляться во время уроков (кроме уроков русского языка и математики). Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. |
3 | Типовое положение о специальном коррекционно-образовательном учреждении. Положение о дошкольных учреждениях и группах детей с нарушением речи. | Утверждено постановлением Правительства РФ от 12.03.1997г №228 | Отбор детей с нарушениями речи, как и отбор детей с нарушениями слуха, в дошкольные учреждения проводить медико-педагогическими комиссиями, состав и организация работы которых определены Положением о республиканской и областной медико-педагогических комиссиях, утвержденным Министерством просвещения СССР от 12 февраля 1969 года. | 1. Дошкольные учреждения для детей с нарушениями речи являются государственными учреждениями общественного воспитания детей дошкольного возраста, страдающих тяжелыми нарушениями речи, недоразвитием фонетической стороны речи (косноязычием) и заиканием. Эти учреждения имеют своей целью всестороннее воспитание детей, развитие у них правильной разговорной речи, правильного произношения и подготовку детей к школе.2. В соответствии с действующим постановлением Совета Министров СССР "О мероприятиях по улучшению дела обучения и воспитания детей с дефектами умственного и физического развития" организуются следующие типы дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи: а) детские сады и ясли-сады с круглосуточным пребыванием детей; б) детские сады и ясли-сады с дневным (12-часовым) пребыванием детей. Разрешается открывать дошкольные группы для детей с нарушениями речи при детских садах, яслях-садах, дошкольных детских домах общего типа и школах-интернатах для детей с тяжелыми нарушениями речи. |
Пермь - 2021