Файл: Годфруа Ж. Что такое психология в 2х т. Оглавление предисловие редактора перевода.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 942
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Смерть
Оказавшись перед лицом смерти, человек переживает ряд этапов, описанных разными авторами. Элизабет Кюблер-Росс (Kiibbler-Ross, 1969) была одной из первых, кто проследил путь умирающих с того момента, когда они узнали о своем близком конце, до того, как они испустили последний вздох.
Приближение к смерти
Согласно Кюблер-Росс, умирающие обычно проходят через пять стадий.
Первая из них- отрицание.Слова: «Нет, не я!» - самая обычная и нормальная реакция человека на объявление ему смертельного диагноза. В зависимости от того, насколько человек способен взять события под свой контроль и насколько сильную поддержку ему оказывают окружающие, он преодолевает эту стадию легче или тяжелее.
Гнев,охватывающий больного при вопросе: «Почему именно я?», характеризует вторую стадию. Умирающий изливает этот гнев на заботящихся о нем людей и вообще на всякого здорового человека. Для завершения этой стадии важно, чтобы умирающий получил возможность излить свои чувства вовне.
Затем начинается стадия «торга»:больной вступает в переговоры за продление своей жизни, обещая, например, быть послушным пациентом или примерным верующим.
Перечисленные три фазы составляют период кризиса и развиваются в описанном порядке или с частыми возвращениями назад.
После разрешения этого кризиса умирающий вступает в фазу депрессии.Вопросов он больше не задает. Он просто говорит себе: «Да, на этот раз умереть предстоит именно мне». Он замыкается в себе и часто испытывает потребность плакать при мысли о тех, кого он вынужден оставить. Это стадия подготовительной печали, на которой умирающий отрекается от жизни и готовится встретить смерть, принимая ее как свой последний жизненный этап.
Это принятиесмерти составляет финальный этап жизни умирающего, когда он, как правило, смиренно ждет своего конца.
Ступени смерти
Жизнь уходит поэтапно - в обратном порядке по сравнению с тем, как она развивается. Пэттисон (Pattison, 1977) выделяет четыре стадии этого процесса (рис. 10.22).
Рис. 10.22. Жизнь покидает земную оболочку, в которой она долгие годы пребывала, постепенно, в несколько этапов.
Социальная смертьхарактеризуется потребностью умирающего изолироваться от общества, замкнуться в самом себе и все дальше и дальше отдаляться от живых людей.
Психическая смертьсоответствует осознанию человеком очевидного конца. В это время экстравертированное сознание угасает, уступая место состоянию, характерному для последнего периода жизни (см. документ 4.7).
Мозговая смертьозначает полное прекращение деятельности головного мозга и его контроля над различными функциями организма.
Наконец, физиологическая смертьсоответствует угасанию последних функций организма, обеспечивавших деятельность его жизненно важных органов *.
* Смерть и наступающая затем гибель клеток не означают, однако, что все процессы в организме прекращаются. На атомном уровне продолжают свой бесконечный головокружительный бег элементарные частицы, движимые энергией, которая существует с начала всех времен. Как говорил Лавуазье, «ничто не создается заново и ничто не исчезает навсегда, все только трансформируется...».
Документ 10.1. Сексуальные фантазии: извращение или психологическое «афродизирующее средство»?
Среди мечтаний, которым не противится большинство людей, сравнительно большое место занимают мысли, вызывающие половое возбуждение. Время, которое человек посвящает таким сексуальным фантазиям, с возрастом вначале увеличивается. У подростков оно в среднем составляет 17% всего времени, в возрасте от 18 до 20 лет эта доля достигает 20%, а затем снижается до 8% между 28 и 35 годами и менее чем до 1% после 65 лет (Cameron, 1967).
Чаще всего сексуальные фантазии сопровождают мастурбацию, не возникают они при мастурбации лишь у 20% подростков мужского пола и 10% женского (Sorensen, 1973). Для более чем половины всех мужчин и трети женщин просмотр эротических фотографий или фильмов служит стимулом к мастурбации или дополнительным источником мастурбационных фантазий.
Рис. 10.23. Эротические фантазии свойственны каждому человеку на протяжении всей жизни; они присутствуют во всех проявлениях его половой активности.
У многих мужчин и около 30% женщин эротические фантазии возникают и во время полового акта (Wolfe, 1981). Работы Крепо (Crepault) по изучению «эротического воображения» жителей Квебека выявили заметные различия между формами сексуальных фантазий у мужчин и женщин. Так. у женщин эти фантазии чаще, чем у мужчин, принимают сентиментальную окраску. Если у женщин они в первую очередь имею! Эксгибиционистский* характер (медленное раздевание), то у мужчин чаще отмечаются фантазии
вуайеристского**типа (пассивное присутствие при эротических сценах, например при сценах женских гомосексуальных отношений, или созерцание раздевающейся или мастурбирующей женщины). Главным образом женщине свойственны фантазии нарциссическоготипа (когда она воображает, что обладает огромной сексуальной привлекательностью) или мазохистскиефантазии (подвергается агрессии со стороны одного или нескольких половых партнеров); у мужчин чаще встречаются фантазии фетишистского типа (когда мужчина представляет себе женщину в одежде и с другими принадлежностями туалета, возбуждающими его воображение) или типа активного принуждения (связывание партнерши и принуждение ее к сексуальной активности). Мужчинам также свойственны и фантазии полигамного типа (сексуальная активность сразу с несколькими женщинами), оргаистическиефантазии (участие в групповой сексуальной активности), фантазии орогенитальноготипа (фелляция, куннилингус или оральная эякуляция) илиинициативистскиефантазии (совращение девочки).
*Объяснение этих терминов см. в главе 12.
**См. раздел главы 12, посвященный психосексуальным расстройствам.
Гомосексуальныефантазии отмечаются у лиц обоего пола - по данным Крепо (Crepault, 1977), у 7% мужчин и 11% женщин. То же самое можно сказать и о фантазиях, когда субъект воображает, что подвергся сексуальному принуждению (будучи связанным или не связанным), или о фантазиях, попирающих нормы христианской добродетели, когда женщина отождествляет себя с проституткой или с развратницей, а мужчина превращает ее в «объект сексуальной эксплуатации».
Религия, а затем и психоанализ по разным причинам пожелали увидеть в сексуальных фантазиях извращение. По мнению Фрейда, такие фантазии отражают наличие конфликта между подавленными сексуальными импульсами и семейными или социальными запретами и, таким образом, вместе с другими сексуальными извращениями (см. гл. 12) искажают «нормальные сексуальные цели». Американский психиатр и психоаналитик Столлер полагает, что «дневные мечтания в сжатом виде отражают первичные отношения всего детства и пытаются освободить человека от имевших место в детстве фрустраций, травм и конфликтов», давая ему возможность хотя бы в своем воображении причинить зло объекту эротических фантазий. Подобная агрессивность, особенно отчетливо проявляющаяся в садо-мазохистских фантазиях, принимает в эксгибиционистских, вуайеристских фантазиях и фантазиях, попирающих нормы христианской добродетели, форму «унижения» другого человека.
Напротив, по мнению других психотерапевтов, в сексуальных фантазиях нет ничего постыдного - они лишь помогают многим людям примириться со своей половой жизнью, культивируя про себя свои тайные помыслы. В этом они видят, в частности, способ легкого достижения удовольствия, и, кроме того, «мысленная подмена» позволяет человеку подготовиться к соответствующим действиям в будущем или же заменить действия, осуществить которые у него мало шансов. Таким образом, фантазии позволяют ослабить сексуальную фрустрацию, так как благодаря им можно отчасти удовлетворить желания, реализация которых находится под запретом.
Мастере и Джонсон (Masters, Johnson), изучив небольшую выборку гетеросексуальных, гомосексуальных и бисексуальных женщин и мужчин, обнаружили, что уровень сексуальных фантазий был самым низким у бисексуальных мужчин, а самым высоким у лесбиянок. Другие исследования показали также, что если у лесбиянок главным предметом сексуальных фантазий бывает привычная партнерша, помещаемая в непривычную ситуацию, то у гетеросексуальных женщин в фантазиях присутствует чаще всего малознакомый мужчина. Гетеросексуальные мужчины обычно строят свои фантазии вокруг конкретной женщины, но не своей привычной партнерши. Самой обычной темой фантазий у гомосексуальных женщин и мужчин является активное принуждение, но если у мужчин оно связано преимущественно с применением физической силы, то у лесбиянок это чаще психологическое давление.
Быть может, после всего сказанного о сексуальных фантазиях уместно будет вспомнить слова Столлера, что «человек не очень склонен любить, особенно в то время, когда он занимается любовью».
Источники: KtitchadourianH.A.,La sexualite humaine, Montreal, Les Editions HRW, 1982.
Stoller R.J.,1979, L'excitation sexuelle, Paris, Payot, 1984. Goleman D..Bush S., „Les fantasmes sexuels", Psychologie, n 98, mars 1978, p. 33-38.
Документ 10.2. Детское мышление
Представление о мышлении ребенка как о «примитивном» или «сумасшедшем» мышлении, существенно отличном от мышления взрослого человека по своим формам и содержанию, возникло в результате работ таких психологов, как Клапаред (Claparede, 1873-1940), Пиаже, Валлон и многие другие.
Для структуры мышления ребенка от 3 до 7-8 лет характерны два главныхпризнака-эгоцентризми синкретизм,которые накладывают отпечаток на все его видение мира и расшифровку воспринимаемого.
Эгоцентризм
Зачастую эгоцентризм ошибочно определяют как представление ребенка, что все вокруг имеет к нему отношение. Во многом такое определение неточно, так как для ребенка это «все» не существует само по себе. С самого рождения он воспринимает мир лишь как свое продолжение, имеющее смысл только в плане удовлетворения его потребностей. Таким образом, речь идет о субъективном восприятии, препятствующем какому бы то ни было различению связей между самим ребенком и внешними объектами и тем более не позволяющем устанавливать связи или отношения этих объектов между собой. Для ребенка мир таков, каким он воспринимает его собственными глазами и ощущает через извлекаемые из него удовольствия; восприятие ребенком реальности не может быть объективным.
И ребенок, который звонит по телефону своей бабушке и говорит: «Бабушка, посмотри, какая у меня красивая кукла!», и ребенок, убежденный, что бакалейщик продает конфеты, чтобы сделать приятное детям, обнаруживают свое насквозь эгоцентрическое видение мира.
Хотя эгоцентризм мало-помалу смягчается на стадии конкретных операций, нередко можно встретить и взрослого человека, который, входя в комнату, восклицает: «Бррр... Закройте окно, тут так холодно!». Вместо того чтобы сначала убедиться в обратном, он выносит собственное суждение об окружающем от имени всех присутствующих.
Синкретизм
Ребенок, которому эгоцентризм мешает уловить связь между предметами, имеет тем не менее «смутное и неверное» представление о некоем целом, в котором все перепутано без разбору и отдельные детали которого выступают для ребенка в зависимости от представляемого ими интереса. Клапаред назвал такое восприятие мира детским синкретизмом,три грани которого характеризуют мышление ребенка. Речь идет об интуитивномиглобальноммышлении с рядоположнымрассмотрением деталей.
Интуитивныйхарактер синкретизма проявляется в том, что ребенок, будучи неспособным устанавливать связи между разными элементами ситуации, не имеет возможности оправдывать свои действия и еще меньше в состоянии приводить доводы в пользу того, что он утверждает.
Так, если ему нужно поделить между собою и своим маленьким приятелем 6 конфет, он отдаст 3 конфеты другу и 3 оставит себе, но обоснует свой дележ не словами «если от 6 отнять 3, будет 3», а скорее следующим рассуждением: «Ну, ладно, если 3 разделить на 2, будет 6!». Точно так же нередко можно услышать и диалог вроде того, что приводится ниже, где путаница в терминах вызывает общую неразбериху:
-Они двигают лодки? - Да.
- Кто приводит в движение лодки?
- Вода.
- А кто приводит в движение воду?
- Лодки.
Глобальностьсинкретизма заключается в том, что ребенок не способен воспринять существующую организацию элементов. Поэтому он видит лишь нерасчлененное целое. Например, ребенок трех или четырех лет легко может узнать страницу книги, которую он любит слушать, даже если он не умеет читать и не имеет никакого представления о значении букв и слов.
В качестве примера смешения понятий, типичного для глобализма шестилетнего ребенка, Валлон приводит следующий диалог:
Валлон.Как бывает, когда человек умрет?
Ребенок.