Файл: Годфруа Ж. Что такое психология в 2х т. Оглавление предисловие редактора перевода.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 849
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Но чаще всего ставится вопрос о воспроизводимости экспериментов. Экспериментатор, повторяя опыт с теми же испытуемыми и при тех же условиях, не уверен в получении тех же результатов. Вступает в действие совокупность факторов, связанных с испытуемыми, с материалом, с экспериментатором и с самими пси-феноменами. Избавиться от всего этого пока не удается.
И наконец, многие критики указывают на отсутствие теории и практических приложений и даже просто считают существование пси-феноменов невозможным ввиду его несовместимости с общепризнанными научными теориями (Bauer, 1984).
Хотя исследователи пси-феноменов смогли учесть все эти критические замечания, проявляя большую строгость и предусмотрительность в постановке экспериментов и выполняя самые жесткие требования в отношении статистического анализа, некоторые ученые продолжают рассматривать парапсихологию как псевдонауку. Они требуют ее исключения из Американской ассоциации научного прогресса. Что касается большинства в научном мире, то оно продолжает со вниманием относиться к результатам исследований, проводимых в строго контролируемых условиях. Сегодня широко распространена настороженность по отношению к псевдооткрытиям и к так называемым медиумам, но, тем не менее, сохраняется дух непредубежденной оценки любых фактов, способных пролить свет на поведение человека. Тропинки еще очень узки, но они по меньшей мере имеют право на существование.
Наше восприятие мира 233
Литература
Общие работы
•BauerЕ. (1984). "Criticism and controversies in parapsychology. An overiew", European Journal of Parapsychology, vol. 5, n°2, p. 141-165. Belanger L., 1978. Psi au-dela de 1'occultisme, Montreal, Quebec-Amerique. Bender H., 1976. L'univers de la parapsychologie, Paris, Dangles. ChildI. (1985). "Psychology and anomalous observations. The question of ESP in
dreams", American Psychologist, vol. 40, n°ll, p. 1219-1230.
Duval P., Montredon E. (1968). "ESP experiments with mice". Journal of Parapsychology, 32, p. 155-166. Krippner S., 1979. Advances in Parapsychological Research: 2-Extrasensory Perception,
New York, Plenum Press. Krippner S., 1984. "Holonomie et parapsychologie" dans K. Wilber, Le paradigme
holographique, Montreal, Le Jour Editeur (article repris de Revision Journal, 1978). Kurtz P. (Ed.), 1985. A skeptic's handbook of parapsychology, Buffalo, NY, Prometheus Books.
Morris B. "The evidence for parapsychology: Some strategies for research and evaluation", Communication presentee au premier congres international du "Committee for the Scientific Investigation of Claims of the Paranormal" tenu a Buffalo, NY, les 28 et 29 octobre 1983.
RhineJ. B. (1954). "A review of the Pearce-Pratt distance series of ESP tests". Journal of Parapsychology, 18, 165-177.
RhineL. E., 1975. Initiation a la parapsychologie, Paris, Presses de la Renaissance.
Schmidt H. (1969). "Clairvoyance Test with a Machine", Journal of Parapsychology, 33, p. 300-306.
Schmidt H. (1969). "Precognition of a Quantum Process", Journal of Parapsychology, 33, p. ^9-108.
Targ R., Puthoff H., 1977. Mind Reach: Scientists look at psychic ability, New York, Delacorte.
TartС.Т. (1963). "Psychological correlates of psi cognition", International Journal of Parapsychology, 5, p. 375-386.
Thouless R.H., 1972. From anecdote to experiment in psychical research, London, Routhledge.
Vllman M., Krippner S., Vaughan A., 1977. La telepathie par le reve, Paris, Tchou.
Van De Castle R.L. (1969). "The facilitation of ESP throw hypnosis", American Journal of Clinical hypnosis, vol. 12, n° 1, p. 37-56.
^Volman B.B., 1977. Handbook of Parapsychology, New York, Van Nostrand Reinhold Company.
Цитированная литература 4riam S., Siller J. (1982). "Effects of subliminal stimuli in Hebrew on academic
234 Глава5
performance of Israeli high school students", Journal of Abnormal Psychology
n° 91, p. 343-349. Bardeley A.D. (1966). "Time-estimation at reduced body temperature", American
Journal of Psychology, n° 79, p. 475-479. Blackemore C., Cooper G.F. (1970). "Development of the brain depends on the visual
environment". Nature, n° 228, p. 477-478. Boring E.G., Langfeld H. S., Weld H. P., 1948. Foundations of psychology, New York,
John Wiley and Sons Inc. Boring E. G. (1964). "Size-constancy in a picture", American Journal of Psychology,
n° 77, p.494-498.
Broadbent D. E., 1958. Perception and communication, London, Pergamon Press.Capra F., 1979. Le tao de la physique, Paris, Tchou. Capra F., 1983. Le temps du changement, Monaco, Ed. du Rocher. Cherry E. C. (1953). "Some experiments on the recognition of speech with one and the
two ears". Journal of the Acoustical of Society of America, n° 25, p. 975-979. Deiorme A.,1982. Psychologie de la perception, Montreal, Ed. Etudes vivantes. DixonN.F., 1971. Subliminal perception - the nature ot controversy, London,
McGraw-Hill. Fantz R. L., 1970. "Visual perception and experience in infancy: issues and approaches",
in: Early experience and visual information processing and reading disorders, New
York, National Academy of Science. Fraisse P., 1957. Psychologie du temps, Paris, P.U.F.Gerome P., 1985. Le vaisseau d'isolation sensorielle, Paris, Sand. Gibson E.J.. Walk R.D. (1969). "The visual cliff", Scientific American, n° 202, p. 2-9. Gregory R.L., 1966. L'oeil et le cerveau, Paris, Hachette. Haynes H., White B.L., Held R. (1965). "Visual accomodation in human infants",
Science, n° 148, p. 528-530.
Heron W. (1957). "The pathology of boredom". Scientific American, n° 196, p. 52-69.Hess E.H. (1965). "Attitude and pupil size". Scientific American, n° 212, p. 46-54. Lilly J., 1977. The deep Self, New York, Warner Books. Lilly J., 1980. Les simulacres de Dieu, Paris, Retz. McGuinnies E. (1949). "Emotionality and perceptual defense", Psychological Review,
n° 56, p. 244-251.
Pribram K... 1971. Languages of the Brain, Englewood Cliffs, Prentice-Hall. Rhine J.В., 1979. La double puissance de 1'esprit, Paris, Payot. Science et consience,
Colloque de Cordoue, Paris, Stock. Silverman L.H., Lachmann P.M., Milich R.H., 1982. The search of oneness, T>few York,
International Universities Press. Targ R., Harary, 1985. L'energie inconnue, Paris, Flarnmarion. Vassiliev L.L., 1963. La suggestion a distance, Paris, Vigot. Von Uexkuil J., 1956. Mondes animaux et monde humain, Paris, Gonthier. Wilber K., 1984. Le paradigme holographique - Montreal, Le Jour Ed.
Материал для самопроверки
Заполнитьпробелы
1. Наши органы чувств ..... в своей способности воспринимать стимулы.
2. Органы чувств ребенка способны функционировать с момента ..... .
3. Когда сенсорные сигналы новы или неполны, мозг действует путем выдвижения ..... .
4. Почти все наши восприятия -результат предшествующего ..... .
5.Все то, что меньше, более обычно и имеет более правильную форму, а особенно то, что имеет для нас большое ..... , будет воспринято как ..... ,
выделяющаяся на менее структурированном .....
6. Принцип ..... заключается в том, что мозг всегда старается сделать контур фигуры более ..... и ......
7. Группировка элементов, лежащая в основе организации восприятия, осуществляется по принципам ................. и ......
8. Наше восприятие предметов остается .....(.....) независимо от их расстояния от глаз и угла зрения.
9. Фронтальное расположение глаз у человека характерно также для .....
животных.
10. Бинокулярное зрение составляет основу ..... видения окружающего нас мира.
11. К монокулярным признакам глубины, играющим важную роль в восприятии отдаленных предметов, относится ..... и ..... перспектива.
12. Когда мы поворачиваем голову, из-за эффекта параллакса нам кажется, что ..... объекты перемещаются в поле зрения быстрее, чем ..... .
13. Когда мозг не способен больше сортировать сигналы, поступающие из внешнего мира, это значит, что он находится в состоянии .....
14. Сенсорная адаптация состоит в ..... восприимчивости рецепторов, подвергающихся ..... раздражению.
15. ..... происходит тогда, когда стимул (или событие) становится до такой
степени обычным, что ретикулярная формация ..... их поступление в кору
мозга.
16 . Реакция внимания связана со степенью ................. или ..... стимула
(события или объекта).
17.Выбор информации, поступающей в мозг из окружающей среды, зависит
главным образом от ........... и ..... самого субъекта.
18. По-видимому, в мозгу существует какой-то ..... , который ограничивает
способность мозга улавливать сигналы, поступающие по разным входным
каналам.
19. Предел чувствительности каждого из органов чувств, за которым не может произойти их ...... называется ..... ......
20. Порог восприятия зависит от уровня ..... мозга, а также от ..... субъекта
к сигналу, который превысил ..... порог.
21. Зона, расположенная между физиологическим порогом и порогом восприятия, называется ..... зоной.
22...... ..... состоит в повышении порога для сигналов, оцениваемых центрами мозга как ..... .
23. ..... восприятие, по-видимому, позволяет организму так реагировать на
поступающие сигналы, как он не смог бы отреагировать, если бы они были восприняты на уровне ..... .
24. По мнению некоторых ученых, ..... восприятие является нормальной способностью, которой, возможно, в ..... форме обладает каждый из нас.
25. Сенсорная изоляция очень быстро вызывает появление ..... в ЭЭГ, а также всевозможные ..... и ......
Верно или неверно?
1. У всех животных и человека способность рецепторов улавливать сигналы ограниченна.
2. Наше восприятие окружающего частично зависит от нашей культуры и опыта.
3. При истолковании элементов восприятия наш мозг выбирает самый сложный вариант.
4. Наше восприятие предметов все время изменяется в соответствии с их расстоянием от глаз и с углом, под которым мы их видим.
5. Наше стереоскопическое видение мира перестает зависеть от бинокулярного зрения, если предметы удалены от нас более чем на 15 метров.
6. Сенсорная адаптация и привыкание -явления, происходящие на уровне рецепторов.
7. Чаще всего мозг оказывается способным сознательно расшифровывать сигналы, поступающие по разным каналам.
8. Порог восприятия гораздо менее постоянен, чем физиологический порог.
9. Перцептивную бдительность можно объяснить повышением порога восприятия.
10. Проявления подпорогового восприятия были неопровержимо доказаны.
11. Экстрасенсорное восприятие пока еще не рассматривается как законный предмет научного исследования.
12. Последние эксперименты подтвердили наличие патологических эффектов при сенсорной изоляции.
Выбрать правильный ответ
1. Функции рецепторов
а) характерны для каждого вида живых существ;
б) зависят от уровня развития мозга;
в) одинаковы у всех видов;
г) наиболее развиты у человека.
2. Органы чувств ребенка начинают функционировать
а) у большинства до рождения;
б) с момента рождения;
в) в первые недели после рождения;
г) на втором месяце после рождения.
3. Наше восприятие мира связано
а) с культурой, к которой мы принадлежим;
а) с практикой;
в) с опытом.
г) Все эти ответы верны.
4. По мнению представителей школы гештальт-психологии, фигура по сравнению с фоном бывает более
а) упорядоченной;
б) структурированной;
в) значимой.
г) Все ответы верны.
5. Принцип дополнения состоит в том, что мозг стремится
а) дополнить плохо очерченный контур;
б) сгруппировать близко расположенные друг к другу элементы;
в) сгруппировать сходные элементы.
г) Все ответы верны.
6. Известно, что элементы складываются в фигуру, если они имеют одинаковое направление. В этом проявляется принцип
а) дополнения;
б) сходства;
в) непрерывности;
г) симметрии.
7. Бинокулярное зрение
а) позволяет воспринимать глубину;
б) неэффективно на расстояниях более 15 метров;
в) может быть заменено монокулярными признаками.
г) Все ответы верны.
8. Чтобы представление о мире оставалось стабильным, мозг должен
а) постоянно осуществлять коррекции;
б) учитывать расстояние, на котором находятся предметы;
в) изменять восприятие в зависимости от угла зрения.
г) Ни один из ответов не верен.
9. Эффект параллакса
а) позволяет оценивать расположение удаленных предметов;
б) служит одним из монокулярных признаков глубины;
в) связан с движением головы наблюдающего.
г) Все ответы верны.
10. Когда наш мозг становится неспособен делать выбор сигналов при их избыточном притоке, говорят, что мозг находится в состоянии
а) сенсорной адаптации;
б) привыкания;
в) избирательного внимания.
г)Ни один из ответов не верен.
11. Привыкание проявляется в том, что мы быстро перестаем замечать
а) соприкосновение одежды с кожей;
б) периодически возобновляющийся шум мотора холодильника;
в) запах щей в кухне.
г) Все ответы верны.
12. Стимул или объект имеет тем больше шансов привлечь внимание, чем он
а) новее;
б) сложнее;
в) интенсивнее.
г) Все ответы верны.
13. Наш мозг
а) способен декодировать одновременно различные сигналы;
б) постоянно фильтрует сигналы;
в) легче интегрирует зрительные сигналы;
г) может быть внимательным одновременно к зрительным и слуховым сигналам.
14. Физиологический порог
а) представляет собой предел чувствительности рецептора;
б) определен генетически;
в) может меняться с возрастом.
г) Все ответы верны.
15. Осознанное узнавание зависит
а) от порога восприятия;
б) от контроля, осуществляемого ретикулярной формацией;
в) от деятельности высших центров.
г) Все ответы верны.
16. Феномен перцептивной защиты
а) связан с понижением порога восприятия;
б) вызывается необычностью некоторых стимулов;
в) облегчает узнавание некоторых слов.
г) Ни один из ответов не верен.
17. Подпороговое восприятие
а) может быть причиной реакций, не контролируемых сознанием;
б) представляет собой неопровержимо доказанное явление;
в) наблюдается только у здоровых испытуемых.
г) Все ответы неверны.
18. Экстрасенсорное восприятие
а) в настоящее время является предметом изучения в психологии;
б) многими рассматривается как обычная способность;
в) интересует в равной степени физиков и психологов.
г) Все ответы верны.
19. Опыты сенсорной изоляции, проводимые в Университете Мак-Гилла