Файл: Годфруа Ж. Что такое психология в 2х т. Оглавление предисловие редактора перевода.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 875
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
17. Понятия -это категории, позволяющие упорядочивать наш опыт и восприятие мира, объединяя их в абстрактную концепцию.
18. Созревание - это уровень зрелости, которого достигает организм в процессе развития, проходя ряд последовательных этапов, сходных у всех особей данного вида.
19. Критический период -это тот период развития, во время которого научение крайне затруднено.
20. Отрицательный перенос возможен в том случае, когда новая информация слишком сходна с имеющейся, хотя и отлична от нее.
Выбрать правильный ответ
1. Какая из перечисленных форм научения относится к реактивным типам поведения:
а) метод проб и ошибок;
б) латентное научение;
в) сенсибилизация;
г) все перечисленные формы.
2. Световой сигнал, вызывающий отдергивание лапы, если за ним следует электрический удар, - это
а) условный раздражитель;
б) безусловный раздражитель;
в) безусловный рефлекс;
г) индифферентный раздражитель.
3. Представим себе, что ребенок как-то приласкал собаку, а та на него внезапно залаяла, и в результате он стал бояться всех собак вообще. Что является в данном случае безусловным раздражителем:
а) боязнь собак;
б) собака;
в) лай;
г) ласка.
4. При выработке оперантных форм поведения
а) организм относительно пассивен;
б) индивидуум вырабатывает когнитивные стратегии;
в) после условного раздражителя должен следовать безусловный.
г) Ни один из этих ответов не верен.
5. Научение методом проб и ошибок
а) основано на законе эффекта;
б) осуществляется благодаря случайным поведенческим реакциям;
в) состоит в том, что число ошибок по мере увеличения числа проб снижается.
г) Все ответы верны.
6. Формирование реакций всегда осуществляется
а) путем ассоциаций между индифферентным и безусловным раздражителями;
б) путем последовательных приближений;
в) благодаря случаю:
г) путем наблюдения за моделью.
7. Если животное хочет пить и получает воду в поилку после нажатия на рычаг
то эта вода служит для него
а) подкрепляющим агентом;
б) подкреплением;
в) условным рефлексом;
г) фактором формирования реакции.
8. Отрицательное подкрепление -это такое подкрепление, которое приводит
а) к быстрому угасанию реакции;
б) к ее формированию;
в) к ее исчезновению;
г) к торможению.
9. Наказание
а) действует так же, как отрицательное подкрепление;
б) способствует развитию других инициативных форм поведения;
в) препятствует определенной форме поведения.
г) Все ответы неверны.
10. Процесс, при котором индивидуум начинает воспроизводить одну и ту же поведенческую реакцию во всех ситуациях, сходных с той, в которой раньше происходило подкрепление, называется
а) генерализацией;
б) дифференцировкой;
в) подражанием;
г) воспроизведением.
11. При научении путем наблюдения
а) индивидуум просто-напросто подражает модели;
б) модель должна осуществлять очень простое поведение;
в) вероятность подражания модели выше, если модель в результате данного поведения вознаграждается.
г) Все ответы верны.
12. Викарное поведение осуществляется
а) путем простого подражания модели;
б) с учетом тех последствий, которые оно имеет для модели;
в) после переструктурирования ситуации высшими психическими процессами.
г) Все ответы верны.
13. При латентном научении индивидуум научается
а) понимать значение раздражителя;
б) разрабатывать когнитивные карты;
в) использовать все то, чему он научился в результате подкрепления.
г) Все ответы верны.
14. При освоении сложных психомоторных навыков вырабатывается когнитивная стратегия, необходимая для того, чтобы
а) концентрировать внимание на различных сторонах задачи;
б) программировать деятельность в зависимости от характера задачи;
в) воспроизводить различные элементы поведения в определенном порядке.
г) Все ответы верны.
15. Особенность инсайта заключается
а) в способе выработки гипотез;
б) в оригинальности решения;
в) в выработке когнитивных стратегий.
г) Все ответы неверны.
16. При научении путем рассуждений разработка гипотез
а) начинается после учета исходных данных задачи;
б) позволяет установить связи между этими данными;
в) лишь в редких случаях опирается на предшествующий опыт.
г) Все ответы верны.
17. Первая стадия выработки понятий состоит
а) в обобщении;
б) в дифференцировке;
в) в абстрагировании.
г)Все ответы неверны.
18. Развитие организма
а) определяется генотипом каждого индивидуума;
б) специфично для каждого вида;
в) зависит от внутреннего процесса созревания.
г) Все ответы верны.
19. Критические периоды -это такие периоды развития, во время которых
а) научение затруднено;
б) организм достигает зрелости;
в) организм более восприимчив к тому или иному научению;
г) созревание осуществляется быстрее всего.
20. Эффективность деятельности, связанной с тем или иным научением, зависит
а) от состояния сознания;
б)от стресса;
в) от ситуации, в которой эта деятельность осуществляется.
г) Все ответы верны.
Ответы на вопросы
Заполнить пробелы
1-реактивного, оперантного, когнитивное; 2 - реактивных; 3-оперантных;
4- Когнитивные, оценки, прошлого, возможностей, адекватное; 5 - Привыкание, сенсибилизация, повторяющиеся; 6 - репертуаре; 7 - безусловными, условия, стимула; 8 - индифферентным, сочетания; 9-действия, результат; 10-проб, ошибок, желаемому, отбрасываются; 11 - Подкрепление, повышает; 12-Выработка, приближений; 13- неприятной, подкрепление, воспроизводиться; 14-исчезновению, неприятные; 15-физиологической; 16-Угасание, безусловный; 17-дифференцировке, безусловным стимулом, угасают; 18-условного; 19-Викарное, модели, последствия; 20-латентном, когнитивные, связи; 21-психомоторным, стратегии; 22-инсайтом; 23 - рассуждения, гипотезы; 24 - абстрагирование, обобщение; 25-созревание, зрелости; 26 - Критические, чувствителен; 27-способность, эффективность; 28-Перенос, облегчать, затруднять; 29 - положительный.
Верно или неверно?
1-В; 2-Н; 3-Н; 4-Н; 5-В; 6-Н; 7-В; 8-В; 9-Н; 10-Н; 11-В; 12-В; 13-Н;
14-Н; 15-Н; 16-В; 17-В; 18 Н; 19-Н; 20-В.
Выбрать правильный ответ
1-в; 2-а; 3-в; 4-г; 5-г; 6-б; 7-б; 8-б; 9-в; 10-а; 11-в; 12-б; 13-г; 14-г:
15-г; 16-а; 17-в; 18-г; 19-в; 20-г.
Глава 8 Память, мышление и общение
Память
Как отмечает Шапутье (Chapouthier, 1973), если «научение - это процесс, позволяющий накапливать информацию в нервной системе», то память можно определить как «совокупность информации, приобретенной мозгом и управляющей поведением».
Мы уже знаем, каким образом рецепторы и особенно ретикулярная формация выполняют роль фильтров, выделяя в каждый момент времени те входные сигналы, которые признаются важными для организма. Только после этого мозг «обращает внимание» на эту важную информацию и решает, как ее обрабатывать и сохранять.
Таким образом, события жизни проходят через нашу память как через сито. Некоторые из них задерживаются в его ячейках надолго, другие же только на то время, которое требуется, чтобы через эти ячейки пройти. Без этого механизма избирательной фиксации никакое научение не было бы возможным, так как в мозгу не оставалось бы следов, формирующих навыки, необходимые для выживания. С другой же стороны, если бы сохранялась вся несущественная информация, то нервные сети оказались бы настолько перегруженными, что мозг в конце концов уже не мог бы отделять главное от второстепенного и деятельность его была бы полностью парализована. Поэтому память-это способность не только к запоминанию, но и к забыванию.
Структура памяти
Большинство психологов признают существование трех уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация. В соответствии с этим различают непосредственную, или сенсорную, память,кратковременную память и долговременную память.
349
Сенсорная память
Как следует из ее названия, сенсорная память -это примитивный процесс, осуществляемый на уровне рецепторов. Сперлинг (Sperling, 1960) показал, что следы в ней сохраняются лишь очень короткое время -порядка 1/4 секунды, и за это время решается вопрос о том, привлечет ли ретикулярная формация внимание высших отделов мозга к поступившим сигналам. Если этого не происходит, то менее чем за секунду следы стираются и сенсорная память заполняется новыми сигналами (см. документ 8.1).
Частный случай сенсорной памяти составляют последовательные образы. Они возникают при воздействии на сетчатку сильного или длительного раздражителя (см. документ 8.2).
Кратковременная память
В том случае, если информация, переданная рецепторами, привлекла внимание мозга, она может в течение короткого промежутка времени сохраняться, и за это время мозг ее обрабатывает и интерпретирует. При этом решается вопрос о том, достаточно ли данная информация важна для того, чтобы передаваться на долговременное хранение.
Кратковременная память характеризуется не только определенной длительностью удержания информации, но такжеемкостью, т. е. способностью одновременно сохранять определенное число разнородных элементов информации.
Длительность. Было установлено (Peterson, Peterson, 1959), что кратковременная память действует в течение примерно 20 секунд; за это время сохраняется очень немного информации - например, какое-то число или несколько слогов из трех-четырех букв.
В случае, если информация не вводится повторно или не «прокручивается» в памяти, она по истечении этого промежутка исчезает, не оставляя заметных следов. Представим себе, например, что мы нашли в списке абонентов какой-то телефонный номер, набрали его, а линия оказалась занятой. Если при этом мы мысленно не повторяем этот номер, то спустя несколько минут нам придется искать его снова.
Емкость. С 1885 года Эббингауз (рис. 8.1) ставил сам над собой опыты с целью выяснить, сколько информации он может одновременно запомнить без каких-либо специальных мнемонических приемов. Оказалось, что емкость памяти ограничена семью цифрами, семью буквами или же названиями семи предметов. Это «магическое число» семь, служащее своего рода меркой памяти, было проверено Миллером (Miller, 1956). Он показал, что память действительно в среднем не может хранить одновременно более семи элементов; в зависимости от сложности элементов это число может колебаться в пределах от 5 до 9.
Если необходимо в течение короткого времени сохранить информацию, включающую больше семи элементов, мозг почти бессознательно группирует эту информацию таким образом, чтобы число запоминаемых элементов не превышало предельно допустимого. Так, номер банковского счета 30637402710, состоящий из одиннадцати элементов, будет, скорее всего, запоминаться как 30 63 740 27 10, т.е. как пять числовых элементов, или 8 слов (тридцать, шестьдесят, три, семьсот, сорок, двадцать, семь, десять).
350Глава 8
Рис. 8.1. Герман Эббингауз - немецкий психолог (1850-1909). Этот ученый впервые начал исследовать память с помощью научных методов.
Отметим также, что если в подобном случае действует в основном механизм слухового запоминания, то возможна и зрительная память – в частности, когда требуется запомнить какой-либо несловесный (невербальный) материал. Вмнемотехнических методиках, к которым прибегают для лучшего запоминания, могут использоваться оба эти механизма (см. документ 8.3).