Файл: Физического воспитания это единство идеологических, научнометодических основ, а также организаций и учреждений осуществляющих физическое воспитание граждан России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 БИЛЕТ Цели и задачи российской системы физического воспитания. Физическое воспитание как составная часть воспитания молодежи.
Система физического воспитания - это единство идеологических, научно-методических основ, а также организаций и учреждений осуществляющих физическое воспитание граждан России.
Под понятием система имеют в виду нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей, предназначенных для выполнения конкретных функций и решения тех или иных задач.
Цель физического воспитания в Российской Федерации оптимизация физического развития, всестороннее совершенствование свойственных каждому физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность; обеспечение на этой основе подготовленности каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим видам деятельности.
Задачи физического воспитания:
Для того чтобы цель сделать реально достижимой в физическом воспитании, решается комплекс конкретных задач (специфических и общепедагогических), которые отражают многогранность процесса воспитания, этапы возрастного развития воспитываемых, уровень их подготовленности, условия достижения намеченных результатов.
• сохранение и укрепление здоровья учащихся;
• повышение уровней физической подготовленности и физического развития для улучшения умственной и физической работоспособности;
• воспитание потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, в физическом самосовершенствовании и здоровом образе жизни;
• овладение методами оценки физического состояния и самоконтроля в процессе занятий физическими упражнениями;
• приобретение теоретических знаний, умений, навыков в области физической культуры;
Физическое воспитание как составная часть обучения учащейся молодежи было призвано способствовать успешному воспитанию развитого, всесторонне подготовленного человека.
Физическое воспитание — неотъемлемая составляющая часть почти всех воспитательных систем. Физическое воспитание способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.Физическое воспитание – это вид воспитания, специфическим
содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.
2 БИЛЕТ Принципы российской системы физического воспитания и их роль в практической деятельности.
Общими принципами реализации задач, вытекающих из цели физического воспитания, являются:
1) принцип содействия всестороннему и гармоническому развитию личности; 2) принцип связи физического воспитания с практикой (прикладности);
3) принцип оздоровительной направленности.
Общими они называются потому, что их действие распространяется на всех работников в сфере физической культуры и спорта, на все звенья системы физического воспитания (дошкольные учреждения, школа, средние специальные и высшие учебные заведения и т.п.), на государственные и общественные формы организации (массовая физическая культура и спорт высших достижений и т.д.).
В общих принципах заложено требование общества, государства как к самому процессу физического воспитания, так и к его результату (каким должен стать человек, занимающийся физической культурой)
1. Принцип содействия всестороннему и гармоничному развитию личности. Данный принцип раскрывается в двух основных положениях.1. Обеспечить единство всех сторон воспитания, формирующих гармонически развитую личность. В процессе физического воспитания и смежных формах использования физической культуры необходим комплексный подход в решении задач нравственного, эстетического, физического, умственного и трудового воспитания.2. Комплексное использование различных факторов физической культуры для полного общего развития свойственных человеку жизненно важных физических качеств и основанных на них двигательных способностей наряду с формированием широкого фонда двигательных умений и навыков, необходимых в жизни. В соответствии с этим в специализированных формах физического воспитания необходимо обеспечивать единство общей и специальной физической подготовки.
2. Принцип связи физического воспитания с практикой жизни (принцип прикладности).Этот принцип в наибольшей мере отражает целевое назначение физической культуры: готовить человека к трудовой, а также в силу необходимости к военной деятельности. Принцип прикладности конкретизируется в следующих положениях. Решая конкретные задачи физической подготовки, следует при прочих равных условиях отдавать предпочтение тем средствам (физическим упражнениям), которые формируют жизненно важные двигательные умения и навыки непосредственно прикладного характера. В любых формах физкультурной деятельности необходимо стремиться обеспечить приобретение возможно более широкого фонда разнообразных двигательных умений и навыков, а также разностороннее развитие физических способностей. Постоянно и целенаправленно связывать культурную деятельность с формированием активной жизненной позиции личности на основе воспитания трудолюбия, патриотизма и нравственных качеств.
3. Принцип оздоровительной направленности. Смысл принципа заключается в обязательном достижении эффекта укрепления и совершенствования здоровья человека. Этот принцип обязывает:
определяя конкретное содержание средства и метода физического воспитания, непременно исходить из их оздоровительной ценности, как обязательного критерия;
планировать и регулировать тренировочные нагрузки в зависимости от пола, возраста, уровня подготовленности занимающихся;
обеспечивать регулярность и единство врачебного и педагогического контроля в процессе занятий и соревнований;
широко использовать оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.
Таким образом, основное назначение общих принципов системы физического воспитания сводится к следующему:
к созданию наиболее благоприятных условий и возможностей для достижения цели и решения задач физического воспитания;
к обозначению общей направленности процесса физического воспитания (всесторонности, прикладности, оздоровления);
к определению основных путей, гарантирующих достижение положительных результатов физического воспитания (пути реализации их на практике).
3 БИЛЕТ Основы российской системы физического воспитания и их место в практической деятельности.
Основы системы физического воспитания.
Система физического воспитания – это исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни.
1. Мировоззренческие основы.
Мировоззрение представляет собой совокупность взглядов и идей, определяющих направленность человеческой деятельности.
В отечественной системе физического воспитания мировоззренческие установки направлены на содействие всестороннему и гармоничному развитию личности занимающихся, реализацию возможностей достижения каждым физического совершенства, укрепление и многолетнее сохранение здоровья, подготовку на этой основе членов общества к профессиональным видам деятельности.
2. Теоретико-методические основы.Система физического воспитания опирается на достижения многих наук. Ее теоретико-методической основой служат научные положения естественных (анатомия, физиология, биохимия и др.), общественных (философия, социология и др.), педагогических (психология, педагогика и др.) наук, на основе которых дисциплина «Теория и методика физического воспитания» разрабатывает и обосновывает наиболее общие закономерности физического воспитания.
3. Программно-нормативные основы.
Система физического воспитания в Российской Федерации — это
исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование и формирование здорового образа жизни людей.
Мировоззренческие основы представляют собой совокупность взглядов и идей, которые определяют направленность человеческой деятельности. Мировоззренческие основы физического воспитания складывались и изменялись в соответствии с развитием общества: его религиозных основ, социальных отношений, уровня развития материальных и духовных благ. В настоящее время мировоззренческие основы системы физического воспитания в Российской Федерации отражают содействие всестороннему и гармоничному развитию личности и достижению каждым членом общества физического совершенства, укрепление и сохранение здоровья, подготовку на этой основе членов общества к профессиональной деятельности.
Теоретико-методические основы служат фундаментом для научно обоснованного процесса физического воспитания, опирающегося на положения многих наук: психологии и педагогики, физиологии, биохимии и др. Исходя из них ТМФВ разрабатывает общие закономерности осуществления процесса физического воспитания. Базовые знания теории и методики физического воспитания передаются в специализированных образовательных учреждениях. В дальнейшем специалисты физического воспитания на протяжении всей своей профессиональной деятельности должны заниматься самообразованием. Без соблюдения этого условия невозможно быть конкурентоспособным и решать серьезные профессиональные задачи.
Программно-нормативные основы характеризуют законодательные акты в области физкультуры и образования: Федеральные законы от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», государственные образовательные стандарты в области физкультурного образования и спорта, государственные учебные программы по физической культуре и спорту и другие нормативные акты. Поскольку физическое воспитание и спорт, а также профессиональное образование в России являются государственной функцией, то их регулирование осуществляется соответствующими государственными органами на основе регламентирующих документов, отражающих научно обоснованную организацию их деятельности.
Организационные основы отражают организационную структуру физического воспитания и спорта. В Российской Федерации она представлена государственными и общественными органами управления. Государственные органы управления: Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ; Министерство образования и науки РФ; региональные и местные органы управления, общественные организации: федерации по отдельным видам спорта, спортивные общества, клубы и др.
4 БИЛЕТ Техника физических упражнений. Расшифровать подробнее
Выполняя какое-либо физическое упражнение, человек решает определенную двигательную задачу: толкнуть штангу данного веса, преодолеть в прыжке определенную высоту, толкнуть ядро как можно дальше. Во многих случаях одна и та же задача может быть решена несколькими способами. Например, удар по футбольному мячу можно выполнить внешней или внутренней частью стопы, носком или подъемом. Таким образом, речь идет о технике движения.
Техника физического упражнения – это способ решения двигательной задачи.
В основе каждого способа выполнения физического упражнения лежит совокупность взаимосвязанных движений. Эти движения, объединенные между собой общей смысловой (целевой) направленностью физического упражнения, называют операциями.
Стандартная техника – это научно обоснованный, наиболее рациональный способ решения двигательной задачи.
Двигательные действия состоят из отдельных движений. При этом не все движения в нем являются одинаково важными. В связи с этим различают основу техники движений, основное (ведущее) звено и детали техники.
Основа техники – это совокупность относительно неизменных и достаточных для решения двигательной задачи движений.
Например, в прыжках в высоту способом «перешагивание» основой техники будут являться постепенно ускоряющийся разбег с определенным ритмом беговых шагов, отталкивание с одновременным выносом маховой ноги, переход через планку, приземление.
Основное (ведущее) звено техники – это наиболее важная и решающая часть в технике данного способа выполнения двигательной задачи.
Выполнение ведущего звена техники в движениях обычно происходит в сравнительно короткий промежуток времени и требует больших мышечных усилий.
Детали техники – это второстепенные особенности движения, не нарушающие его основного механизма (основы техники).