Файл: Физического воспитания это единство идеологических, научнометодических основ, а также организаций и учреждений осуществляющих физическое воспитание граждан России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
11 БИЛЕТ Основы построения процесса спортивной подготовки. - Спортивная подготовка как многолетний процесс. Структура многолетнего процесса спортивной тренировки. Цели и задачи этапов подготовки.
1 этап (начальная подготовка)
На этап начальной подготовки зачисляются лица не моложе 7 лет. Лица, зачисленные на
данный этап спортивной подготовки, не должны иметь медицинских противопоказаний для
освоения Программы, успешно сдать нормативы по общей физической и специальной
физической подготовке.
Задачи этапа подготовки:
- Обучение основам техники выполнения упражнений, начальной хореографической и музыкально-двигательной подготовки.
- Обучение основам специально-технической подготовки (освоение подготовительных, подводящих и базовых элементов).
- Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться из-за чужих неудач.
- Способствовать развитию общей и специальной физической подготовки (гибкости, ловкости, координации, музыкальности и выразительности движений).
Приоритетами данного этапа подготовки являются формирование интереса к занятиям спортом, укрепление мышц, формирование двигательных умений и навыков
2 этап (тренировочный этап)
Зачисляются лица не моложе 8 лет. Для зачисления, занимающиеся должны успешно сдать нормативы по общей физической и специальной физической подготовке.
Задачи этапа подготовки:
•дальнейшее изучение основных технических элементов спортивной аэробики, хореографической, музыкально – двигательной подготовки;
•приобретение знаний и умений в организации и проведения самостоятельных занятий;
•развитие специально – двигательной подготовки;
•развитие физической подготовки;
•развитие силовой выносливости преимущественно средствами из других видов спорта;
•развитие подвижности в суставах;
•развитие аэробной выносливости и повышение уровня общей работоспособности посредством выполнения продолжительных упражнений (прыжки, скачки, повороты и т.д.);
•развитие умений контролировать и оценивать свою деятельность, свое поведение.
Приоритеты данного этапа: формирование устойчивого интереса занятиями спортивной аэробикой, участие в соревнованиях.
3 этап (совершенствования спортивного мастерства)
Зачисляются спортсмены не моложе 14 лет. Для зачисления в группу спортсмены должны иметь спортивный разряд КМС, успешно сдать нормативы по общей физической, специальной физической и технической подготовке.
Задачи этапа подготовки:
•развитие аэробной выносливости и повышение уровня общей работоспособности посредством выполнения продолжительных упражнений;
•развитие общей выносливости посредством спортивных игр, лыжной подготовки, бега, гребли и других средств;
•воспитание легкости и вариантности движений в основных элементах аэробики;
•развитие сложной координации движений средствами упражнений с предметами;
•развитие силовой выносливости преимущественно средствами из других видов спорта;
•развитие подвижности в суставах;
•развитие силовой выносливости, максимальной силы, прыгучести, специальной силы с помощью специальных упражнений, а также упражнений из других видов спорта;
•развитие подвижности суставов;
приоритеты данного этапа: повышение уровня специальной подготовки по виду спорта, совершенствование навыков в соревновательной деятельности
4 этап (высшего спортивного мастерства)
Зачисляются спортсмены не моложе 15 лет.
Спортсмены должны иметь спортивное звание Мастер спорта России, успешно сдать нормативы
по общей физической, специальной физической и технической подготовке.
Задачи этапа подготовки:
•развитие силовой выносливости, максимальной силы, прыгучести и быстрой силы с помощью специальных упражнений спортивной аэробики, а также упражнений из других видов спорта; развитие адаптационных возможностей посредством применения отдельных тренировочных занятий с большими нагрузками;
•развитие скоростно-силовых качеств с помощью специальных упражнений;
•адаптация к нагрузкам высокой интенсивности.
•дальнейшее совершенствование обязательных элементов групп сложности (А, В, С, D); совершенствование художественно - эстетического вкуса посредством выполнения танцевально-спортивного комплекса, участия в соревнованиях; развитие адаптационных возможностей посредством занятий с жесткими тренировочными режимами, вызывающими глубокую мобилизацию функций организма;
•дальнейшее совершенствование физических и двигательно-специальных качеств (гибкости, ловкости, выразительности движений);
•дальнейшее развитие психических процессов и методических приемов, обеспечивающих психологическую готовность к соревнованиям.
•увеличение суммарного объема тренировочной работы по сравнению с предыдущим годом; увеличение тренировочных занятий с большими нагрузками;
•расширение соревновательной практики;
•использование дополнительных средств, интенсифицирующих процессы восстановления после напряженных нагрузок;
•развитие адаптации к психической напряженности в тренировочном процессе путем создания на занятиях жесткой конкуренции и соревновательной обстановки.
Приоритеты: достижение высоких и стабильных результатов спортсменами, повышение уровня специальной подготовки
12 БИЛЕТ Технология планирования в спорте. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта.
Программа. Перспективное планирование.
Планирование физического воспитания — это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и
методов учебно-воспитательного процесса с конкретным контингентом занимающихся.
По срокам планирования различают следующие его виды: перспективное, текущее (этапное) и оперативное.
Перспективное планирование — это планирование на длительный срок (например, в общеобразовательной школе на несколько лет с распределением программного материала по годам обучения).
К документам перспективного планирования относятся учебный план, учебная программа, многолетний план подготовки команды, многолетний индивидуальный план подготовки спортсменов.
Учебный план определяет основное направление и продолжительность учебной работы для того или иного контингента занимающихся. Он предусматривает последовательность прохождения
материала, содержание основных разделов, объем часов по каждому разделу, длительность каждого занятия.
Как правило, учебный план делится на два основных раздела: теоретический и практический.
В качестве примера в таблице 35 представлен учебный план для учебно-тренировочных групп ДЮСШ по волейболу.
Учебная программа составляется на основе учебного плана и определяет объем знаний, умений и навыков
, которые должны быть освоены занимающимися.
В этом документе раскрываются наиболее целесообразные формы и методы педагогической работы, дается основное содержание учебного материала по теории и практике для определенного
контингента занимающихся (ДЮСШ, СДЮСШОР, секций коллективов физической культуры и др.).
Программа, как правило, состоит из следующих разделов:
1) объяснительной записки; 2) изложения программного материала; 3) контрольных нормативов и учебных требований; 4) рекомендуемых учебных пособий.
Многолетний (перспективный) план подготовки спортсменов (командный и индивидуальный). Он составляется на различные сроки в зависимости от возраста, уровня подготовленности спортсменов, их спортивного стажа. Для спортсменов младшего возраста целесообразно составлять групповые перспективные планы на 2—3 года. Дня квалифицированных спортсменов необходимо разрабатывать как групповые, так и индивидуальные планы на 4 и даже 8 лет. В перспективный план должны быть включены лишь основные показатели (без излишней детализации), опираясь на которые можно было бы правильно составить годичные планы.
Основное содержание перспективного плана подготовки спортсмена, команды включает следующие разделы: I) краткая характеристика занимающихся (спортсмена, команды); 2) цель 1 многолетней подготовки, главные задачи по годам; 3) структура многолетнего цикла и сроки его макроциклов; 4) основная направленность тренировочного процесса по годам многолетнего цикла; 5) главные соревнования и основные старты индивидуального календаря, планируемые результаты в каждом году; 6) контрольные спортивно-технические показатели (нормативы) по годам; 7) общее число тренировочных дней, занятий, дне соревнований и отдыха по годам подготовки; 8) общие и специфические параметры тренировочной нагрузки; 9) система и сроки комплексного контроля, в том числе и диспансеризации;
10) график учебно-тренировочных сборов и места занятий
13 БИЛЕТ Технология годовое планирование. Построение макроцикла.
Годичный план подготовки (командный и индивидуальные) состоит из следующих разделов:
• краткая характеристика группы занимающихся;
• основные задачи и средства тренировки, их примерное распределение по отводимому времени;
• примерное распределение тренировочных нагрузок по объему и интенсивности, распределение соревнований, тренировочных занятий и отдыха;
• контрольные нормативы;
• спортивно-технические показатели (спортивные результаты);
• педагогический и врачебный контроль.
Годовой план-график подготовки составляют на основе перспективного многолетнего плана подготовки спортсмена или группы спортсменов. Необходима информация об объеме и направленности выполняемых в данном году тренировочных нагрузок. План-график на год представляет собой таблицу, в заглавии которой указывают, в какой ДЮСШ (СДЮШОР, ШВСМ) происходит подготовка, для какой тренировочной группы составлен план, на какой год и кем утвержден. Таблица состоит из трех основных колонок. В первой представлено содержание теоретической и практической частей по изучаемым темам, развиваемым качествам и формируемым навыкам, участие в соревнованиях. Вторая колонка суммирует весь объем подготовки за год. Последняя, третья колонка, делится на количество тренировочных микроциклов или месяцев. В этих колонках указывают объем используемых средств, рассчитанный в часах.
Методика составления плана тренировок на год предполагает следующую последовательность действий:
1) анализ предыдущего плана подготовки;
2) определение исходного состояния подготовленности спортсмена;
3) постановка цеди и задач на тренировочный год, сопоставление их с многолетним планом;
4) планирование объема и интенсивности нагрузок по развиваемым качествам и формируемым навыкам;
5) выбор средств контроля и оценки качества выполнения запланированного, уточнение возможных вариантов коррекции тренировочного процесса по ходу его выполнения.
14 БИЛЕТ Технология планирования мезоцикла.
Мезоцикл — это средний тренировочный цикл продолжительностью от 2 до 6 недель, чаще около месяца, включающий относительно законченный ряд микроциклов.
Построение тренировочного процесса на основе мезоциклов позволяет систематизировать его согласно с главной задачей периода или этапа подготовки, обеспечить оптимальную динамику тренировочных и соревновательных нагрузок, целесообразное сочетание различных средств и методов подготовки, соответствие между факторами педагогического воздействия и восстановительными мероприятиями, а также достичь преемственности в воспитании различных качеств и способностей.