Файл: Физического воспитания это единство идеологических, научнометодических основ, а также организаций и учреждений осуществляющих физическое воспитание граждан России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Признаками мезоцикла являются:
• повторное воспроизведение ряда микроциклов в единой последовательности либо чередование различных микроциклов в определенной последовательности;
• смена микроциклов одной направленности другими характеризует и смену мезоцикла;
• мезоцикл заканчивается восстановительным микроциклом, соревнованиями или контрольными испытаниями.
Являясь относительно цельными этапами тренировочного процесса, мезоциклы позволяют систематизировать процесс, достичь преемственности в развитии различных качеств и способностей. Кроме того, построение периодов макроцикла как системы различных мезоциклов, дает возможность, наряду с достижением высокого тренировочного эффекта, избежать переутомления спортсмена.
В спортивной подготовке выделяют втягивающие, базовые, контрольно-подготовительные, предсоревновательные, соревновательные, восстановительные мезоциклы.
Втягивающие мезоциклы характеризуются постепенным подведением спортсменов к качественному выполнению тренировочной работы. Для этого используют упражнения, которые направлены на повышение или поддержание работоспособности и механизмов, обеспечивающих уровень развития разных компонентов выносливости; скоростно-силовых способностей и гибкости, формирование двигательных навыков и умений. Эти мезоциклы применяют в начале сезона, после болезни и других перерывов в тренировочном процессе.
Базовые мезоциклы характеризуются основной работой по повышению функциональных систем организма, совершенствованию физической, технической, тактической и психической подготовленности.
Базовые мезоциклы составляют основу подготовительного периода, в соревновательный период их включают для восстановления физических качеств и навыков, утраченных в ходе соревнований.
Контрольно-подготовительные мезоциклы характеризуются применением соревновательных и специально подготовительных упражнений, максимально приближенных к соревновательным. Их используют во второй половине подготовительного и в соревновательном периоде как промежуточные, между соревнованиями, если для этого есть время.
Предсоревновательные (подводящие) мезоциклы характеризуются окончательным становлением спортивной формы за счет устранения отдельных недостатков и совершенствования техники в ходе подготовки спортсмена. Важным в этих мезоциклах является моделирование режима предстоящего соревнования и целенаправленная психическая и тактическая подготовка. Нагрузка характеризуется постепенным снижением суммарного объема и интенсивности перед главными соревнованиями. Данные мезоциклы используют на этапе непосредственной подготовки к главному старту.
Соревновательные мезоциклы определяются спецификой вида спорта, особенностями спортивного календаря, квалификацией и уровнем подготовленности спортсмена. Мезоциклы данного типа формируют из одного подводящего и одного соревновательного микроциклов. В таких мезоциклах увеличен объем соревновательных упражнений.
Восстановительный мезоцикл составляет основу переходного периода, его организуют специально после напряженной серии соревнований. Его подразделяют на восстановительно -подготовительный и восстановительно-поддерживающий. Первый по ряду признаков похож на базовый мезоцикл, но включает в свой состав дополнительное число восстановительных микро- циклов (например, два восстановительных и два ординарных).
Второй, восстановительно-поддерживающий, характеризуется мягким тренировочным режимом и сменой вида деятельности.
Восстановительные мезоциклы являются основой переходного периода.
Таким образом, все вышепредставленные мезоциклы условно можно представить в виде строительных блоков, которые составляют этапы и периоды больших тренировочных циклов.
15 БИЛЕТ Технология планирования микроцикла.
Микроцикл — это малый цикл тренировки, чаще всего с недельной или околонедельной продолжительностью, включающей от двух до нескольких занятий.
Признаками микроцикла являются:
• наличие двух фаз в его структуре — стимуляционной фазы и восстановительной фазы. Одинаковое по времени сочетание этих фаз встречается лишь в тренировке начинающих спортсменов;
• окончание микроцикла связано с восстановительной фазой (хотя она может быть и в середине микроцикла);
• систематическая повторяемость в оптимальной последовательности занятий разной направленности и разного объема.
Микроцикл — это малый цикл тренировки, чаще всего с недельной или околонедельной продолжительностью, включающей от двух до нескольких занятий.
Микроцикл как относительно законченная система тренировочных занятий.
Признаками микроцикла являются:
• наличие двух фаз в его структуре — стимуляционной фазы и восстановительной фазы. Одинаковое по времени сочетание этих фаз встречается лишь в тренировке начинающих спортсменов;
• окончание микроцикла связано с восстановительной фазой (хотя она может быть и в середине микроцикла);
• систематическая повторяемость в оптимальной последовательности занятий разной направленности и разного объема.
В спортивной практике отдельных видов спорта встречается от четырех до девяти различных типов микроциклов: втягивающие, ординарные, ударные, базовые, контрольно-подготовительные, подводящие, соревновательные и восстановительные.
Втягивающие микроциклы представлены невысокой суммарной нагрузкой и направлены на решение задач по подведению организма спортсмена к напряженной тренировочной работе; применяют в первом мезоцикле подготовительного периода и после болезни спортсмена.
Ординарные микроциклы характеризуются равномерным возрастанием тренировочных нагрузок, которые являются значительными по объемам и невысокими по интенсивности (табл. 4.1). В таких микроциклах суммарный объем нагрузки выше, чем во втягивающих микроциклах, но меньший, чем в ударных.
Ударные микроциклы характеризуются большим суммарным объемом работы и высокими нагрузками. Ударным элементом могут быть: объем нагрузки, ее интенсивность, концентрация упражнений повышенной технической сложности и психической напряженности, проведение занятий в экстремальных условиях внешней среды. Чаще всего эти микроциклы используют в подготовительном периоде на специально-подготовительном этапе, однако они могут применяться и в соревновательном периоде. Основной задачей таких микроциклов является стимуляция адаптационных процессов в организме спортсмена.
Базовые микроциклы (общеподготовительные) представлены большим суммарным объемом нагрузок. Направлены на стимуляцию адаптационных процессов в организме спортсменов и решение главных задач видов подготовки. Данные микроциклы составляют основное содержание подготовительного периода.
Контрольно-подготовительные микроциклы делят на специально подготовительные и модельные. Специально подготовительные микроциклы отличаются средним объемом тренировочной нагрузки и высокой соревновательной интенсивностью, решают задачи по достижению необходимого уровня специальной работоспособности, психической подготовленности в соревнованиях, отработки технико-тактических навыков и умений. Модельные микроциклы характеризуются моделированием соревновательного регламента в процессе тренировочной деятельности и направлены на контроль уровня подготовленности и повышение способностей реализации накопленного двигательного потенциала спортсмена. Общий уровень нагрузки в нем может быть более высоким, чем в предстоящем соревновании.
Эти два вида микроциклов используют на заключительных этапах подготовительного и соревновательного периодов.
Подводящие микроциклы характеризуются невысоким уровнем объема и суммарной интенсивности нагрузок. Их содержание зависит от системы подведения спортсмена к соревнованиям и от особенностей его подготовки к главным стартам на заключительном этапе. В них могут решать вопросы полноценного восстановления и психической настройки.
Соревновательные микроциклы определяются спецификой соревнований в различных видах спорта, общим числом стартов и паузами между ними.
Восстановительные микроциклы представлены невысокой суммарной нагрузкой и широким применением в них средств активного отдыха (табл. 4.2). Их планируют после напряженной тренировочной и соревновательной деятельности и создают оптимальные условия для восстановительных и адаптационных процессов в организме спортсмена.
Структура микроциклов зависит от типа самого микроцикла, этапа многолетней подготовки, периода тренировочного макроцикла (табл. 4.3). Так, в ударных микроциклах на этапе предварительной базовой подготовки фактически не планируют занятий с большими нагрузками. На этапе специализированной базовой подготовки может быть от 1 до 3 занятий с большой нагрузкой. Этап максимальной реализации индивидуальных возможностей характеризуется 5-6 занятиями с большой нагрузкой. В основе роста тренированности спортсменов лежит использование микро- циклов, где преобладают занятия со средними и значительными нагрузками.
В ударные микроциклы для подготовки спортсменов ежедневно включают занятия с большими нагрузками. Но значимый тренирующий эффект микроциклов с напряженным режимом работы может быть только при рациональном сочетании занятий с различными по направленности нагрузками. Увеличение числа занятий с большими нагрузками в ударных микроциклах за счет чередования их направленности является резервом интенсификации тренировочного процесса и его эффективности.
Во втягивающих и ординарных микроциклах обычно применяют меньшее число занятий и меньший суммарный объем работы. Уменьшается также число занятий с большими нагрузками.
В восстановительных микроциклах увеличивают число обще- подготовительных упражнений, занятия проводят по принципу активного отдыха, широко применяют игровой метод.
Планирование занятий в течение одного дня связано с определенными сложностями:
• необходимо определить оптимальное время проведения тренировочных занятий;
• требуется знать, в какой мере время проведения занятий определяет направленность и величину нагрузок;
• следует выяснить, как чередовать в течение дня тренировочные занятия с различной преимущественной направленностью и величиной нагрузок.
Время проведения тренировочных занятий в течение дня планируют в зависимости от условий проведения тренировочных занятий, учебы и работы. Время занятий можно изменять лишь незадолго до важных соревнований, которые будут проводиться в иное, чем тренировки, время или в ином часовом поясе. Для этого нужны 3—5 недель.
При двухразовых занятиях в день первое является основным, а второе дополнительным. В отдельных случаях в течение дня можно проводить два основных либо два дополнительных занятия. Проведение двух основных занятий с большими или значительными нагрузками используют для подготовки квалифицированных спортсменов, а проведение двух дополнительных занятий связано с необходимостью снижения суммарной нагрузки из-за возможного переутомления.
16 БИЛЕТ Комплексный контроль и учет в подготовке спортсмена. Комплексный контроль. Физиологический контроль. Биомеханический контроль. Биохимический контроль