Файл: Закон Российской Федерации Об электроэнергетике.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 148

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В годы реформ ТЭК явился «донором» бюджета и многих отраслей экономики, но в результате и сам оказался «заложником» экономических проблем, вызывающих в совокупности угрозу энергетической безопасности страны.

Основными факторами, которые будут определять развитие ТЭК в начале XXI века, являются:

  • динамика спроса на топливно-энергетические ресурсы внутри страны, обусловленная темпами роста национальной экономики и ее удельной энергоемкостью;

  • состояние мировой энерго-экономической конъюнктуры;

  • масштабы внедрения ресурсо– и энергосберегающих технологий, как в самом энергетическом секторе, так и в других отраслях экономики;

  • формирование благоприятного инвестиционного климата, что предполагает совершенствование законодательства в области налоговой, ценовой и таможенной политики;

  • гармонизация отношений энергетики и природы, учитывая, что ТЭК сегодня является крупнейшим загрязнителем окружающей среды;

  • модернизация научно-технического потенциала ТЭК, а затем – переход к энергетике будущего (водородная энергетика, топливные и химические энергоэлементы, лазерный транспорт энергии и др.).



29. Энергетическая безопасность страны. Угроза национальным интересам в энергетической сфере





  1. Энергетическая безопасность страны. Угрозы национальным интересам в энергетической сфере

  2. Экономическая модель развития тэк


1. Энергетическая безопасность страны является важнейшей структурной составляющей экономической безопасности России.

Энергетическая безопасность – это состояние защищенности страны, ее граждан, общества, государства, обслуживающей их экономики, от угроз надежному топливо- и энергообеспечению. Эти угрозы определяются как внешними (геополитическими, макроэкономическими, конъюнктурными) факторами, так и собственно состоянием и функционированием ТЭК и всего энергетического сектора страны.

Обеспечение энергетической безопасности – одна из основных задач Энергетической стратегии России.

Отмеченные выше негативные процессы в функционировании ТЭК страны являются одновременно и основными угрозами энергетической безопасности России и ее регионов.

Анализ свидетельствует, что эти угрозы носят уже вполне реальный характер. Диспропорции в топливо- и энергообеспечении отдельных регионов России становятся «хронической болезнью» системы энергоснабжения страны. Недозавоз топлива в труднодоступные районы Севера и отсутствие средств для освоения местных ресурсов, дефицит угля и мазута на электростанциях Дальнего Востока и других регионов, реально угрожают энергетической безопасности регионов. Проблема усугубляется неравномерностью размещения запасов первичных энергоресурсов, производства нефтепродуктов и электроэнергии по регионам страны, слабостью электрических связей Востока, Сибири и Европейской части страны.

На состояние энергетической безопасности оказывают влияние три главных фактора:

  • способность ТЭК обеспечивать экономически обоснованный внутренний и внешний спрос достаточным количеством энергоносителей соответствующего качества и приемлемой стоимости;

  • способность потребительского сектора экономики рационально использовать энергоресурсы, предотвращая тем самым нерациональные затраты общества на свое энергообеспечение и дефицитность топливно-энергетического баланса;

  • устойчивость энергетического сектора к внешним и внутренним экономическим, политическим, техногенным и природным угрозам, а также его способностью минимизировать ущерб, вызванный проявлением этих дестабилизирующих факторов.


Важнейшими принципами обеспечения энергетической безопасности являются:

  • восполняемость исчерпаемого ресурса (темпы потребления исчерпаемых ресурсов топлива не должны превышать темпов освоения замещающих их источников энергии);

  • диверсификация используемых видов топлива и энергии (экономика не должна чрезмерно зависеть от какого-либо одного энергоносителя, не допустима моноструктура топливно-энергетического баланса);

  • экологическая безопасность (развитие энергетики должно быть сбалансировано с возрастающими требованиями охраны окружающей среды);

  • предотвращение энергорасточительства, рациональное потребление как топливно-энергетических ресурсов в целом, так и органических ресурсов топлива;

  • создание экономических условий, обеспечивающих приоритетность внутреннего потребления энергоресурсов их экспорту и рационализация структуры экспорта;

  • гарантированность энергообеспечения экономики и населения страны в полном объеме в обычных условиях и в минимально необходимом объеме при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера;

  • максимально возможное использование во всех технологических процессах и проектах отечественного оборудования (это позволит предприятиям ТЭК стать одним из основных заказчиков для машиностроения, химической и других отраслей промышленности).

Для своевременной и адекватной реакции государства на возникающие угрозы энергетической безопасности, анализа состояния энергетической и экономической безопасности регионов России, Энергетической стратегией предусматривается разработка критериев (индикаторов) такой безопасности, создание системы ее мониторинга и механизмов, позволяющих стабилизировать ситуацию.

Особую тревогу вызывает состояние энергетической безопасности и сбалансированность энергетических потребностей страны в ближайшие годы. Это связано с тем, что в газовой промышленности и в электроэнергетике упущено время для создания необходимого инвестиционного задела, в результате чего эти отрасли могут стать тормозом начавшегося экономического роста. В связи с этим необходима разработка Правительством Российской Федерации комплекса специальных мер по обеспечению потребностей страны в энергоресурсах и формированию рационального топливно-энергетического баланса на ближайшие 10 лет с учетом Основных положений Энергетической стратегии России.


2. Реально сложившиеся на рубеже XXI века экономические условия в России и требования, вытекающие из более глубокой интеграции российской экономики в мировую экономику, обусловили необходимость построения новой экономической модели взаимоотношений государства, хозяйствующих субъектов ТЭК и потребителей энергетических ресурсов.

Экономическая модель развития ТЭК в рыночных условиях хозяйствования должна основываться на следующих принципах:

  • согласование экономических интересов государства и хозяйствующих субъектов;

  • оптимизация производственной и отраслевой структуры ТЭК в соответствии с потребностями экономики страны и в первую очередь населения;

  • обеспечение равновесия спроса и предложения энергоресурсов на внутреннем рынке;

  • создание благоприятных условий для обеспечения необходимого инвестирования в ТЭК;

  • ориентация на преимущественно частную предпринимательскую инициативу в реализации задач развития ТЭК, в том числе в инвестиционной сфере;

  • обновление производственной базы ТЭК на основе новейших достижений научно-технического прогресса, переход на инновационную модель развития;

  • эффективное использование экспортного потенциала ТЭК, повышение конкурентоспособности продукции комплекса;

  • повышение эффективности использовании энергии, энергосбережение и радикальное снижение энергоемкости ВВП.

Целью и сутью экономической модели развития ТЭК в соответствии с Энергетической стратегией является формирование оптимальных для общества и государства экономических взаимоотношений в топливно-энергетической сфере, осуществляемых посредством механизмов рыночных методов хозяйствования, государственной налоговой, ценовой, инвестиционной, научно-технической, внешнеэкономической и экологической политики, институциональных и структурных преобразований в сфере производства, транспорта и потребления энергоресурсов.

Формирование Энергетической стратегии и прогнозных параметров необходимого развития ТЭК неразрывно связано с перспективами социально-экономического развития России. Энергетическая стратегия базируется на сценарии выхода экономики России на траекторию устойчивого роста и сокращения разрыва между уровнем и качеством жизни в России и западноевропейских странах.


Согласно прогнозам основных тенденций развития экономики России на среднесрочную и долгосрочную перспективу ее экономический потенциал будет неуклонно возрастать. В зависимости от складывающихся внешних и внутренних условий развития экономики страны темпы экономического роста могут меняться, но в любом случае они позволят обеспечить динамичное улучшение условий и уровня жизни населения страны.

При благоприятных условиях экономического роста, которые будут характеризоваться высокими темпами развития мировой экономики, позитивной динамикой цен мирового рынка нефти с колебаниями их в пределах 22–25 долларов за баррель, положительными инфляционной динамикой, инвестиционным климатом, демографической ситуацией и рядом других факторов, прогнозируется рост ВВП страны к 2020 году по сравнению с уровнем 2000 года в 2,8–2,9 раза. При менее благоприятных консервативных объективных условиях экономического развития страны возможные темпы увеличения ВВП могут быть более низкими и оцениваются возможным ростом соответственно в 2,3–2,4 раза.

При этом имеется в виду, что во всех вариантах будет иметь место влияние циклических закономерностей развития мировой экономики, будет осуществляться трансформация структуры ВВП в направлении повышения реальной доли услуг и структурные преобразования производственного сектора в направлении опережающего роста малоэнергоемких структур, ориентированных на потребительский рынок, и обрабатывающих отраслей. Энергоемкость экономики при этом по сравнению с уровнем 2000 г. снизится в 2010 году в 1,35–1,4 раза и в 2020 г. в 1,85–2,2 раза. Затухающие инфляционные тенденции приведут к снижению уровня годовой инфляции до 5–7% к 2010 г. и до 3–5% к 2020 году.

Финансирование экономического роста в значительной степени будет обусловлено высокой долей сбережений и сокращением масштабов оттока капитала. Валовые накопления должны достигнуть в 2010 году 26–28% ВВП с сохранением впоследствии их динамики в размере 25–26%. Это позволит обеспечить опережающие темпы роста инвестиций с увеличением их объема к концу периода по сравнению с уровнем 2000 г. в зависимости от объективных условий экономического развития в 4,4–6,2 раза.

Структурные сдвиги в промышленности страны в период до 2020 г. обеспечат изменение и внешнеторговой специализации экономики – наряду с минеральным сырьем, в российском экспорте все больший удельный вес будет занимать широкий круг продукции высоких стадий обработки.