ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 192
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Экономическая модель развития ТЭК реализуется посредством государственной энергетической политики, которая формирует результаты оптимизации этой экономической модели.
Реализация поставленных в рамках Энергетической стратегии целей и решение необходимых для этого задач будут осуществляться поэтапно. Развитие экономики и энергетического сектора в начальный период будет происходить в условиях, характеризующихся прогрессирующим старением и износом основных фондов в энергетическом секторе, ограниченными инвестиционными возможностями при росте спроса на энергоресурсы в связи с начавшимся подъемом экономики. В последующий период, по мере расширения инвестиционных возможностей темпы позитивных изменений в ТЭК будут возрастать.
30. Государственная энергетическая политика
-
Основы экономической политики в ТЭК -
Модернизация и развитие ТЭК. Структурные изменения
1. Реализация целей и задач Энергетической стратегии требует проведения соответствующей экономической политики в ТЭК, учитывающей сложившуюся систему хозяйственных отношений в комплексе, его значение для экономики страны, для стабилизации и улучшения макроэкономической ситуации.
Весь комплекс мер экономического регулирования: тарифная, ценовая, налоговая, таможенная, инвестиционная, антимонопольная и конкурентная политика – должен быть направлен на решение экономическими методами задач полного обеспечения прогнозируемого роста внутреннего спроса на топливно-энергетические ресурсы и обеспечения потребностей бюджетной системы.
Тарифная и ценовая политика в ТЭК проводится как на регулируемых рынках естественных монополий (РАО «ЕЭС», «Газпром», Транснефть и Транснефтепродукт), так и на свободных рынках (нефтяные и угольные компании).
Основная задача в области тарифной политики естественных монополий состоит в недопущении раскручивания спирали инфляции за счет необоснованного роста цен в отраслях ТЭК.
Однако динамика цен должна обеспечивать условия самофинансирования отраслей с учетом необходимых инвестиций и достижение рационального баланса потребления топливно-энергетических ресурсов с помощью формирования оптимального соотношения цен на альтернативные энергоносители (уголь, природный газ и топочный мазут).
При этом необходимое повышение цен на природный газ должно осуществляться поэтапно с учетом фактических и прогнозных макроэкономических показателей развития российской экономики и реальных доходов населения.
В этих целях Правительством Российской Федерации будет разработана специальная программа подобного повышения.
Необходимо разработать и реализовать концепцию рынка газа с целью обеспечения поставок газа на внутреннем рынке по свободным ценам и перехода на регулирование тарифов на транспортировку газа по магистральным газопроводам.
Для низкообеспеченных слоев населения будет осуществлена адресная компенсация роста тарифов на газ, тепло- и электроэнергию через механизм межбюджетных отношений.
На нерегулируемых рынках нефти и нефтепродуктов экономическая политика должна обеспечить полное удовлетворение внутреннего спроса на них путем использования мер таможенного и тарифного регулирования и сдерживания на этой основе роста цен.
Вместе с тем, применение мер таможенного регулирования следует рассматривать в увязке со сроками и условиями вступления России в ВТО.
Ценовая политика в отраслях ТЭК должна обеспечить:
-
макроэкономическую стабильность; -
формирование уровня цен на энергоресурсы на внутреннем рынке, которые создают благоприятные условия для подъема экономики, являются социально приемлемыми для населения и обеспечивают эффективное функционирование ТЭК; -
создание барьеров для установления завышенных цен, неоправданного их роста; -
оптимизацию уровня цен (тарифов), обеспечивающих надежное функционирование и развитие субъектов естественных монополий; -
формирование системы таможенных и акцизных платежей за экспортируемую продукцию ТЭК, которая гибко отражала бы влияние на состояние внутреннего рынка энергоносителей и на экономику предприятий ТЭК складывающейся на мировых рынках ценовой конъюнктуры.
Регулирование цен на внутреннем рынке будет в основном осуществляться с использованием механизма налоговой политики, путем ее упрощения, ясности и введения гибкого налогообложения, реагирующего на изменение рыночной конъюнктуры.
Для смягчения ценовых колебаний и объективного формирования цен необходимо активизировать работу по формированию отсутствующих в стране рыночных институтов:
-
нефтяной биржи для определения независимыми субъектами рынка равновесной цены на нефть и нефтепродукты, отражающей баланс разнонаправленных факторов динамики цен в каждый конкретный момент времени; -
фьючерсного рынка нефтяных контрактов как инструмента определения ценовых ориентиров, задаваемых самим рынком на обозримую перспективу, с присущими ему инструментами страхования ценовых рисков (хеджирования); -
государственного нефтяного резерва – находящегося под контролем государства, коммерческие запасы нефти и нефтепродуктов, которые позволили бы усилить ценообразующую роль государства на нефтяном рынке.
Налоговая политика в ТЭК должна обеспечить:
– создание стабильного, предсказуемого налогового режима, учитывающего различия в горно-геологических условиях недропользования и местонахождения участков недр, а также состояние экономической конъюнктуры;
– переход к налогообложению, стимулирующему рост объемов производства, развитие и эффективное использование сырьевой базы ТЭК.
Система налогообложения в сфере добычи органического топлива в перспективе должна быть ориентирована на рентный подход.
В результате реализации намеченных мер экономической политики в ТЭК в России сложатся эффективно развивающиеся топливно-энергетический комплекс и конкурентный энергетический рынок, полностью удовлетворяющие потребности растущей экономики России в энергоресурсах и постепенно интегрирующиеся в мировые энергетические рынки.
2. Существующая система управления ТЭК России недостаточно эффективна, так как не вполне обеспечивает в новых экономических условиях сбалансированность интересов потребителей и производителей энергоресурсов, регионов и Федерации в целом.
Неэффективная организационная структура предприятий ТЭК, наряду с невыгодными условиями их экономической деятельности, является одной из основных причин недостаточного объема капиталовложений в их простое и расширенное воспроизводство.
Процесс реализации общеэкономических реформ, предполагающих усиление прозрачности, создание равных условий для конкуренции во всех секторах экономики, включая ТЭК, и повышение эффективности корпоративного управления будет способствовать формированию привлекательного инвестиционного климата в энергетическом секторе.
Институциональные преобразования в нем будут осуществляться в целях роста эффективности производства и снижения издержек, повышения качества выпускаемых продукции и услуг и обеспечения энергетической безопасности страны.
Модернизация и реформирование ТЭК будут осуществляться с учетом особенностей, присущих именно предприятиям энергетического сектора экономики. В целях модернизации производства и повышения конкурентоспособности продукции ТЭК предусматривается:
-
формирование условий, в том числе принятие мер по улучшению инвестиционного климата, для опережающего развития производств нового технологического уровня и активизации инновационной деятельности; -
внедрение прогрессивных технологий, позволяющих расширить масштабы производства продукции ТЭК с высокой степенью обработки; -
реализация инвестиционных проектов, направленных на развитие отрасли, в том числе с участием иностранных инвесторов; -
усиление антимонопольного контроля на внутреннем рынке; -
развитие системы комплексного страхования инвестиционных и инновационных рисков; -
проведение институциональных преобразований в отраслях ТЭК.
Основной целью акционированных предприятий является извлечение максимальной прибыли, но перед предприятиями ТЭК также стоят и другие задачи социального и общеэкономического характера. Это связано с необходимостью обеспечения бесперебойного энергоснабжения потребителей, эффективного использования природных ресурсов, обеспечения экспорта для покрытия валютных потребностей страны и т.д.
Структурная политика в сфере энергообеспечения проводится с учетом этих факторов и строится исходя из необходимости совершенствования как структуры производства, передачи и потребления энергоресурсов (топливно-энергетических балансов страны и ее регионов), так и организационных структур (субъектов) энергетического сектора.
К приоритетам структурной политики в ТЭК относятся:
-
формирование конкурентной среды во всех отраслях ТЭК, в том числе, в потенциально конкурентных сферах (в газовой отрасли и электроэнергетике), стимулирование развития независимых производителей нефти, газа и электроэнергии; -
повышение качества государственного регулирования ТЭК, уровня менеджмента в ТЭК, развитие систем корпоративного управления; -
создание эффективных систем управления государственной собственностью и регулирования естественных монополий; -
обеспечение оптимального соотношения различных экономических форм; -
опережающие темпы развития атомной энергетики, теплоэнергетики на базе ПГУ и угольной промышленности, а также использования возобновляемых источников энергии и электрификации; -
достижение оптимальных пропорций между централизованным и децентрализованным тепло- и энергоснабжением потребителей.
Важной функцией государства в перспективе до 2020 года останется регулирование деятельности естественных монополий в энергетическом секторе экономики.
Энергетической стратегией предусматривается продолжение реформирования газовой отрасли и электроэнергетики на основе разграничения естественно-монопольных и потенциально конкурентных видов хозяйственной деятельности и последующего развития конкуренции в этих отраслях с целью снижения издержек производства и обеспечения полной организационной и финансовой прозрачности их деятельности.