Файл: Вопросы по дисциплине Общая психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 115

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросы по дисциплине «Общая психология»

  1. Система психических явлений.

Ответ:

Все психические явления неразрывно связаны; традиционно они подразделяются на три группы:

1) психические процессы;

2) психические состояния;

3) психические свойства личности.

Краткая общая характеристика:

Психические процессы – это условное разделение психики на составные элементы, которые позволяют познавать внешний и внутренний мир. На на их основе формируются психические образы.

Психические процессы подразделяются на: 1) познавательные (ощущение, восприятие, мышление, воображение и память), 2) волевые и 3) эмоциональные.

Психические состояния- это такие психические явления, которые поддерживают психическую деятельность человека на определённом уровне работоспособности.

Психические состояния подразделяются на:

1) мотивационные (основаны на потребностях установки — желания, интересы, влечения, страсти);

2) состояния организованности сознания (проявляются в различных уровнях внимательности, работоспособности);

3) эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на действительность, настроение, конфликтные эмоциональные состояния — стресс, аффект, фрустрация);

4) волевые (состояния инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости и др.; их классификация связана со структурой сложного волевого действия).

Психические свойства личности — типичные для данного человека особенности его психики, реализации его психических процессов.

К психическим свойствам личности относятся: 1) темперамент; 2) направленность личности (потребности, интересы, мировоззрение, идеалы); 3) способности; 4) характер.

Такова традиционная, идущая от И. Канта, классификация психических явлений. Она лежит в основе построения традиционной психологии.

  1. Психология как наука о поведении.

Ответ:

Психология - очень молодая наука. Официальное оформление научная психология получила в 1879 г.: в этом году немецкий психолог В. Вундт открыл в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.

В научной печати выступил американский психолог Дж. Уотсон, который заявил, что нужно пересмотреть вопрос о предмете психологии. Психология должна заниматься не явлениями сознания, а поведением . Направление получило название "бихевиоризм" (от англ. behaviour - поведение). Публикация Дж. Уотсона "Психология с точки зрения бихевиориста" относится к 1913 г., этим годом и датируется начало новой эпохи в психологии.


Его задачу определили так — изучение поведения человека с точки зрения рефлексов. Методологический аппарат нового направления включал наблюдение и анализ. Психология как наука о поведении стала своеобразным протестом против умозрительности выводов и описаний, основанных на метафорах. Новое направление сделало акцент на практической, а не теоретической психологии.

  1. Категории деятельности и общения в психологии.

Ответ:

Деятельность – это способ существования и развития общества и человека, всесторонний процесс преобразования им окружающей природы и социальной реальности (включая его самого) в соответствии с его потребностями, целями и задачами.
Виды деятельности:

  1. Игра. Цель: развлечение, отдых.

  2. Общение. Цель: передача и получение информации.

  3. Учение. Цель: приобретение знаний, умений и навыков.

  4. Труд. Цель: достижение полезного результата.

Процессы деятельности: 1.Мотивирование. 2.Целеполагание 3. Проектирование 4.Программирование 5. Планирование 6.Реализация 7.Контроль 8.Коррекция. 9. Анализ

Общение- это взаимодействие 2-х и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Структура общения: 1..Перцептивная 2. Коммуникативная 3. Интерактивная

Виды общения:

  1. Вербальное общение (речевое)

  2. Невербальное (неречевое)

  3. Прямое общение

  4. Косвенное общение

  5. Формальное общение

  6. Неформальное общение

4.Проблема сознания в психологии

Ответ:

Трудности изучения сознания состоят в том, что оно рассматривалось как общее условие существования психики. В другом случае сознание отождествляли с какой-то психической функцией(например мышление, внимание). Здесь исследование сознания подменилось на анализ этой функции.

Сознание не локализовано во внешнем пространстве. Также его нельзя определить в рамках времени. Учёные не смогли обнаружить характеристики сознания, в соответствии с которыми его можно было бы изучать известными методами.

  1. Культурно – исторический подход к изучению психических явлений.

Ответ:

Концепция разрабатывалась Л. С. Выготским и его школой (А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.) в 20–30 гг. XX в.

По представлениям Л. С. Выготского, 

психические явления могут быть «натуральными», формирующимися под влиянием преимущественно генетического фактора, и «культурными», надстроенными над первыми, которые и называют высшими психическими функциями.

В рассуждениях Л. С. Выготского о природе, строении и развитии высших психических функций можно выделить три крупные логические части (обобщила Юлия Гиппенрейтер):

  1. Человек и природа.

  1. Человек и его собственная психика.

  1. Генетические аспекты.

  1. Предмет психологии: логика его исторического развития.

Ответ:

Предмет психологии менялся в зависимости от развития психологии и тех вопросов, которые она задавала.

В историческом контексте можно выделить следующие этапы психологии и развитие предмета психологии:

  1. Донаучный этап (7-6 век до нашей веры). Предмет: душа (без раскрытия содержания и каких-либо функций). Основные открытия: общее представление об охранительной и активной роли души (в будущем психики).

  2. Философский этап (6 век до н.э. – конец 18 века).

    1. Античная психология. Предмет: душа (обладающая активностью, познанием и регуляцией поведения). Основные открытия: собственно, определение основных проблем психологии, связанных с исследованием познания, активности тела, способов регуляции поведения и пределов свободы человека.

    2. Психология средневековья. Предмет: душа (добавляется чувственное познание мира). Основные открытия: метод интроспекции (Декарт, Джон Локк, 16 век).

    3. Психология возрождения и Нового времени. Предмет: сознание - его содержание и пути его формирования. Основные открытия: развитие рационалистического и эмпирического подхода к психике; теории эмоций и рефлекса; попытка ввода бессознательного.

  1. Ассоцианистическая психология (конец 18 века – середина 19). Предмет: сознание в виде познавательных процессов (представление, ощущение, память и т.д.). Основные открытия: появление первой психологической школы, новых подходов к предмету и методам психологии, начало естественно-научного подхода, развитие бессознательного.

  2. Экспериментальная психология (середина 19 - начало 20 в). Предмет: элементы психи, отождествляемые с сознанием. Основные открытия: появление первых тестов, психология народов, новых данных о психических процессах (прежде всего памяти), первые симптомы методологического кризиса.

  3. Методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы (10-30-е годы 20 в). Появление нескольких предметов: элементы психики (структурализм), функции психики, «поток сознания» (функционализм), поведение (бихевиоризм), структуры психики (гештальтпсихология), высшие психические функции и деятельность (советская психология). Открытия: теории личности, экспериментальные исследования.

  4. Дальнейшее развитие психологических школ (40-60-е годы 20 в.). Предмет: появление новых направлений, для которых предмет психологии связывается с внутренней сущностью личности (гуманистическая, экзистенциальная психология), познавательными процессами, развитием интеллекта и этапов переработки информации (генетическая и когнитивная психология). Открытия: появление опросников, дальнейшее развитие теоретических концепций.

  5. Современная психология (60-е годы по наше время). Предмет: развитие предмета психологии в рамках отдельных психологических школ. Открытия: развитие методик, Появление тенденции к объединению, синтезу наиболее значительных достижений отдельных школ.


7.Эксперемент в психологии. Его виды, организация и проведений.

Ответ:

Эксперимент. Цель: получить психологические данные через вмешательство исследователя в процесс деятельности испытуемого.

Задача: сделать доступными для наблюдения особенности внутреннего психического процесса.

Виды:

    1. Лабораторный. Проводится в специальных условиях. Исследователь воздействует на объект изучения планово и целенаправленно с целью изменения его состояния.

    2. Естественный. Проводится в реальных условиях

    3. Полевой. В его основе лежит схема естественного эксперимента.

Методы организации:

  1. Экспериментально исследование, наблюдение

  2. Естественный эксперимент и наблюдение, беседа, клинический метод и др.

  3. Квазиэксперимент.

Основные этапы проведения:

  1. Подготовка. Исследователь готовит помещение и оборудование.

  2. Инструктирование и мотивирование испытуемых.

  3. Экспериментирование.

8.Ощущения, их виды и связь с материальным миром.

Ответ:

Ощущение как процесс — это психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.

Виды:

  1. Экстероцептивные – ощущения, возникающие при действии раздражителей на рецепторы, которые находятся на поверхности тела (делятся на дистантные – зрительные, слуховые – и контактные – осязательные, вкусовые).

  2. Проприоцептивные – ощущения, возникающие при действии на рецепторы в мышцах, сухожилиях, суставах. Они отражают движение и относительное положение частей тела человека или животного в пространстве.

  3. Интероцептивные – ощущения, возникающие при протекании внутренних процессов организма. Они также называются органическими. Рецепторы данных ощущений находятся во внутренних органах, сосудах и т.д.

В клинической практике наблюдают ощущения-фантомы, когда человек ощущает боль в руке, которой он уже лишился.

При тренировке люди могут вызывать те или иные ощущения произвольным образом: например, ощущение тяжести и тепла в теле при аутотренинге. Таким образом, можно говорить непроизвольном, произвольном и послепроизвольном ощущении.

9.Основной психофизический закон. Пороги ощущений.

Ответ:

Пороги бывают 3-х видов:


  1. Абсолютный нижний порог ищущения

  2. Верхний абсолютный порог ощущения

  3. Относительный порог или порог различения

Психофизический закон- закон, устанавливающий связь между силой раздражения какого-либо органа чувств и интенсивностью ощущения. Сформулирован в 1860 г. Г. Фехнером в «Элементах психофизики», закон, согласно которому величина ощущения пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя.

10.Восприятие, его виды и свойства. Теории восприятия.

Ответ:

Восприятие – это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.

Виды восприятия можно классифицировать по-разному, например:

По модальности (или анализатору): зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые и обонятельные.

По форме существования материи: восприятие пространства (величина, форма, расположение объекта и т.д.), восприятие времени (длительность явлений), восприятие движения (направление и скорость).

По цели: преднамеренное (произвольное) восприятие (руководствуемся ранее поставленной целью или задачей); непреднамеренное (непроизвольное) восприятие (отсутствует волевая активность и цель).

Свойства восприятия:

  1. Предметность. Это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора несвязанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов.

  2. Целостность. Восприятие дает целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета.Целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета.

  3. Структурность. Например, ноты поступают в сознание, и мы узнаем мелодию, мы узнаем в фигуре треугольник, т.к. знаем соотношение сторон данной фигуры, или определенная буква остается той же буквой при разной манере написания.

  4. Константность. Константность — это относительное постоянство образа предмета при изменении условий его восприятия (например, машина кажется нам большой на любом расстоянии от нее).

  5. Апперцепция. Апперцепция — это зависимость восприятия от прошлого опыта и особенностей личности воспринимающего. Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его предшествующий опыт. Поэтому один предмет может по-разному восприниматься разными людьми.

  6. Осмысленность. Свойство человеческого восприятия наделять воспринимаемый объект определенным смыслом. Вне зависимости от постоянно меняющегося содержания, мы узнаем один и тот же предмет.

  7. Активность (избирательность). Избирательность восприятия заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты окружающего мира являются фоном нашего восприятия (не отражаются в сознании).