ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 116
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
В зависимости от степени новизны: репродуктивное – воспроизведение услышанного, решение проблемы по алгоритму; продуктивное – активный поиск и открытие нового решения.
Основные формы мышления:
-
понятие — отражение общих и существенных признаков каких-либо предметов и явлений; -
суждение — установление связи между предметами и явлениями (истинные, ложные); -
умозаключение — вывод из одного или нескольких новых суждений; -
обоснование — скрытие посылов, которые обуславливают истинность суждений.
Теории мышления:
-
Бихевиоризм (Дж.Уотсон): мышление- субъективное отражение сложных связей между стимулом и реакцией. -
Ассоциативная психология (Г.Гартли): мышление сводится к сложным ассоциациям между следами прошлого опыта. -
Гештальтпсихология (М.Вертгеймер, К.Коффка): основа мышления – способность психики формировать и преобразовывать образы. -
Психоанализ (З.Фрейд): мышление связывали с бессознательной мотивацией и считали защитным механизмом. -
Вюрцбургская школа (К.Бюлер): мышление- акт внутреннего действия в отрыве от языка. -
Функциональная теория (О.Зельц): мышление- функционирование интеллектуальных операций, поэтапный процесс.
15.Мотивационная сфера личности. Психологические мотивационные образования: потребности, мотивы, цели, стимулы, инстинкты, интересы, побуждения и влечения.
Ответ:
У всех людей установлена своя иерархическая структура мотивационной сферы личности, но, как правило, основание пирамиды мотивов у всех совпадает. Приблизительная схема такая:
-
органические (потребность в еде, питье, сексуальные потребности); -
материальные (потребность в деньгах, в имуществе); -
социальные (потребность в уважении, авторитете, месте «под солнцем», чувство собственного достоинства, чувство справедливости); -
духовные (потребность находится в обществе, самообразования, повышение духовного уровня, вера).
В мотивационную сферу личности входят: потребности, мотивы, мотивация, влечения, желания, идеалы, мировоззрение, установки, интересы, направленность.
-
Потребность – это нужда человека в чем-либо необходимом для его нормального существования и развития в данный момент времени или в ближайшем будущем (пирамида Маслоу или невротические потребности Карен Хорни). -
Мотив – это осознанная потребность, обогащенная представлениями о способах её удовлетворения и о целях поведения, которые могут её удовлетворить. -
Мотивацию рассматривается как 1) процесс, т.е. движущую силу поведения, 2) как структуру, содержащую в себе различные мотивы. -
Интерес - мотив, который способствует глубокому познанию какой-то стороны действительности. Виды интересов: а) Устойчивые и неустойчивые; б) глубокие и поверхностные. -
Мировоззрение – система наиболее общих взглядов на природу общества. -
Влечение – это органическая потребность, отраженная в органической (интероцептивной) чувствительности». Оно имеет соматический источник – раздражение, идущее «изнутри организма». Таким образом, влечение – это одна из форм проявления потребностей, начальный этап в ее осознании. -
Инстинкт — специфический механизм регуляции поведения. Источник инстинкта – состояние организма или потребность, вызывающая это состояние, например, голод или жажда.
16.Речь как предмет психологического исследования. Виды и функции речи.
Ответ:
Речь — это психический процесс передачи информации,опосредованный языком.
Речь рассматривают как форму, вид и средство общения.
Язык — это система условных знаков, которые имеют предметное значение.
Развитие речи в филогенезе:
Предполагается, что первоначально речь была жестовой и система артикуляции у первобытных людей была не развита. Постепенно человек осваивает предметную деятельность, учится изготавливать орудия труда. Возникает конфликт между двумя функциями рука: общением и изготовлением чего-либо. Для совместной работы нужна синхронность действий, поэтому жестовое общение стало недостаточным, т.к. мешало слаженной работе. Постепенно функция общения передается артикуляционному аппарату, происходит его развитие и в результате этого возникает членимость речи (разделение фразы на слова, слова на буквы). Логика развития речи в онтогенезе повторяет развитие речи в филогенезе. Изучение архаичных языков (племена) позволяет изучать развитие речи. Одно слово, имеющее несколько значений, дополнялось жестами.
Развитие речи в онтогенезе:
Мышление ребенка, проходя доречевую стадию своего развития, имеет наглядно-действенную форму. В развитии речи также есть доинтеллектуальная стадия, когда ребенок использует крик, лепет и даже первые слова неосознанно. Т.е. они используются как средство связи, а не как механизм мышления. По Выготскому, на рубеже 2-х лет линии развития мышления и речи начинают пересекаться и постепенно, мышление становится речевым, а речь интеллектуальной, осознанной.
Слияние мышления и речи дает начало совершенно новой форме поведения, характерной только для человека (целенаправленное, осознанное поведение).
Виды речи:
-
Внешняя речь. Основное средство общения, речь вслух и для других.
-
Устная речь (монолог или диалог). -
Письменная речь. -
Афферентная речь. Короткие эмоциональные высказывания (ого, вау и пр.).
-
Эгоцентрическая речь. Речь вслух, но для себя. -
Внутренняя речь. Средство мышления, речь внутри себя и для себя.
-
Внутреннее проговаривание — это речь про себя, которая сохраняет структуру внешней речи, т.е. она развернута, но лишена интонации (произнесения звуков). Человек обычно использует внутреннее проговаривание для решения мыслительных задач в затруднительных ситуациях; -
Собственно внутренняя речь — это средство мышления, в котором используется специфические единицы (коды образов и схем, предметное значение слова). Структура этой формы речи отличается от структуры внешней речи. Она свернута, конспектна, автоматизирована. -
Внутреннее программирование — это формирование и закрепление в специфических единицах замысла речевого высказывания или какого-либо текста.
Функции речи:
-
информационная (передача информации); -
контактная (организация взаимодействия между людьми); -
функция влияния (воздействие на поведение партнера по общению); -
функция обобщения (любое слово обобщает, являясь понятием); -
функция контроля (контроль организации собственной деятельности); -
сигнальная (любое слово имеет предметное значение и обозначает что-либо).
17.Эмоции, их виды и функции. Теория эмоций.
Ответ:
Эмоции- процесс отражения субъективного отношения человека к объектам и явлениям окружающего мира,другим людям и самому себе в форме непосредственного переживания
Виды эмоций:
-
Настроение; 2. Страсть; 3. Аффект ; 4. Эмоции (в узком смысле); 5.Чувство; 6.Стресс.
Функции эмоций:
-
Сигнальная. (общение) -
Стимулирующая (воздействие) -
Оценочная -
Экспрессивная -
Коммуникативная -
Регулятивная -
Защитная -
Мотивационная
Теории:
-
Теория Джеймса-Ланге предполагает, что вначале возникает реакция организма на какую-то ситуацию, которая затем переживается нами как определенная эмоция -
Теория Кэннона-Барда подвергает сомнению названную теорию, т.к., по мнению Кэннона, многим различным эмоциям соответствуют одинаковые физиологические состояния и только от индивида зависит, как он истолкует это состояние и какой знак - положительный или отрицательный- ему припишет. -
Информационная теория П. Симонова устанавливает зависимость между возникновением эмоции определенной окрашенности и выраженности и степенью информированности индивида о возможности удовлетворения какой-либо потребности. -
Основная идея Сартра - о том, что эмоциональное сознание изначально является сознанием мира, а эмоция - превращением мира.
18.Проблема воли в психологии. Волевые качества личности.
Ответ:
Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.
Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества:
- целеустремленность,
- решительность,
- самостоятельность,
- инициативность,
- настойчивость,
- выдержку,
- дисциплинированность,
- мужество.
Но воля, волевые качества могут у человека и не сформироваться, если условия жизни и воспитания были неблагоприятными.
19.Теории личности в современной психологии.
Ответ:
-
Способ объяснения поведение: психодинамические, социодинамические, интеракционистические; -
Способ получения данных о личности: экспериментальные, неэкспериментальные; -
Угол зрения на личность: структурные, динамические; -
Возрастной диапазон: дошкольный и школьный период жизни, вся жизнь от рождения до последних дней; -
Понятия, в которых описывается личность: черты,качества и свойства, формы поведения.
20.Темперамент и его типы. Теория темперамента.
Ответ:
Понятие «темперамент», образованное от латинских слов «смесь», «соразмерность», означает врожденные особенности индивида, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости его реагирования, степени эмоциональной уравновешенности и, соответственно, возбудимости, а также особенности приспособления к окружающему миру.
Типы темперамента:
-
Сангвиник. Человек, который с легкостью приспосабливается к смене условий собственной жизни. -
Холерик.. Индивид, нервная система которого свидетельствует о значительном преобладании возбуждения над торможением. Энергичен, но имеет недостаток выдержки и самообладания. Вспыльчив, нетерпелив, несдержан. -
Флегматик. Индивид, замедленно реагирующий на возможные раздражители, устойчивый, прекрасно сопротивляется сильным и долговременным раздражителям. -
Меланхолик.. Индивид, который плохо сопротивляется воздействию значительных стимулов.
Теории:
1.Гуморальные. Обусловлена относительным преобладанием в организме одной из 4-х жидкостей: крови, слизи, желчи, черной желчи (Гиппократ и др)
2. Конституциональные. Производность свойств – параметров – психических механизмов от строения и функционирования организма (Э.Кречмер, Э.Шедон и др)
3. физиологические. Рассматривается зависимость темперамента от типа нервной системы (И.П.Павлов, Б.М.Теплов и др).
21. Проблема способностей в психологии, их виды. Способности и задатки.
Ответ:
Способности- это психические качества человека, благодаря которым он успешно занимается какой- либо деятельностью.
Виды:
-
Общие; 2.Специальные; 3.Природные; 4.Социальные.
Проблемы:
-
Первая проблема - развитие способностей и их детерминанты. Единственно значимым звеном в детерминантой сети является отношение наследственности и среды. -
Вторая проблема - взаимосвязь специальных и общих способностей. Ф. Гальтон полагал, что, измеряя параметры продуктивности простейших психических процессов, можно определить уровень в творческой одаренности человека -
С этой проблемой связана третья - создание методов измерения способностей, в более широком смысле - методов измерения психических свойств индивидуальности.
22. Психология характера. Типы характеров людей.
Ответ:
В психологии под характером подразумевают совокупность личностных качеств человека, которые формируются по мере взросления и наиболее ярко проявляются в личной и общественной жизни.
Типы характера:
-
Холерик; 2.Флегматик; 3.Меланхолик; 4.Сангвиник.
«Психология развития и возрастная психология»
-
Предмет психологии развития и возрастной психологии. Сравнение предмета в работах отечественных и зарубежных психологов. Методы психологии развития и возрастной психологии.
Ответ:
Психология развития и возрастная психология изучает закономерности формирования психики, исследуя механизмы и движущие силы этого процесса, анализируя различные подходы к пониманию природы, функций и генезиса психики, различные стороны становления психики — ее изменение в процессе деятельности, при общении, познании.