Файл: Вопросы по дисциплине Общая психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 116

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. В зависимости от степени новизны: репродуктивное – воспроизведение услышанного, решение проблемы по алгоритму; продуктивное – активный поиск и открытие нового решения.

Основные формы мышления:

  • понятие — отражение общих и существенных признаков каких-либо предметов и явлений;

  • суждение — установление связи между предметами и явлениями (истинные, ложные);

  • умозаключение — вывод из одного или нескольких новых суждений;

  • обоснование — скрытие посылов, которые обуславливают истинность суждений.

Теории мышления:

  1. Бихевиоризм (Дж.Уотсон): мышление- субъективное отражение сложных связей между стимулом и реакцией.

  2. Ассоциативная психология (Г.Гартли): мышление сводится к сложным ассоциациям между следами прошлого опыта.

  3. Гештальтпсихология (М.Вертгеймер, К.Коффка): основа мышления – способность психики формировать и преобразовывать образы.

  4. Психоанализ (З.Фрейд): мышление связывали с бессознательной мотивацией и считали защитным механизмом.

  5. Вюрцбургская школа (К.Бюлер): мышление- акт внутреннего действия в отрыве от языка.

  6. Функциональная теория (О.Зельц): мышление- функционирование интеллектуальных операций, поэтапный процесс.

15.Мотивационная сфера личности. Психологические мотивационные образования: потребности, мотивы, цели, стимулы, инстинкты, интересы, побуждения и влечения.

Ответ:

У всех людей установлена своя иерархическая структура мотивационной сферы личности, но, как правило, основание пирамиды мотивов у всех совпадает. Приблизительная схема такая:

  • органические (потребность в еде, питье, сексуальные потребности);

  • материальные (потребность в деньгах, в имуществе);

  • социальные (потребность в уважении, авторитете, месте «под солнцем», чувство собственного достоинства, чувство справедливости);

  • духовные (потребность находится в обществе, самообразования, повышение духовного уровня, вера).

В мотивационную сферу личности входят: потребности, мотивы, мотивация, влечения, желания, идеалы, мировоззрение, установки, интересы, направленность.

 

  1. Потребность – это нужда человека в чем-либо необходимом для его нормального существования и развития в данный момент времени или в ближайшем будущем (пирамида Маслоу или невротические потребности Карен Хорни).

  2. Мотив – это осознанная потребность, обогащенная представлениями о способах её удовлетворения и о целях поведения, которые могут её удовлетворить.

  3. Мотивацию рассматривается как 1) процесс, т.е. движущую силу поведения, 2) как структуру, содержащую в себе различные мотивы.

  4. Интерес - мотив, который способствует глубокому познанию какой-то стороны действительности. Виды интересов: а) Устойчивые и неустойчивые; б) глубокие и поверхностные.

  5. Мировоззрение – система наиболее общих взглядов на природу общества.

  6. Влечение – это органическая потребность, отраженная в органической (интероцептивной) чувствительности». Оно имеет соматический источник – раздражение, идущее «изнутри организма». Таким образом, влечение – это одна из форм проявления потребностей, начальный этап в ее осознании.

  7. Инстинкт — специфический механизм регуляции поведения. Источник инстинкта – состояние организма или потребность, вызывающая это состояние, например, голод или жажда.


16.Речь как предмет психологического исследования. Виды и функции речи.

Ответ:

Речь — это психический процесс передачи информации,опосредованный языком.

Речь рассматривают как форму, вид и средство общения.

Язык — это система условных знаков, которые имеют предметное значение.

Развитие речи в филогенезе:

Предполагается, что первоначально речь была жестовой и система артикуляции у первобытных людей была не развита. Постепенно человек осваивает предметную деятельность, учится изготавливать орудия труда. Возникает конфликт между двумя функциями рука: общением и изготовлением чего-либо. Для совместной работы нужна синхронность действий, поэтому жестовое общение стало недостаточным, т.к. мешало слаженной работе. Постепенно функция общения передается артикуляционному аппарату, происходит его развитие и в результате этого возникает членимость речи (разделение фразы на слова, слова на буквы). Логика развития речи в онтогенезе повторяет развитие речи в филогенезе. Изучение архаичных языков (племена) позволяет изучать развитие речи. Одно слово, имеющее несколько значений, дополнялось жестами.

Развитие речи в онтогенезе:

Мышление ребенка, проходя доречевую стадию своего развития, имеет наглядно-действенную форму. В развитии речи также есть доинтеллектуальная стадия, когда ребенок использует крик, лепет и даже первые слова неосознанно. Т.е. они используются как средство связи, а не как механизм мышления. По Выготскому, на рубеже 2-х лет линии развития мышления и речи начинают пересекаться и постепенно, мышление становится речевым, а речь интеллектуальной, осознанной.

Слияние мышления и речи дает начало совершенно новой форме поведения, характерной только для человека (целенаправленное, осознанное поведение).


Виды речи:

  1. Внешняя речь. Основное средство общения, речь вслух и для других.

    1. Устная речь (монолог или диалог).

    2. Письменная речь.

    3. Афферентная речь. Короткие эмоциональные высказывания (ого, вау и пр.).

  1. Эгоцентрическая речь. Речь вслух, но для себя.

  2. Внутренняя речь. Средство мышления, речь внутри себя и для себя.

    1. Внутреннее проговаривание — это речь про себя, которая сохраняет структуру внешней речи, т.е. она развернута, но лишена интонации (произнесения звуков). Человек обычно использует внутреннее проговаривание для решения мыслительных задач в затруднительных ситуациях;

    2. Собственно внутренняя речь — это средство мышления, в котором используется специфические единицы (коды образов и схем, предметное значение слова). Структура этой формы речи отличается от структуры внешней речи. Она свернута, конспектна, автоматизирована.

    3. Внутреннее программирование — это формирование и закрепление в специфических единицах замысла речевого высказывания или какого-либо текста.

Функции речи:

 

  • информационная (передача информации);

  • контактная (организация взаимодействия между людьми);

  • функция влияния (воздействие на поведение партнера по общению);

  • функция обобщения (любое слово обобщает, являясь понятием);

  • функция контроля (контроль организации собственной деятельности);

  • сигнальная (любое слово имеет предметное значение и обозначает что-либо).

 

17.Эмоции, их виды и функции. Теория эмоций.

Ответ:

Эмоции- процесс отражения субъективного отношения человека к объектам и явлениям окружающего мира,другим людям и самому себе в форме непосредственного переживания

Виды эмоций:

      1. Настроение; 2. Страсть; 3. Аффект ; 4. Эмоции (в узком смысле); 5.Чувство; 6.Стресс.

Функции эмоций:

  1. Сигнальная. (общение)

  2. Стимулирующая (воздействие)

  3. Оценочная

  4. Экспрессивная

  5. Коммуникативная

  6. Регулятивная

  7. Защитная

  8. Мотивационная

Теории:

        1. Теория Джеймса-Ланге предполагает, что вначале возникает реакция организма на какую-то ситуацию, которая затем переживается нами как определенная эмоция

        2. Теория Кэннона-Барда подвергает сомнению названную теорию, т.к., по мнению Кэннона, многим различным эмоциям соответствуют одинаковые физиологические состояния и только от индивида зависит, как он истолкует это состояние и какой знак - положительный или отрицательный- ему припишет.

        3. Информационная теория П. Симонова устанавливает зависимость между возникновением эмоции определенной окрашенности и выраженности и степенью информированности индивида о возможности удовлетворения какой-либо потребности.

        4. Основная идея Сартра - о том, что эмоциональное сознание изначально является сознанием мира, а эмоция - превращением мира.


18.Проблема воли в психологии. Волевые качества личности.

Ответ:

Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества:

- целеустремленность,

- решительность,

- самостоятельность,

- инициативность,

- настойчивость,

- выдержку,

- дисциплинированность,

- мужество.

 Но воля, волевые качества могут у человека и не сформироваться, если условия жизни и воспитания были неблагоприятными.

19.Теории личности в современной психологии.

Ответ:

  1. Способ объяснения поведение: психодинамические, социодинамические, интеракционистические;

  2. Способ получения данных о личности: экспериментальные, неэкспериментальные;

  3. Угол зрения на личность: структурные, динамические;

  4. Возрастной диапазон: дошкольный и школьный период жизни, вся жизнь от рождения до последних дней;

  5. Понятия, в которых описывается личность: черты,качества и свойства, формы поведения.

20.Темперамент и его типы. Теория темперамента.

Ответ:

Понятие «темперамент», образованное от латинских слов «смесь», «соразмерность», означает врожденные особенности индивида, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости его реагирования, степени эмоциональной уравновешенности и, соответственно, возбудимости, а также особенности приспособления к окружающему миру.

 Типы темперамента:

  1. Сангвиник. Человек, который с легкостью приспосабливается к смене условий собственной жизни. 

  2. Холерик.. Индивид, нервная система которого свидетельствует о значительном преобладании возбуждения над торможением. Энергичен, но имеет недостаток выдержки и самообладания. Вспыльчив, нетерпелив, несдержан.

  3. Флегматик. Индивид, замедленно реагирующий на возможные раздражители, устойчивый, прекрасно сопротивляется сильным и долговременным раздражителям. 

  4. Меланхолик.. Индивид, который плохо сопротивляется воздействию значительных стимулов. 

Теории:


1.Гуморальные. Обусловлена относительным преобладанием в организме одной из 4-х жидкостей: крови, слизи, желчи, черной желчи (Гиппократ и др)

2. Конституциональные. Производность свойств – параметров – психических механизмов от строения и функционирования организма (Э.Кречмер, Э.Шедон и др)

3. физиологические. Рассматривается зависимость темперамента от типа нервной системы (И.П.Павлов, Б.М.Теплов и др).

21. Проблема способностей в психологии, их виды. Способности и задатки.

Ответ:

Способности- это психические качества человека, благодаря которым он успешно занимается какой- либо деятельностью.

Виды:

    1. Общие; 2.Специальные; 3.Природные; 4.Социальные.

Проблемы:

      1. Первая проблема - развитие способностей и их детерминанты. Единственно значимым звеном в детерминантой сети является отношение наследственности и среды.

      2. Вторая проблема - взаимосвязь специальных и общих способностей. Ф. Гальтон полагал, что, измеряя параметры продуктивности простейших психических процессов, можно определить уровень в творческой одаренности человека

      3. С этой проблемой связана третья - создание методов измерения способностей, в более широком смысле - методов измерения психических свойств индивидуальности.

22. Психология характера. Типы характеров людей.

Ответ:

В психологии под характером подразумевают совокупность личностных качеств человека, которые формируются по мере взросления и наиболее ярко проявляются в личной и общественной жизни.

Типы характера:

  1. Холерик; 2.Флегматик; 3.Меланхолик; 4.Сангвиник.

«Психология развития и возрастная психология»

  1. Предмет психологии развития и возрастной психологии. Сравнение предмета в работах отечественных и зарубежных психологов. Методы психологии развития и возрастной психологии.

Ответ:

Психология развития и возрастная психология изучает закономерности формирования психики, исследуя механизмы и движущие силы этого процесса, анализируя различные подходы к пониманию природы, функций и генезиса психики, различные стороны становления психики — ее изменение в процессе деятельности, при общении, познании.