ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 104
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, но обязательно оценивать свою жизнь вообще - живет ли он так, как ему хочется. Если существующая жизнь не удовлетворяет, следует решить, что нужно сделать для положительных сдвигов. Только должным образом заботясь о качестве своей жизни, можно остаться эффективным консультантом
14. Консультативные гипотезы и их проверка.
Ответ:
Формирование и проверка гипотез проходит на этапе расспроса клиента.
Деятельность психолога при формирование консультативных гипотез:
Структурирование беседы. Первый прием – задавая какой-либо вопрос, меняя тему обсуждения, консультанту следует объяснять клиенту, почему он это делает, чем это вызвано, чтобы для клиента сохранялась хотя бы какая-то видимость логики всех переходов в разговоре. Например: «Вы много говорите об отце, но, поскольку мы имеем дело с семейной ситуацией, мне бы хотелось, чтобы Вы сказали несколько слов и о своей матери». Второй прием – краткое комментирование того, что говорит клиент, регулярное подведение итогов сказанного. Это помогает клиенту быть более последовательным и лаконичным в своей речи, не повторять одно и то же по несколько раз. Кроме того, клиент получает возможность прислушаться к себе, услышать себя, понять себя. Например: «Значит, с Вашей точки зрения, большую роль в этом конфликте играют Ваши бывшие коллеги по работе». Клиент получает стимул еще раз проверить себя, обдумать, действительно ли это так.
Осмысление того, что говорит клиент. Осмысление это имеет целью формулирование одной или нескольких консультативных гипотез. Каждая гипотеза – это попытка консультанта понять ситуацию клиента, и она предполагает варианты более конструктивных позиций в ситуации, вероятные способы переориентации клиента в его отношении к своим проблемам. Чем больше гипотез возникает у консультанта при столкновении с ситуацией, тем более он профессионально оснащен, тем легче ему работать.
Психолог-консультант старается занимать по преимуществу пассивную позицию, побуждая клиента к активному и довольно спонтанному (самопроизвольному, без участия воли психолога и клиента) рассказу. Одновременно, он старается осмысливать ситуацию и формулировать консультативные гипотезы. Когда у него формируется несколько подобных гипотез, возникает естественное желание занять более активную позицию – начать задавать конкретные вопросы, направленные на проверку консультативных гипотез, или предпринять какие-либо другие действия для их проверки. Этому, как правило, соответствует и желание клиента услышать что-либо от консультанта – он уже высказал все, что мог и хотел. Переход психолога-консультанта из пассивного состояния в активное, связанное с проверкой возникших у него консультативных гипотез знаменует переход консультативной беседы ко второму подэтапу второго этапа консультативной беседы.
Деятельность психолога при проверке консультативных гипотез:
Для проверки своих консультативных гипотез психолог-консультант может избрать два алгоритма:
15. Затруднения, жалобы, запросы и проблемы клиентов в психологическом консультировании.
Ответ:
Консультативную ситуацию как таковую создает запрос клиента, т.е. его инициативное действие обращения к специалисту с просьбой о помощи в решении определенной психологической задачи. Большинство клиентов прибегают к психологической помощи добровольно, по собственному побуждению, будучи индивидуально мотивированными переживаниями эмоционального неблагополучия, любопытством, беспокойством, осознанием трудное гей и т.д. Иногда обращение к консультанту воспринимается ими как последнее средство в решении проблемы, когда другие источники психологической поддержки (члены семьи, друзья, знакомые) отвергнуты как неэффективные или исчерпавшие себя.
На стадии формулировки запроса клиент часто занимает двойственную позицию — он уже пришел к консультанту, но мотивация решения своих проблем еще недостаточна; его решимости хватило, чтобы понять необходимость обращения к специалисту, но одновременно он боится довериться, открыться психологу; он хочет разрешить свою проблему, но не хочет узнать о себе нечто такое, что его не устроит, и пытается установить «границы» персонального доступа или сразу получить какие-то «гарантии». Кроме того, ему могут мешать некоторые индивидуальные характеристики (робость, застенчивость и пр.) и установки, психологические барьеры; он не уверен, что вообще психолог и конкретно данный психолог сможет ему реально помочь и т.д. Если клиент не уверен, что он пришел «по адресу», от консультанта требуются просвещение, информирование, разъяснение того, какую помощь могут оказывать в психологической консультации, чего клиент может ожидать от работы с психологом.
Запрос имеет, как минимум, два уровня.
Поверхностный уровень - например, очевидные трудности во взаимоотношениях с супругом или детьми;
Глубинный уровень личностные особенности и особенности жизненного пути, приведшие к возникновению трудностей. Важно выявить именно глубинный уровень запроса, чтобы идентифицировать реальную проблему клиента (и это совсем необязательно будет та же проблема, о которой говорит клиент). Именно сним напрямую связаны также выбор дальнейших действий, формулировка задач и в конечном итоге эффективность помощи.
За запросом стоит жалоба — описание клиентом того, что именно выводит его из психологического равновесия, является источником неблагополучия и становится поводом обращения к консультанту. Выслушивание жалобы и наблюдение за процессом ее изложения (интонациями, темпом, ритмом, жестами, мимикой и др.) выполняют функции первичной диагностики, позволяют консультанту сложить начальное представление о клиенте.
Элементы жалобы:
1) субъективный и объективный локус — жалоба всегда ориентирована на кого-то или на что-то;
2) самодиагноз — жалоба базируется на собственном объяснении клиентом причин тех или иных трудностей;
3) формулировку психологической проблемы как результат осознания клиентом необходимости что-то изменить в себе или своих обстоятельствах;
4) психологический запрос — конкретную просьбу предоставить ту или иную помощь.
16.Отношение клиента к консультированию: деловое, рентное, игровое. Особенности консультирования в зависимости от отношения клиента.
Ответ:
Российский психолог В. В. Столин выделил следующие типы клиентов в зависимости от ориентации клиента и его ожиданий относительно психологической консультации.
1. Деловая ориентация:
а) адекватная деловая ориентация — когда клиент искренне заинтересован в решении проблемы ("вы сделаете все возможное", "я готов сделать все, что вы мне скажете"); клиент не сомневается в профессиональной компетентности психолога-консультанта, готов сотрудничать с психологом, он доверяет учреждению (психологическому центру) в которое обратился, ожидает помощи, возможной в его ситуации, не переоценивает вероятный эффект помощи.
б) неадекватная деловая ориентация — клиент преувеличивает возможности консультанта ("вы — маг и волшебник, только Вы можете мне во всём и сразу помочь"). Основные усилия консультанта в данном случае должны быть направлены на психологическую поддержку клиента, внушение веры в себя, уверенности в своих силах.
2. Рентная ориентация:
а) обаятельный рантье: клиент считает, что его откровенность, страдание, обаяние и доверие к консультанту — тот капитал, с которого он неизбежно получит процент в виде переложения ответственности на плечи консультанта ("Ну, теперь вы все знаете и скажете мне, что делать дальше");
б) требовательный рантье — клиент хочет получить "процент" уже от самой позиции посетителя консультации ("Ну вот, вы теперь все знаете, и теперь это ваша забота — вам за это деньги платят").
Причиной непринятия решения являются неадекватные самооценка и оценка консультативной ситуации. Необходимо конфронтировать клиента с внутренней и внешней реальностью.
3. Игровая ориентация: клиент как будто обратился только для того, чтобы вступить в определенные отношения с консультантом — "игру". Например, он дает понять, что не профан в психологии, и как бы экзаменует консультанта ("Посмотрим, какой вы специалист"). Или усиливает безнадежность своей проблемы ("Вы согласны, что решения нет?"). И другие различные игры. Доказательства компетентности консультанта клиент принимает (воспринимает, оценивает) с заметным оживлением, но при этом клиент выдвигает всё новые и новые «экзаменационные вопросы». Клиент всячески внешне усиливает (подчёркивает) трудность (трудности) и субъективную безнадёжность своей проблемы (якобы – своё отчаяние), – хотя реально этого не чувствует (не «имеет» в виде глубоких переживаний). Таким образом, клиент как бы социально-психологически «играет в консультирование». Возможно для того, чтобы просто получить так называемый «релакс» (психологически расслабиться, снять эмоциональное напряжение) и не более того, так как такой клиент относится к консультированию не серьёзно.
Необходим переход от консультативной тактики к психотерапевтической.
Только адекватная деловая ориентация клиента может привести к успеху консультации. Следовательно, если клиент пришел с другим видом ориентации и другими ожиданиями — надо работать над изменением иных ориентаций и переводом их в адекватную деловую ориентацию.
17.Психотехники в психологическом консультировании: общая характеристика, классификация, психологическое обоснование, применение, риски.
Ответ:
Психотехники- действия над психикой психическими средствами -> сознательное использование своей психики для действия на другого человека.
14. Консультативные гипотезы и их проверка.
Ответ:
Формирование и проверка гипотез проходит на этапе расспроса клиента.
Деятельность психолога при формирование консультативных гипотез:
-
Эмпатическое слушание. Активный отклик консультанта на то, что рассказывает клиент, частое произнесение слов типа «Конечно», «Угу», «Да-да». -
Принятие концепции клиента на этапе расспроса. Это означает то, что мы не должны вступать в споры с клиентом на этом этапе, обличать, уличать его, чтобы не вызвать ответную защитную реакцию. - 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Структурирование беседы. Первый прием – задавая какой-либо вопрос, меняя тему обсуждения, консультанту следует объяснять клиенту, почему он это делает, чем это вызвано, чтобы для клиента сохранялась хотя бы какая-то видимость логики всех переходов в разговоре. Например: «Вы много говорите об отце, но, поскольку мы имеем дело с семейной ситуацией, мне бы хотелось, чтобы Вы сказали несколько слов и о своей матери». Второй прием – краткое комментирование того, что говорит клиент, регулярное подведение итогов сказанного. Это помогает клиенту быть более последовательным и лаконичным в своей речи, не повторять одно и то же по несколько раз. Кроме того, клиент получает возможность прислушаться к себе, услышать себя, понять себя. Например: «Значит, с Вашей точки зрения, большую роль в этом конфликте играют Ваши бывшие коллеги по работе». Клиент получает стимул еще раз проверить себя, обдумать, действительно ли это так.
Осмысление того, что говорит клиент. Осмысление это имеет целью формулирование одной или нескольких консультативных гипотез. Каждая гипотеза – это попытка консультанта понять ситуацию клиента, и она предполагает варианты более конструктивных позиций в ситуации, вероятные способы переориентации клиента в его отношении к своим проблемам. Чем больше гипотез возникает у консультанта при столкновении с ситуацией, тем более он профессионально оснащен, тем легче ему работать.
Психолог-консультант старается занимать по преимуществу пассивную позицию, побуждая клиента к активному и довольно спонтанному (самопроизвольному, без участия воли психолога и клиента) рассказу. Одновременно, он старается осмысливать ситуацию и формулировать консультативные гипотезы. Когда у него формируется несколько подобных гипотез, возникает естественное желание занять более активную позицию – начать задавать конкретные вопросы, направленные на проверку консультативных гипотез, или предпринять какие-либо другие действия для их проверки. Этому, как правило, соответствует и желание клиента услышать что-либо от консультанта – он уже высказал все, что мог и хотел. Переход психолога-консультанта из пассивного состояния в активное, связанное с проверкой возникших у него консультативных гипотез знаменует переход консультативной беседы ко второму подэтапу второго этапа консультативной беседы.
Деятельность психолога при проверке консультативных гипотез:
Для проверки своих консультативных гипотез психолог-консультант может избрать два алгоритма:
-
Начать задавать клиенту вопросы, направленные на уточнение возникших у консультанта идей. -
Изложить свою гипотезу (интерпретацию) клиенту и спросить его, что он по этому поводу думает. Редко бывает так, чтобы клиент сразу же принял гипотезу и согласился с ней. Обычно завязывается диалог, в результате которого гипотеза корректируется, обрастает множеством значимых и характерных для данной ситуации фактов и переживаний, то есть она максимально индивидуализируется.
15. Затруднения, жалобы, запросы и проблемы клиентов в психологическом консультировании.
Ответ:
Консультативную ситуацию как таковую создает запрос клиента, т.е. его инициативное действие обращения к специалисту с просьбой о помощи в решении определенной психологической задачи. Большинство клиентов прибегают к психологической помощи добровольно, по собственному побуждению, будучи индивидуально мотивированными переживаниями эмоционального неблагополучия, любопытством, беспокойством, осознанием трудное гей и т.д. Иногда обращение к консультанту воспринимается ими как последнее средство в решении проблемы, когда другие источники психологической поддержки (члены семьи, друзья, знакомые) отвергнуты как неэффективные или исчерпавшие себя.
-
Конкретная формулировка запроса зависит от общего уровня образованности клиента, от характера его информированности о сфере психологических услуг, от особенностей его личности и эмоционального состояния и других факторов. Большинство запросов к консультанту недостаточно дифференцированы: «Помогите разобраться в ситуации...», «Скажите, как...», «Объясните...», «Как быть...», «Как поступить...», «Что надо сделать, чтобы...», «Можно ли...» и т.п.
На стадии формулировки запроса клиент часто занимает двойственную позицию — он уже пришел к консультанту, но мотивация решения своих проблем еще недостаточна; его решимости хватило, чтобы понять необходимость обращения к специалисту, но одновременно он боится довериться, открыться психологу; он хочет разрешить свою проблему, но не хочет узнать о себе нечто такое, что его не устроит, и пытается установить «границы» персонального доступа или сразу получить какие-то «гарантии». Кроме того, ему могут мешать некоторые индивидуальные характеристики (робость, застенчивость и пр.) и установки, психологические барьеры; он не уверен, что вообще психолог и конкретно данный психолог сможет ему реально помочь и т.д. Если клиент не уверен, что он пришел «по адресу», от консультанта требуются просвещение, информирование, разъяснение того, какую помощь могут оказывать в психологической консультации, чего клиент может ожидать от работы с психологом.
Запрос имеет, как минимум, два уровня.
Поверхностный уровень - например, очевидные трудности во взаимоотношениях с супругом или детьми;
Глубинный уровень личностные особенности и особенности жизненного пути, приведшие к возникновению трудностей. Важно выявить именно глубинный уровень запроса, чтобы идентифицировать реальную проблему клиента (и это совсем необязательно будет та же проблема, о которой говорит клиент). Именно сним напрямую связаны также выбор дальнейших действий, формулировка задач и в конечном итоге эффективность помощи.
За запросом стоит жалоба — описание клиентом того, что именно выводит его из психологического равновесия, является источником неблагополучия и становится поводом обращения к консультанту. Выслушивание жалобы и наблюдение за процессом ее изложения (интонациями, темпом, ритмом, жестами, мимикой и др.) выполняют функции первичной диагностики, позволяют консультанту сложить начальное представление о клиенте.
Элементы жалобы:
1) субъективный и объективный локус — жалоба всегда ориентирована на кого-то или на что-то;
2) самодиагноз — жалоба базируется на собственном объяснении клиентом причин тех или иных трудностей;
3) формулировку психологической проблемы как результат осознания клиентом необходимости что-то изменить в себе или своих обстоятельствах;
4) психологический запрос — конкретную просьбу предоставить ту или иную помощь.
16.Отношение клиента к консультированию: деловое, рентное, игровое. Особенности консультирования в зависимости от отношения клиента.
Ответ:
Российский психолог В. В. Столин выделил следующие типы клиентов в зависимости от ориентации клиента и его ожиданий относительно психологической консультации.
1. Деловая ориентация:
а) адекватная деловая ориентация — когда клиент искренне заинтересован в решении проблемы ("вы сделаете все возможное", "я готов сделать все, что вы мне скажете"); клиент не сомневается в профессиональной компетентности психолога-консультанта, готов сотрудничать с психологом, он доверяет учреждению (психологическому центру) в которое обратился, ожидает помощи, возможной в его ситуации, не переоценивает вероятный эффект помощи.
б) неадекватная деловая ориентация — клиент преувеличивает возможности консультанта ("вы — маг и волшебник, только Вы можете мне во всём и сразу помочь"). Основные усилия консультанта в данном случае должны быть направлены на психологическую поддержку клиента, внушение веры в себя, уверенности в своих силах.
2. Рентная ориентация:
а) обаятельный рантье: клиент считает, что его откровенность, страдание, обаяние и доверие к консультанту — тот капитал, с которого он неизбежно получит процент в виде переложения ответственности на плечи консультанта ("Ну, теперь вы все знаете и скажете мне, что делать дальше");
б) требовательный рантье — клиент хочет получить "процент" уже от самой позиции посетителя консультации ("Ну вот, вы теперь все знаете, и теперь это ваша забота — вам за это деньги платят").
Причиной непринятия решения являются неадекватные самооценка и оценка консультативной ситуации. Необходимо конфронтировать клиента с внутренней и внешней реальностью.
3. Игровая ориентация: клиент как будто обратился только для того, чтобы вступить в определенные отношения с консультантом — "игру". Например, он дает понять, что не профан в психологии, и как бы экзаменует консультанта ("Посмотрим, какой вы специалист"). Или усиливает безнадежность своей проблемы ("Вы согласны, что решения нет?"). И другие различные игры. Доказательства компетентности консультанта клиент принимает (воспринимает, оценивает) с заметным оживлением, но при этом клиент выдвигает всё новые и новые «экзаменационные вопросы». Клиент всячески внешне усиливает (подчёркивает) трудность (трудности) и субъективную безнадёжность своей проблемы (якобы – своё отчаяние), – хотя реально этого не чувствует (не «имеет» в виде глубоких переживаний). Таким образом, клиент как бы социально-психологически «играет в консультирование». Возможно для того, чтобы просто получить так называемый «релакс» (психологически расслабиться, снять эмоциональное напряжение) и не более того, так как такой клиент относится к консультированию не серьёзно.
Необходим переход от консультативной тактики к психотерапевтической.
Только адекватная деловая ориентация клиента может привести к успеху консультации. Следовательно, если клиент пришел с другим видом ориентации и другими ожиданиями — надо работать над изменением иных ориентаций и переводом их в адекватную деловую ориентацию.
17.Психотехники в психологическом консультировании: общая характеристика, классификация, психологическое обоснование, применение, риски.
Ответ:
Психотехники- действия над психикой психическими средствами -> сознательное использование своей психики для действия на другого человека.