Файл: Вопросы по дисциплине Общая психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 104

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, но обязательно оценивать свою жизнь вообще - живет ли он так, как ему хочется. Если существующая жизнь не удовлетворяет, следует решить, что нужно сделать для положительных сдвигов. Только должным образом заботясь о качестве своей жизни, можно остаться эффективным консультантом

14. Консультативные гипотезы и их проверка.

Ответ:

Формирование и проверка гипотез проходит на этапе расспроса клиента.

Деятельность психолога при формирование консультативных гипотез:

  1. Эмпатическое слушание. Активный отклик консультанта на то, что рассказывает клиент, частое произнесение слов типа «Конечно», «Угу», «Да-да».

  2. Принятие концепции клиента на этапе расспроса. Это означает то, что мы не должны вступать в споры с клиентом на этом этапе, обличать, уличать его, чтобы не вызвать ответную защитную реакцию.
  3. 1   2   3   4   5   6   7   8   9


Структурирование беседы. Первый прием – задавая какой-либо вопрос, меняя тему обсуждения, консультанту следует объяснять клиенту, почему он это делает, чем это вызвано, чтобы для клиента сохранялась хотя бы какая-то видимость логики всех переходов в разговоре. Например: «Вы много говорите об отце, но, поскольку мы имеем дело с семейной ситуацией, мне бы хотелось, чтобы Вы сказали несколько слов и о своей матери». Второй прием – краткое комментирование того, что говорит клиент, регулярное подведение итогов сказанного. Это помогает клиенту быть более последовательным и лаконичным в своей речи, не повторять одно и то же по несколько раз. Кроме того, клиент получает возможность прислушаться к себе, услышать себя, понять себя. Например: «Значит, с Вашей точки зрения, большую роль в этом конфликте играют Ваши бывшие коллеги по работе». Клиент получает стимул еще раз проверить себя, обдумать, действительно ли это так.

  • Осмысление того, что говорит клиент. Осмысление это имеет целью формулирование одной или нескольких консультативных гипотез. Каждая гипотеза – это попытка консультанта понять ситуацию клиента, и она предполагает варианты более конструктивных позиций в ситуации, вероятные способы переориентации клиента в его отношении к своим проблемам. Чем больше гипотез возникает у консультанта при столкновении с ситуацией, тем более он профессионально оснащен, тем легче ему работать.

    Психолог-консультант старается занимать по преимуществу пассивную позицию, побуждая клиента к активному и довольно спонтанному (самопроизвольному, без участия воли психолога и клиента) рассказу. Одновременно, он старается осмысливать ситуацию и формулировать консультативные гипотезы. Когда у него формируется несколько подобных гипотез, возникает естественное желание занять более активную позицию – начать задавать конкретные вопросы, направленные на проверку консультативных гипотез, или предпринять какие-либо другие действия для их проверки. Этому, как правило, соответствует и желание клиента услышать что-либо от консультанта – он уже высказал все, что мог и хотел. Переход психолога-консультанта из пассивного состояния в активное, связанное с проверкой возникших у него консультативных гипотез знаменует переход консультативной беседы ко второму подэтапу второго этапа консультативной беседы.



    Деятельность психолога при проверке консультативных гипотез:

    Для проверки своих консультативных гипотез психолог-консультант может избрать два алгоритма:

    1. Начать задавать клиенту вопросы, направленные на уточнение возникших у консультанта идей.

    2. Изложить свою гипотезу (интерпретацию) клиенту и спросить его, что он по этому поводу думает. Редко бывает так, чтобы клиент сразу же принял гипотезу и согласился с ней. Обычно завязывается диалог, в результате которого гипотеза корректируется, обрастает множеством значимых и характерных для данной ситуации фактов и переживаний, то есть она максимально индивидуализируется.

    15. Затруднения, жалобы, запросы и проблемы клиентов в психологическом консультировании.

    Ответ:

    Консультативную ситуацию как таковую создает запрос клиента, т.е. его инициативное действие обращения к специалисту с просьбой о помощи в решении определенной психологической задачи. Большинство клиентов прибегают к психологической помощи добровольно, по собственному побуждению, будучи индивидуально мотивированными переживаниями эмоционального неблагополучия, любопытством, беспокойством, осознанием трудное гей и т.д. Иногда обращение к консультанту воспринимается ими как последнее средство в решении проблемы, когда другие источники психологической поддержки (члены семьи, друзья, знакомые) отвергнуты как неэффективные или исчерпавшие себя.

    • Конкретная формулировка запроса зависит от общего уровня образованности клиента, от характера его информированности о сфере психологических услуг, от особенностей его личности и эмоционального состояния и других факторов. Большинство запросов к консультанту недостаточно дифференцированы: «Помогите разобраться в ситуации...», «Скажите, как...», «Объясните...», «Как быть...», «Как поступить...», «Что надо сделать, чтобы...», «Можно ли...» и т.п.

    На стадии формулировки запроса клиент часто занимает двойственную позицию — он уже пришел к консультанту, но мотивация решения своих проблем еще недостаточна; его решимости хватило, чтобы понять необходимость обращения к специалисту, но одновременно он боится довериться, открыться психологу; он хочет разрешить свою проблему, но не хочет узнать о себе нечто такое, что его не устроит, и пытается установить «границы» персонального доступа или сразу получить какие-то «гарантии». Кроме того, ему могут мешать некоторые индивидуальные характеристики (робость, застенчивость и пр.) и установки, психологические барьеры; он не уверен, что вообще психолог и конкретно данный психолог сможет ему реально помочь и т.д. Если клиент не уверен, что он пришел «по адресу», от консультанта требуются просвещение, информирование, разъяснение того, какую помощь могут оказывать в психологической консультации, чего клиент может ожидать от работы с психологом.


    Запрос имеет, как минимум, два уровня.

    Поверхностный уровень - например, очевидные трудности во взаимоотношениях с супругом или детьми;

    Глубинный уровень личностные особенности и особенности жизненного пути, приведшие к возникновению трудностей. Важно выявить именно глубинный уровень запроса, чтобы идентифицировать реальную проблему клиента (и это совсем необязательно будет та же проблема, о которой говорит клиент). Именно сним напрямую связаны также выбор дальнейших действий, формулировка задач и в конечном итоге эффективность помощи.

    За запросом стоит жалоба — описание клиентом того, что именно выводит его из психологического равновесия, является источником неблагополучия и становится поводом обращения к консультанту. Выслушивание жалобы и наблюдение за процессом ее изложения (интонациями, темпом, ритмом, жестами, мимикой и др.) выполняют функции первичной диагностики, позволяют консультанту сложить начальное представление о клиенте.

    Элементы жалобы:

    1) субъективный и объективный локус — жалоба всегда ориентирована на кого-то или на что-то;

    2) самодиагноз — жалоба базируется на собственном объяснении клиентом причин тех или иных трудностей;

    3) формулировку психологической проблемы как результат осознания клиентом необходимости что-то изменить в себе или своих обстоятельствах;

    4) психологический запрос — конкретную просьбу предоставить ту или иную помощь.

    16.Отношение клиента к консультированию: деловое, рентное, игровое. Особенности консультирования в зависимости от отношения клиента.

    Ответ:

    Российский психолог В. В. Столин выделил следующие типы клиентов в зависимости от ориентации клиента и его ожиданий относительно психологической консультации.

    1. Деловая ориентация:

    а) адекватная деловая ориентация — когда клиент искренне заинтересован в решении проблемы ("вы сделаете все возможное", "я готов сделать все, что вы мне скажете"); клиент не сомневается в профессиональной компетентности психолога-консультанта, готов сотрудничать с психологом, он доверяет учреждению (психологическому центру) в которое обратился, ожидает помощи, возможной в его ситуации, не переоценивает вероятный эффект помощи.

    б) неадекватная деловая ориентация — клиент преувеличивает возможности консультанта ("вы — маг и волшебник, только Вы можете мне во всём и сразу помочь"). Основные усилия консультанта в данном случае должны быть направлены на психологическую поддержку клиента, внушение веры в себя, уверенности в своих силах.


    2. Рентная ориентация:

    а) обаятельный рантье: клиент считает, что его откровенность, страдание, обаяние и доверие к консультанту — тот капитал, с которого он неизбежно получит процент в виде переложения ответственности на плечи консультанта ("Ну, теперь вы все знаете и скажете мне, что делать дальше");

    б) требовательный рантье — клиент хочет получить "процент" уже от самой позиции посетителя консультации ("Ну вот, вы теперь все знаете, и теперь это ваша забота — вам за это деньги платят").

    Причиной непринятия решения являются неадекватные самооценка и оценка консультативной ситуации. Необходимо конфронтировать клиента с внутренней и внешней реальностью.

    3. Игровая ориентация: клиент как будто обратился только для того, чтобы вступить в определенные отношения с консультантом — "игру". Например, он дает понять, что не профан в психологии, и как бы экзаменует консультанта ("Посмотрим, какой вы специалист"). Или усиливает безнадежность своей проблемы ("Вы согласны, что решения нет?"). И другие различные игры. Доказательства компетентности консультанта клиент принимает (воспринимает, оценивает) с заметным оживлением, но при этом клиент выдвигает всё новые и новые «экзаменационные вопросы». Клиент всячески внешне усиливает (подчёркивает) трудность (трудности) и субъективную безнадёжность своей проблемы (якобы – своё отчаяние), – хотя реально этого не чувствует (не «имеет» в виде глубоких переживаний). Таким образом, клиент как бы социально-психологически «играет в консультирование». Возможно для того, чтобы просто получить так называемый «релакс» (психологически расслабиться, снять эмоциональное напряжение) и не более того, так как такой клиент относится к консультированию не серьёзно.

    Необходим переход от консультативной тактики к психотерапевтической.

    Только адекватная деловая ориентация клиента может привести к успеху консультации. Следовательно, если клиент пришел с другим видом ориентации и другими ожиданиями — надо работать над изменением иных ориентаций и переводом их в адекватную деловую ориентацию.

    17.Психотехники в психологическом консультировании: общая характеристика, классификация, психологическое обоснование, применение, риски.

    Ответ:

    Психотехники- действия над психикой психическими средствами -> сознательное использование своей психики для действия на другого человека.