Файл: Документальные источники как объект изучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Другими способами решения этой проблемы являются такие требования, как учет компетентности, осведомленности респондента о предмете опроса; учет особенностей языка и культуры респондентов, их аналитических способностей. Понятно, что для обеспечения таких условий необходима предварительная информация о состоянии сознания членов исследуемой группы относительно предмета исследования, а также данные об уровне осведомленности и компетентности соответствующих социальных групп. Такие данные можно найти, прежде всего, обратившись к результатам предыдущих исследований.

Более конкретному и точному "привязыванию" методологии опроса к особенностям "поля" будущих исследований способствует проведение пилотных (предварительных) исследований.

Типы вопросов.

По отношению к цели исследования они классифицируются - программно-тематические (выводы об изучаемом явлении делаются из ответов) и процедурные (призваны оптимизировать ход опроса) вопросы. В зависимости от цели, с которой задаются вопросы, они делятся на содержательные и функциональные. Согласно содержанию, есть вопросы о знаниях, поведении, взглядах, установках, мотивах, и в зависимости от предмета, специфики изучаемых переменных - вопрос о работе, досуге, политике, семье, спорте и т.д.

По отношению к личности респондента существуют прямые различия (например, "Что вы думаете о событии X?", "Чем вам больше всего нравится заниматься в свободное время?" и т.д.), косвенные (например, "вот три разных мнения о событие X. какое из них вы считаете наиболее справедливым?" и т.д.), нейтральное, не нарушающее психологический комфорт респондента при формировании ответа.

Прямые (личные) и косвенные формулировки вопросов используются в зависимости от отношения требуемой информации к личности респондента. Если исследователю нужна психологически нейтральная или позитивная информация или информация, нейтральная или позитивная по отношению к самооценке респондента, то прямые вопросы дают достаточно достоверную информацию. Если вопрос требует от респондента критического отношения к себе и окружающим его людям, то для получения достоверной информации его необходимо задать в косвенной форме. При составлении таких вопросов мы исходим из того, что при ответе на них респонденты используют свой собственный опыт, но сообщают о нем в обезличенной форме.

В соответствии с содержанием темы выделяются вопросы о предметно-специфических особенностях изучаемого явления и собирается информация об респонденте.


Вопросы о фактах сознания направлены на выявление мыслей, ожиданий и планов людей на будущее. Они могут относиться как к объектам, связанным с личностью респондента, так и к объектам, совершенно не связанным с ним. Такие вопросы являются оценочными суждениями, основанными на индивидуальном восприятии и имеющими субъективный характер.

Вопросы о фактах поведения раскрывают действия, поступки, результаты действий людей. Вопросы о личности респондента включены во все социологические анкеты, они раскрывают пол, возраст, образование, профессию и другие характеристики респондента.

По степени стандартизации ответов они бывают закрытыми (предполагают, что респондент выбирает необходимый ответ среди предложенных вариантов), полузакрытыми (позволяют респонденту либо выбрать ответ из предложенного набора ответов, либо дополнить его собственным ответом), открытыми (в респондент должен дать ответ самостоятельно).

По особенностям оформления различают дихотомические (несущие взаимоисключающий характер ответов), многомерные (набор вариантов предполагает любую комбинацию в ответе), масштабные вопросы.

По своему функциональному назначению различают - фильтрующие вопросы (которые позволяют отобрать некоторых респондентов по определенному признаку), контрольные и наводящие (вспомогательные) вопросы.

Функциональные вопросы решают различные задачи управления ходом опроса, его психологической атмосферой и логической строгостью. Необходимость в фильтровании вопросов возникает, когда требуемая информация может быть получена не от всего набора респондентов, а только от их части. Чтобы отделить средства массовой информации, то есть тех, кому следует задавать отдельные специализированные вопросы, задается фильтрующий вопрос.

Каждый такой специализированный блок вопросов открывается фильтрующим вопросом, который содержит ссылки, указывающие, какой вопрос интервьюер должен заполнить, чтобы идентифицировать носителей необходимой информации.

Цель контрольных вопросов - определить стабильность или непротиворечивость ответов респондента. Например, задается общий вопрос об удовлетворенности обучением, а затем при ответе руководствуются вопросами о некоторых конкретных аспектах удовлетворенности обучением (в частности, о желании сменить институт или специальность). Краткое изложение полученных частных ответов считается проверкой на предмет согласованности общей оценки. Можно воспользоваться специальными психологическими тестами, с помощью которых можно проверить искренность ответов. Контактные вопросы используются для установления контакта с респондентом. Они позволяют респонденту рассказать о наиболее близкой ему теме, показать свою осведомленность и компетентность. Это простые вопросы о значении и технике заполнения, но они предоставляют исследователю необходимую информацию.



Для респондента вопросы могут быть сложными и простыми. Сложные вопросы, требующие сосредоточенного внимания респондента, помещаются в начале анкеты, простые вопросы, которые включают дихотомии "да-нет", или вопросы, которые собирают информацию о респонденте, помещаются в конце анкеты. Построение анкеты - это построение своеобразного "сценария" ситуации в опросе, логики общения между исследователем и респондентом как объектом требуемой информации. Следовательно, анкета (опросный лист, план интервью) - это не просто набор вопросов, а определенным образом организованное исследование ситуации.

Наиболее популярная композиция анкеты связана с выделением трех этапов в ситуации опроса: вводного, основного и заключительного.

В начале опроса респондент может испытывать некоторый дискомфорт или даже острую настороженность из-за неясных целей опроса и самого факта, что он был выбран для опроса. Эти задачи решаются кратким введением в анкету, которое знакомит респондента с ситуацией опроса и стимулирует его интерес к общению. Первые вопросы анкеты являются самыми простыми и доступными с точки зрения смысла и техники заполнения,

С начала и до середины опроса. Наряду с активизацией внимания и интереса респондента может увеличиваться сложность и острота вопросов, которые запланированы в исследовании. Рекомендуется посвятить вторую половину опроса более простым вопросам, использовать психологические приемы, активизирующие внимание респондента.

Выбор вида опроса определяется целями исследования, его организационными и экономическими возможностями, а также требованиями к достоверности и ненарушимости требуемой информации. В зависимости от того, какие условия и формы коммуникации опосредуют связь исследователя с набором респондентов, существуют две основные формы опроса: анкетирование и интервью. В ходе опроса респондент самостоятельно воспринимает текст анкеты и заполняет ее сам. В случае интервью интервьюер выступает посредником между текстом анкеты и респондентом, представляя авторов исследования и реализуя цели исследования в ситуации опроса. Интервьюер задает вопросы, выслушивает ответы респондента и записывает их содержание в соответствии с процедурой, указанной в инструкциях.

Анкетный опрос. Анкета (от французского enguete-запрос) это набор вопросов и утверждений
, отсортированных по содержанию и форме в виде вопросника, анкеты. Во-первых, во время формирования так называемой политической арифметики, которая была разработана в XVIII веке. century.an Англичанин на связи. Петти и его сторонники назвали анкетирование процессом систематического сбора эмпирических данных с использованием форм (наборов вопросов).

При составлении анкеты необходимо соблюдать следующие правила:

Содержание вопросника должно быть подчинено теме и целям исследования. Для этого каждый из вопросов должен быть соотнесен с исследовательскими задачами.

Язык анкеты должен быть свободен от обычных клише, газетных штампов и стереотипных фраз. Она должна быть близка к разговорной речи исследуемой группы лиц и работать с ситуациями, которые достаточно близки и понятны респондентам. Последовательность вопросов должна быть составлена таким образом, чтобы в течение всего процесса заполнения анкеты, опроса ответственное лицо сохраняло к ней интерес и стимулировало желание отвечать на вопросы.

При формулировании "лайков" - выбранных вариантов ответа - необходимо избегать психологического давления на респондента, навязывая ему ту точку зрения, которая наиболее удобна для исследователя. Необходимо соблюдать пропорции при выборе "положительных" и "отрицательных" суждений, обращать внимание на их расположение в самой анкете.

Респондент не должен решать сложные задачи, которые отнимают у него много времени во время опроса.

Анкета должна быть своевременно проверена и составлена с учетом обстоятельств, вытекающих из места проведения опроса.

Анкета должна быть составлена тщательно, в ее печатном оформлении рекомендуется использовать разные шрифты, отделяя формулировки вопросов от ответов, пояснения респондентам относительно способа ее заполнения.

Основные типы анкет:

В зависимости от количества респондентов различают групповые и индивидуальные анкеты.

В зависимости от места проведения анкеты распределяются дома, на работе и в целевых группах (посетители магазинов, выставок и т.д.).

По способу распространения анкет различают: анкету (распространяется респондентом посредством самой анкеты); почтовую (отправляется по почте) и печатную (публикуется в газете или журнале).

Различные комбинации этих признаков составляют многие виды анкетирования.

Примером группового анкетирования могут быть опросы школьников в классах. Основное преимущество группового опроса связано с организационной доступностью и эффективностью опроса. Интервьюер, работая с группой респондентов из 20-30 человек, объясняет цели исследования, правила заполнения анкеты, а в случае неясности при заполнении анкеты дает индивидуальные рекомендации респондентам. Анкеты заполняются при наличии опросного листа и возвращаются ему сразу после заполнения. Эта форма опроса обеспечивает почти стопроцентную отдачу и короткое время на сбор данных.


При использовании индивидуальной анкеты с помощью вопросника интервьюер либо передает анкету респонденту, согласовывая дату возврата при повторной встрече, либо, объяснив правила заполнения и цель опроса, ожидает заполнения анкеты. Понятно, что при первом варианте респонденту дается больше времени на заполнение анкеты, обдумывание ответов, но в то же время усложняются проблемы возвращения, и появляются возможности обсудить тему опроса с посторонними, заменить респондента.

Почтовый опрос также является довольно популярным методом опроса большого числа людей. Его слабыми сторонами является низкий процент урожайности без применения специальных приемов (около 30%). Ситуация с ответами на вопросник (кто заполнил вопросник и при каких условиях) и трудности, связанные с этими характеристиками при обосновании репрезентативности целевой выборки населения, не поддаются контролю.

Публикация анкеты в газете или журнале активно используется в журналистской практике, но когнитивные возможности этого вида опроса ограничены из-за проблемы возврата заполненных анкет. Среди других существенных недостатков вопросника необходимо выделить необходимость использования в данном случае очень простых вопросников.

Интервью. Интервью - это метод проведения социологических опросов в виде целенаправленной беседы между интервьюером и респондентом.

Интервью как метод сбора социологической информации в значительной степени лишено вышеперечисленных недостатков, но цена за него довольно высока. Привлечение интервьюеров увеличивает время и деньги, затрачиваемые на их обучение, отбор и контроль качества их работы. Однако хорошо подготовленный интервьюер обеспечивает точность выполнения процедуры отбора респондентов для опроса, опытный интервьюер обеспечивает благоприятную ситуацию при проведении опроса, контроль за влиянием третьих лиц на формирование ответов респондента. Он также способен адаптировать текст анкеты к индивидуальным психологическим особенностям респондента: устранить психологические барьеры или предрассудки, которые вызывают нежелание участвовать в опросе или уклонение от ответов на отдельные вопросы. Влияние интервьюера на качество полученных данных намного выше, чем влияние анкеты. Поэтому при использовании интервью особое внимание уделяется изучению влияния (effect) интервьюера, которое может быть как положительным, так и отрицательным, в зависимости от подготовки, строгости отбора интервьюеров и контроля качества их работы.