Файл: Документальные источники как объект изучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Существует несколько типов бесед.

Стандартизированное и бесплатное интервью, зависящее от того, насколько строго и подробно составлены правила установления контакта с респондентом для интервьюера, последовательности вопросов и их формулировок, способности принимать собственные методические решения в ходе интервью. Степень стандартизации интервью определяется целями исследования, характером ожидаемой информации и размером выборки.

Когда социолог планирует беседу со значительной группой людей (несколько сотен или тысяч), когда содержательная структура изучаемой проблемы четко определена и адаптирована к уровню повседневного сознания респондентов, то наиболее подходящим методом сбора данных является стандартизированный (формализованный) закрытый опрос. беседа. Такой тип беседы сводит к минимуму возможные индивидуальные отклонения от разработанного стандартного плана беседы как со стороны респондента, так и со стороны интервьюера.

Стандартизированное интервью с открытыми вопросами дает человеку больше независимости в формулировании ответов и требует, чтобы интервьюер регистрировал их как можно точнее. Все остальные элементы ситуации в опросе остаются стандартными: вступительная беседа, последовательность вопросов, их формулировка. Подробная запись ответов на открытые вопросы относится к классификации полученных ответов и их кодированию на этапе обработки. (Часто используется диктофон).

Комбинация методов открытых и закрытых вопросов также используется в интервью при опросе большого числа людей.

Направленный (сфокусированный) разговор - это еще один шаг к снижению стандартизации поведения интервьюера и респондента. Расписание такого собеседования содержит только список вопросов, которые следует рассмотреть во время собеседования. Однако последовательность и формулировки вопросов могут отличаться в зависимости от конкретной ситуации, индивидуальных особенностей респондента. Цель интервью - "заострить" внимание респондента на обсуждаемой проблеме, явлении, его последствиях и причинах. Основой такого разговора часто является книга, фильм, ситуация, с которой ранее были представлены будущие респонденты.

Бесплатное интервью предполагает предварительную разработку примерных основных направлений беседы с респондентом. Формулировки вопросов и их последовательность даются во время интервью и определяются индивидуальными особенностями респондента. Ответы респондента записываются с максимальной полнотой, включая словарные признаки, семантические ассоциации и отклонения от темы опроса.


Использование технических средств при проведении опросов связано с использованием электронных анкет вместо анкет, напечатанных на бумаге - текст анкеты считывается с экрана ноутбука. Существенным ограничением, связанным с использованием телефонных разговоров, был уровень телефонизации населенных пунктов в России. На данный момент только Москва и Санкт-Петербург являются хорошей областью применения этого метода.

Основными преимуществами метода телефонного интервью являются эффективность опроса, низкая стоимость и возможность прямого контроля за работой интервьюера. Телефонная связь имеет свои специфические требования к составлению анкеты и ситуации собеседования. Телефонный разговор должен быть довольно коротким (в течение 40 минут). Вопросы должны быть более краткими и конкретными по сравнению с личным интервью или анкетированием. Не рекомендуется включать длинные списки ответов в формулировки вопросов.

Обеспечение качества вопросника обсуждалось выше. В связи с участием интервьюера следует добавить, что анкета должна содержать четкие и недвусмысленные инструкции и указания интервьюеру по ее заполнению: перенаправление с карточки вопросов фильтра на вопросы со списками ответов. Формулировки вопросов интервью должны быть легко произносимыми, поэтому они не должны содержать громоздких синтаксических конструкций. В противном случае интервьюер все равно пересказывает их "своими словами", возможно, смещая смысловые акценты или даже искажая смысл.

В дополнение к минимальному инструктивному материалу в тексте анкеты требуется специальный документ "инструкции для интервьюера". Обычная структура такой инструкции такова:

разъяснение целей и задач исследования, создание мотивации к добросовестному труду; разъяснение задачи, поручений, прав и обязанностей интервьюера; правил поиска респондента, установления с ним контакта и получения согласия на интервью, то есть примерный текст вводного интервью, описание возможных ситуаций при поиске респондента и установлении с ним контакта и способов их решения (отказ от интервью, вопросы о выборке, правилах обмена и т.д.);

Организация обстановки на собеседовании (указание времени, повторные визиты, устранение стороннего влияния и т.д.); правила заполнения определенных типов вопросов; правила стимулирования внимания респондентов; правила завершения беседы.

При составлении анкеты и инструкций интервьюера следует иметь в виду, что чем более стандартизирована ситуация на собеседовании и чем выше качество разработанной методологии, тем меньшее влияние интервьюер не учитывает.



Беседа как вид социально-психологического взаимодействия может оказывать предвзятое влияние на получаемую информацию в зависимости от психологических особенностей участников беседы. Например, возможно, что мнения и убеждения интервьюера и респондента могут повлиять на содержание полученных данных. В некоторых случаях респонденты склонны "угадывать желаемый ответ", то есть отвечать так, чтобы произвести благоприятное впечатление на интервьюера. Это явление наблюдается, когда интервьюер воспринимается как представитель официальных норм и требований, как более опытный, авторитетный, образованный и компетентный человек. Опытный интервьюер заметит такое психологическое "давление" и сможет снять его, подчеркнув важность и ценность для исследования учета индивидуальных взглядов и позиций каждого человека в выборке. Ситуация с опросом должна быть адаптирована к равноправному сотрудничеству в интересах надежности запрашиваемой информации.

1.3. Анализ документов
Традиционные методы анализа документов. Документальные источники предоставляют уникальную и разнообразную информацию о социальных явлениях и процессах. Важно найти методы, которые позволили бы вам получить некоторую информацию с достаточной надежностью. Эти методы включают в себя все различные мыслительные операции, направленные на интерпретацию содержания документов в соответствии с целью исследования.

Анализ документов - это набор методологических приемов, используемых для получения социологической информации из документальных источников, необходимой для решения исследовательских задач.

Типичным примером анализа текстовых ресурсов является изучение научных публикаций и отчетов по проблеме, которое обычно проводится социологом на стадии разработки исследовательской проблемы.

Существует несколько методов оценки качества документального источника. В источниковедческих исследованиях особо выделяются следующие этапы оценки качества документального источника (критика источника):

  • разъяснение условий,

  • целей и

  • причин создания документа,

  • установление его авторства.

То есть факторы, которые могли бы повлиять на достоверность отражения реального положения дел в документе (например, это ведомственный исследовательский центр или действительно независимый). Другими словами, уточняются факторы надежности документального источника - но для целей исследования. Определение полноты и надежности источника с точки зрения целей исследования являются основными параметрами его оценки до начала исследования.

Количественный анализ документов (контент-анализ). Наиболее существенным ограничением, связанным с использованием традиционных методов анализа документов, таких как газеты и т.д., является возможность субъективного влияния на результаты анализа, то есть влияние установок исследователя, его интересов, преобладающих стереотипных представлений о предмете анализа. Эти воздействия могут быть неосознанными, и не существует строгих критериев для выявления таких воздействий при интуитивном анализе. Этот недостаток преодолевается методами формализованного анализа, которые основаны на статистическом расчете различных объективных характеристик текста. Например, частота публикации в газете материалов по определенной теме, количество строк, выделяемых редакцией отдельным темам, рубрикам, авторам, частота упоминаний проблем, терминов, названий. Географические названия и т.д.


Потенциальными объектами исследования при контент-анализе могут быть любые документальные источники, содержащие текст, такие как книги, газеты, песни, выступления, речения, письма, дневники, ответы на открытые вопросы анкеты. Обычно предполагается, что изучаемая характеристика существует и распределена в неких массовых агрегатах - словах, фразах, абзацах, книгах, журналах, авторах и т.д.

Задачи, решаемые методом контент-анализа, укладываются в довольно простую и очевидную схему: "кто что сказал, кому, как, с какой целью и с каким результатом?”

Суть метода контент-анализа заключается в том, чтобы найти и использовать для подсчета такие особенности документа (например, проставление имен сторон), которые отражали бы определенные базовые аспекты его содержания. Таким образом, тематическую направленность этой главы данной книги можно определить, подсчитав частоту использования слова "метод" в тексте и сравнив его с аналогичной частотой в других разделах.

Контент-анализ, как и методы массового опроса, обычно использует выборочный метод исследования, и в них различаются только единицы анализа и единицы отбора. В контент-анализе единицами выбора являются слова, словосочетания, семантические единицы, отдельные статьи, в отборочных опросах - люди.

Основополагающим моментом в разработке методологии контент-анализа является разработка правил соотнесения текстовых единиц со списком категорий анализа. Эти правила составлены в виде кодификатора. Кодификатор содержит не только список наблюдаемых показателей, но и данные о самом документе, который кодируется (например, название газеты, город выпуска, дата выпуска, другие характеристики газеты - количество страниц, формат и т.д.).

Рекомендуется использовать контент-анализ при наличии больших текстовых полей с четкой структурой, определяемой коммуникативными намерениями авторов текста. Этот метод широко используется при изучении новостей, транслируемых для массовой аудитории газетами, радио, телевидением.

При анализе больших полей текстов необходимо решить проблему обеспечения репрезентативности результатов при отборе текстов из их общей целостности. В большинстве случаев здесь применимы модели выборки, описанные выше. Кроме того, уже на этапе планирования необходимо учитывать, какую функцию выполняет информация, полученная методом контент-анализа, и общую структуру эмпирических данных, полученных другими методами, использованными в исследовании.