Файл: Ограничения и запреты, связанные с государственной службой.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

13
К конституционным принципам государственной службы относятся
4
:
- принцип феднрализма;
- принцип законности;
- принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина;
- принцип равного доступа к государственной службе.
Принцип федерализма обеспечивает единство государственной службы и соблюдение конституционного х разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти органами государственной власти субъектов РФ. Принцип федерализма означает, что государственная служба представляет собой систему должностей, учреждаемых в единой системе государственных органов.
Федерализм применительно к государственной службе имеет несколько аспектов: нормативный, организационный, функциональный, финансовый.
Нормативный аспект – конституционное и законодательное разграничение компетенции в области государственной службы между Российской
Федерацией и субъектами
РФ.
4
Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации " от 27.07.2004 №79-
ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/, свободный.

14
Организационный – соблюдение принципа федерализма при построении государственной службы, разделение государственной службы на федеральную государственную службу и государственную службу субъектов
РФ. Функциональный – самостоятельность каждого уровня федеративной системы при решении кадровых вопросов и других вопросов функционирования государственной службы.
Финансовый аспект – соблюдение принципа федерализма при ресурсном обеспечении государственной службы за счет бюджета соответствующего уровня (федерального или регионального). Принцип законности означает необходимость соответствия Конституции РФ и федеральному закону подзаконных нормативных актов и индивидуальных правовых актов в сфере государственной службы. Все коллизии и противоречия разрешаются в пользу Конституции РФ и федерального закона.
Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина предусматривает их непосредственной действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты. При функционировании института государственной службы права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов. Недопустима дискриминация граждан со стороны государственных служащих и самих государственных служащих по признакам пола, социальной, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлеж. Принцип равного доступа граждан к государственной службе предполагает, что каждый гражданин

Российской Федерации должен без какой бы то ни было дискриминации и без неоправданных ограничений допускаться на общих условиях равенства к государственной службе. Равный доступ граждан к государственной службе осуществляется в соответствии с установленными применительно к должностям государственной службы квалификационными требованиями.
Организационно-функциональные принципы государственной службы включают следующие принципы:

15
- единства правовых и организационных основ государственной службы;
- взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы;
- открытости государственной службы ак и ее доступности общественному контролю;
- профессионализма и компетентности государственных служащих;
- защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.
Принцип единства правовых и организационных основ государственной службы предполагает законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы.
Принцип взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы предусматривает, что взаимосвязь этих двух видов публичной службы обеспечивается посредством единства основных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы, единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы, единства требований к профессиональной подготовке и повышению квалификации служащих, при исчислении стажа службы, соответствия основных условий оплаты труда и социальных гарантий служащих, а также основных условий явил государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших службу, и их семей в случае потери кормильца.
Принцип открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю означает объективное информирование общества о деятельности государственных служащих. Этот принцип предполагает обеспечение участия граждан в государственном управлении через создание возможностей для получения открытой информации о деятельности государственных органов и государственных служащих, осуществления общественного контроля за организацией и функционированием государственной службы. Данный принцип немыслим без гарантий защиты

16 граждан, критикующих деятельность государственных служащих, и обеспечения средствами массовой информации возможностей для освещения вопросов организации и функционирования государственной службы.
Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих предполагает профессионализм государственных служащих, компетентность, квалифицированность, т.е. соответствие государственного служащего замещаемой им должности по уровню образования, стажу, знаниям и навыкам работы, и ответственность за подготавливаемые и принимаемые решения и надлежащее исполнение служебных обязанностей.
Принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность свидетельствует о том, что государственные служащие находятся под защитой государства. Она гарантируется от неправомерного вмешательства как со стороны государственных органов и должностных лиц, так и со стороны физических и юридических лиц. В развитие этого принципа законодательство предусматривает право обжалования неправомерных действий, механизм разрешения индивидуальных служебных споров, право государственных служащих на создание профсоюзов.
1.3. Понятие правового статуса государственных гражданских служащих
Долгое время понятия «служащий» и государственный служащий» не имели правового статуса, не различались по содержанию и должным образом не исследовались в науке.
В личное международных настоящее его областях время решением общества понятие
«государственный служебной государственной служащий» означает политических конфликтных особую исключением общества аппаратную том гражданами должность
Функции накладывает в государственных


17 членов руководителей органах.
В стране государственной ст.10
Федерального более Понятие закона
№ 58-ФЗ субъекта Конституции содержатся том предотвращении определения допускаться систему федерального
Федерации человека государственного служащего федеральной существование и государственного законность финансовыми служащего орган служащего субъекта совершенствовании средством РФ:
-
«федеральный государственный служащий
– гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание
(вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета»;
- «государственный гражданский служащий субъект Российской
Федерации – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта
Российской
Федерации и получающие денежное содержание
(вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта
Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, он может получить денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета».
Представляется, что более полным определением государственного служащего явилась бы конструкция из следующих элементов.
Государственный служащий – это: а) физическое лицо (при этом, как правило, имеющее гражданство данного государства и национальность, являющуюся титульной в этом государстве); б) занимающее должность в государственном аппарате; в) наделенное в рамках своей должности государственно – властными полномочиями; г) выполняющее функции государства и поэтому действующего - от имени последнего;

18 д) действующее на платной основе, профессионально. Бесплатное выполнение государственных функций говорило бы об имущественной самостоятельности, экономической независимости субъекта управления от бюджета, от государства и, следовательно, о возможности частного распоряжения публичным интересом; е) действующее в необходимых случаях с помощью государственного принуждения.
Таким образом, государственный служащий – это гражданин
Российской Федерации, осуществляющий профессиональную деятельность на должности государственной службы, получающий денежное содержание
5
Все, что связано с деятельностью государственных гражданских служащих, обычно регламентировано в социальных
(этических, организационных, технологических и др.) и правовых нормах, которые составляют социально – правовой статус государственного гражданского служащего. Он возникает на основе соответствующего законодательства в связи с замещением гражданской должности. Именно определенная должность гражданской службы является базой для характеристики социально – правового положения гражданского служащего.
Социально – правовой статус гражданского служащего – это установленные и гарантированные государством меры должного и возможного поведения работника в области государственно – служебных отношений. С изменением государственно – служебных отношений изменяется и социально – правовой статус гражданского служащего
(например, повышение, понижение, увольнение, отставка, выход на пенсию и т.д.).
Следует подчеркнуть, что статусные нормы устанавливаются обычно не персонально для каждого гражданского служащего, а для должности,
5
Демин А.А. Государственная служба в Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата /
- 10-е. изд., перераб. доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 354 с.


19 которую он замещает, и поэтому производны от задач и функций государственного органа.
Ключевыми точками для определения статуса и понятия государственного служащего являются: а) порядок получения от государства полномочий государственного служащего на совершение властных действий от имени государства; б) механизм реализации государственным служащим должностных функций от имени государства; в) обеспечение действий служащего как выразителя воли государства государственными ресурсами, в том числе государственным принуждением; г) ответственность государственного служащего, в том числе прекращение его полномочий, компенсация ущерба обществу.
Основываясь на парных категориях в праве, В.А. Козбаненко считает, что юридический состав статуса гражданских служащих складывается совокупность шести элементов, взятых попарно: обязанности и права, ограничения и гарантии, поощрения и ответственность. По его мнению, сочетание этих элементов в том или ином объеме их юридического содержания характеризует структуру правового статуса гражданских служащих.
Общие статусные нормы сформулированы и нормативно закреплены в
Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской
Федерации».
Каковы основные права гражданских служащих? В названном законе перечисляются 18 таких прав. Их характеристика дается в ст.14. в соответствии с ними каждый гражданский служащий имеет право на обеспечение надлежащих организационно-технические условий, необходимых для исполнен, а также ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы. В число прав включается и отдых, обеспечиваемый установлением нормальной

20 продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков, а также оплата труда и другие выплаты в соответствии с настоящим федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ и со служебным контрактом. Гражданский служащий может претендовать на получении в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа. Правовое обеспечение гражданского служащего предполагает ознакомление с отзывами по своей служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов, и материалов. Гражданский служащий имеет право на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном федеральными законами.
Не возбраняется членство в профессиональном союзе, рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с федеральными законами. Служащий может рассчитывать на защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, на медицинское страхование в соответствии с федеральным законом.
Не меньшую значимость в социально-правовом статусе гражданского служащего занимают его служебные обязанности. В Федеральном законе в ст.15 указывается 12 пунктов, устанавливающих основные обязанности.
Согласно им каждый гражданский служащий обязан соблюдать
Конституцию РФ, федеральные конституционные законы федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом, а также исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий,


21 установленных законодательством РФ; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций.
Государственные служащие не должны оказывать предпочтение каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимы т от влияния со стороны граждан, профессиональных или социальных групп и организаций.
Государственные служащие обязаны:
- исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных.
Имущественных (финансовых0 и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных (служебных) обязанностей;
- соблюдать установленные законом ограничения для государственных служащих;
- соблюдать политическую нейтральность, исключающую возможность какого-либо влияния на свою служебную деятельность решений политических партий или иных общественных объединений;
- соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения, соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должные инструкции;
- проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и представителями организаций, терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
- воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнения в объективном исполнении государственными служащими должностных
(служебных) обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;
- не использовать свое служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц,

22 государственных служащих и граждан при решении вопросов, лично его касающихся;
- воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок, если это не входит в его должностные (служебные) обязанности;
- соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной - информации;
- уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать им в установленных - законами случаях и порядке содействие в получении достоверной информации.
К гарантиям относятся меры экономического, социального, организационного и правового характера, направленные на реализацию как должностных, так и общих прав, и обязанностей государственного служащего. Цель этих гарантий – сделать государственную службу привлекательной и престижной в глазах граждан. Важнейшую роль в обеспечении эффективной работы госслужащих играют гарантии, которые установлены ст.10, 14 и 15 Федерального закона.
Гарантией является, прежде всего, условия работы, обеспечивающие исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей.
Большое значение имеют денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные законами и другими многочисленными актами Российской
Федерации и ее субъектов в качестве платы за выполнение обязанностей государственным служащим.
Оплата труда госслужащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности.
Так же ему гарантируется ежегодный оплачиваемый отпуск. За выслугу лет предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск. Медицинское страхование, санаторно-курортное и медицинское обслуживание (в том числе обеспечение лекарствами) госслужащего и членов его семьи осуществляется