Файл: Ограничения и запреты, связанные с государственной службой.pdf
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
23 за счет федерального бюджета и бюджета соответствующего субъекта
Федерации.
Гарантируется профессиональная подготовка
(переквалификация) и повышение квалификации с сохранением содержания на период обучения. Гарантируется обязательность получения согласия государственного служащего на перевод на другую государственную должность государственной службы, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Одно из важнейших гарантий является пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи государственного служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей. При прекращении государственной службы в связи с выходом на пенсию государственный служащий считается находящимся в отставке и сохраняет за собой присвоенный ему квалификационный разряд. Это имеет значение в том случае, если служащий по условиям отставки будет возвращен к исполнению своей прежней или другой должности государственной службы. В случае смерти, связанной с исполнением государственным служащим должностных обязанностей, в том числе наступившей после увольнения его с государственной службы, члены семьи умершего имеют право на получении пенсии по случаю потери кормильца. Для государственного служащего предусмотрено обязательное государственное страхование на случай смерти, причинения вреда здоровью, потери трудоспособности в период прохождения государственной службы или после ее прекращения, а также на случай уничтожения или повреждения имущества, которое связано с исполнением им должностных обязанностей. Государственному служащему гарантируется защита его и членов его семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей. В соответствии с федеральными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами субъектов Федерации, возмещаются расходы и предоставляются иные компенсации это в связи со служебными командировками, с приемом на государственную должность
24 государственной службы в другой государственный орган, направлением на государственную службу в другую местность, а также связанные с этим транспортные расходы и расходы на оплату жилья.
Государственные служащие обязаны неуклонно блюсти законность и государственную дисциплину и обеспечить их соблюдение гражданами и организациями, нести ответственность за порученное дело. Нарушения служащим законности и дисциплины, аморальное поведение о наносят существенный вред обществу и государству, подрывают авторитет государственных структур. Госслужащие несут ответственность за правонарушения вне службы как граждане, наравне и на общих основаниях со всеми лицами. На них в этом случае распространяются все виды юридической ответственности. Правовые нормы об ответственности государственных служащих за правонарушения по службе учитывают особенности службы как вида трудовой деятельности и особенности служебных правонарушений: а) повышенная ответственность служащего, поскольку последствия должностного правонарушения отрицательно сказывается, как правило, за пределами должности; б) ряд специальных мер ответственности за служебные правонарушения (понижение в должности), снижение квалификационного класса и др.) в) привлечение служащего к ответственности за правонарушение не исключает того, чтобы это же деяние было квалифицирован как другой вид правонарушения и влекло соответствующую юридическую ответственность.
Ответственность выражается в применении к служащему различных взысканий и наказаний за допущение поступков и действий, которые юридически признаются запрещенными м вредными. Различают четыре вида ответственности гражданского служащего: дисциплинарную, административную, материальную и уголовную.
1 2 3
25
Административная ответственность применяется к гражданскому служащему по общим правилам наравне с остальными гражданами России, как это предусмотрено Кодексом РФ об административных правонарушениях
(КоАП РФ) и другими нормативными правовыми актами.
Материальная ответственность наступает за служебный проступок, в результате которого наносится материальный ущерб государству, предприятию, организации, учреждению. Материальная ответственность выражается в возмещении гражданским служащим причиненного им имущественного ущерба. Данное возмещение ущерба не может рассматриваться в качестве дисциплинарного взыскания, а применяется наряду с ним. Материальная ответственность наступает либо в административном порядке, либо по суду.
Итак, статус государственного служащего нуждается в некоторой корректировке, связанной в первую очередь к повышению прозрачности его деятельности со стороны общества, к повышению ответственности за свои действия.
26 2. ОГРАНИЧЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБОЙ
Законодательством РФ установлены особые требования к порядку поступления на государственную гражданскую службу, порядку ее прохождения и порядку увольнения с такой службы.
В частности, что касается увольнения, то в законе установлены дополнительные основания для увольнения государственного служащего по инициативе работодателя. Одним из таких оснований является несоблюдение госслужащим ограничений - и запретов, связанных с государственной гражданской службой и установленных в нормах закона.
Частью 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации установлен механизм правового ограничения прав граждан, так же данной статьей ограничения обосновываются такими целями, как защита основ конституционного строя и обеспечение обороны страны и безопасности государства.
При этом следует отметить, что постановлениями Конституционного
Суда Российской Федерации регулярно признается несоответствие конституционными принципами положений законодательных и иных нормативных актов, нарушающих и ущемляющих права человека.
Множество нарушений прав человека в правоприменительной деятельности государственных органов и должностных лиц выявляется Генеральной прокуратурой, отражается в ежегодных докладах Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, фиксируется другими инстанциями. Это подчеркивает действительно необходимо, что, в свою очередь, обуславливает важность тщательной научной проработки соответствующих предложений. Введение каждого запрета ограничения должно быть тщательно обоснованно.
Следует отметить, что понятия «ограничения» и «запреты» различаются. Ограничения означают, что при наличии или возникновении
27 определенных обстоятельств гражданин не может быть принят на государственную гражданскую службу, а госслужащий, занимающий должность на государственной гражданской службе, должен быть освобожден от этой должности и уволен с госслужбы. Соблюдение ограничений обязательно и для нанимателя, и для служащего, в случае несоблюдения ограничений служащий должен быть уволен.
Ограничения, связанные с прохождением государственной гражданской службы – это установленные нормами служебного права обстоятельства, при наличии или возникновении которых государственные гражданские служащие не могут проходить госслужбу и подлежат увольнению, а граждане (иностранные граждане) не могут поступить на государственную гражданскую службу
6
А.В. Мальков полагает, что «правовое ограничение – это установленные в праве границы, в пределах которых субъекты должны действовать, исключение определенных возможностей в деятельности лиц».
Главной целью законодательного установления ограничений, связанных с государственной гражданской службой, является обеспечение эффективного исполнения гражданским служащим своих должностных ни обязанностей, исключающего возможность злоупотребления полномочиями, создание условий для беспристрастного принятия им управленческих решений.
Для гражданского служащего установлены специальные ограничения по службе (ст.16 Федерального закона № 79 ФЗ).
Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий находиться на этой службе в случае:
1.
Признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
2.
Осуждения его к наказанию, исключающем возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной
6
Алексеев С.С. Правовые запреты в структуре советского права // Правоведение. – 1973. - № 5. – 43 с.
28 службы по приговорух суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;
3.
Отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности государственной гражданской службы связано с использованием таких сведений;
4.
Наличия заболевания, препятствующего поступления на гражданскую службу или ее прохождения и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
5.
Близкого те родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
6.
Выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
7.
Наличия гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
8.
Предоставления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на государственную гражданскую службу;
9.
Непредставления установленных Федеральным законом № 79-ФЗ или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;
29 10. Утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнении обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции федеральными законами № 79-ФЗ или № 273-ФЗ и другими федеральными законами;
11. Признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).
Для того, чтобы свести возможности таких злоупотреблений к минимуму, законодатель предусмотрел институт специальных запретов для государственных служащих (в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» они именовались правоограничениями).
Таким образом, перечень ограничений объединяет не только собственно ограничения прав, но и сущностно иные категории: обязанности, условия поступления на службу и т.п.
30 3. ЗАПРЕТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ
СЛУЖБОЙ
Запрет – это способ правового регулирования, который представляет собой государственно - властное веление, указывающее на недопустимость определенного поведения под угрозой наступления ответственности, закрепляющее юридическую невозможность реально возможного поведения, причиняющего ущерб интересам личности и государства.
Запреты – это ситуации, которые несовместимы с замещением должности государственной гражданской службы. К запретам, к примеру, относятся запреты на осуществление госслужащим предпринимательской деятельности, получение в связи с должностным положением вознаграждения от физических и юридических лиц, допущение публичных высказываний в отношении деятельности органа власти и управления. При осуществлении служащим таких действий к нему могут быть применены меры ответственности вплоть до увольнения
7
Как отмечает Н.С. Малеин, «правовые запреты приобретают важнейшее значение в системе законодательства. Внешне запрет может казаться недемократической формой регулирования, в действительности является правовым средством осуществления свободы поведения, поскольку представляет полную и равную для всех свободу за пределами запрета».
В свою очередь, С.С. Алексеев, исследуя природу правовых запретов, говорит о том, что правовые запреты – необходимый элемент обеспечения правопорядка. С их помощью обеспечивается закрепление общественных отношений, определяются важнейшие стороны государственной и гражданской дисциплины, непреложный минимум нравственных требований, границы дозволенного и недозволенного в поведении граждан, действиях государственных органов.
7
Алексеев С.С. Правовые запреты в структуре советского права // Правоведение. – 1973. - № 5. – 43 с.
31
В связи с прохождением гражданской службы согласно ст. 17
Федерального закона № 79-ФЗ гражданскому служащему запрещается:
1.
Участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
2.
Замещать должность гражданской службы в случае:
- избрания или назначения на государственную должность;
- избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
- избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном - органе;
Государственный служащий обязан полностью посвятить себя государственной службе, что обеспечивает ее эффективность. Он ы не вправе занимать другую должность, быть депутатом законодательного
(представительного) органа Российской Федерации, законодательных
(представительных) органов субъектов
РФ, органом местного самоуправления. Этот запрет обусловлен требованием от государственного служащего полнейшей самоотдачи, нахождения на службе постоянно в течение всего служебного времени;
3.
Осуществлять предпринимательскую деятельность.
Предпринимательской деятельностью является любая самостоятельная инициативная деятельность государственных служащих, которая осуществляется на постоянной основе посредством как личного выполнения работ, так и вложения средств в предприятие в предусмотренных законом формах, причем направленная на получение личного денежного дохода; причем направленная на получение личного денежного дохода;
4.
Приобретать в случаях, установленных федеральным эт законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
32 5.
Быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственной гражданской службы, если иное не предусмотрено федеральными законами. Представительство выражается в деятельности представителя, совершаемой от имени представляемого. Представитель действует от имени и в интересах представляемого (ст. 182 ГК РФ);
6.
Получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежные вознаграждения, суды, услуги, оплату развлечений, отдыха. Транспортных расходов или иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта РФ и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных ГК РФ. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской
Федерации;
7.
Выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренности государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов РФ или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;
8.
Использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;