Файл: Реферат по дисциплине Основы проектирования безбарьерной среды.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Международная образовательная корпорация

Казахская Головная Архитектурно-Строительная Академия



Реферат

по дисциплине «Основы проектирования безбарьерной среды »


Тема: «Проблемные ситуации в объектах и городской среде с точки зрения безбарьерности. »

Выполнила:Мешпетова К.Е.

ст. гр ТПГС 20-4*

Проверила:Джумадилова С.Ж.



.


Алматы, 2021

Введение
Доступная среда — это физическое окружение, объекты транспорта, информации и связи, дооборудованные с учётом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с ограниченными физическими возможностями вести независимый образ жизни. Недостаточно провести только отдельные виды работ (например, установку пандусов для людей, передвигающихся на инвалидных колясках), необходимо комплексное дооснащение объекта, обеспечивающее его доступность для всех категорий инвалидов — по слуху, по зрению, с нарушениями опорно-двигательных функций, и прочих МГН. Для обеспечения доступности учреждения для инвалидов по зрению необходимо оснащение территории и помещений учреждения специальным комплексом рельефных плоско-выпуклых изделий, обеспечивающих слабовидящим и незрячим людям тактильную доступность важной информации. Для этого используют набор специальных тактильные изделий, часть которых должна производиться в соответствии с утвержденными ГОСТами, СНиПами и Сводами правил для проектирования и оборудования учреждений с учетом доступности для маломобильных групп населения (знаки доступности, информационные пиктограммы и пр.), а часть включать индивидуальную информацию о учреждении (названия учреждения, кабинетов, ФИО, часы работы, схемы передвижения и пр.)



Доступная или безбарьерная среда в широком смысле — это среда, которая создаёт лёгкие и безопасные условия для наибольшего числа людей.

С точки зрения проблемы инвалидности, «безбарьерная среда — это такие элементы окружающей среды, в которые могут свободно заходить, попадать и которые могут использовать люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными нарушениями» [5]. Речь здесь идёт о формировании одинаково доступной для всех членов общества среды в ключевых сферах жизнедеятельности (таких, как здравоохранение, транспорт, информация, связь, образование, социальная защита, спорт, культура, жилой фонд).


О проблемах формирования безбарьерной среды для инвалидов говорится немало. Представители федеральных и региональных властей из года в год занимаются этим вопросом. Ещё в 1995 году был принят ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который провозгласил новые подходы к формированию социальной политики по отношению к инвалидам и обобщил большинство прогрессивных методологических подходов, имеющихся в мировой практике. Как пишет Е.Р. Ярская-Смирнова в учебном пособии «Социальная работа с инвалидами», тогда «…впервые была предпринята масштабная попытка реализации политики социальной реабилитации инвалида» [6, с. 70], которая нашла своё звучание в последующих документах: ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам реабилитации инвалидов» (с изменениями на 22 августа 2004 года), «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года и другие.

Согласно Конституции РФ, инвалид признаётся таким же полноправным членом общества, как и любой другой гражданин Российской Федерации. Соответственно, он также обладает правом на образование (ст. 43), на труд (ст. 37), на свободное перемещение (как по территории РФ, так и за её пределами) (ст. 27), на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44) и так далее [3]. Но как он может пользоваться всеми этими правами, в силу ограниченности своих возможностей?

Действующее федеральное законодательство устанавливает обязательства Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры, беспрепятственного пользования транспортом, средствами связи и информации, а также ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию этих условий [2, с. 8].

Теоретически, сегодня благодаря достижениям инженерной и научной мысли человек с ограниченными возможностями может наравне с другими получить доступ ко всем сферам жизни. Дело состоит лишь в том, чтобы такие достижения стали доступны тем, кто в них нуждается. В этом смысле ситуация на сегодняшний день далека от идеала. Конечно, нельзя сказать, что не делается абсолютно ничего. В настоящий момент реализуется федеральная целевая программа «Доступная среда – 2011-2015»
 для инвалидов. И положительный опыт действительно имеется. Первые эксперименты по внедрению программы уже удачно состоялись в Татарстане, Хакасии, Удмуртии, Тверской, Тюменской и Саратовской областях. По информации Минобрнауки России, 5,5% школ в стране полностью приспособлены для инклюзивного образования детей с разными формами инвалидности, и 54 региона включились в процесс создания сети базовых школ в 2012 году. На 2013 год запланировано участие 76 регионов [4]. В рамках этой программы уже ввели субтитры на некоторых телеканалах для инвалидов по слуху, в городах для более удобного и безопасного передвижения инвалидов по зрению на перекрёстках стали оснащать светофоры акустическими системами, устанавливать пандусы и лифты для колясочников.

Помимо этого, одной из целей вышеуказанной программы является устранение барьеров в сознании общества. И это действительно очень актуально. Генеральный директор Института профессиональной реабилитации и подготовки персонала ВОС «Реакомп» Сергей Николаевич Ваньшин в своём интервью информационному агенству «РИА Новости» сообщил: «Барьеры бывают двух видов. Первые – физические: ступеньки, бордюрные камни, турникеты, узкие проходы… Понятно, что нужно установить пандусы, сделать плавными съезды с тротуара на пешеходный переход мостовой, рельефные и звуковые указатели для слабовидящих, контрастную подкраску ступеней. Всё это очевидно и более просто, чем ликвидировать другие барьеры - отношенческие. Они связаны с психологией, с восприятием, с уровнем культуры. У нашего населения в целом он несколько ниже, чем в Европе, поэтому проблема отношенческих барьеров у нас острее» [1]. Культ красоты и успешности в нашей стране приводит к тому, что мы не хотим знать о существовании больных и слабых. Встретив на улице инвалида, мы предпочитаем не смотреть на него и побыстрее пройти мимо, потому что боимся увечий и болезней.

Я являюсь волонтёром, состою в волонтёрском отряде «Данко», созданном на базе нашего университета. Одним из объектов нашей волонтёрской деятельности являются инвалиды. Мы сотрудничаем с учреждениями, воспитывающими детей-инвалидов: Областным государственным учреждением социального обслуживания «Шуйский комплексный центр» и специальной коррекционной школой-интернатом VIII вида. И я не понаслышке знаю, как морально тяжело видеть рядом того же ребёнка, страдающего болезнью Дауна или с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Даже в моей группе не все студенты находят в себе силы придти и хотя бы просто познакомиться с такими детьми. А ведь эти детишки ничем не хуже своих здоровых сверстников, они очень добрые и отзывчивые, в отличие от многих здоровых взрослых.


Инвалиды-дети и инвалиды-взрослые – все они люди с теми же чувствами, желаниями и потребностями. Мы должны быть более милосердны, внимательны, чутки к их проблемам. Что такое настоящая «безбарьерная среда» и настоящая забота об инвалидах? Она зависит не от того, сколько государство выделило денег на пандусы, а от обычного человеческого отношения и готовности в любой момент прийти на помощь. А это невозможно профинансировать никакими государственными программами.

Для обеспечения доступности учреждения для инвалидов по зрению необходимо оснащение территории и помещений учреждения специальным комплексом рельефных плоско-выпуклых изделий, обеспечивающих слабовидящим и незрячим людям тактильную доступность важной информации. Для этого используют набор специальных тактильные изделий, часть которых должна производиться в соответствии с утвержденными ГОСТами, СНиПами и Сводами правил для проектирования и оборудования учреждений с учетом доступности для маломобильных групп населения (знаки доступности, информационные пиктограммы и пр.), а часть включать индивидуальную информацию о учреждении (названия учреждения, кабинетов, ФИО, часы работы, схемы передвижения и пр.) [3].

Если программа Доступная среда реализуется в Российской Федерации с 2011 года, то в европейских странах и США подобные программы внедряются уже давно и среда максимально приспособлена для нужд обозначенных групп населения. В Европе и Америке можно обнаружить наличие самых разнообразных приспособлений, помогающих таким людям вести полноценный образ жизни: это разного вида пандусы, особые лифты в домах и подъемники в метро, специально оборудованные автобусы, стоянки для инвалидов, тактильные дорожки и т. п. Такое положение вещей обусловлено тем, что в развитых странах работа по адаптации среды для этих групп населения ведется уже очень давно.

Если программа Доступная среда реализуется в Российской Федерации с 2011 года, то в европейских странах и США подобные программы внедряются уже давно и среда максимально приспособлена для нужд обозначенных групп населения. В Европе и Америке можно обнаружить наличие самых разнообразных приспособлений, помогающих таким людям вести полноценный образ жизни: это разного вида пандусы, особые лифты в домах и подъемники в метро, специально оборудованные автобусы, стоянки для инвалидов, тактильные дорожки и т. п. Такое положение вещей обусловлено тем, что в развитых странах работа по адаптации среды для этих групп населения ведется уже очень давно.


Все эти законодательные инициативы в развитых странах успешно воплощаются в жизнь, и на сегодняшний день инвалид-колясочник в Европе или в США чувствует себя вполне комфортно. Это достигается за счет строгого следования принципу непрерывности безбарьерной среды. Для сравнения: в России на данный момент существуют лишь обрывочные, эпизодические вкрапления элементов, облегчающих передвижение инвалидам. Например, пандусы для инвалидных колясок позволяют колясочнику беспрепятственно заехать в сбербанк, но никого особо не волнует, как он доберется до самого здания, ведь ни выехать из своего дома, ни совершить поездку в автобусе, ни пересечь проезжую часть люди этой категории не имеют возможности. Заграницей же на деле работает требование не допускать никаких элементов, которые не только могут затруднить или сделать невозможным передвижение человека на коляске, но и вообще будут препятствовать какой-либо его деятельности. Из зарубежного опыта обустройства городской среды важно перенять стремление следовать принципу непрерывности на тех территориях, где людям приходится бывать наиболее часто. Среди таких мест можно выделить тротуары и пешеходные дорожки во дворах, подходы к общественным зданиям, аллеи в парках и скверах, перекрестки, остановки общественного транспорта, подходы к киоскам, банкоматам и др.

Таким образом, мы видим, что не достаточно просто установить единичные пандусы для инвалидных колясок, чтобы реально достигнуть поставленной цели — сохранить социальную полноценность такой значительной части граждан страны, как инвалиды. Однако опыт Европы и Америки демонстрирует, что задача построения доступной среды становится вполне выполнимой, если проявить старание и добросовестность, а также правильно вложить средства. Как ни странно, россиянам следует поучиться у зарубежных коллег и элементарной любви к ближнему, без которой невозможно решить поставленную задачу действительно качественно.

Структурные элементы. Благоустройство и озеленение открытых городских пространств. Требования к структурным элементам открытых городских пространств, их составу, а также благоустройству и озеленению значительно различаются в зависимости от выполняемых функций, градостроительных и природно-ландшафтных условий. Однако общими являются: повышение уровня комфорта, формирование экологически благоприятной среды, пространственное разделение пешеходов и транспорта, что обеспечивается наличием удобной пешеходной доступности, рекреационных мест, элементов благоустройства, озеленения, цветочного оформления, использованием подземного пространства. К основным структурным элементам открытых городских пространств, к которым предъявляются требования, обеспечивающие создание безбарьерной среды, относятся: пешеходные дорожки, включая лестницы и пандусы на путях движения; открытые парковки для личного автотранспорта; остановки общественного транспорта; оборудование для отдыха, в том числе кратковременного (скамьи, навесы, контейнеры для мусора);