Файл: Социальнаяработатеориясоциальнойработы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 139

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как правило, системы подразделяются на две группы: 1) неживые системы, 2) живые системы.
Социальные системы, социальные организации и их подсистемы относятся ко второй группе.
Для социального работника и социального обслуживания в целом очень важно понимание взаимосвязи разных срезов социальной действительности и ее взаимодействия с человеком, социальной группой, семьей, слоем населения,
рассмотрение человека в контексте социальных связей и социальных рисков,
комплекса социальных девиаций и системы социозащитных мер.
Главным элементом социальных систем является человек (личность) со своими потребностями и интересами, своей культурой и мировоззрением,
ценностями и видением мира, бытовым, экономическим положением и социальным статусом. Специфичными элементами социальной системы являются люди, попавшие в трудную, кризисную ситуацию и нуждающиеся в социальной поддержке и защите. Эти свойства элементов социальных систем обусловливают необходимость их внимательного и подробного рассмотрения.
§ 2. Системный подход и системный анализ в социальной
работе
Системно-структурный подход к социальной работе заключается в том,
что теория социальной работы как прикладная наука изучает систему социальной работы и социального обслуживания населения, их возникновение,
становление, функционирование и развитие.
Комплексный учет специфики такой сложной системы, какой является социальная работа, ее структуры и иерархии подсистем и элементов, связей между структурными компонентами заставляет рассматривать ее с позиций социальной философии, социальной антропологии, социальной психологии,
социологии, социальной педагогики, социального права, статистики,
математики и др. Ни одна из перечисленных отраслей базовых наук в одиночку не в состоянии дать объективный и всесторонний анализ всей системы.
Системно-структурный анализ процессов социальной работы, этой специфической разновидности социальной деятельности в сфере социального обслуживания населения, выходящий непосредственно на позиции научного рассмотрения объектов и субъектов социальной работы и синтезирующий данные многих наук, является основой для становления и развития теории и практики социальной работы, и ее относительная самостоятельность определяется ее особыми функциями в деятельности людей.
Применение системного подхода в социальной работе включает четыре последовательных этапа. На первом этапе определяется сфера системного подхода. На втором проводятся необходимые исследования (системно- структурный анализ). На третьем этапе разрабатываются многоварнантные решения определенных социальных проблем, тип социальных отношений и
118

социальных рисков, характер социальных девиаций, определяется оптимальный вариант решения каждой задачи в области социальной работы. На четвертом этапе осуществляется конкретное решение комплекса задач в сфере социальной работы при помощи современных технологий и частных методик.
Разумеется, системный подход предполагает применение системного метода, т.е. набора правил, принципов, процедур, стандартов, приемов и инструкций, технологий и методик подготовки и принятия программ действий с учетом специфики объектов и субъектов социальной работы. Он предполагает высший профессионализм специалистов по социальной работе.
В зарубежной литературе системный подход в социальной работе занимает ведущее место. Однако в работах исследователей просматривается как вектор усложнения, так и вектор упрощения систем социальной работы.
В одних работах целью развития теории систем является понимание и объяснение чрезвычайно разных срезов действительности: физических,
биологических, социальных, теоретических. Чаще встречаются работы, в которых акцентируется внимание на той теории систем, которая нацелена на понимание сущности социальных связей. Такой подход просматривается в книге шведских авторов Гуннара Бернлера и Лисбет Юнссон «Теория социально-психологической работы» (Пер. со шведск. М., 1992. С. 76-106).
В «Словаре социальной работы» английского автора Р. Баркера (сокр.
пер. с англ. М., 1994. С. 103-104) отмечается: «Система описывает ситуацию клиента, выделяя четыре фактора: 1) проблемы, касающиеся социальной роли
(тип, трудности, продолжительность, способность копирования (имитации)); 2)
проблемы окружающей среды (тип, тяжесть, продолжительность); 3)
умственные расстройства; 4) физические расстройства». В этом же словаре дается характеристика понятия «системные теории» — концепции,
подчеркивающие двусторонние отношения между элементами, составляющими одно целое. Эти концепции выделяют отношения между людьми, группами,
организациями, общинами и взаимовлияющими факторами окружающей среды.
В американской «Энциклопедии социальной работы» (пер. с англ. Т. 3. Р
— Я. М., 1994. С. 273-274) дается ключевое разъяснение понятия системы:
«Действенная система социального обслуживания должна существенно отличаться от нынешней — фрагментарной и неадекватной. Новая система должна характеризоваться рядом принципиальных моментов.
Сбалансированность и целостность — необходимые качества системы, дающие ей возможность эффективно справляться с кризисами».
В учебном пособии американских авторов Алена Пинкуса и Анны
Минахан «Практика социальной работы» (М., 1993) дается обоснование сущности практики социальной работы и она классифицируется по системам.
Особое внимание уделяется системе взаимоотношений социального работника с клиентами, раскрываются основные типы отношений, выделяются факторы,
влияющие на организацию деятельности социальных служб и социальных работников. В этой книге выделяются подсистемы социальной работы во всем их разнообразии и функциональной предназначенности, а также дается
119

характеристика возможностей социальных систем.
Применение системного подхода в работах зарубежных авторов выражается в использовании как общих понятий, определяющих базисные характеристики объектов и субъектов системы социальной работы, так и понятий, с помощью которых описывается внутреннее строение подсистем и элементов систем социальной работы, а также понятий для описания процесса функционирования и развития подсистем социальной работы. Обычно выделяются такие подсистемы социальной работы, как «социальная работа по месту жительства», «социальная работа в армии», «социальная работа в полиции», «социальная работа в промышленности», «социальная работа в сельской местности», «социальная работа в школе», «социальная работа в медицинских учреждениях, в психиатрии».
В то же время выделяются подсистемы и по другим критериям:
«социальная групповая работа», «социальная индивидуальная работа»,
«социальное обслуживание» и др.
Системный подход позволяет рассматривать социальную работу,
состоящую из таких подсистем, как прикладная наука, профессиональная и волонтерская деятельность, в тесной взаимосвязи с полученными знаниями о развитии людей, их поведении, социальных, экономических и социокультурных институтах, о взаимодействии всех этих факторов и обстоятельств в процессе осуществления социальной работы.
В работах российских исследователей отмечается системный характер как в целом социальной работы, так и отдельных видов, форм и методов социального обслуживания. Социальная работа, по их мнению, представляет собой целостную систему
33
. Структура системы социальной работы состоит из субъекта, содержания, управления, объекта и связывающих их в единое целое средств, функций и целей. Но, безусловно, центральным компонентом системы является объект социальной работы — люди, нуждающиеся в социальной помощи и социальном обслуживании. Некоторые авторы видят взаимосвязь социальной работы с другими социальными системами, что свидетельствует об открытости, прозрачности системы социальной работы. Эта связь просматривается на уровне социально-экономических, гуманитарных дисциплин, политики, экономики, права, экологии, здравоохранения,
образования, этики и др.
Понимание социальной работы как системы позволяет организаторам,
управленцам и различным категориям работников социальных служб избавиться от узкого, одностороннего подхода к ней, приступить к выработке критериев и показателей эффективности социальной работы, разработке государственных стандартов и организации лицензирования в этой сфере. В то же время для отечественной литературы характерно различное толкование системного подхода к социальной работе. На первом этапе становления
33
Панов AM. Социальная работа как паука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования// Российский журнал социальной работы. 1995. №1 .
120

системы социального обслуживания в России системный подход в социальной работе выражался прежде всего в разработке и применении программно- целевого метода в социальном обслуживании различных категорий семей и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Так как в Российской Федерации социальная работа в основном осуществляется через сеть учреждений социального обслуживания населения,
чрезвычайно важно применение системного подхода при анализе системы социального обслуживания. В литературе отражена попытка определения характеристик системы социального обслуживания. Это наличие, с одной стороны, четко прослеживаемой структуры, программ, принципов управления,
социальных технологий и способностей системы к саморазвитию и самоограничению, с другой стороны: определенный порядок взаимодействия органов и учреждений социального обслуживания, межведомственная взаимосвязь; последовательные и обоснованные действия всех учреждений социального обслуживания на определенной территории, организационная деятельность учреждений; фиксированный способ устройства региональной упорядоченной совокупности учреждений независимо от форм собственности;
финансово-экономическое, материально-техническое обеспечение; научно- методическое и кадровое сопровождение деятельности учреждений и предприятий социального обслуживания; уровень сформированности
(разумной достаточности) нормативно-правового поля, создающего необходимые условия для становления и развития социальных служб в России.
Вместе с тем необходимо исходить из того, что любая социальная система управления является частью определенной среды. В условиях
Российской Федерации существенное значение имеет как макро-, так и микросреда. Социальная среда, точнее социальное пространство России и отдельных ее регионов, выступает по отношению к системе управления социальным обслуживанием населения системой более высокого порядка.
Структура социального пространства, отражая многомерность пространства в России, коррелирует с такими переменными, как отношения,
занятость населения и безработица, социальная защита социально ослабленных и незащищенных слоев, социальные девиации.
При определении уровня сформированности системы социального обслуживания очень важно учитывать такие важнейшие критерии, как наличие системного, интерактивного свойства во всех социальных службах независимо от ведомственной и территориальной принадлежности, типов учреждения,
видов и форм социального обслуживания, т.е. они должны обладать неким всеобщим качеством и стержневым свойством. Это качество не есть нечто мистическое, идеальное, абстрактное, а является целостной системой компонентов, тесно взаимосвязанных и взаимообусловленных и, что особенно важно подчеркнуть, адекватных социальным потребностям и интересам различных категорий населения. К числу интерактивных качеств мы относим такое системное качество социального обслуживания, как наличие действенного эффективного управления системой на основе современной нормативно-правовой базы и высокой культуры управленческого персонала
121

социальных служб.
Этот подход ориентирует нас на рассмотрение системы управления в сфере социального обслуживания, во-первых, как неотъемлемого компонента всей системы социального обслуживания, во-вторых, как части организационной системы, представляющей собой специфический целостный комплекс субъектов (управленческий персонал, специалисты) вместе с нормативно-правовыми и материально-вещественными компонентами
(элементами), обеспечивающими посредством управления достижение конечных и промежуточных целей (задач) социального обслуживания различных категорий семей и детей.
Многие управленцы часто говорят о трудностях развития сети учреждений социального обслуживания семьи и детей, но при этом забывают о способности подсистемы к самоограничению, т.е. о разумных ограничениях с экономической, социологической и социально-психологической точек зрения.
Нередко у практиков вызывает протест даже сама мысль о том, что территориальный комплекс учреждений должен быть способен к самоограничению и автономному функционированию, не утрачивая своей специфики и ведомственной соподчиненности.
В современной России происходит становление системы социального обслуживания как населения в целом, отдельных граждан, так и различных категорий семей и детей. В подавляющей части субъектов Российской
Федерации функционирует незавершенная форма существования территориальных социальных служб, отдельных учреждений социального обслуживания семьи и детей, т.е. отмечается начальный этап становления современной системы социального обслуживания. Развитие ее происходит весьма противоречиво, далеко не всегда согласуясь с окружающей социальной действительностью и нарождающимся общественным строем. Данная специфика находит конкретное отражение в организационно-функциональных и управленческих характеристиках социального обслуживания.
Системный подход к социальному обслуживанию позволяет выявить организационно-функциональные и управленческие особенности становления системы социального обслуживания семьи и детей. С одной стороны, он дает возможность расчленить социальное обслуживание на блоки, подсистемы, а с другой — определить их специфичность, уровень развития.
Комплексное представление о системе социальных служб изложено в рамочном Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и Федеральном законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995 ). В частности, в гл. III-V Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» определяются как структура системы социального обслуживания, форма организации ее уровней, подсистем, звеньев и методов управления, так и организационно-функциональные особенности.
Закон ориентирует на анализ современного состояния социального обслуживания по нескольким направлениям: структурно-функциональное,
субъектно-структурное, элементное и подсистемное.
122