Файл: Социальнаяработатеориясоциальнойработы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 148

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
этого, имеется потребность в разработке порядка координации деятельности по научно-методическому обеспечению социальных служб разной ведомственной подчиненности. Также большая практическая заинтересованность существует в принятии нового федерального закона «О социальном обслуживании семьи и детей».
Очевидно, что сегодня как никогда актуальны вопросы социального обслуживания населения в современном его понимании. Однако недостатки социального обслуживания семьи и детей в стране очевидны — достаточно ознакомиться с государственным докладом «О положении детей в Российской
Федерации» за 1995 год.
Современные требования к социальным службам и к высшим учебным заведениям, которые осуществляют подготовку и переподготовку специалистов указанного профиля, обусловили реформы социального обслуживания населения и высшего профессионального образования, потребовали адекватной перестройки системы подготовки кадров для социальных служб. Особое значение сегодня приобретает качество обучения, профессионализм профессорско-преподавательского состава вузов, обеспечение оптимального сочетания традиционных и новых подходов при акценте на активные методы обучения будущих специалистов в области социальной работы.
Суверенность прав субъектов Российской Федерации в определении собственной политики в области высшего и послевузовского профессионального образования предполагает повышение ответственности администраций регионов за качество подготовки специалистов для социальных служб.
По мере формирования территориальных служб социального обслуживания появляется потребность в управлении сетью учреждений,
оказывающих населению услуги. Эта сфера, как и всякая другая, не может развиваться стихийно, она объективно нуждается в управлении, целью которого является все более полное удовлетворение потребностей людей в услугах (по объему и качеству).
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Что Вы понимаете под социальным обслуживанием населения?
2. Какая связь существует между социальной политикой, социальной защитой и социальным обслуживанием?
3. Почему социальное обслуживание является современной технологией социальной работы?
4. Каково состояние и перспективы развития системы социальных служб
России?
5. Определите место и роль кадров специалистов в системе учреждений социального обслуживания населения.
177

ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 15 ноября 1995 г.
221 2. Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995г.)
3. Законодательство зарубежных стран по социальному обслуживанию населения. М., 1994.
4. Социальная служба - организационная форма социальной работы //
Социальная работа. М., 1993. Вып. 8.
5. Организация социального обслуживания населения: Сборник нормативных актов (1993-1994 гг.). М., 1994.
6. Территориальные социальные службы: теория и практика функционирования. М., 1995.
7. Проектирование развития учреждений социального обслуживания. М.,
1996.
8. Социальное обслуживание семьи и детей // О положении детей в
Российской Федерации: Ежегодный государственный доклад. 1995 год. М.,
1996. С. 39-41.
9. Панов A.M. Социальное обслуживание населения как новый сектор социальной сферы // Ученые записки МГСУ. 1996. № 3.
10. ТопчийЛ.В. Кадровое обеспечение социальных служб: состояние и перспективы развития. М.: Институт социальной работы, 1997.
11. ШмелеваН.Б. Становление и развитие социального работника как профессионала. Ульяновск, 1997.
178


Глава 16. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   26

§ 1. Основное содержание нормативно-правового
обеспечения социальной работы
Вопросы правового обеспечения социальной работы и современной системы социального обслуживания в России весьма актуальны, особенно вопросы, касающиеся правового обеспечения организационно-управленческой деятельности в области социального обслуживания семьи и детей.
Постановление Совета Министров РСФСР
46
, указы Президента
Российской Федерации
47
, а затем принятые в 1995 г. федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и «О
социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» положили начало созданию правовых основ, устанавливающих основные законодательные нормы социального обслуживания и способствующих развитию социальной работы.
Правовое поле системы социальной работы, социального обслуживания и деятельности социальных служб формируется в русле основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения семей, детей и других категорий населения в Российской Федерации со всеми позитивными и негативными последствиями в их диалектическом единстве
48
В 1992-1997 гг., произошли количественные и качественные изменения в становлении системы социального обслуживания, в разработке и практике применения современных нормативных правовых актов, регулирующих социальное обслуживание
49
. Тем не менее значение вопросов правового
46
Постановление Совета Министров РСФСР «О первоочередных мерах по созданию государственной системы социальной помощи семье в РСФСР» (1991
г.); Семейная политика в РСФСР, М., Комитет по делам семьи и демографической политике при Совете Министров РСФСР, 1991.
47
Указ Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» (1 июля 1992г. №.'543).
48
Основные направления государственной социальной политики но улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года
(Национальный план действий в интересах детей): Сб. нормативных актов. М.:
Синергия, 1996; Правовая защита семей, воспитывающих детей-инвалидов: Сб.
нормативных актов. М.: Минсоцзащиты России, 1996.
49
Социальное обслуживание семьи и детей // О положении детей в
179
регулирования социальной работы, обслуживания не только не уменьшилось,
но даже возросло. В силу объективной необходимости встал вопрос о разработке проекта федерального закона «О социальном обслуживании семьи и детей», государственных стандартов социального обслуживания и других актов.
Утвержденные вначале Правительством РФ, а затем указом Президента
РФ федеральные целевые программы «Развитие социального обслуживания семьи и детей» и «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на 1997-1998 гг. предусматривают дальнейшую разработку правового обеспечения организации функционирования и развития системы учреждений социального обслуживания семьи и детей. Перед правоведами встала задача углубленного анализа проблем правового обеспечения организации и управления системы социального обслуживания, с тем чтобы на его основе показать практическим работникам их реальные возможности в этой сфере. Проблемы государственно-правового обеспечения становления и развития системы социального обслуживания и основных направлений социальной работы в России являются необходимым компонентом теории социальной работы.
В ст. 7 Конституции Российской Федерации заложены основы правовой базы социального государства и развития системы социальных служб
50
. В
дальнейшем государственно-правовое обеспечение социальной работы в
России развивается в федеральных законах и подзаконных актах.
Право в виде законов и подзаконных актов имеет общее социальное значение для становления системы социальной работы и играет обеспечительно-организационную роль в функционировании социальных служб: во-первых, в обеспечении социальных гарантий, развитии социального обслуживания от минимальной необходимости к оптимальной достаточности;
во-вторых, в воспроизводстве различных социальных услуг, необходимых для постоянного удовлетворения потребностей клиентов социальных служб
(настоящих и потенциальных); в-третьих, в регламентации технологий социального обслуживания, видов и форм предоставления социальных услуг; в- четвертых, в определении основополагающих принципов организации обратной связи и обмена информации внутри системы социального обслуживания. Правовое обеспечение имеет большое значение как для
Российской Федерации: Государственный доклад за 1995 год. М., 1996. С. 39-
41; Топчий Л.В. Проблемы социального обслуживания в России: достижения и
«черные дыры» // Ученые записки МГСУ, 1996. № 3. С. 65-80.; Топчий Л.В.
Кадровое обеспечение социальных служб: состояние и перспективы развития.
М., 1997; Панов A.M. Социальное обслуживание населения как новый сектор социальной сферы // Ученые записки МГСУ. 1996. №3. С. 29-43;
Территориальные социальные службы: теория и практика функционирования.
М., 1995.
50
Конституция Российской Федерации. М., 1993. С. 6.
180

создания и развития организационно-управленческих систем социального обслуживания населения, так и обеспечения гарантий качественного обслуживания клиентов социальных служб, высокого качества социальной работы в целом.
Понятие «правовое обеспечение социальной работы, социального обслуживания» непосредственно связано с понятием «механизм правового регулирования социального обслуживания». Последнее, как подчеркивает ряд исследователей, охватывает все юридические средства, участвующие в правовом регулировании социального обслуживания, и те отношения, в которых осуществляется становление и развитие социальных служб,
предоставление гражданам России социальных услуг. Указанный механизм, как нам представляется, состоит из основных компонентов правовых норм,
правоотношений и правовых актов, объектов и субъектов правового обеспечения системы социального обслуживания. Но при всем многообразии и широте объема этот механизм характеризует прежде всего внутреннюю связь средств регулирования.
При анализе становления механизма правового регулирования представляют интерес вопросы правового регулирования при помощи ряда юридических средств в процессе их взаимодействия. Этот процесс может рассматриваться как в контексте регулирования широких общественных отношений, так и непосредственно процессов, связанных с созданием и функционированием территориальных социальных служб и отдельных учреждений социального обслуживания семьи и детей.
Основные признаки правового обеспечения можно сгруппировать в пять блоков:
согласованный единый комплекс федеральных законов, касающихся социального обслуживания населения в целом;
правовые акты субъектов Российской Федерации, выражающие нормы правообеспечения социального обслуживания;
подзаконные нормативные акты, устанавливающие порядок управления системами и подсистемами социального обслуживания;
нормативная регламентация деятельности отдельных учреждений и категорий специалистов социальных служб;
правовые акты, обеспечивающие защиту прав клиентов социальных служб;
определенный уровень правосознания населения и работников социальных служб и др.
Какой смысл вкладывается в содержание правового обеспечения организации и деятельности социальных служб? Во-первых, следует подчеркнуть, что система социального обслуживания может успешно функционировать при наличии сформировавшейся совокупности юридических средств, применяемых реально и систематически.
Во-вторых, эта система может развиваться при условии, что правовые нормы обеспечивают управление этой системой и ее подсистемами,
способствуют координации деятельности различных ведомственных
181

социальных служб, способствуют упорядоченности их взаимодействия на одной территории. В этом случае юридические нормы обеспечивают создание и поддержание соответствующих организационно-функциональных характеристик межведомственных систем управления социальным обслуживанием.
Для государственных органов управления в субъектах Российской
Федерации чрезвычайно важно учитывать, что правовое обеспечение социального обслуживания должно представлять собой, с одной стороны,
комплекс средств правового воздействия на общественные отношения в регионе, а с другой — упорядоченную совокупность правовых норм на уровне субъекта Российской Федерации, регламентирующих прежде всего систему управления социальным обслуживанием и обеспечивающих упорядоченность деятельности социальных служб, а в конечном счете гарантирующих право каждого человека на получение высококачественных социальных услуг.
В период, когда система социального обслуживания еще окончательно не сформировалась, происходит лишь ее становление, чрезвычайно важно обеспечить органы управления юридическими нормами, способствующими, с одной стороны, функционированию и развитию сети учреждений социального обслуживания, привлечению для работы в них высококвалифицированных специалистов, с другой, — воздействующими на общественные отношения и потенциальных клиентов (права, нормы, правоотношения, права и обязанности,
правовые акты и др.).
Опыт зарубежных стран показывает, что, как правило, создание правового обеспечения начинается с формирования правового поля,
установления юридических норм, разработки и принятия нормативных актов,
т.е. с правовой нормативной регламентации социального обслуживания,
социального обеспечения, в целом — социальной работы с различными категориями населения.
Выше отмечалось, что системность — это ведущий принцип управления,
тем более что речь идет об управлении становлением социальной системы, в частности системы социального обслуживания населения.
Открытая система социального обслуживания населения предполагает обмен информацией, специалистами, оборудованием, технологиями и транспортом, определяющий устойчивость и адаптированность системы.
Управление территориальной системой социальных служб в этих условиях приобретает качественно новый характер: поддержание оптимального соотношения устойчивости и изменчивости, гарантии минимальных стандартов в предоставлении различным категориям населения социальных услуг. Это означает, что в процессе принятия управленческих решений следует располагать многовариантными подходами.
Однако при всем многообразии подходов к управлению социальными службами в их основе должны лежать нормативно-правовые акты, которые обеспечивают законность принятия решений, согласованность всех звеньев системы социального обслуживания, а значит, ее упорядоченность и организованность. Нарушение юридических норм ведет к рассогласованию
182