Файл: Педагогический институт факультет дошкольного, начального и специального образования.docx
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Зарегистрировано ____
«___» ____________ 2021 г.
______ ________________
подпись (расшифровка подписи)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное АВТОНОМНОЕ образовательное УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО образования
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(НИУ «БелГУ»)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра теории, педагогики и методики начального образования и изобразительного искусства
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРУППОВОЙ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ
Курсовая работа
по дисциплине «Методика преподавания математики»
студентки очной формы обучения
направления подготовки 44.03.01. Педагогическое образование
профиль Дошкольное и начальное образование
4 курса группы 02021802
Допущена к защите «___» _________________ 2021 г. ________ ___________________ подпись (расшифровка подписи) | Научный руководитель: к.п.н., доцент Н.М. Ильенко |
Оценка ______________________ «___» __________________ 2021 г. ________ ____________________ подпись (расшифровка подписи) | |
БЕЛГОРОД 2021
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………… | 3 | |
Глава 1. | Групповая форма работы в процессе обучения решению задач в младшей школе…………………….….. | 7 |
1.1. | Основы обучения младших школьников решению задач……………………………………..……………………. | 7 |
1.2. 1.3. | Особенности групповой формы работы на уроках математики в начальной школе………………………… Методические условия использования групповой формы работы при обучении младших школьников решению задач…………………………………………………………... | 11 15 |
Глава 2. | Проектирование работы по обучению младших школьников решению задач при использовании групповой формы работы ……………………………..….. | 19 |
2.1. | Анализ передового педагогического опыта по проблеме обучения младших школьников решению задач на основе групповой формы работы…………………………………… | 19 |
2.2. 2.3. | Отбор диагностического инструментария, критериев, показателей для определения уровня сформированности умения у младших школьников решать математические задачи ……………………………………………………… Методические рекомендации по обучению младших школьников решению математических задач на основе групповой формы работы…………………………………. | 23 26 |
Заключение…………………………………………………………….. | 29 | |
Библиографический список………………………………………….. | 31 | |
Приложение……………………………………………………………... | 34 |
ВВЕДЕНИЕ
Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), который предполагает решение ключевой педагогической задачи «формировать основы умения учиться» (Белошистая, 2003, 7). У современной школы стоит главная задача – формирование такого человека, который смог бы совершенствоваться самостоятельно, также самостоятельно принимать решения и отвечать за них, находить пути реализации своих замыслов и целей, то есть человека грамотного и творческого в широком смысле этого слова. Поэтому сегодня ученик начальной школы должен приобрести такие универсальные учебные действия, которыми он сможет воспользоваться при самостоятельном познании, при решении новых учебных задач индивидуально.
Известно, что именно математика- один из ведущих предметов в начальной школе. Г.В. Бельтюкова, В.А. Гусев, Г.В. Дорофеев, Н.Б. Истомина, Ю.М. Колягин, Л.Г. Петерсон и другие ведущие российские педагоги и учёные говорят о необходимости математического развития младшего школьника в учебной деятельности: «начальный курс математики способствует продвижению ученика в общем развитии, становлению нравственных позиций личности ребёнка» (Демидова, 2003, 25). Математика как учебный предмет в начальной школе способствует развитию логики и критического мышления, памяти и смекалки детей, воспитывает способность детей принимать самостоятельные решения, формирует качества, необходимые для адаптации в современном обществе.
Очень важный показатель глубины усвоения ребёнком учебного материала, определяющий уровень математического развития- умение решать задачи. В связи с этим в рабочей программе на обучение решению задач уделяется достаточно много внимания, выделяется большое количество часов на изучение этой большой темы. Известно, что для большей части младших школьников решать текстовые задачи- довольно непростая работа, обычно связанная с большими усилиями. Овладение решением математических задач необходимо для того, чтобы сформировать у учащихся важные для обыденной жизни знания, а на их базе – умения и навыки, связанные с решением постоянно возникающих проблемных ситуаций. (Ерофеева, 1994, 28).
Задачи развивают многие мыслительные процессы: анализ, синтез, мышление, логику, классификацию, обобщение и др., а также комплекс умений: устанавливать закономерности, умение группировать предметы по определённым признакам, устанавливать связи между явлениями, выбирать тот или иной способ решения и др.
Для того, чтобы учитель смог добиться максимального результата в освоении классом учебного материала, ему нужно учебно-воспитательный процесс построить таким образом, чтобы у каждого ученика, независимо от потенциала, сформировалось умение решать текстовые задачи. Педагоги и психологи считают, что этому способствовать будет правильно спланированное и методически грамотное осуществление на уроке групповой формы работы. (Епишева, 1999, 56).
Групповая форма работы – одна из наиболее продуктивных форм организации учебного процесса на уроках математики. По определению Е.Н. Щурковой, групповая деятельность – это «организованное взаимодействие двух или более индивидов как совокупного субъекта с миром, объединённых единой целью и совместными усилиями по её достижению» (Колоскова, 2008). Групповое взаимодействие на уроках математики- важнейшая составляющая в процессе обучения, так как именно такая организация учебного процесса способствует формированию у ребёнка коммуникативных универсальных учебных действий: работая совместно, ученики распределяют роли между участниками группы, определяют функции каждого члена группы, учатся коллективно обсуждать проблему, совместно приходить к общему решению.
Высокая эффективность использования групповой формы обучения доказывалась на практике. Этому вопросу посвятили свои работы посвятили С.Т. Танцорова, А.Б. Воронцова и другие педагоги. Учителя, использующие на своих уроках данную форму организации учебной деятельности, говорят о её высокой эффективности. (Леонтьев, 2000, 46).
Теория преподавания математики в начальной школе показала, что на сегодняшний день применение групповой формы работы при обучении решению младших школьников математических задач позволяет эффективнее формировать знания, умения и навыки работы над текстовой задачей, способствует повышению мотивации учащихся к усвоению умения решать математические задачи. Актуальность данного исследования заключается в высокой эффективности применения на уроках групповой формы работы при обучении решению математических задач младших школьников.
Методологической основой исследования являются положения, сформулированные в трудах С.М. Бондаренко, О.Л. Голубева, Н.А. Иванова, Г.В. Качура, Е.В. Матвеева, С.С. Шевелева, С.С. Щепеткова, М.А. Юсупова;
Проблема исследования: каковы методические условия использования групповой формы работы на уроках математики в процессе обучения младших школьников решению задач?
Её решение является целью исследования – выявить условия использования групповой формы работы на уроках математики в начальной школе в процессе обучения решению задач.
Объект исследования: процесс обучения решению математических задач в начальных классах.
Предмет исследования: методические условия использования групповой формы работы как основы обучения решению задач в младших классах.
Гипотеза исследования: предполагаем, что использование групповой формы работы на уроках математики в начальной школе будет эффективно при условии использования алгоритмом, схем, моделей, кейсовых заданий.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1.Изучить основы обучения младших школьников решению задач.
2.Определить особенности использования групповой формы работы при обучении младших школьников решению задач.
3.Выявить условия использования групповой формы работы при обучении младших школьников решать задачи.
4.Спроектировать работу по формированию умения у младших школьников решать математические задачи в условиях групповой формы.
В ходе исследования использовались следующие методы: теоретический анализ и обобщение педагогической, исторической и учебно-методической литературы по проблеме исследования, изучение опыта работы педагогов начальных классов, формулирование методических рекомендаций по теме исследования, метод опроса, беседы.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя по три параграфа, заключения, библиографического списка и приложения.
ГЛАВА 1. ГРУППОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
-
Методика обучения младших школьников решению задач
Обучение младших школьников решению задач начинается с работы над простыми задачами. Решение простых задач формирует у детей одно из центральных понятий математики начального курса- понятие об арифметических действиях. Овладение умением решать простую задачу является той подготовительной ступенью к умению решать составную задачу, поскольку любая составная задача сводится к решению ряда простых задач. При решении простых задач происходит первое знакомство с задачей в целом и её составными компонентами (Зайцев, 1999, 28). Уже на первом этапе знакомства детей с простой задачей перед учителем возникает одновременно несколько довольно сложных проблем:
закрепить в сознании детей вторичные сигналы к определённым понятиям, связанным с задачей;
выработать умение видеть в задаче данные числа и требование задачи;
научить сознательно выбирать действия и определять компоненты этих действий; (Зайцев, 1999, 32).
Проблемы, перечисленные выше учитель должен превратить в задачи уроки, постепенно их разрешая. Результаты, достигнутые в процессе таких уроков будут постоянно расширяться и развиваться. Дети учатся не только решать задачи, но и овладевают многими специфическими терминами, умениями, различными алгоритмами.
В методике М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой после проведённой подготовительной работы дети учатся устанавливать связи между данными и искомым и на этой основе осуществлять выбор арифметического действия, то есть они учатся переходить от конкретной ситуации, описанной в задаче, к выбору соответствующего арифметического действия. (Бантова, Бельтюкова, 1984, 175). В результат подобной работы учащиеся знакомятся со способом решения задач рассматриваемого вида. В методике работы на данной ступени выделяются такие этапы:
1) ознакомление с содержанием задачи;
2) поиск решения задачи;
3) выполнение решения задачи;
4) проверка решения задачи (Бантова, Бельтюкова, 1984, 176).
1. Ознакомление с содержанием задачи– это значит, что дети, когда только прочитали предложенную задачу, сразу представили жизненную ситуацию, отражённую в ней. Задачу читать должны дети, а учитель это делает лишь тогда, когда у детей нет этого текста или же они ещё не научились читать. Очень важно, чтобы дети читали задачу правильно. Учитель может дать детям такие правила:
делать ударение на числовых данных;
делать ударение на словах, которые определяют выбор действия;
выделять интонацией вопрос задачи.
Если получилось так, что ребёнок в задаче встретил непонятное ему слово, его необходимо обязательно разъяснить словесно или же показать рисунок, на котором изображён этот предмет, так как одно из условий правильного решения задачи- понимание той жизненной ситуации, о которой говорится. Очень важно, чтобы учитель приучал детей к тому, чтобы они запоминали задачу с первого раза, это будет способствовать более сосредоточенному восприятию задачи сразу. (Бантова, Бельтюкова, 1984, 177).
2. Поиск решения задачи. После того, как дети ознакомились с содержанием задачи можно приступить к поиску её решения. На этом этапе ученики выделяют величины, входящие в задачу, данные числа и искомые, а также устанавливают связь между ними и на этой основе определяются с выбором арифметического действия.