Файл: Педагогический институт факультет дошкольного, начального и специального образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


 отсутствие у детей навыков группового сотрудничества (Иванова, 1999, 32)

При использовании групповой формы обучении младших школьников решению задач важно создать следующие методические условия:

 Предоставление каждой группе алгоритма решения задачи. Учитель, раздав каждой группе задачи для решения, предлагает детям для напоминания подобный алгоритм решения:

  1. Прочитай задачу;

  2. Определи, что известно в задаче;

  3. Определи, что неизвестно в задаче;

  4. Составь схему или краткую запись;

  5. Составь план решения задачи;

  6. Реши задачу;

  7. Проверь решение; (Зайцев, 1999, 21).

Большим плюсом применения подобных алгоритмов при решении задач в группе является то, что в случае, если какой-то ребёнок в группе пропустит какой-либо шаг, обязательно найдутся те дети, которые помнят об этом шаге и смогут подсказать ребёнку, который забыл или у которого не получается осуществить то или иной процесс в процессе коллективного решения.

 Ещё одним важным методическим условием при обучении решению задач в группе является использование моделей (схема, рисунок, краткая запись, чертёж). Модель- мостик от абстрактного к конкретному, по которому движется мысль школьника. (Царёва, 2000,17)

Это значит, что учитель может попросить детей составить модель данной задачи, работа с которой, в свою очередь, обеспечивает применение младшими школьниками многих приёмов мыслительной деятельности на практике. (Имранов, 2001, 50). Например, на этапе, когда детям нужно составить модель задачи, каждый ребёнок сделает это по-разному: один ученик сделает её в виде рисунка, второй ученик-схемы, третий- в виде чертежа, а кто-то в виде краткой записи. Соответственно каждый ребёнок может поделиться своим вариантом модели, тем самым подтолкнув другого ребёнка на верную мысль.

 Также ещё одним немаловажным условием при использовании групповой формы в процессе обучения решению задач является использование учителем кейсов. Кейс задание- метод активного проблемно-ситуационного анализа, который основан на обучении путём решения конкретных задач- ситуаций. (Лавриненко, 2000, 32). Это значит заначит, что учитель, например, предлагает каждой группе одинаковое задание, содержанием которого является расписанное решение задачи. Суть задания состоит в том, чтобы каждая группа придумала бы условие задачи, которое бы подходило к данному решению. Побеждает та группа, которая быстрее всех, а главное правильно придумала задачу. При решении подобных кейсовых заданий у детей развиваются многие мыслительные процессы: анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение. (Селевко, 2006, 315)


 Ещё одним немаловажным условием обучения младших школьников решению задач является присутствие соревновательного компонента как средство повышения познавательной активности учащихся. (Гнеденко, 1982, 23). Это значит, что учитель может предложить каждой группе за правильное выполнение той или иной задачи получение какого-либо жетона или звёздочки, то есть вознаграждение, выраженное материально. Дети обязательно будут стремиться к получению наибольшего числа звёздочек или карточек, тем самым их познавательный интерес будет очень высок.

Таким образом, можно сказать, что при создании учителем на уроке всех вышеперечисленных условий эффективность групповой формы в процессе обучения младших школьников решать задачи будет очень высока, поскольку именно групповая работа активизирует познавательный процесс у младших школьников, создаёт условия для овладения младшими школьниками такими сложными умениями, как целеполагание, контроль, оценка. (Гальперин, 1981, 45.) Организация групповой деятельности будет способствовать усвоению у детей младшего школьного возраста норм и способов действия в группе не только под непосредственным руководством и контролем со стороны учителя, но и формировать функционально-ролевые отношения в структуре организационно-делового компонента группы; осуществляется коррекция поведения в соответствии с принятыми нормами совместной деятельности; личностно-смысловые, так как взаимосвязи в группе обретают личностный смысл.


ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ГРУППОВОЙ ФОРМЫ РАБОТЫ

2.1. Анализ передового педагогического опыта по проблеме обучения младших школьников решению задач на основе групповой формы работы
Чтобы проанализировать передовой педагогический опыт по проблеме обучения младших школьников решению задач на основе групповой формы, обращусь к опыту работу учителя 3А класса Матвиенко Л. Н МОУ «Уразовской СОШ №1» Валуйского района Белгородской области, чей педагогический опыт обобщён в архиве сборников педагогических конференций 2012 г. в виде статьи «Обучение младших школьников решению задач с использованием групповой формы работы». Количество детей в классе- 12. Групповая форма работы на уроках математики у Лидии Николаевны осуществляется по-разному:

– групповая работа;

– разбиение класса на центры;

– работа в парах смешанного состава.

Когда учитель объединяет детей в группы, придерживается таких критериев:

1. Тип высшей нервной деятельности у детей каждой группы должен быть обязательно одинаковым;

2. Обязательно в каждой группе должно быть одинаковой количество сильных и слабых учеников;

3. В группе обязательно должен быть ребёнок, обладающий лидерскими качествами:

Для того, чтобы выявить лидера в классе, а затем правильно рассадить детей, учитель предлагает детям следующие вопросы:

  1. С кем бы ты хотел сидеть рядом?

  2. Есть в классе такие дети, с которыми ты бы не хотел рядом сидеть?

  3. Есть такие дети в классе, с кем бы ты очень хотел дружить?

  4. Кто твой друг в классе?

После проведения подобного опроса, учителя стало ясно, кто является явным лидером в классе и как правильнее следовало бы разделить детей по группам. Перед тем, как применить групповую форму работы при обучении решению задач учитель проводит математическую игру с учётом получившегося разделения на группы с целью выявления эффективности подобного разделения. Подробный ход мероприятия «Математический ринг» представлен в приложении 1.

В ходе проведения мероприятие стало ясно, что произведённое разделение класса на группы именно таким образом оказалось удачным: дети отлично работали, обсуждали различные моменты по ходу игры, лидеры в каждой группе отлично проявляли свои качества, помогали ребятам в случае, если у них возникали сложности. То есть видно, что именно в таких составах детям работать комфортно.


Перед проведение групповой работы на уроке учитель каждую группу назвал «маленьким классом» (командой), а ребят, оказавшихся лидерами на мероприятии «Математический ринг»- учителями.

Фрагмент урока групповой формы работы в сочетании с фронтальной:

Тема: Решение математических задач;

Цель: закреплять навыки в решении математических задач; повторение единиц времени;

Учитель вначале урока предлагает поработать детям по «классам» (командам), так же, как вы работали на «Математическом ринге», – каждый класс имеет своего лидера- человека, который в результате исследования стал командиром. Учитель предлагает каждой группе под руководством лидера самостоятельно разобрать задачи, а затем объяснить её. Когда все группы проанализируют задачу, запишут краткое условие, выполнят решение и ответ, следует поднять руку как знак готовности. Если группа затрудняется, то поднимает руку, а учитель помогает. Задача для решения группам предлагается следующая: «Два поезда вышли с вокзала одновременно в противоположных направлениях. Первый шёл со скоростью 175 км/ч, а в второй со скоростью 125 км/ч. На каком расстоянии они окажутся через 8 часов?»

Учитель каждой группе предложил для напоминания алгоритм решения:

  1. Прочитайте внимательно задачу;

  2. Запишите краткое условие.

  3. Что известно в задаче?

  4. Какой главный вопрос в задаче?

  5. Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

  6. Если нет, то почему?

  7. Что надо знать, чтобы ответить на вопрос задачи?

  8. Можем ли мы сразу это найти?

  9. Что для этого нужно сделать?

  10. Каким действием?

  11. Теперь можем ответить на вопрос задачи?

  12. Что для этого нужно знать?

  13. Как мы можем это найти?

  14. Каким действием?

  15. Запиши решение задачи.

  16. Запиши ответ.

Работа в группах заняла 20 мин. Она прошла без лишнего шума, слажено. Дети активно обсуждали содержание задачи, её условие, варианты краткой записи, решение. Также детям удалось организованно распределить роли. В процессе работы учитывали дети мнение каждого, выслушали всех ребят. Тем кто не понимал что-либо на определённом этапе, остальные помогали и всё доступно разъясняли. Когда отведённое время подошло к концу, выяснилось, что каждая группа верно решила задачу и без затруднений её объяснила.

Вывод следующий: групповая форма работы на уроках математики при обучении решению задача повышает активность детей, активизирует многие мыслительные процессы, коммуникативные навыки детей. При решении задач детям в группе легче представить жизненную ситуацию, о которой говорится в тексте, тем самым легче правильно решить.


Также в этом сборнике по данной проблеме представлена статья учителя начальных классов Миненковой Ларисы Александровны МБДОУ «Ровеньской СОШ» Ровеньского района Белгородской области. Педагог говорит, что при обучении младших школьников решению математических задач зачастую прибегает к групповой форме работы, поскольку убеждена, что именно, что:

– при групповой работе повышается познавательная мотивация учащихся;

– снижается уровень тревожности в связи со страхом оказаться неуспешным при решении задачи;

– при совместном разборе задачи и её последовательном решении происходит взаимообучение, так как каждый член группы вносит свой вклад в общую работу;

При обучении решению задач младших школьников Лариса Александровна предлагает такой интересный приём «Пирамидка». Его суть заключается в следующем: учитель должен объяснить детям, что задача в целом- непростая система, требующая последовательного анализа и состоящая из следующих компонентов: условие, вопрос, решение, ответ. Чтобы решить, нужно придерживаться следующего алгоритма: ознакомление с содержанием задачи, её первичный анализ; составление краткой записи; выполнение решения задачи; запись ответа; выполнение проверки. После того, как учитель разделил детей по группам, он раздаёт каждой группе пирамидку и говорит, что каждое кольцо пирамидки- элемент нашего алгоритма решения задачи. И, выполнив каждый шаг алгоритма, дети одевают по одному кольцу. Наконечник пирамидки- проверка правильности выполнения решения задачи. В итоге побеждает та группа, которая раньше всех собрала свою пирамидку. Педагог считает, что подобный приём с игровым элементом очень вовлекает детей в познавательную деятельность, они работают вместе на общий результат, что очень важно при групповой форме работы.

Итак, можно сказать, что Лариса Александровна сторонник обучения решения задач с использованием групповой формы, так как считает, что дети в группе более активны, менее тревожны, что положительно влияет на эмоциональный климат в классе и на процесс обучения решению математических задач в целом.

2.2. Отбор диагностического инструментария, критериев, показателей для определения уровня сформированности умения у младших школьников решать математические задачи