Файл: 1. Этика как наука о морали предмет, структура, функции.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Применив эти две модели — нормативно-этичсскую и теорстико-этическую — к «эмпирии» этических концепций прошлого, мы получим два относительно самостоятельных классификационных ряда. Так, нормативно-этические концепции можно классифицировать в соответствии с тем, какой именно способ обоснования морали они применяют, а теоретико-этические — в соответствии с принятым ими способом объяснения. При этом известные, узаконенные традицией направления и школы в этике окажутся расчлененными, вписанными частично в нормативно-этическую, а частично — в теоретико-этическую классификацию.
Например, этический натурализм в нормативно-этическом контексте — это определенная жизненная (ценностная) позиция, обоснованная через «естественные» ценности или «естественную» картину мира; в теоретико-этическом контексте натурализм — это способ объяснения морали через «естественные» причины (в этом случае натуралистическая концепция не имеет нормативной направленности).
Точно так же противостояние автономной и гетерономной этики может иметь две разные интерпретации. В качестве нормативной концепции автономная этика — это ценностная позиция, исходящая из необоснованности, самодостаточности морали; в качестве же теоретической концепции автономная этика — это точка зрения, согласно которой мораль необъяснима через что-то другое (то есть через внеморальные причины). Можно быть сторонником автономной этики в ее нормативном аспекте (то есть полагать, что нравственные принципы не нуждаются в обосновании) и в то же время отвергать теоретический вариант автономной этики (то есть признавать, например, социальную или биологическую детерминированность морали).
Применение двух моделей — нормативной и теоретической — к эмпири-ко-историческому материалу требует дифференциации и уточнения также многих традиционных для этики понятий. Дефиниция одного и того же слова может быть и нормативной, и теоретической. Нормативная дефиниция выражает (явно или неявно) некоторую ценностную позицию, поскольку либо само определяемое слово, либо определяющие слова употреблены в нормативно-оценочном смысле. В теоретической же дефиниции раскрывается информативный смысл слова (при необходимости — с его этимологией и историческими модификациями); при этом, если дефинируется ценностное понятие, то оно само рассматривается теоретиком как объект исследования, и дефиниция включает в себя не только изложение заключенного в нем содержания, но и указание на выполняемые им функции (в том числе нормативную функцию).
В зависимости от приверженности той или иной этической школе, от задач, стоящих перед этикой как наукой и учебной дисциплиной, этика структурируется по-разному. Выделяют ряд блоков: - история этики и морали, описывающая процесс развития этических учений, а также генезис и эволюцию морали с глубокой древности до наших дней; здесь можно выделить также дескриптивную этику, выявляющую социально-исторические типы морали (рыцарская мораль, буржуазная мораль и др.);
- теория морали — учение о сущности морали, ее основных принципах и категориях, структуре, функциях и закономерностях, объясняющее эволюцию и механизм действия морали;
- нормативная этика — обоснование моральных принципов и норм, которые выступают как теоретическое развитие и дополнение морального сознания общества и личности, базируются на высших моральных ценностях и предписывают человеку с позиций долженствования (деонтологии) определенные правила поведения во взаимоотношениях и общении людей, помогая ему выработать общую стратегию «правильной жизни»
- прикладная этика — совокупность принципов, норм и правил, выполняющих практическую функцию научения людей должному поведению.
- экологическую этику, рассматривающую нормы поведения человека как части экосистемы по отношению к окружающей среде;
- этику гражданственности, разрабатывающую нормы поведения человека как гражданина по отношению к обществу;
- ситуативную этику, в которой разрабатываются практические рекомендации применительно к конкретным ситуациям и сферам человеческой жизнедеятельности — как к публичным (этика политических действий), так и к интимным (этика семейных отношений); - профессиональные этики — системы моральных принципов, норм и правил поведения специалистов разного профиля с учетом особенностей их профессиональной деятельности и конкретной ситуации;
- этику делового общения, выступающую как в роли самостоятельной профессиональной этики (для менеджеров и предпринимателей), так и в качестве ситуативного элемента этики других профессий (педагога, юриста, инженера).
11.Понятие и виды профессиональной этики
Профессиональная этика регулирует нравственные отношения людей в основной сфере общественной жизни – трудовой деятельности. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и духовных ценностей, и от того, какими по своим общественным целям и содержанию являются отношения людей в обеспечении этого процесса, во многом зависит благополучие субъектов труда и общества.
Профессиональная этика есть совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу, а посредством его к людям, с которыми он связан в силу характера своей профессии, и, в конечном счете, к обществу в целом.
Содержанием профессиональной этики являются:
- кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми, которые представляются оптимальными с точки зрения выполнения им своей профессиональной деятельности;
- способы обоснования данных кодексов, социально-философское истолкование культурно-гуманистического назначения данной профессии.
Профессиональная этика изучает:
- отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности к обществу; нравственные качества специалиста, обеспечивающие выполнения профессионального долга;
- специфику нравственных отношений специалистов и людей, являющихся непосредственным объектом их деятельности;
- взаимоотношения внутри профессиональных коллективов и те специфические для данной профессии нравственные нормы, которые выражают эти отношения;
- профессиональную деятельность как нравственное качество личности.
Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Но к некоторым видам профессиональной деятельности общества предъявляет повышенные моральные требования. Уделяются особое внимание моральным качествам работников тех профессий, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, некоторых профессий из сферы услуг, здравоохранения, воспитания и т.д.
Трудовая деятельность этих профессий, более чем каких-либо других, не поддается предварительной регламентации, не умещается в рамках служебных инструкций, технологических шаблонов. Она по своему существу является творческой. Особенности труда этих профессиональных групп существенно усложняют моральные отношения и к ним прибавляют новый элемент: взаимодействия людьми – объектами деятельности. Поскольку их деятельность означает «вторжение» во внутренний мир человека, то нравственная ответственность приобретает здесь решающее значение. Это относится к профессиональной деятельности врачей, учителей, юристов.
Общество рассматривает нравственное качества работника, как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности. Общеморальные нормы должны быть особым образом конкретизированы в его трудовой деятельности с учетом специфики труда, структуры моральных отношений, характерных эля этого типа профессий. Таким образом, профессиональная мораль должна рассматриваться в единстве с общепринятой системой морали. Только на основе принципов и норм общей морали возможно обобщение нового морального опыта в сфере труда, определение новых норм и запретов в профессиональной морали, преодоление отживших нравственных правил и оценок.
Развитие общества сопровождается постоянным усложнением и углублением специализации производства, дифференциации условий труда и профессиональной деятельности. Это влечет за собой соответственно конкретизацию профессиональных обязанностей и порождает систему специфических моральных требований. Профессиональные отношения и обязанности становятся одновременно и профессионально-этическим отношениями. Каждому роду человеческой деятельности соответствуют определенные виды профессиональной этики. Профессиональные виды этики — это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе.
Для каждой профессии особое значение приобретают те или иные профессиональные моральные нормы. Профессиональные моральные нормы – это руководящие начала, правила, образцы, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этико-гуманистических идеалов. Определенность моральных профессиональных норм задается диспозициями, санкциями и условиями действий. Формой выражения требований профессиональной этики является также общественное мнение данной социальной группы лиц, принадлежащих к одной профессии.
Основными видами профессиональной этики являются врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, актера, художника, предпринимателя. Каждый вид профессиональной деятельности определяется своеобразием профессиональной деятельности и имеет свои специфические аспекты в реализации норм и принципов морали и в совокупности составляет профессиональный кодекс морали. Так, например, во врачебной этике все нормы, принципы и оценки ориентированы на здоровье человека, его значение и сохранение. Этика ученого предполагает в первую очередь такие моральные качества, как научная добросовестность, личная честность, гражданское мужество. Профессиональная этика военнослужащего требует выполнения служебного долга мужества, дисциплинированности, стойкости, выносливости, преданности Родине и т.д.
21.Принципы справедливости и гуманизма и их воплощение в нормах, регламентирующих поведение государственного служащего Российской Федерации
Законность – политико-правовой режим или принцип реального действия права в государстве, при котором государственные и муниципальные органы, должностные лица и граждане строго соблюдают правовые нормы и в первую очередь законы.
Ни одно общество не может быть стабильным и гармонично развивающимся, если в нем бездействует и нарушается закон, господствует несправедливость, не уважается и не защищена личность, царствует произвол. Без соблюдения принципов законности, справедливости и гуманизма невозможны никакие гражданское согласие, консолидирующая роль государственной и муниципальной службы или эффективное государственное и муниципальное управление. Нарушение этих принципов неизбежно влечет за собой проявления бюрократизма, несправедливости, произвола и безнравственности. В реальной жизни эти негативные явления, связанные с деформацией морального сознания служащих аппарата государственной и муниципальной власти, сплошь и рядом обнаруживаются в безразличии чиновников к социальному назначению и социальным последствиям своей служебной деятельности, в безответственности, преследовании узко корпоративных целей и интересов.
Одним из приоритетных для государственной и муниципальной службы, бесспорно, является принцип законности в деятельности государственных и муниципальных служащих. С точки зрения современного демократического правового государства, законность означает установленный государством порядок и принцип жизнедеятельности, в соответствии с которыми все правоотношения и действия государственных органов, органов местного самоуправления, общественных институтов и граждан осуществляются в рамках закона. Последнее обстоятельство особенно важно иметь в виду, когда речь идет о России, для большинства населения которой были всегда характерны правовой нигилизм, противопоставление морали праву (на Западе – "право", у нас – "правда").
Принцип законности включает в себя целый ряд исходных положений, которые лежат в основе требований к поведению субъектов правовых отношений в первую очередь таких как: