Файл: Понятие процессуальных средств выявления, устранения и предупреждения существенных нарушений уголовно процессуального закона.docx
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Курсовая работа
На тему: Понятие процессуальных средств выявления, устранения и предупреждения существенных нарушений уголовно процессуального закона
Содержание
Введение......................................................................................................... 3
1. Общая характеристика нарушений, допускаемых при окончании существенного нарушения уголовно-процессуального -закона .........................6
1.1 Понятие характеристики существенного нарушения при окончании уголовно-процессуального закона.........................................................................6
1.2 Виды серьезных нарушений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации..........................................................................................12
1.3 Критерии Проверок Органами прокуратуры РФ................................19
2. Способы устранения нарушений, допускаемые при окончании предварительного следствия................................................................................ 21
2.1 Понятие процессуальных мер по выявлению, устранению и предупреждению серьезных нарушений УПК РФ.............................................21
2.2 Характеристика процессуальных мероприятий по выявлению, устранению и предупреждению грубых нарушений УПК РФ..........................22
Заключение.................................................................................................. 23
Список используемой литературы.............................................................25
Введение
Актуальность проблемы. Сейчас в уголовном законодательстве нашей страны происходит его перестройка. Всё это взаимосвязано с введением в Россию в 1991 году Верховным Советом РСФСР «Концепции судебной реформы в Российской Федерации», положения которой нам известны по сей день в Конституции Российской Федерации и Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (далее – УПК РФ/УПК).
Немногие законопроекты, изданные в рамках настоящего кодекса, не были достаточно разъяснены. Об этом свидетельствует отсутствие правил законодательства, которые отвечают за институт процессуальных нарушений, в чём, собственно, и заключается тема данного исследования. Чтобы разобраться в причинах таких нарушений, были проведены многочисленные дискурсы учёных, которые приняли решение вернуть необоснованно утерянные нормы уголовного права вернули в ныне существующий закон.
Сделав это, получилось так, что были неудачно сформулированы понятия нарушений процессуального законодательства. При этом процедура судопроизводства вновь не была верной и точной. Кроме того, данные нововведения необходимы для исследования данной темы, а именно, темы существенных нарушений уголовно-процессуального законодательства в Российской Федерации при судопроизводстве. Как уже упоминалось, это нередкость, даже с учётом ныне действующей Конституции РФ. Для защиты прав человека и гражданина это очень важно, чтобы исключить ошибочных арестов и наказаний, для соблюдения чести и достоинства гражданина, согласно Конституции Российской Федерации.
В рамках изучения научной и учебной программы, нормативных правовых актов (далее – НПА) и иных учебников, позволяющих углубиться в данную тему, особое внимание уделяется (и всегда уделялось) как раз нарушениям законодательства со стороны органов власти и должностных лиц.
Предмет исследования – нарушения законодательства в сфере уголовного процесса.
Цель исследования. Цель написания данной курсовой работы – исследовать причины нарушения закона в ходе судебного разбирательства и разработать научные рекомендации для предотвращения и устранения нарушений законов.
Как правило, в ходе изучения научной и учебной литературы или других учебных пособий особое внимание уделяется вопросам нарушения уголовного процессуального закона.
Для исследования и написания курсовой работы использованы такие источники как: Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, учебники, пособия по уголовному процессуальному праву, доктрины отечественных и зарубежных историков права.
Основными задачами данного исследования являются:
– Исследование существенного нарушения в российском уголовно-процессуальнном законодательстве.
– Исследование существенных, явных, нарушений процессуального законодательства, существующих в современных российских уголовных делах.
– Рассмотрение ныне существующих классификаций таких нарушений;
– Анализ самых распространённых попыток нарушить процессуальный закон на этапах досудебного разбирательства;
– Исследование обстоятельств, которые нарушают уголовно-процессуальный закон на стадии досудебного расследования для разработки правовых средств их предотвращения и устранения;
– Предложения о пересмотре норм уголовного процессуального законодательства для сокращения его нарушений.
Методы исследования. В ходе изучения данной темы настоящей курсовой работы были использованы общенаучные и специальные методы.
В теоретическую базу данной курсовой работы вошли исследования мировых учёных в различных областях науки. В данном случае просматриваются отрасли права, логика как наука, психология мышления и многие другие науки и, в том числе, учебные дисциплины.
Нормативную базу настоящего исследования составляют Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, отечественное уголовно-процессуальное законодательство, нормы Уголовного кодекса Российской Федерации и Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», определения, постановления и решения Конституционного Суда Российской Федерации, постановления Пленумов Верховного Суда и многие другие нормативно-правовые акты, которые помогают подробно рассмотреть данную тему, основываясь на них.
Настоящая курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1.Общая характеристика нарушений, допускаемых при окончании существенного нарушения уголовно-процессуального закона
1.1 Понятие характеристики существенного нарушения при окончании уголовно-процессуального закона
Нарушение российского законодательства – не редкость, особенно, если речь идёт об органах, осуществляющих предварительное следствие. Для расследований и разбирательств зачастую приходится задействовать прокуроров, в связи с чем возникает необходимость провести данное исследование и дать общую характеристику нарушений, которые специальные органы допускают при окончании предварительного следствия.
Прокуроры используют так называемые «средства» для обнаружения нарушений статей процессуального законодательства.
Для того, чтобы разобраться в смысле понятия «прокурорская проверка», необходимо вначале дать объяснение понятию «проверка».
Как принято считать, проверка/надзор – это меры, способные помочь выявить нарушение установленных правил поведения или закона. Это нужно для наиболее оперативного устранения выявленных нарушений. В русском языке есть глагол «проверить», который обозначает «убедиться в правильности чего-либо, исследовать что-либо с целью надзора».
Итак, можно понять, что прокурорская проверка – это установление нарушений действующего законодательства и принятие мер своевременной нормализации законопорядка в государстве. Однако это вовсе не означает, что если нарушения не были выявлены, то проверка была неправильно проведена. Есть специальные правила и уставы у органов прокуратур, которыми они пользуются в ходе своей работы.
В задачи прокурорского надзора входит формирование у должностных лиц / лиц, осуществляющих предварительное следствие такого уровня правосознания, чтобы их деятельность осуществлялась в соответствии с законодательством. А отсутствие нарушения закона – это уже эффективность прокуратуры в целом.
В соответствии с требованиями закона, прокурорские проверки должны соответствовать установленным правилам. В первую очередь, это требование закона. Любые прокуроры должны проводить проверку исключительно в соответствии с законом и только в рамках законодательства. Далее необходимо обеспечить наиболее полный сбор материальных и документальных носителей информации о действиях граждан и должностных лиц, использовать всевозможные законные правовые средства нужные в определённый момент времени и для определённой цели. Нужно помнить, что следователи и прокуроры беспристрастны. Прокурорская проверка должна проводиться в установленный законом срок. К примеру, не более 30 дней. Иначе могут возникнуть нарушения уже со стороны прокурорских работников и привлечение к ответственности будет уже к ним.
Требования к качеству и порядку проведения проверки имеются для прокурорских работников и контролирующих органов. Тем не менее, прокурорские проверки обладают отличительными чертами и отличаются от проверок органов контроля за деятельностью государственных организаций. В таких требованиях должны быть указаны причины проведения проверки, а также её результаты. Законом установлено, что контроль со стороны прокуратуры должен проводиться только в случае поступления сведений о каких-либо нарушениях. В случае невыполнения такого условия, как сказано в действующем законе, нарушителя можно будет привлечь к административной ответственности. Согласно ст.21 Закона «О прокуратуре РФ» можно сделать вывод о том, что проверки исполнения законов проводятся на основе информации из органов прокуратуры об обстоятельствах нарушения законодательства, требующих принятия мер прокурором. На действия органов прокуратуры, которые нацелены на исправление нарушений законодательства, необходимо иметь основания и условия. Данное условие – это сведения о неком нарушении законодательства, которые могут поступить извне. К примеру, источником такому могут служить обращения граждан, СМИ, теле- и радиопередачи и др. источники информации.
Считается необходимым предположить, что будет неплохо наладить более удобное поступление информации в органы прокуратуры для более чёткого выявления нарушений и нарушителей. И делать это оперативно, чтобы прокуроры могли быстро устранять выявленные нарушения. Понятно, что не должно быть пассивного контроля прокурорами за соблюдением законов.
Не менее важно и требование обоснованности проведения проверки, которое является одним из ключевых моментов в процессе её проведения. Они оказывают прямое влияние на осуществление контроля за соблюдением нормативного акта.
При этом необходимо избегать явного вмешательства органов прокуратуры во внутреннюю деятельность иных государственных органов. Прокурору следует проверить только соответствие деяния и правовых актов проверяемого субъекта Конституции РФ и действующим на территории Российской Федерации законам.
Прокуроры не имеют права вызывать граждан и должностных лиц в произвольном порядке. Для этого должны быть веские причины, т.е. только нарушители должны в обязательном порядке явиться на допрос в органы прокуратуры и следствия. Тем не менее, Конституция гарантирует защиту прав и свобод гражданина, соответственно, при получении объяснений прокурор не должен как-либо давить на нарушителя, оказывать психологическое или физическое насилие с целью получить необходимую информацию.
Существуют надзорные и поднадзорные проверки со стороны прокурорских работников.
Надзорные инспекции являются средствами обнаружения нарушения законов, которые применяются к объектам и субъектам за законностью их деятельности органами прокуратуры РФ. Выявление нарушений проводится органами и учреждениями, осуществляющими ОРД (дознание) или предварительное следствие. Также в некоторых других органах проводятся проверки.
Поднадзорная проверка – это средство обнаружения нарушений законодательства, применяемое органами прокуратуры в отношении объектов и субъектов. Такая проверка не совсем правомерна, но, тем не менее, она возможна и не будет считаться нарушением законодательства.
О независимости судей давно известно.
Причину отсутствия надзора за законностью можно определить в том, что прокуратура не является органом контроля над соблюдением законов и имеет определённые права и обязанности. Прокурорские работники участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают (обжалуют) противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. С помощью органов прокуратуры они обеспечивают соблюдение процессуального закона участниками судебного разбирательства, и играют непосредственную роль при вынесении судом решения о нарушении/ненарушении закона.
Также можно прокурорские проверки классифицировать следующим образом: направление деятельности прокуратуры, повод проведения проверки, объем проверки, проверяемые и проверяющие субъекты, целевое назначение.
Различные проверки проводятся в зависимости от направлений деятельности прокуратуры: надзор за исполнением законов, контроль соблюдения прав и свобод человека или гражданина, надзора за соблюдением закона судебными приставами и т.д.
Подготовив основание для разграничения проверок, прокуроры делят их на две категории: проверки, проводимые по сигналам (заявления и сообщения), жалобы и сведения о которых получены из радио/телепередач.
По объёму проверочных мероприятий, которые проводятся органами прокуратуры России подразделяются на целевые и широкие. Проверки, проводимые по отдельным фактам нарушений закона или в соответствии с одним конкретным законом (например, группой законов) и проверками прокуроров. Они проводят проверки на основании отдельных обращений (сообщений, заявлений), жалоб граждан и должностных лиц.