Файл: Особенности проведения swot анализа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ)

РЕФЕРАТ


По дисциплине: «Бизнес планирование»

Тема: «Особенности проведения swot –анализа»

Выполнил: ст. гр.

ЗГМУд-118

Кошелев А.В.

Принял: д.э.н.,

профессор

Фраймович Д.Ю.

Владимир 2022

Содержание
Введение…………………………………………………………………………3

1. История разработки…………………………………………………….……4

2. Возможности, слабые и сильные стороны SWOT-анализа……………......5

3. Основные преимущества и недостатки метода SWOT-анализа…….….…7

4. Технология и правила SWOT-анализа…………………………….…….….8

5. Направления SWOT-анализа организации………………………………..14

5.1 Анализ внешней среды……………………………………………………14

5.2 Анализ внутренней среды…………………………………………………16

5.3 Количественный анализ…………………………………………………...16


Заключение……………………………………………………………………..20

Список использованной литературы…………………………………………22

Введение
Рыночные формы хозяйствования в условиях жесткой конкуренции приводят к несостоятельности отдельных субъектов хозяйствования или их временной неплатежеспособности. Решения различного уровня задач во многом представляются как критические факторы контроля со стороны организации. Так состояния компаний в большинстве может зависеть от того, намного она способна реагировать на различные воздействия извне. Поиском путей для выхода из экономического кризиса будет связано с устранением причин, которые способствуют их возникновения. Будут ли они являться внешними или внутренними, будут ли поддаваться изменениям усилий компании или влияние внешних событий, на которые компания подействовать не может. Довольно популярным способом, для оценки внутренних и внешних факторов, влияющих на развитие компании, можно назвать SWOT-анализ (СВОТ-анализ).


SWOT-анализ - необходимый элемент исследований, является обязательным предварительным этапом при составлении любого уровня маркетинговых и стратегических планов. Данные получаемые в результате ситуационного анализа, служат базисными элементами при разработке стратегических задач и целей компании1.

SWOT анализ – это анализ слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей со стороны внешней окружающей среды. «W» и «S» относятся к состоянию компании, а «T» и «O» к внешнему окружению организации.

1. История разработки
В 1963 году, в городе Гарвард, на конференции по проблемам бизнес политики профрофессор K. Андрюс (Andrews) впервые публично озвучил акроним SWOT: Weaknesses (Слабости); Threats (Угрозы); Strengths (Cилы); Opportunities (Возможности).

С того времени понятие SWOT-анализа стало известно как в академических кругах, так и среди практиков.

С 60-х годов прошлого века и по сей день SWOT-анализ широко применяется в процессе стратегического планирования. Первоначально SWOT-анализ был основан на озвучивании и структурировании знаний о текущей ситуации и тенденциях. Известные, но бессистемные и разрозненные представления о фирме и конкурентном окружении SWOT-анализ позволил сформулировать аналитикам в виде логически согласованной схемы взаимодействия слабостей, сил, угроз и возможностей. В каждом бизнес-плане, в каждом плане маркетинга должен быть раздел «SWOT-анализ». Позже SWOT-анализ стал использоваться в более широком приложении — для конструирования стратегий. С появлением SWOT-модели аналитики получили инструмент для своей интеллектуальной работы.

В 1965 году была выработана разработка технологии использования SWOT-модели для разработки стратегии поведения фирмы. Так же было предложено изготовление схемы LCAG (по начальным буквам фамилий авторов), основанная на последовательности шагов приводящих к выбору стратегии2.

В 1982 году профессор Хайнц Вайхрих опубликовал работу, в которой предложил новый вид SWOT-модели. Данную SWOT-модель он называл как TOWS-матрицу и рассматривал ее как концептуальную основу систематического анализа, будет облегчать сопоставление внешних угроз и возможностей с внутренними силами и слабостями организации. Так же предлагал строить стратегии поведения фирмы на основе систематического сопоставления заранее создание списков внешних факторов с внутренними слабостями и силами. Указывал на необходимости построения SWOT матриц по определенной периодичности. Что должно было позволять отслеживание изменения конкурентной среды при построении стратегий
3.

В последующем, работы других исследователей данная модель называлась как расширенная SWOT-модель, другими словами, как интегрированная SWOT-модель. Так, в большинстве работ, по стратегическому планирования можно встретить термин «SWOT-анализ», хотя они используют модель Вайхриха.
2. возможности, слабые и сильные стороны SWOT-анализа
Сама процедура проведения SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы, в которой отобразятся, а затем сопоставятся слабые и сильные стороны предприятия и возможности, угрозы рынка. Слабые и сильные стороны отображают внутреннюю среду организации, которые определяются только в сравнении с конкурентами. Определим в чем мы слабее конкурентов, в чем мы сильнее конкурентов, определение слабых и сильных сторон необходимо для выбора оптимального пути развития в среде, определенной через угрозы и возможности. Определяются слабые и сильные стороны только для объекта SWOT-анализа, не допускается использование слабых и сильных сторон, которыми обладают подавляющее большинство конкурентов. Не следует, определив, например, какую-либо сильную сторону, в числе слабых сторон определять ее естественную слабость. Через них определяется уникальность бизнеса, его непохожесть на других, слабые и сильные стороны не должны противоречить друг другу. Количество слабых и сильных сторон должно быть примерно одинаково.

Внешняя среда определяется через угрозы и возможности. Правила определения угроз и возможностей, должны обязательно иметь практический смысл для развития бизнеса. Не допускается определения угроз и возможностей, которые характерны лишь для нескольких организаций и не затрагивают другие. Не допускаются угрозы и возможности, так в дальнейшем не предполагается использовать их при постановке задач планирования. Возможности и угрозы должны быть одинаковыми для всех: как для всех конкурентов, так и для самой организации. Цель построения расширенной SWOT матрицы состоит в том, чтобы сфокусировать внимание аналитика на построении четырех групп, различных стратегий. Так каждая группа стратегий использует определенную парную комбинацию внутренних и внешних обстоятельств. Совместному анализу подвергаются пары следующих показателей:

- слабости — возможности (W-O);

- силы — угрозы (S-T);

- силы — возможности (S-O);

- слабости — угрозы (W-T).

Другими словами, «разработка стратегии фирмы базируется на анализе конкретных сегментов рынка для оценки благоприятного проникновения в намеченные сферы, их использования для укрепления своих позиций». И так, успех зависит от точного, формального, всестороннего и полного описания взаимодействия предприятия с внешней средой. Что делает скажем так гарантию, что стратегические решения приняты на основе анализа всей доступной информации и ничего не упущено4.


3. Основные преимущества и недостатки метода SWOT-анализа
Недостатки:

1. Результаты SWOT-анализа, как неформализованного метода, представлены в виде качественного описания, что затрудняет его использование в процессе мониторинга.

2. Проведение качественного SWOT-анализа требует привлечения достаточно большого количества специалистов из соответствующих областей, что повышает его стоимость.

3. Для реализации SWOT-анализа необходимо привлечение больших массивов информации, что требует значительных усилий и затрат.

4. Основным недостатком SWOT-анализа является то, что он принадлежит к группе так называемых инструктивно-описательных моделей стратегического анализа, которые показывают только общие цели, а конкретные мероприятия для их достижения надо разрабатывать отдельно.

5. SWOT-анализа является субъективным и исследование значимости результатов анализа чрезвычайно зависит от уровня компетенции и профессионализма аналитика5.
Преимущества:

1. Может использоваться как для оперативного контроля деятельности организации, так и для стратегического планирования на длительный период

2. Свободный выбор анализируемых элементов в зависимости от поставленных целей.

3. Метод применим в самых разнообразных сферах экономики и управления.

4. Его можно адаптировать к объекту исследования любого уровня.

Эти недостатки могут привести к тому, что применение SWOT-анализа требует параллельного использования других современных методов исследования. И тем не менее, в любом случае для получения полной картины о деятельности предприятия и в конечном счете его конкурентоспособности нужно использовать и традиционные методы финансового анализа, которые дают информацию о динамике обобщающих показателей. Основные направления развития SWOT-анализа:

- отображение в модели динамических изменений фирмы и ее конкурентной среды;

- разработка SWOT-моделей с учетом различных сценариев развития ситуаций на рынке;

- учет результатов анализа фирмы и ее конкурентной среды с использованием классический моделей стратегического планирования6.

Таким образом, именно SWOT-анализ позволяет показать вероятные или имеющиеся проблемы предприятия, разработать дерево целей для антикризисного управления и сформулировать сценарий развития предприятия на планируемый период в целях предотвращения или вывода организации из кризиса.

4. Технология и правила SWOT-анализа
Для того чтобы правильно определить, какие шаги нужно предпринять для развития организации, а также какие проблемы нам необходимо срочно решить, нужно придерживаться некоторых правил:

  • SWOT-анализ должен показывать реальное положение и перспективы компании на рынке, а не внутреннее их восприятие, поэтому сильные и слабые стороны могут считаться таковыми лишь в том случае, таким образом воспринимаются внешними партнерами и покупателями. Они должны соответствовать объективно существующим отличиям продуктов компании от конкурентов. Ранжировать силы и слабости необходимо в соответствие с их важностью для покупателей и включать в SWOT-анализ необходимо лишь наиболее важные.

  • Фокусирование SWOT-анализа на положении компании в разрезе конкретного сегмента рынка, даст намного более полезные для практического применения результаты. Возможности максимально конкретизировать сферу проведения SWOT-анализа. При проведении анализа, который охватывает бизнес, скорее всего его результаты, становятся слишком бесполезными и обобщенными для практического применения.

  • Угрозы и возможности описывают ситуацию на рынке и неподвластны прямому влиянию менеджмента. Соблюдение корректности при отнесении того или другого фактора к силам или возможностям. Сильные и слабые стороны являются внутренними чертами компании.

  • Необходимо избегать пространных и двусмысленных формулировок. Чем конкретнее формулировка, тем понятнее будет влияние этого фактора на бизнес компании в будущем и сейчас, тем большую ценность и практичность будут иметь результаты SWOT-анализа.

  • Качество SWOT-анализа напрямую зависит от объективности и использования разносторонней информации. При проведении SWOT-анализа должны учитываться точки зрения всех функциональных подразделений компании. Нельзя поручать его проведение одному человеку, потому что информация будет искажена его субъективным восприятием. Так же, все выявленные факторы обязательно должны быть подтверждены результатами исследований и объективными фактами7.

SWOT-анализ должен так же основываться на достоверных данных. SWOT-анализ состоит из двух частей: анализ внутренней среды и анализ внешней среды. Следует помнить, что неправильно произведенный SWOT-анализ более опасен для предприятия, чем его полное отсутствие. Для проведения SWOT-анализа вам понадобится информация как о предприятии, так и об окружении вашего предприятия. Для того чтобы провести SWOT-анализ, эту информацию необходимо собрать и обработать. Каждое утверждение, внесенное в матрицу SWOT-анализа, должно быть подкреплено результатам опросов, расчетов, официальными документами, данными статистики.