Файл: Развитие коммуникативных универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Коллективно-творческие дела (КТД) на уроках позволяет интенсивно накапливать положительный опыт в решении коммуникативных и регулятивных задач: здесь важно умение вести диалог, отстаивать свою точку зрения, считаться с мнением партнёра, ориентироваться на конечный результат, причём не индивидуальный, а общий. Можно предложить ученикам парные задания (например, "Праздник цветения сакуры", "Олимпийские игры Древней Греции" и др.), где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться. Дети учатся слушать и слышать других, критически анализировать и оценивать свою и чужую точки зрения, аргументировать своё мнение, признавать свои ошибки или доказывать свою правоту, находить в предположениях "рациональные зёрна", используя их, строить решения.
Информационно-компьютерные технологии (ИКТ) дают много возможностей для творчества учителя. На уроках изобразительного искусства учащиеся в более старших классов начинают работать с мультимедийными учебными пособиями, художественными программами от компаний "Просвещение-МЕДИА", "МедиаХауз", "Новый диск" и др. В этих программах учебная информация представлена в интересной форме с использованием рисунков, схем, звука, видеоизображения; различные эффекты вывода текста и графических фрагментов. Для подготовки докладов, рефератов и творческих работ по искусству и МХК используют энциклопедии "Кирилла и Мефодия", "Большую Советскую Энциклопедию" и пр.

Выполняя задания, дети развивают двигательные навыки, фантазию, пространственное воображение, память, получают дополнительные навыки работы с компьютером.
Учащиеся могут составлять свои презентации и осуществлять образовательные проекты, создавая тем самым многочисленные варианты работы, которые помогут разнообразить уроки искусства. Это могут быть небольшие Web-странички, слайд-шоу и мультимедиа презентации по творчеству художника, а также тесты-опросники по различным темам.

1.5.Упражнения и игры на развитие коммуникативных универсальных учебных действий

«Передай привет по кругу».
Каждый здоровается тем способом, который показал взрослый или придумывает свой способ, отличный от других.

«Самопрезентация». Выходя в круг, игрок называет свое имя и показывает движение. Потом все остальные игроки называют имя ребенка «Ты Андрей» и повторяют его движение.

«Ветер дует на …». Дети подбегают к тому игроку, которого назвали по имени.

«Назови соседа ласково». Перекидывая мяч из рук в руки, надо посмотреть на соседа и назвать его ласково по имени.

«Встаньте только те, у кого…». По команде взрослого поднимаются только те, у кого, например есть сестра, кошка…

«Купаемся в хорошем настроении». Круг детей символизирует ванну. С помощью улыбок, смеха, наполняем ее хорошим настроением. Каждый желающий прыгает в круг, и окружающие купают его в хорошем настроении с помощью ласковых прикосновений.

«Мы одно большое животное». Все игроки берутся за руки, образуя тело большого животного, и двигаются в едином ритме: так дышит животное, так оно перемещается и т.д.

«Комплимент».

Упражнение «Добрые волшебники».Все игроки заколдованы в злых и противных. Тот, кто вызвался быть волшебником, с помощью хороших и добрых слов должен расколдовать каждого.

«Волшебные очки». Каждый игрок, который надевает волшебные очки, все и всех видит только с хорошей стороны, о чем и рассказывает всем.

«Подарки». Взрослый предлагает выбрать детям из шкатулки с мелкими игрушками одну, которая больше понравилась, и подарить тому, кому захочется. Следить, чтобы каждому достались подарки.

«Царевна Несмеяна». Водящий - Царевна Несмеяна. Остальные игроки стараются развеселить водящего разными способами.

Результаты: отсутствие страхов перед контактами со сверстниками, позитивное отношение к занятиям. Активное участие в играх, умение оказывать поддержку сверстникам и принимать ее в условиях отсутствия конкурентов, а так же положительный эффект при работе в группах, в парах, над проектами на уроках изобразительного искусства .

Выводы к 1 главе.

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий признается одним из важнейших компонентов федерального государственного образовательного стандарта. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы.


Основная цель учителя – развить коммуникативные умения у младших щкольников с первых дней поступления в школу используя разные методики и приёмы, а также игры и упражнения.

Положительная динамика уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников доказывает правильность целеполагания и правомерность исследовательской гипотезы.

Применение интерактивных методик и педагогических технологий на уроках ИЗО способствуют формированию учебной мотивации, творческой и познавательной активности, самостоятельности, ответственности; критического и художественно-образного мышления учащихся, умению самостоятельного поиска информации. Учебный предмет "Изобразительное искусство" вносит особый вклад в формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, через организацию совместной учебной деятельности, использование проектных, игровых, поисковых, диалоговых методов, ИКТ, активизирующих учебно-познавательную деятельность учащихся. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса в школе. Интерактивные формы и методы обучения на уроках изобразительного искусства позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности; лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.



Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

2.1. Изучение уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на констатирующем этапе эксперимента.

Для подтверждения теоретических положений, рассмотренных нами в дипломной работе, был проведен констатирующий этап эксперимента, целью которого было выявить уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста.

Опытно – экспериментальная работа проводилась на базе ГБОУ ШИ № 576 : 1 «Б» класс (15 человек) – контрольный класс, традиционная система обучения.

Задача констатирующего этапа:

- выявить уровень развития коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 1 классов на уроках изобразительного искусства.

Для выявления уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий были использованы следующие методики:

«Узор под диктовку» Г.А. Цукерман (приложение 1)

«Рукавички» Г.А. Цукерман (приложение 2)

«Дорога к дому» Г.В. Бурменская (приложение 3)

2.2.Аналитическая справка по результатам изучения коммуникативных  универсальных учебных действий   у первоклассников.

Цель: Оценка уровня сформированности коммуникативных УУД на уроках изобразительного искусства: коммуникация как взаимодействие (интеракция), коммуникация как кооперация, коммуникация как условие итериоризации.

Используемые методики

1.Коммуникация как взаимодействие (интеракция)

«Узор под диктовку» Г.А. Цукерман

Оцениваемые УУД: умение выделить и отброзить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнёру, планирующая и регулирующая функция речи.

2. Коммуникация как кооперация

«Рукавички» Г.А. Цукерман

Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.

3. Коммуникация как условие интериоризации.

«Дорога к дому» Г.В. Бурменская

Оцениваемые УУД: умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнёру, планирующая и регулирующая функция речи

Результаты:


Основные критерии

Методики

Результат

Рекомендации

Коммуникация как кооперация


Методика «Узор под диктовку»

Высокий 23,07%
Средний 69,2%

Низкий 7,6%

- поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение групповых заданий на уроке, важно положительное одобрение со стороны взрослого.

Коммуникация как интеракция
(действия направленные на учет позиции собеседника)


Методика «Рукавички»

Высокий 19,2%
Средний 69,2%
Низкий 11,5%

- соблюдение простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
- понимать речевое обращение другого человека, положительное одобрение со стороны взрослого.

Коммуникация как интериоризация
(умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи

Методика «Дорога к дому»

Высокий 26,9%

Средний 65,3%

Низкий 19,2%

- поощрения за результат, совместное выполнение задания с друзьями по классу, изучение правил активного слушания

- поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение групповых заданий на уроке, важно положительное одобрение, больше времени отводить на обратную связь
- формировать позицию собеседника


Выводы к 2 главе :

Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

У большинства обследованных первоклассников выявлен средний уровень развития коммуникативных действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера), т.е. дети не всегда учитывают позиции других людей и координируют их.

Рекомендации учителям начальных классов:

Таким образом, развитие системы универсальных учебных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностных и познавательных сфер ребенка.