Файл: Развитие коммуникативных универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнёра по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.

По данным ряда исследователей, от 15% до 60% учащихся начальных классов общеобразовательной школы испытывают трудности в учении, в частности, трудности коммуникативного характера (А.Ф. Ануфриев, В.С. Казанская, Е.В. Коротаева, С.Н. Костромина, О.А. Яшнова и др.).

Действительно, наблюдения за дошкольниками и первоклассниками показывают, что уровень развития у многих из них реальной коммуникативной компетентности далек от желаемого.

Теоретическими предпосылками многоаспектной природы общения выступают исследования, связанные с современным пониманием коммуникативных потребностей, способностей, свойств и умений, коммуникативной компетентности личности (М.М. Бахтин, А.А. Бодалев, Ю.Н. Емельянов, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, В.А. Кан-Калик, А.В. Мудрик и др.).

Учебно-коммуникативные трудности, с которыми сталкиваются младшие школьники, рассмотрены в трудах Г.В. Бурменской, И.В. Дубровиной, А.Н. Корнева, Г.Ф. Кумариной, Р.В. Овчаровой, И.Н. Садовниковой и др.

В числе способов преодоления разнообразных трудностей учения исследователи называют специальную организацию общения младших школьников. Данной проблемой занимались Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, Я.Л. Коломинский, А.В. Мудрик, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др.

Проблема успешности коммуникативной деятельности достаточно разработана педагогической психологией. В педагогических публикациях часто обсуждается учебный процесс с точки зрения раскрытия и реализации его потенциальных возможностей.

Однако методический инструментарий педагога до сих пор не имеет четких критериев и практической системы формирования коммуникативной успешности детей (за исключением, вероятно, системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова).


Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Видами коммуникативных действий являются:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  • управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

В контексте концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, в состав базовых компонентов которой входят:

  • потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;

  • владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

  • позитивное отношение к процессу сотрудничества;

  • ориентация на партнера по общению;

  • умение слушать собеседника.

Коммуникативные действия могут быть разделены на три группы:

Виды действий

Содержание действий

Коммуникация как взаимодействие

коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности

Коммуникация как

кооперация

содержательное ядро – согласование усилий по достижению общей цели

Коммуникация как интериоризация

коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии

Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий (приложение 4)


Выявить эти группы помогают диагностирующие методики, направленные на изучение уровня коммуникативных УУД.

1.Коммуникация как взаимодействие рассматривает:

  • Коммуникативные действия, направленные на учёт позиции собеседника или партнёра по деятельности.

  • Преодоление эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях

  • Понимание возможности различных позиций и точек зрения

  • Уважение к иной точке зрения

  • Понимание относительности оценок

  • Учёт разных мнений и умение обосновать собственное


Оцениваемые УУД: действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера)

«Ваза с яблоками» (модифицированная проба Ж.Пиаже; Флейвелл, 1967)

Методика «Кто прав?» (модифицированная методика Цукерман Г.А. и др.)
2. Коммуникация как кооперация


  • коммуникативные действия, направленные на согласование усилий по достижению общей цели; на организацию и осуществление совместной деятельности

  • умение договориться, находить общее решение

  • умение аргументировать, убеждать и уступать

  • способность охранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов

  • взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения


Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий  в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)
Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман)

Задание «Совместная сортировка» (Бурменская, 2007)
3.Коммуникация как условия интериоризации

  • коммуникативные речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям, способствующие осознанию и усвоению содержания

  • способность строить понятные для партнёра высказывания

  • умение с помощью взрослых получать необходимые сведения от партнёра по деятельности

  • речевое планирование и регулирование своих действий

  • рефлексия своих действий


Оцениваемые УУД: умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи

Методика «Узор под диктовку» (Цукерман и др., 1992).

Задание «Дорога к дому» (модифицированное задание «Архитектор-строитель», Возрастно-психологическое консультирование…, 2007)
1.3.Возрастные особенности формирования коммуникативных действий у младших школьников

Каковы же конкретные возрастные особенности развития перечисленных компетенций у детей, поступающих в школу?

В начальной школе у детей активно формируются коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.

В младшем школьном возрасте появляется произвольная форма общения с взрослыми, контекстное общение, где сотрудничество ребёнка и взрослого осуществляется не непосредственно, а опосредованно задачей, правилом или образцом.

Рассмотрим основные коммуникативные умения, характерные для младших школьников :

умение слушать – одно из самых важных человеческих умений. Специалисты уверяют, что не умеют слушать примерно восемь школьников из десяти. Умение активно слушать – это одно из опорных коммуникативных умений младших школьников, которое вырабатывается у них процессе учебного общения и включает в свою структуру как речевые умения (восприятие и интерпретация информации), так и умения межличностного общения (не перебивать собеседника, активно реагировать на его информацию по смыслу, дружелюбно относится к недостаткам речи, не проявлять агрессии). Умение активно слушать включает:

  • восприятие информации от говорящих или самого себя, при котором школьник воздерживается от выражения своих эмоций;

  • поощряющее отношение к говорящему, «подталкивающее» продолжать акт общения;

  • незначительное воздействие на говорящего, способствующее развитию мысли последнего «на один шаг вперед».

умение вербализировать свои мысли – не менее сложный способ общения, требующий больших знаний, содержательности, умений заботиться о том, чтобы всегда быть понятным собеседником, следить за ясностью и логичностью высказываний, обдумывать форму изложения своих мыслей, говорить всегда вежливо и дружелюбно, всегда учитывать мнение собеседника, стараться говорить кратко, но выразительно и следить за впечатлением, которое производят слова на собеседника.

Таким образом, для младшего школьного возраста характерны такие коммуникативные умения как умение слушать, умение излагать свои мысли и умение вести себя в конфликтной ситуации. Если эти коммуникативные умения у ребенка не сформированы или находятся на низком уровне развития, то необходимо использовать определенные средства их формирования, соответствующие данному возрасту.


Формирование коммуникативных УУД идет через групповые и парные формы работы, помогает осмыслить учебные действия, распределить нагрузку, даёт эмоциональную и содержательную поддержку для слабых и робких учеников, создание атмосферы поддержки и заинтересованности в группе, классе и в школе в целом.

Что делаем в паре: разучиваем, пересказываем, составляем план, объясняем, доказываем, обмениваемся опытом, сочиняем, решаем задачи, проверяем технику чтения, вычисления, письменные работы…

Проверка домашнего задания в парах.

Пересказ сказки, используя иллюстрации.

  • Алгоритм обучения учащихся работе в паре

1.Постановка цели работы перед учащимися.

2.Распределение ролей.(Рассказчик и слушатель)

3.Образец. ( У доски 2 ученика демонстрируют работу.)

4.Самостоятельная работа учащихся. Пересказ в парах

5.Самоанализ:

-Что получилось?

-Когда было легко?

-Когда было трудно?

В качестве вариантов работы парами можно назвать следующие:

  • ученики, сидящие за одной партой, получают одно и то же задание; вначале каждый выполняет задание, затем они обмениваются тетрадями, проверяют правильность полученного результата и указывают друг другу на ошибки, если они будут обнаружены; при взаимопроверке проверяющий может использовать некоторые знаки при оценке: ставить плюс, если задание выполнено правильно, минус — при неправильном результате, вопрос — если не уверен и сосед не смог его убедить в правильности его решения;

  • ученики поочерёдно выполняют общее задание, используя те определённые знания и средства, которые имеются у каждого. Например, у одного ученика имеются карточки с гласными буквами, а у другого — с согласными. Они вдвоём должны составить названное учителем слово: один ставит свои гласные, другой — свой согласные;

  • обмен заданиями: каждый из соседей по парте получает лист с заданиями, составленными другими учениками. Они выполняют задания, советуясь друг с другом. Если оба не справляются с заданием, они имеют право обратиться к авторам заданий за помощью. После завершения выполнения заданий ученики возвращают работы авторам для проверки. Если авторы нашли ошибку, они должны показать её ученикам, обсудить её и попросить исправить. Ученики, в свою очередь, могут также оценить качество предложенных заданий (сложность, трудность, оригинальность и т. п.).

  • Работа в группе.

Цели организации работы в группе:

  • создание учебной мотивации,

  • пробуждение в учениках познавательного интереса,

  • развитие стремления к успеху и одобрению,

  • снятие неуверенности в себе, боязни сделать ошибку и получить за это порицание,

  • развитие способности к самостоятельной оценке своей работы,

  • формирование умения общаться и взаимодействовать с другими детьми.