Файл: Курсовая работа по дисциплине Основы экономики и управления фармацевтическим производством Тема курсовой работы Фармацевтические кластеры и их роль в реализации стратегии развития российской фармацевтической отрасли.docx
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Смежные компании, которые производят оборудование, комплектующую продукцию, воспроизводят сырье для предприятий «ядра». В эту группу входят как большие предприятия, так средние и малые. Для средних и малых организаций включение их в кластер является большим плюсом, так как у них появляются постоянные контракты для выполнения. -
Компании, образующие экономическую инфраструктуру – учебные заведения способствуют организации постоянного наличия рабочей силы; научно-исследовательские организации восполняют недостаток инноваций на выпускающих продукцию предприятиях; финансово-кредитные и инвестиционные организации, которые восполняют недостаток денежных средств.
Рисунок 1 – обобщенная структура кластеров
-
Фармацевтические кластеры
Фармацевтический кластер – это группа локализованных на одной территории организаций, связанных с производством лекарственных средств. В качестве этих организаций могут выступать фирмы-разработчики, производственных компании, научно- исследовательские центры, поставщики сырья и оборудования и т.д., которые дополняют друг друга и усиливают конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.
Фармацевтические кластеры имеют ряд преимуществ перед одиночными фармацевтическими компаниями:
-
Снижение транспортных издержек, распределение различных затрат между компаниями, сокращение сроков и повышение взаимодействия между участниками кластера вследствие расположения на одной территории; -
Равноценный доступ компаний к инновациям, ноу-хау, технологиям, специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам; -
Лоббирование интересов участников кластера в региональных и федеральных органах власти; -
Организация единой информационной среды для обмена профессиональной информацией; -
Возможность взаимопомощи организаций внутри кластера (например, обмен кадрами, организация совместного проекта по разработке или производству какого- либо продукта) – эффект «синергии».
В 2012 году был объявлен конкурс на определение перечня пилотных территориальных инновационных кластеров, развитие которых предполагается стимулировать за счет использования различных мер государственной поддержки. По его итогам был определен список медико-фармацевтических инновационных кластеров, которые получили господдержку:
-
Биофармацевтический кластер (Алтайский край) -
Кластер фармацевтики, биотехнологии и биомедицины (Калужская область) -
Биотехнологический инновационный территориальный кластер Пущино (Московская область) -
Биофармацевтический кластер «Северный» (Московская область) -
Инновационный кластер информационных и биотехнологических технологий (Новосибирская область) -
Кластер медицинской, фармацевтической промышленности, радиационных технологий (Санкт-Петербург и Ленинградская область) -
Инновационный кластер фармацевтики, медицинской техника и информационных технологий (г. Томск)
По его результатам кластеры получили возможность вносить коррективы в программу федеральных целевых программ для формирования мероприятий, которые должны способствовать их развитию; были направлены средства в федеральный и региональные бюджеты (там, где непосредственно расположены кластеры) для развития транспортной, энергетической, жилищных инфраструктур, финансирования исследовательских проектов.
С 2015 года поддержкой кластеров также начало заниматься Министерство промышленности и торговли.
Рисунок 2 – схема поддержки государством развития
кластерной экономики
Одной из мер поддержки является компенсация затрат, понесенных при реализации совместных проектов, направленных на импортозамещение продукции. Критериями совместного проекта является:
«- Наличие не менее 1 участника и 1 инициатора проекта;
-
Наличие заключения экспертизы сметной стоимости совместного проекта организаций, являющейся компетентной в данных вопросах (определенной в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными Министерством промышленности и торговли Российской Федерации) -
Обязанность инициаторов проекта осуществить за счет собственных средств или иных внебюджетных источников до даты подачи заявки на участие в отборе или в течение 12 месяцев с даты заключения договора о предоставлении субсидии не менее 50 процентов всего объема затрат, предусмотренных на реализацию совместного проекта; -
Обеспечить достижение на 5-й год с начала реализации совместного проекта увеличения количества высокопроизводительных рабочих мест в объеме не менее 15 процентов общей среднесписочной численности персонала инициаторов совместного проекта; -
Обеспечить достижение значения одного из целевых индикаторов или показателей государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» [7].
При достижении данных условий участникам кластера полагается субсидия в размере 50% от общих затрат на проект.
«Также сами регионы предоставляют различные льготы кластерам, расположенным на их территории. Например, в 2010 году в
Закон Санкт-Петербурге «О налоговых льготах» были внесены изменения в части инвестиционных налоговых льгот. Для всех инвесторов, осуществивших вложения на общую сумму от 800 млн. руб. вводятся такие льготы, как:
-
Снижение ставки налога на прибыль с 18% до 13,5% -
Полное освобождение от уплаты налога на имущество Данные льготы предоставляются на 5 лет.» [5]
Краткая характеристика кластеров, чьей основной специализацией является фармацевтика, представлены в табл. 1.
«Таблица 1 – краткая характеристика фармацевтических кластеров на территории РФ
Кластер | Субъект РФ | Числ. участ. | Числ. работн. | Год создания | Уровень организац. | Статус |
Инновационный территориальный кластер "Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии" | Томская область | 52 | 12622 | 2013 | Начальный | Включен в перечень пилотных инновационных территориальных кластеров; Поддерживается центром кластерного развития в рамках программы Минэкономразвития России по поддержке малого и среднего предпринимательства |
Фармацевтика, биотехнологии и биомедицина | Калужская область | 54 | 11259 | 2012 | Высокий | Включен в перечень пилотных инновационных территориальных кластеров; Поддерживается центром кластерного развития в рамках программы Минэкономразвития России по поддержке малого и среднего предпринимательства |
Байкальский фармацевтический кластер | Иркутская область | 37 | 7188 | 2014 | Начальный | Поддерживается центром кластерного развития в рамках программы Минэкономразвития России по поддержке малого и среднего предпринимательства |
Алтайский биофармацевтический кластер | Алтайский край | 29 | 6673 | 2008 | Средний | Включен в перечень пилотных инновационных территориальных кластеров |
Инновационный территориальный кластер "ФИЗТЕХ XXI" | Московская область | 25 | 46075 | 2012 | Начальный | Включен в перечень пилотных инновационных территориальных кластеров |
Кластер Биофармацевтики | Белгородская область | 22 | 2498 | 2014 | Начальный | Поддерживается центром кластерного развития в рамках программы Минэкономразвития России по поддержке малого и среднего предпринимательства |
Кластер медицинской, фармацевтической промышленности, радиационных технологий Санкт-Петербурга | Санкт- Петербург | 13 | 3626 | 2011 | Средний | Включен в перечень пилотных инновационных территориальных кластеров; Поддерживается центром кластерного развития в рамках программы Минэкономразвития России по поддержке малого и среднего предпринимательства |
Фармацевтический кластер | Рязанская область | 10 | 4360 | 2014 | Начальный | - |
ФармДолина | Краснодарский край, Москва и МО | 15 | 5892 | 2017 | Начальный | Поддерживается центром кластерного развития в рамках программы Минэкономразвития России по поддержке малого и среднего предпринимательства |
» [8]
-
Государственные программы, направленные на развитие фармацевтической и медицинской промышленности.
Фармацевтическая отрасль является стратегически важной для любой страны, в том числе и нашей. Правительство предпринимает различные меры для поддержки медицинской и фармацевтической промышленности, в том числе разрабатывает различные правовые акты, программы.
С 2013 года в России действует ряд федеральных программ, которые содержат в себе полностью или отчасти положения, связанные с фармацевтической отраслью:
-
«Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»; -
«Развитие здравоохранения Российской Федерации до 2020 года»; -
«Государственная программа развития фармацевтической и медицинской промышленности на 2013-2020 года», включающая в себя стратегии «Фарма-2020» и
«Медпром-2020»;
-
«Стратегия лекарственного обеспечения населения Российской Федерации до 2025 года»; -
«Стратегия развития медицинской науки до 2025 года»
Проведя анализ данных государственных программ, можно выделить их основные направления:
-
Повышение доли отечественных ГЛС и АФС на внутреннем рынке в стоимостном и натуральном выражении; -
Переход на полное само обеспечение препаратами из списка ЖНВЛП; -
Выход российских производителей на международный фармацевтический рынок; -
Рост научных исследований в сфере фармации и медицины; -
Перевооружение медицинской и фармацевтической промышленности.
На данный момент доступны результаты государственной программы развития фармацевтической и медицинской промышленности на 2013-2020 года. В приказе, изданным правительством [9], указывается, что с 2009 по 2020 год объем производства ЛС