Файл: Курсовая работа по дисциплине Основы экономики и управления фармацевтическим производством Тема курсовой работы Фармацевтические кластеры и их роль в реализации стратегии развития российской фармацевтической отрасли.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Смежные компании, которые производят оборудование, комплектующую продукцию, воспроизводят сырье для предприятий «ядра». В эту группу входят как большие предприятия, так средние и малые. Для средних и малых организаций включение их в кластер является большим плюсом, так как у них появляются постоянные контракты для выполнения.

  2. Компании, образующие экономическую инфраструктуру – учебные заведения способствуют организации постоянного наличия рабочей силы; научно-исследовательские организации восполняют недостаток инноваций на выпускающих продукцию предприятиях; финансово-кредитные и инвестиционные организации, которые восполняют недостаток денежных средств.

Рисунок 1 обобщенная структура кластеров



  1. Фармацевтические кластеры

Фармацевтический кластер это группа локализованных на одной территории организаций, связанных с производством лекарственных средств. В качестве этих организаций могут выступать фирмы-разработчики, производственных компании, научно- исследовательские центры, поставщики сырья и оборудования и т.д., которые дополняют друг друга и усиливают конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.

Фармацевтические кластеры имеют ряд преимуществ перед одиночными фармацевтическими компаниями:

  • Снижение транспортных издержек, распределение различных затрат между компаниями, сокращение сроков и повышение взаимодействия между участниками кластера вследствие расположения на одной территории;

  • Равноценный доступ компаний к инновациям, ноу-хау, технологиям, специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам;

  • Лоббирование интересов участников кластера в региональных и федеральных органах власти;

  • Организация единой информационной среды для обмена профессиональной информацией;

  • Возможность взаимопомощи организаций внутри кластера (например, обмен кадрами, организация совместного проекта по разработке или производству какого- либо продукта) – эффект «синергии».


В 2012 году был объявлен конкурс на определение перечня пилотных территориальных инновационных кластеров, развитие которых предполагается стимулировать за счет использования различных мер государственной поддержки. По его итогам был определен список медико-фармацевтических инновационных кластеров, которые получили господдержку:

  • Биофармацевтический кластер (Алтайский край)

  • Кластер фармацевтики, биотехнологии и биомедицины (Калужская область)

  • Биотехнологический инновационный территориальный кластер Пущино (Московская область)

  • Биофармацевтический кластер «Северный» (Московская область)

  • Инновационный кластер информационных и биотехнологических технологий (Новосибирская область)

  • Кластер медицинской, фармацевтической промышленности, радиационных технологий (Санкт-Петербург и Ленинградская область)

  • Инновационный кластер фармацевтики, медицинской техника и информационных технологий (г. Томск)

По его результатам кластеры получили возможность вносить коррективы в программу федеральных целевых программ для формирования мероприятий, которые должны способствовать их развитию; были направлены средства в федеральный и региональные бюджеты (там, где непосредственно расположены кластеры) для развития транспортной, энергетической, жилищных инфраструктур, финансирования исследовательских проектов.

С 2015 года поддержкой кластеров также начало заниматься Министерство промышленности и торговли.

Рисунок 2 схема поддержки государством развития

кластерной экономики


Одной из мер поддержки является компенсация затрат, понесенных при реализации совместных проектов, направленных на импортозамещение продукции. Критериями совместного проекта является:

«- Наличие не менее 1 участника и 1 инициатора проекта;

  • Наличие заключения экспертизы сметной стоимости совместного проекта организаций, являющейся компетентной в данных вопросах (определенной в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными Министерством промышленности и торговли Российской Федерации)

  • Обязанность инициаторов проекта осуществить за счет собственных средств или иных внебюджетных источников до даты подачи заявки на участие в отборе или в течение 12 месяцев с даты заключения договора о предоставлении субсидии не менее 50 процентов всего объема затрат, предусмотренных на реализацию совместного проекта;

  • Обеспечить достижение на 5-й год с начала реализации совместного проекта увеличения количества высокопроизводительных рабочих мест в объеме не менее 15 процентов общей среднесписочной численности персонала инициаторов совместного проекта;

  • Обеспечить достижение значения одного из целевых индикаторов или показателей государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» [7].

При достижении данных условий участникам кластера полагается субсидия в размере 50% от общих затрат на проект.

«Также сами регионы предоставляют различные льготы кластерам, расположенным на их территории. Например, в 2010 году в
Закон Санкт-Петербурге «О налоговых льготах» были внесены изменения в части инвестиционных налоговых льгот. Для всех инвесторов, осуществивших вложения на общую сумму от 800 млн. руб. вводятся такие льготы, как:

  • Снижение ставки налога на прибыль с 18% до 13,5%

  • Полное освобождение от уплаты налога на имущество Данные льготы предоставляются на 5 лет.» [5]

Краткая характеристика кластеров, чьей основной специализацией является фармацевтика, представлены в табл. 1.

«Таблица 1 краткая характеристика фармацевтических кластеров на территории РФ


Кластер

Субъект РФ

Числ. участ.

Числ. работн.

Год создания

Уровень организац.

Статус

Инновационный территориальный кластер "Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии"



Томская область



52



12622



2013



Начальный

Включен в перечень пилотных инновационных территориальных кластеров; Поддерживается центром кластерного развития в рамках программы Минэкономразвития России

по поддержке малого и среднего предпринимательства


Фармацевтика, биотехнологии и биомедицина



Калужская область



54



11259



2012



Высокий

Включен в перечень пилотных инновационных территориальных кластеров; Поддерживается центром кластерного развития в рамках программы Минэкономразвития России

по поддержке малого и среднего предпринимательства


Байкальский фармацевтический кластер


Иркутская область


37


7188


2014


Начальный

Поддерживается центром кластерного развития в рамках программы Минэкономразвития России по поддержке малого и среднего

предпринимательства

Алтайский биофармацевтический

кластер

Алтайский край


29


6673


2008


Средний

Включен в перечень пилотных инновационных территориальных

кластеров

Инновационный

территориальный кластер "ФИЗТЕХ XXI"

Московская область


25


46075


2012


Начальный

Включен в перечень пилотных

инновационных территориальных кластеров


Кластер Биофармацевтики


Белгородская область


22


2498


2014


Начальный

Поддерживается центром кластерного развития в рамках программы Минэкономразвития России по

поддержке малого и среднего предпринимательства


Кластер медицинской, фармацевтической промышленности, радиационных технологий Санкт-Петербурга



Санкт- Петербург



13



3626



2011



Средний

Включен в перечень пилотных инновационных территориальных кластеров; Поддерживается центром кластерного развития в рамках программы Минэкономразвития России по поддержке малого и среднего

предпринимательства

Фармацевтический кластер

Рязанская

область

10

4360

2014

Начальный

-


ФармДолина


Краснодарский край, Москва и МО


15


5892


2017


Начальный

Поддерживается центром кластерного развития в рамках программы Минэкономразвития России по

поддержке малого и среднего предпринимательства


» [8]

  1. Государственные программы, направленные на развитие фармацевтической и медицинской промышленности.

Фармацевтическая отрасль является стратегически важной для любой страны, в том числе и нашей. Правительство предпринимает различные меры для поддержки медицинской и фармацевтической промышленности, в том числе разрабатывает различные правовые акты, программы.

С 2013 года в России действует ряд федеральных программ, которые содержат в себе полностью или отчасти положения, связанные с фармацевтической отраслью:

  1. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»;

  2. «Развитие здравоохранения Российской Федерации до 2020 года»;

  3. «Государственная программа развития фармацевтической и медицинской промышленности на 2013-2020 года», включающая в себя стратегии «Фарма-2020» и

«Медпром-2020»;

  1. «Стратегия лекарственного обеспечения населения Российской Федерации до 2025 года»;

  2. «Стратегия развития медицинской науки до 2025 года»

Проведя анализ данных государственных программ, можно выделить их основные направления:

  1. Повышение доли отечественных ГЛС и АФС на внутреннем рынке в стоимостном и натуральном выражении;

  2. Переход на полное само обеспечение препаратами из списка ЖНВЛП;

  3. Выход российских производителей на международный фармацевтический рынок;

  4. Рост научных исследований в сфере фармации и медицины;

  5. Перевооружение медицинской и фармацевтической промышленности.

На данный момент доступны результаты государственной программы развития фармацевтической и медицинской промышленности на 2013-2020 года. В приказе, изданным правительством [9], указывается, что с 2009 по 2020 год объем производства ЛС