Файл: Юридический состав налога. Налоги и сборы Ставропольского края.docx
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Согласно статье 54. НК РФ Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Остальные налогоплательщики - физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физических лиц сведений о суммах выплаченных им доходов, об объектах налогообложения, а также данных собственного учета полученных доходов, объектов налогообложения, осуществляемого по произвольным формам.
При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения)
Налоговая ставка - размер налога, установленный на единицу налога. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы и устанавливается НК РФ в отношении каждого федерального налога. Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах (в рублях) либо в процентах.
Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных НК РФ При ее установлении законодатель обязан соблюдать принципы экономической обоснованности налога и фактической способности субъектов к уплате этого налога (ст.3 НК РФ).
Различают, твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.
1. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти или газа).
2. Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины (например, при обложении имущества, прибыли юридических лиц, ряда товаров..).
3. Прогрессивные - средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю.
4. Регрессивные - средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении доходов.
Порядок исчисления налога - процессуальное действие, согласно которому налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период. Сумма налога исчисляется на основе налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В некоторых случаях, прямо предусмотренных налоговым законодательством, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или на налогового агента. В соответствии со ст.55 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исчислить налог.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Форма налогового уведомления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Порядок уплаты налога - это способы внесения суммы налога в соответствующий бюджет (фонд). Согласно ст.58 Налогового кодекса РФ уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином законодательно установленном порядке, в наличной или безналичной форме.
Конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии со статьей 58 применительно к каждому налогу.
Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается Налоговым Кодексом.
Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии с Налоговым Кодексом.
Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
В соответствии с Налоговым Кодексом может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.
При отсутствии банка налогоплательщики (налоговые агенты), являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи.
Сроки уплаты налога устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Сроки уплаты определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого года, кварталами, месяцами, декадами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти (ст. 57 Кодекса).
Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном Налоговым Кодексом.
При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым Кодексом
В данном случае сформирован определенный алгоритм построения специальных законодательных актов, которыми регулируется уплата соответствующих налогов и сборов. Неустановление или неопределение законом хотя бы одного из элементов юридического состава налога будет означать отсутствие налоговой обязанности, поскольку сложный юридический состав ее возникновения не зафиксирован правовыми нормами.
-
Факультативные элементы налогов
Факультативные элементы - те элементы, отсутствие которых не влияет на степень определенности налогового обязательства.
Представительные органы власти субъектов РФ (местного самоуправления), устанавливая региональные (местные) налоги и сборы, определяют в нормативных правовых актах как существенные, так и факультативные элементы налогообложения.
Согласно ст.12 НК РФ к таким элементам относятся:
-
налоговые льготы; -
налоговая ставка, устанавливаемая в пределах, предусмотренных Кодексом; -
форма отчетности по этим налогам.
Налоговая льгота
- снижение размера (тяжести) налогообложения. Согласно статье 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются Налоговым Кодексом.
Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются Налоговым Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.
Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются Налоговым Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).
Могут применяться следующие льготы:
-введение налогооблагаемого минимума - освобождение от налога части объекта налога;
- установление налогового иммунитета - освобождение от налогов отдельных лиц или категорий плательщиков (дипломаты);
-понижение ставок налога;
-уменьшение оклада налога; предоставление налогового кредита (отсрочка внесения оклада налога);
-изъятие из налогообложения части объекта налога;
-освобождение от отдельных видов налогов и ряд других.
Так, например, для инвалидов предусмотрено частичное освобождение доходов от обложения и система налоговых вычетов, а именно, Согласно статье 217 НК РФ, не облагаются НДФЛ следующие доходы указанных граждан:
-
стоимость путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения (кроме туристских), которые приобретены за счет работодателя; -
суммы оплаты за счет работодателей технических средств профилактики инвалидности и реабилитации, а также оплата приобретения и содержания собак-проводников; -
стоимость медикаментов, возмещаемая в пределах 4 тысяч рублей, а также суммы материальной помощи, оказываемой общественными организациями инвалидов.
Так же, пенсионеры и граждане предпенсионного возраста полностью освобождены от внесения налоговых сборов за имущество, но это касается только одного объекта, находящегося в собственности. Если гражданин данной категории владеет несколькими, допустим, квартирами, то ему будет нужно выбрать одну, в отношении которой применят льготы.
Особые преференции государства — освобождение от уплаты транспортного и земельного налогов — полагаются компаниям, ведущим определенные виды деятельности, в числе которых:
-общественные объединения, которые защищают интересы инвалидов;
-учреждения, ведущие деятельность в социально значимых направлениях — медицина, культура, образование;
-религиозные, благотворительные организации;
-унитарные предприятия;
-производители фармацевтической продукции;
-компании, которые занимаются научными разработками;
-ботанические сады, национальные заповедники;
-сельскохозяйственные компании;
-предприятия в особых экономических зонах.
С более подробным списком льгот можно ознакомиться в НК РФ, законах субъектов РФ и актах органом местного самоуправления.
-
Дополнительные элементы налогов
Дополнительные элементы налогов - те, которые не предусмотрены законодательно для установления налога, но полнее характеризуют налоговое обязательство и порядок его исполнения.
К ним относятся:
-
предмет налога; -
масштаб налога; -
единица налога; -
источник налога; -
налоговый оклад; -
налоговый период; -
получатель налога.
Предмет налога - это реальные вещи (земля, автомобили, другое имущество) и нематериальные блага (государственная символика, экономические показатели и т.п.), с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств. Сам по себе предмет налога не порождает налоговых последствий, в тот время как определенное юридическое состояние субъекта по отношению к предмету налога, есть основание для возникновения соответствующих налоговых обязательств.
Масштаб налога - установленная законом характеристика (параметр) измерения предмета налога. Масштаб определяется чрез экономические (стоимостные) и физические характеристики. При измерении дохода или стоимости товара используются денежные единицы. Для исчисления акцизов в качестве масштаба можно использовать крепость напитков, а при исчислении транспортного налога - мощность двигателя, массу автомобиля или объем двигателя.
Единица налога - единица измерения объекта налога, принятая за основу для исчисления оклада налога. Такой единицей по подоходному налогу может служить один рубль дохода, по земельному налогу - единица измерения площади (0,01 га, квадратный метр).
Источник налога