Файл: 3 Глава Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


52.Рудь М.Г.Коммуникативная культура как основное требование к профессиональной подготовке учителя // Современное образование: реалии, традиции, инновации, перспективы: материалы международной научной конференции: 20 мая 2010г.-Россия, г.Ульяновск /отв. ред. Е.А.Гринева –Ульяновск: УлГТУ, 2010.-75с.

53. Сериков В.В. Личностный подход в образовании, концепции и технологии/В.В.Сериков – Волгоград: изд-во Волгоградского государственного университета, 1994.-94с.

54.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности/В.И.Слободчиков, Е.И. Исаев-М.: Просвещение, 1995.-75с.

55.Уварова Т.В. Говорить правильно и выразительно – это радость общения друг с другом /Т.В.Уварова //Начальная школа.-2001.-№10.-С.23-27.

56.Цукерман Г.А.Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема / Г.А. Цукерман // Вопросы психологии.- 2001.- № 5.- С.14-17.

57.Цукерман Г.А.Введение в школьную жизнь /Г.А.Цукеман, К.Н. Поливанова. — М.: Просвещение, 1999.- 167с.

58.Шадриков В.Д.Ментальное развитие человека /В.Д.Шадриков. - М.: Просвещение, 2007.- 186с.

59.Шадриков В.Д. Способности и интеллект человека/В.Д. Шадриков-М.: Просвещение, 2004. -135с.

60. Шипицына Л.М.Основы коммуникации /Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова и др. — СПб.: Образование. 1995.-112с.

61.Шустова Л.А.Методы и способы подготовки младших школьников к общению /Л.А. Шустова // Вопросы психологии. — 1990.- № 2.-С.8-13.

62.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды/Д.Б.Эльконин - М.: Педагогика, 1989.- 327с.

63.Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей/ С.Г.Якобсон- М.: Педагогика, 1984г.- 164с.

Приложения
Приложение 1
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОММУНИКАТИВНОГО КОМПОНЕНТА УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ И ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ

 


Базовые виды коммуни-кативных

УУД (их содержание и функция)



Общий уровень развития  общения
(предпосылки формирования УУД)

-  потребность в общении со взрослыми и сверстниками;

-владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

- эмоционально позитивное отношение к  процессу сотрудничества

- ориентация на партнера по общению;

-умение слушать собеседника


ТРИ АСПЕКТА КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 1.Коммуникация как общение (интеракция)

Коммуникативные

действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации).

Преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях

2.Коммуникация как кооперация

 Коммуникативные действия, направленные кооперацию,

т.е. согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности

 

3.Коммуникация как условие 

интериоризации

 Речевые действия, служащие средством  коммуникации (передачи информации др. людям), способствуют осознанию и усвоению отображаемого содержания

 

Основные критерии оценивания

понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения;

понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок  или подходов к выбору;

- учет разных мнений и умение обосновать собственное.

- умение договариваться,  находить общее решение,

умение аргументировать свое предложение убеждать и уступать;

способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов,

-  взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

 -    рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий,

способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

Задачи для предшкольной ступени (6,5 – 7 лет)

-«Левая и правая стороны» (Ж.Пиаже)

- «Братья и сестра» (Ж.Пиаже»)

-  «Рукавички»

(Г.А.Цукерман)

 - «Узор под диктовку»

(Г.А.Цукерман)

Задачи для начальной

школы (10,5 – 11 лет)

- «Ваза с яблоками»

(Ж.Пиаже)

- «Кто прав?»

(Г.А.Цукерман)

-«Совместная сортировка» 

(Бурменская)

 - «Дорога к дому»


 Приложение 2

Методика «Кто прав?» ( Г.А. Цукерман и др.)

Цель: выявление сформированности действий, направленных на учет

позиции собеседника (партнера).

Оцениваемые универсальные учебные действия:коммуникативные действия.

Возраст:8—10 лет.

Метод оценивания:индивидуальная беседа с ребенком.

Описание задания:ребенку дают по очереди текст трех заданий и задают вопросы.

Т е к с т 1

Петя нарисовал Змея Горыныча и показал рисунок друзьям. Володя сказал: «Вот здорово!» А Саша воскликнул: «Фу, ну и страшилище!»

Как ты думаешь, кто из них прав? Почему так сказал Саша? А Володя? О чем подумал Петя? Что ответит Петя каждому из мальчиков? Что бы ты ответил на месте Саши и

Володи? Почему?

Т е к с т 2

После школы три подруги решили готовить уроки вместе.

— Сначала решим задачи по математике, — сказала Наташа.

— Нет, начать надо с упражнения по русскому языку, — предложила Катя.

— А вот и нет, вначале надо выучить стихотворение, — возразила Ира.

Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объяснила свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить?

Т е к с т 3

Две сестры пошли выбирать подарок своему маленькому братишке к первому дню его рождения.

— Давай купим ему это лото, — предложила Лена.

— Нет, лучше подарить самокат, — возразила Аня. Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объяснила свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить? Что бы ты предложил подарить? Почему?

Критерии оценивания:

— понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление эгоцентризма), ориентация на позиции других людей, отличные от собственной;

— понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору;

— учет разных мнений и умение обосновать собственное;

— учет разных потребностей и интересов.

Уровни оценивания:

Низкий уровень:ребенок не учитывает возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета (например, изображенного персонажа и качества самого рисунка в задании 1) или выбора (задания 2 и 3), соответственно исключает возможность разных точек зрения; ребенок


принимает сторону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно неправильной.

Средний уровень:частично правильный ответ — ребенок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что разные мнения по-своему справедливы или ошибочны, но не может обосновать свои ответы.

Высокий уровень:ребенок демонстрирует понимание относительности оценок и подходов к выбору, учитывает различие позиций персонажей и может высказать и обосновать свое мнение.

Приложение 3

Занимательный материал








Приложение 4


Пословицы

Возле леса жить — голодному не быть.

Лесная сторонка не только волка, а и мужика накормит.

Где гриб вырос, там его и берут.

Не поклоняся грибу до земли, не поднять его в лукошко.

Грибы ищут — по лесу рыщут.

Всякий гриб в руки берут, да не всякий — в кузов кладут.

Назвался груздем — полезай в кузов.

Спустя лето за грибами не ходят.

И зимой бы съел грибок, да снег глубок.

Где пироги с грибами, там и мы с руками.
Стар гриб, да корень молодой.
Грибы в деревне родятся, а в городе их знают.
Грибы - не хлеб.
Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.

Загадки

Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик, житель бора - ... (боровик)

Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту - зовусь я – ... (подосиновик)

На пеньке сидят братишки. Все - в веснушках шалунишки.
Эти дружные ребята называются ... (опята)


В лесу, на радость людям, средь молодых сосенВ блестящей темной шляпке растет г рибок ... (масленок)

В платьях тонких на опушке водят хоровод подружки.
Платья – шелк в полоску: красный, белый, розовый, атласный.
В день осенний на опушке как красивы, вы ... (волнушки)

С тоит мальчонка –
Замаслена шапчонка. (Масленок.)

В шляпке розовой мохнатой, – но не выглядит растяпой.
Будто плюшевое ушко, для соления ...(волнушка)

Бледная шляпка, юбочка на ножке,
Смотрит свысока – ручки в бока.
Красива и важна – да никому не нужна. (Бледная поганка)

Есть старуха вредная - На ней шляпа бледная, А нога в ботинке, На чулке пестринки, Вокруг ворота – Пораспорото; Кто к ней прикоснётся, Тот не проснётся. (Поганка бледная)

Скороговорка
Три скороговорки
Прокатились с горки.
Груздь на солнце греет бок.
В кузовок иди грибок!



Приложение 5
Методика «Совместная сортировка» (Бурменская)
Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.

Возраст: ступень начальной школы (10-11 лет).

Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата

Описание задания:детям, сидящим парами, дается набор фишек для их сортировки (распределения между собой) согласно заданным условиям.

Инструкция: «Дети, перед Вами лежит набор разных фишек. Пусть одному (ой) из Вас будут принадлежать красные и желтые фишки, а другому (ой) круглые и треугольные. Действуя вместе, нужно разделить фишки по принадлежности, т.е. разделить их между собой, разложив на отдельные кучки. Сначала нужно договориться, как это делать. В конце надо написать на листочке бумаги, как Вы разделили фишки и почему именно так».

Материал: Каждая пара учеников получает набор из 25 картонных фишек (по 5 желтых, красных, зеленых, синих и белых фигур разной формы: круглых, квадратных, треугольных, овальных и ромбовидных) и лист бумаги для отчета.

Критерии оценивания:

  • продуктивность совместной деятельности оценивается по правильности распределения полученных фишек;

  • умение договариваться в ситуации столкновения интересов (необходимость разделить фишки, одновременно принадлежащие обоим детям), способность находить общее решение,

  • способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов,

  • умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

  • взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания,

  • эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (дети работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).


Показатели уровня выполнения задания:

1) Низкий уровень