Файл: 3 Глава Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
52.Рудь М.Г.Коммуникативная культура как основное требование к профессиональной подготовке учителя // Современное образование: реалии, традиции, инновации, перспективы: материалы международной научной конференции: 20 мая 2010г.-Россия, г.Ульяновск /отв. ред. Е.А.Гринева –Ульяновск: УлГТУ, 2010.-75с.
53. Сериков В.В. Личностный подход в образовании, концепции и технологии/В.В.Сериков – Волгоград: изд-во Волгоградского государственного университета, 1994.-94с.
54.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности/В.И.Слободчиков, Е.И. Исаев-М.: Просвещение, 1995.-75с.
55.Уварова Т.В. Говорить правильно и выразительно – это радость общения друг с другом /Т.В.Уварова //Начальная школа.-2001.-№10.-С.23-27.
56.Цукерман Г.А.Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема / Г.А. Цукерман // Вопросы психологии.- 2001.- № 5.- С.14-17.
57.Цукерман Г.А.Введение в школьную жизнь /Г.А.Цукеман, К.Н. Поливанова. — М.: Просвещение, 1999.- 167с.
58.Шадриков В.Д.Ментальное развитие человека /В.Д.Шадриков. - М.: Просвещение, 2007.- 186с.
59.Шадриков В.Д. Способности и интеллект человека/В.Д. Шадриков-М.: Просвещение, 2004. -135с.
60. Шипицына Л.М.Основы коммуникации /Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова и др. — СПб.: Образование. 1995.-112с.
61.Шустова Л.А.Методы и способы подготовки младших школьников к общению /Л.А. Шустова // Вопросы психологии. — 1990.- № 2.-С.8-13.
62.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды/Д.Б.Эльконин - М.: Педагогика, 1989.- 327с.
63.Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей/ С.Г.Якобсон- М.: Педагогика, 1984г.- 164с.
Приложения
Приложение 1
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОММУНИКАТИВНОГО КОМПОНЕНТА УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ И ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ
Базовые виды коммуни-кативных УУД (их содержание и функция) | Общий уровень развития общения (предпосылки формирования УУД) - потребность в общении со взрослыми и сверстниками; -владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; - эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества - ориентация на партнера по общению; -умение слушать собеседника | ТРИ АСПЕКТА КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ||
1.Коммуникация как общение (интеракция) Коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации). Преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях | 2.Коммуникация как кооперация Коммуникативные действия, направленные кооперацию, т.е. согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности | 3.Коммуникация как условие интериоризации Речевые действия, служащие средством коммуникации (передачи информации др. людям), способствуют осознанию и усвоению отображаемого содержания | ||
Основные критерии оценивания | понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос; ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения; понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору; - учет разных мнений и умение обосновать собственное. | - умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать свое предложение убеждать и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, - взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | - рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий, способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности. | |
Задачи для предшкольной ступени (6,5 – 7 лет) | -«Левая и правая стороны» (Ж.Пиаже) - «Братья и сестра» (Ж.Пиаже») | - «Рукавички» (Г.А.Цукерман) | - «Узор под диктовку» (Г.А.Цукерман) | |
Задачи для начальной школы (10,5 – 11 лет) | - «Ваза с яблоками» (Ж.Пиаже) - «Кто прав?» (Г.А.Цукерман) | -«Совместная сортировка» (Бурменская) | - «Дорога к дому» |
Приложение 2
Методика «Кто прав?» ( Г.А. Цукерман и др.)
Цель: выявление сформированности действий, направленных на учет
позиции собеседника (партнера).
Оцениваемые универсальные учебные действия:коммуникативные действия.
Возраст:8—10 лет.
Метод оценивания:индивидуальная беседа с ребенком.
Описание задания:ребенку дают по очереди текст трех заданий и задают вопросы.
Т е к с т 1
Петя нарисовал Змея Горыныча и показал рисунок друзьям. Володя сказал: «Вот здорово!» А Саша воскликнул: «Фу, ну и страшилище!»
Как ты думаешь, кто из них прав? Почему так сказал Саша? А Володя? О чем подумал Петя? Что ответит Петя каждому из мальчиков? Что бы ты ответил на месте Саши и
Володи? Почему?
Т е к с т 2
После школы три подруги решили готовить уроки вместе.
— Сначала решим задачи по математике, — сказала Наташа.
— Нет, начать надо с упражнения по русскому языку, — предложила Катя.
— А вот и нет, вначале надо выучить стихотворение, — возразила Ира.
Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объяснила свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить?
Т е к с т 3
Две сестры пошли выбирать подарок своему маленькому братишке к первому дню его рождения.
— Давай купим ему это лото, — предложила Лена.
— Нет, лучше подарить самокат, — возразила Аня. Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объяснила свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить? Что бы ты предложил подарить? Почему?
Критерии оценивания:
— понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление эгоцентризма), ориентация на позиции других людей, отличные от собственной;
— понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору;
— учет разных мнений и умение обосновать собственное;
— учет разных потребностей и интересов.
Уровни оценивания:
Низкий уровень:ребенок не учитывает возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета (например, изображенного персонажа и качества самого рисунка в задании 1) или выбора (задания 2 и 3), соответственно исключает возможность разных точек зрения; ребенок
принимает сторону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно неправильной.
Средний уровень:частично правильный ответ — ребенок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что разные мнения по-своему справедливы или ошибочны, но не может обосновать свои ответы.
Высокий уровень:ребенок демонстрирует понимание относительности оценок и подходов к выбору, учитывает различие позиций персонажей и может высказать и обосновать свое мнение.
Приложение 3
Занимательный материал
Приложение 4
Пословицы
Возле леса жить — голодному не быть.
Лесная сторонка не только волка, а и мужика накормит.
Где гриб вырос, там его и берут.
Не поклоняся грибу до земли, не поднять его в лукошко.
Грибы ищут — по лесу рыщут.
Всякий гриб в руки берут, да не всякий — в кузов кладут.
Назвался груздем — полезай в кузов.
Спустя лето за грибами не ходят.
И зимой бы съел грибок, да снег глубок.
Где пироги с грибами, там и мы с руками.
Стар гриб, да корень молодой.
Грибы в деревне родятся, а в городе их знают.
Грибы - не хлеб.
Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.
Загадки
Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик, житель бора - ... (боровик)
Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту - зовусь я – ... (подосиновик)
На пеньке сидят братишки. Все - в веснушках шалунишки.
Эти дружные ребята называются ... (опята)
В лесу, на радость людям, средь молодых сосенВ блестящей темной шляпке растет г рибок ... (масленок)
В платьях тонких на опушке водят хоровод подружки.
Платья – шелк в полоску: красный, белый, розовый, атласный.
В день осенний на опушке как красивы, вы ... (волнушки)
С тоит мальчонка –
Замаслена шапчонка. (Масленок.)
В шляпке розовой мохнатой, – но не выглядит растяпой.
Будто плюшевое ушко, для соления ...(волнушка)
Бледная шляпка, юбочка на ножке,
Смотрит свысока – ручки в бока.
Красива и важна – да никому не нужна. (Бледная поганка)
Есть старуха вредная - На ней шляпа бледная, А нога в ботинке, На чулке пестринки, Вокруг ворота – Пораспорото; Кто к ней прикоснётся, Тот не проснётся. (Поганка бледная)
Скороговорка
Три скороговорки
Прокатились с горки.
Груздь на солнце греет бок.
В кузовок иди грибок!
Приложение 5
Методика «Совместная сортировка» (Бурменская)
Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.
Возраст: ступень начальной школы (10-11 лет).
Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата
Описание задания:детям, сидящим парами, дается набор фишек для их сортировки (распределения между собой) согласно заданным условиям.
Инструкция: «Дети, перед Вами лежит набор разных фишек. Пусть одному (ой) из Вас будут принадлежать красные и желтые фишки, а другому (ой) круглые и треугольные. Действуя вместе, нужно разделить фишки по принадлежности, т.е. разделить их между собой, разложив на отдельные кучки. Сначала нужно договориться, как это делать. В конце надо написать на листочке бумаги, как Вы разделили фишки и почему именно так».
Материал: Каждая пара учеников получает набор из 25 картонных фишек (по 5 желтых, красных, зеленых, синих и белых фигур разной формы: круглых, квадратных, треугольных, овальных и ромбовидных) и лист бумаги для отчета.
Критерии оценивания:
-
продуктивность совместной деятельности оценивается по правильности распределения полученных фишек; -
умение договариваться в ситуации столкновения интересов (необходимость разделить фишки, одновременно принадлежащие обоим детям), способность находить общее решение, -
способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, -
умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; -
взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания, -
эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (дети работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Показатели уровня выполнения задания:
1) Низкий уровень