Файл: 3 Глава Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– задание вообще не выполнено или фишки разделены произвольно, с нарушением заданного правила; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем, конфликтуют или игнорируют друг друга;

2) Средний уровень – задание выполнено частично: правильно выделены фишки, принадлежащие каждому ученику в отдельности, но договориться относительно четырех общих элементов и 9 «лишних» (ничьих) детям не удается; в ходе выполнения задания трудности детей связаны с неумением аргументировать свою позицию и слушать партнера;

3) Высокий уровень – в итоге фишки разделены на четыре кучки: 1) общую, где объединены элементы, принадлежащие одновременно обоим ученикам, т.е. красные и желтые круги и треугольники (4 фишки); 2) кучка с красными и желтыми овалами, ромбами и квадратами одного ученика (6 фишек) и 3) кучка с синими, белыми и зелеными кругами и треугольниками (6 фишек) и, наконец, 4) кучка с «лишними» элементами, которые не принадлежат никому (9 фишек – белые, синие и зеленые квадраты, овалы и ромбы). Решение достигается путем активного обсуждения и сравнения различных возможных вариантов распределения фишек; согласия относительно равных «прав» на обладание четырьмя фишками; дети контролируют действия друг друга в ходе выполнения задания.

Приложение 6
Задание «Дорога к дому»

(модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»)
Цель: выявление уровня сформированности действия по передаче

информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.

Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативно-речевые действия.

Возраст: 8—10 лет.

Метод оценивания: наблюдение за процессом совместной деятельности учащихся в парах и анализ результата.

Описание задания: двух детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой). Одному дают карточку с линией, изображающей путь к дому (рис. 5), другому — карточку с ориентирами-точками (рис. 4). Первый ребенок говорит, как надо идти к дому. Второй старается провести линию — дорогу к дому — по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку с изображением дороги. После выполнения задания дети меняются ролями, намечая новый путь к дому (рис. 6).




Критерии оценивания:

— продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства нарисованных дорожек с образцами;

— способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно,

последовательно и полно указать ориентиры траектории дороги;

— умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности;

— способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;

— эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.

Уровни оценивания:

1. Низкий уровень: узоры не построены или не похожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера.

2. Средний уровень: имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы формулируются расплывчато и позволяют получить недостающую информацию лишь отчасти; достигается частичное взаимопонимание.

3. Высокий уровень: узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров, в частности указывают номера рядов и столбцов точек, через которые пролегает дорога; в конце по собственной инициативе сравнивают результат (нарисованную дорогу) с образцом.

Приложение 7

Приложение 8
Сообщение о киприотах
Подготовила ученица 3 класса Салихова Гузель

Кипр - остров, расположенный в северо-восточной части Средиземного моря.

Название острова Кипр происходит от греческого слова, обозначающего медь — один из ценнейших природных ресурсов, в котором у страны нет недостатка.

Первые поселения на Кипре появились примерно в 7 тысячелетии до н.э, в эпоху неолита. Самым древним народом, населяющим остров были семиты.
В бронзовом веке произошло смешение двух этнических групп: более древней - семитов и новой – хеттов, пришедших из Анатолии. Образовался народ - Этно-киприоты, который по праву считается древнейшем населением острова Кипр.


В 14-11 вв. до н.э. на острове появились новые поселенцы — греки-ахейцы. С 9 в. до н.э. на Кипре создали свои колонии и финикийцы. В результате смешения этих народов с местным населением появились киприоты. В 330 году Кипр отошел к Византии, и с тех пор остается неотъемлемой частью греческого православного мира.

В1571 году произошел захват острова турками. Кипр оказался под властью Османской империи, и находился в таком положении три столетия. В 1878 году произошел обмен: Великобритания обещала Турции помощь в войне с Россией, а за это Турция передала "владычице морей" остров Кипр. Он и оставался до 1959 года колонией Англии. И только в результате освободительной борьбы киприоты добились независимости, которая и была провозглашена 16 августа 1960 года. Кипр стал республикой.

В 1974 году Турция оккупировала 37% территории острова. Эти территории Турция удерживает и теперь. Получилось, что уже более 20 лет Республика оказалась разделена: турки живут на севере (турко-киприоты), а греки - на юге (греко -киприоты). Две территории разделяет так называемая "зеленая линия".

На сегодняшний день этнический состав населения Кипра: греко-киприоты - 80%, турко-киприоты - 18%, другие национальности - 2%.
Приложение 9

План-ориентир изучение внешнего вида растений

  1. Как называется растение или к какой группе относится?

  2. Внимательно рассмотри и определи органы растения: корень (у травянистых растений), стебель, листья, цветок, плоды, семена, если есть.

  3. Опиши внешний вид органов растения: окраска, величина, форма, твердость стеблей, коры – у деревьев, кустарников, количество стеблей, цветков.

  4. Составь рассказ о внешних признаках растений.


План-ориентир изучения внешнего вида животных

  1. Как называется животное или к какой группе относится?

  2. Рассмотри внимательно внешний вид по плану: окраска тела, величина, форма, чем покрыто тело, определи части тела и внимательно рассмотри их.

  3. Понаблюдай, чем питается, как передвигается, как добывает пищу.

  4. Составь рассказ о внешних признаках изучаемого животного.


План-ориентир по выделению существенных признаков у наблюдаемых объектов

  1. Выдели части объекта.

  2. Внимательно рассмотри внешние признаки объекта.

  3. Сравни признаки соответствующих частей объекта одного растения (животного) с другим.

  4. Выдели признаки, которые отличают данный объект от другого.

  5. Проверь, если один из выделенных тобой существенных признаков мысленно убрать у объекта, останется ли он самим собой; если да, то существенный признак выделен неправильно, если нет, то правильно.




План-ориентир по обобщению наблюдений за объектами природы

  1. Внимательно рассмотри объект или группу объектов; выдели существенные и несущественные признаки у них; последовательно сравни сначала существенные, затем не существенные признаки наблюдаемых объектов.

  2. Выдели общее существенное у объектов.

  3. Сделай вывод, что является общим для всех наблюдаемых объектов.


Приложение 10




п П п п п

п п



1. Найди предмет для наблюдения.
2 . Рассмотри в целом.




  1. П осмотри детали

( форма, размер, цвет).



4. Зарисуй предмет



5.Порадуйся, понаблюдай.

Приложение 11
Конкурс рисунков «Мое любимое животное»

Приложение 12
Памятка

«Условия эффективности дискуссии»


  1. Высказывай свое мнение свободно, но не завладевай надолго вниманием аудитории, дай возможность высказаться другим.

  2. Внимательно слушай других. Стремись вникнуть в то, что они говорят.

  3. Уважай чужое мнение, будь терпимым и внимательным к тому, что говорят другие.

  4. Взвешивай утверждения, предлагаемые участниками дискуссии. Умей ценить опыт ребят.

  5. Рассматривая проблему, вникай в ее суть. Не спорь об очевидном: только потеряешь время.

  6. Главное в дискуссии – обсудить проблему, а не одержать победу в споре любой ценой.



Приложение 13
Задание «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже)
Цель:выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).

Оцениваемые универсальные учебные действия:коммуникативные действия.

Возраст:6,5—7 лет.

Метод оценивания:индивидуальная беседа с ребенком.

Описание задания:ребенку задают вопросы, на которые он должен ответить, или предлагают задания, на которые он должен отреагировать действиями.

Задания

1. (Сидя или стоя лицом к лицу ребенка.) Покажи мне свою правую руку. Левую. Покажи мне правую ногу. Левую.
2. То же самое. Покажи мне мою левую руку. Правую. Покажи мне мою левую ногу. Правую.
В а р и а н т. Дети стоят спиной друг к другу. Одному из детей предлагают, не оборачиваясь, показать левую руку стоящего за его спиной одноклассника. Правую. Дотронуться доего левой ноги. Правой.
3. На столе перед ребенком лежат монета, карандаш: монета с левой стороны от карандаша по отношению к ребенку. Карандаш слева или справа? А монета?
4. Ребенок сидит напротив взрослого, у которого в правой руке монета, а в левой руке карандаш. Монета в левой или в правой руке? А карандаш?
Критерии оценивания:

— понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной;

— соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций.

Уровни оценивания:

  1. Низкий уровень:ребенок отвечает неправильно во всех четырех заданиях;

  2. Средний уровень:правильные ответы только в 1ом и 3ем заданиях; ребенок правильно определяет стороны относительно своей позиции, но не учитывает позиции партнера.

  3. Высокий уровень:четыре задания ребенок выполняет правильно, т. е. учитывает отличия позиции другого человека.


Приложение 14

Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман)
Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.

Метод оценивания:наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата.

Описание задания: детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.