Файл: Сборник всех семинаров от 5 до 14 Семинар 5 Вопрос 1 Записывали в тетради Вопрос 2 Вассальноленные отношения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел 2 14й поправки также об этом свидетельствует, а конкретно цитата «за исключением участия в восстании или в ином преступлении». Раздел 4 этой же поправки: «Но ни Соединенные Штаты, ни какой-либо штат не должны принимать на себя обязательства либо выплачивать какие-либо долги, принятыe для оказания помощи мятежу или восстанию против Соединенных Штатов либо для удовлетворения каких-либо претензий по поводу потери или освобождения раба; все подобные долги, обязательства и претензии должны считаться незаконными и недействительными». Таким образом, запрещено было выплачивать долги тем, кто помогал южанам, и тем, кто владел рабами и просил долг за них.
Раздел 1 15й поправки: «Право голоса граждан Соединенных Штатов не должно оспариваться или ограничиваться Соединенными Штатами или
каким-либо штатом по признаку расы, цвета кожи либо выполнения
ранее подневольной работы». Так как рабы чаще всего были негроидной расы, чёрного цвета кожи и выполняли подневольную работу.
Франция после Парижской коммуны:
К 1868 году во Франции растёт оппозиции Наполеону Третьему, причём оппозиция жёсткая: со стороны либералов (главным образом недовольных торговым договором с Англии (1864г), он был не выгоден промышленности). Недовольство вызывало отсутствие свободы прессы, собраний, народного представительства и т.д. К третьему – Наполеон потерял поддержку консерваторов. В интересах Франции было объединения Италии, которое Наполеон поддержал.
Два события в истории Франции сыграли для республики:
1. Дело Буландже. Генерал решил поднять монархический мятеж. Угроза диктатура мобилизовала людей
2. Дело Дрейкуса. Оболгали невиновного -> задали вопросы к системе
Реформы Дизраэли
1. Создание британской колониальной империи
2. Социальные реформы: пенсионное обеспечение рабочих, меры по охране труда, снесены средневековые трущобы и построены за несколько лет дома для рабочих (Сохо).
Конституция Германии: с одной стороны – права и свободы, а с другой – сильная власть императора. Сочетание – это компромисс между либеральными промышленниками и предпринимателями и прусской военщиной, и бюрократиейПьер-Самюэль Дюпон де Немур о просвящённом монархе
Именной указ прусского короля Фридриха II палате Курфюршерстской марки. 1749г.
Из завещания Фридриха II Прусского 8 января 1769 г.
Из Эдикта Иосифа II о веротерпимости. 13-го октября 1781 г.
1. В чем просветители видели преимущества «просвещенной монархии»?
Пьер-Самюэль Дюпон де Немур: «Лишь у наследственных монархов все личные и частные интересы, как в настоящем, так и в будущем, могут быть тесно, ощутительно и явно связаны с интересами их народов»
2. Опираясь на приведенные тексты, ответьте: оправдались ли ожидания просветителей?
Если взять за основу ожидания Пьера-Самюэля и указы Фридриха Второго и Иосифа Второго можно сделать вывод, что ожидания оправдались, так как Фридрих в своём именном указе запрещает бить своих поданных палкой (в противном случае нарушителя ждёт кара в виде 6 лет заключения в тюрьме) и после в своём завещании упомянул, что хочет лишь «благо государства»: «Да будет оно управляемо всегда со справедливостью, мудростью и твердостью, да будет оно счастливейшим из государств в силу мягкости законов, наиболее справедливо управляемо в отношении финансов, наиболее доблестно защищаемо солдатом, жаждущим лишь чести и военной славы, и да будет оно жить, процветая до конца веков!»
А Иосиф Второй разрешил «свободу частного богослужения» приверженцам «греческой веры и единоверцам аургсбургского и гельветического исповеданий».
3. Как проявил себя принцип «разумности» в реформах Иосифа II в Австрии?
Он разрешил «свободу частного богослужения» верующим некатолической церкви, что, наверняка, уменьшило возможность возникновения конфликтов с официальной церковью в рядах этих религиозных конфессий.
4. С учетом «мыслей» Екатерины II, выделите общие черты «просвещенного абсолютизма» в России и в Европе
Черты:
¾ Стремление к обогащению народа
¾ Освобождение народа
¾ У монарха не должно быть личных интересов, только забота о благе народа
¾ В монархе обязательна рассудительность: он не должен вводить и отменять законы, как ему заблагорассудится
¾ Общество должно доверять монарху и уважать его
¾ Монарх должен быть честен
¾ Максимальная открытость
Задание 2
Какой характер реформ в монархических государствах в Западной Европы (Конституция Германской империи 1871 года и «борьба за культуру», эпоха Великих реформ в Великобритании)?
Задание 3
Какова внутренняя политика Александра I (период «реформизм» и
«аракчеевщина») и Николая I?
Смягчение условий гос крестьян: гос реформа Киселёва
Приусадебные участки дали бесплатно, а земли крестьянской общины и, если не хватает, то и помещичьи по указу гос-ва. Земства были ограничены в двух вещах. Увеличено дворянское представительство и председателем губернского земства мог быть только дворянин. Бюджеты земств были поставлены под надзор гос-ва.
Задание 4
Таблица
Реформы и контрреформы в России второй половины 19 века
Задание 5
*по источникам
Речь Уильяма Гладстона в Палате Общин. 1866г.
1. Что вам известно о рабочем движении в Великобритании в середине XIX века?
2. Какие меры правительство Гладстона предприняло для облегчения участи рабочих?
Во-первых, Гладстон говорит о том, что парламент старался облегчить участь рабочих «внешними и материальными, а также высшими мерами, касающимися труда, полиции и санитарных мер».
Во-вторых, в своей речи он упоминает «бесплатные библиотеки для трудящихся и учреждения по всей стране». В этих библиотеках обучаются студенты рабочего класса.
В-третьих в тексте речь идёт о создании «почтовых сберегательных банков». Эта мера была принята в связи с призванием рабочего класса быть «предусмотрительными».
3. К какому политическому течению принадлежал сам Гладстон?
Изначально он принадлежал к партии тори – консервативной партии, которая представляла интересы крупных землевладельцев-роялистов, постепенно менял свои убеждения (1852) и окончил политическую карьеру в ряду либералов в союзе с крайними радикалами и демократами.
Сам не причислял себя ни к какой партии и считал, что они – лишь средство к достижению высоких целей.
4. Приведите примеры аналогичного социального реформизма в странах Западной Европы (Германия, Франция) во второй половине XIX века
Германия:
С 1881 года введено социальное страхование на случай болезни, увечья, старости и нетрудоспособности. Выплата государственных пенсий рабочим старше 70 лет. После отставки Бисмарка Каприви снизил торговые пошлины. Вильгельм Второй сократил рабочий день, улучшил условия труда женщин и подростков. Была принята прогрессивная шкала подоходного налога, по которой налоги соответствовали заработной плате.
Франция:
Создание легальных рабочих обществ, некоторые льготы им. Смягчение цензуры, расширение прав парламента. Увеличение заработной платы. Освобождение горожан от квартирной платы на весь период осады Парижа. Упразднение работы в ночные часы в пекарнях Парижа. Упразднение казней на гилотине. Выплата пенсий одиноким спутникам служащих Национальной гвардии, погибших в боевых дейсьвиях, а также их детям. Отсрочка долгов. Послешкольное специальное образование и техническое образование бесплатно
Задание 6
*по источникам
Поправки XII, XIV, XV к Конституции США
1. Какие новые принципы вводятся в Конституцию США приведенными поправками?
Отсутствие рабства, если оно не связано с наказанием за преступление, за которое человека официально засудили. Все рождённые в штатах – граждане штатов. Законы должны учитывать привилегии и льготы граждан США, без суда казнить нельзя. Количество мест представителей зависит от количества людей в штате. Равноправность в голосовании.
2. Как изменился статус бывших рабов в результате принятия Поправок?
Они стали гражданами США, т.к. в соответствии с 14й поправкой: «Все лица, родившиеся или натурализованные в Соединённых Штатах и подчинённые их юрисдикции, являются гражданами Соединённых Штатов и того штата, где они проживают».
3. Как вы понимаете смысл выражения «надлежащая правовая процедура»?
Надлежащая процедура – проведённая по всем правилам и законам, установленным в США в целом и конкретном штате в частности.
4. Как вы думаете, какие разделы приведенного текста свидетельствуют о том, что он был принят именно в период окончания Гражданской войны?
Об этом свидетельствуют поправка 13я об отмене рабства, так как в Гражданской войне победили северные штаты, которые боролись за отмену рабства.
Раздел 2 14й поправки также об этом свидетельствует, а конкретно цитата «за исключением участия в восстании или в ином преступлении». Раздел 4 этой же поправки: «Но ни Соединенные Штаты, ни какой-либо штат не должны принимать на себя обязательства либо выплачивать какие-либо долги, принятыe для оказания помощи мятежу или восстанию против Соединенных Штатов либо для удовлетворения каких-либо претензий по поводу потери или освобождения раба; все подобные долги, обязательства и претензии должны считаться незаконными и недействительными». Таким образом, запрещено было выплачивать долги тем, кто помогал южанам, и тем, кто владел рабами и просил долг за них.
Раздел 1 15й поправки: «Право голоса граждан Соединенных Штатов не должно оспариваться или ограничиваться Соединенными Штатами или
каким-либо штатом по признаку расы, цвета кожи либо выполнения
ранее подневольной работы». Так как рабы чаще всего были негроидной расы, чёрного цвета кожи и выполняли подневольную работу.
Франция после Парижской коммуны:
К 1868 году во Франции растёт оппозиции Наполеону Третьему, причём оппозиция жёсткая: со стороны либералов (главным образом недовольных торговым договором с Англии (1864г), он был не выгоден промышленности). Недовольство вызывало отсутствие свободы прессы, собраний, народного представительства и т.д. К третьему – Наполеон потерял поддержку консерваторов. В интересах Франции было объединения Италии, которое Наполеон поддержал.
Два события в истории Франции сыграли для республики:
1. Дело Буландже. Генерал решил поднять монархический мятеж. Угроза диктатура мобилизовала людей
2. Дело Дрейкуса. Оболгали невиновного -> задали вопросы к системе
Реформы Дизраэли
1. Создание британской колониальной империи
2. Социальные реформы: пенсионное обеспечение рабочих, меры по охране труда, снесены средневековые трущобы и построены за несколько лет дома для рабочих (Сохо).
Конституция Германии: с одной стороны – права и свободы, а с другой – сильная власть императора. Сочетание – это компромисс между либеральными промышленниками и предпринимателями и прусской военщиной, и бюрократией
Семинар 13
Вопрос 1
Таблица
Общественная мысль XIX века в России и зарубежных странах
Раздел 1 15й поправки: «Право голоса граждан Соединенных Штатов не должно оспариваться или ограничиваться Соединенными Штатами или
каким-либо штатом по признаку расы, цвета кожи либо выполнения
ранее подневольной работы». Так как рабы чаще всего были негроидной расы, чёрного цвета кожи и выполняли подневольную работу.
Франция после Парижской коммуны:
К 1868 году во Франции растёт оппозиции Наполеону Третьему, причём оппозиция жёсткая: со стороны либералов (главным образом недовольных торговым договором с Англии (1864г), он был не выгоден промышленности). Недовольство вызывало отсутствие свободы прессы, собраний, народного представительства и т.д. К третьему – Наполеон потерял поддержку консерваторов. В интересах Франции было объединения Италии, которое Наполеон поддержал.
Два события в истории Франции сыграли для республики:
1. Дело Буландже. Генерал решил поднять монархический мятеж. Угроза диктатура мобилизовала людей
2. Дело Дрейкуса. Оболгали невиновного -> задали вопросы к системе
Реформы Дизраэли
1. Создание британской колониальной империи
2. Социальные реформы: пенсионное обеспечение рабочих, меры по охране труда, снесены средневековые трущобы и построены за несколько лет дома для рабочих (Сохо).
Конституция Германии: с одной стороны – права и свободы, а с другой – сильная власть императора. Сочетание – это компромисс между либеральными промышленниками и предпринимателями и прусской военщиной, и бюрократиейПьер-Самюэль Дюпон де Немур о просвящённом монархе
Именной указ прусского короля Фридриха II палате Курфюршерстской марки. 1749г.
Из завещания Фридриха II Прусского 8 января 1769 г.
Из Эдикта Иосифа II о веротерпимости. 13-го октября 1781 г.
1. В чем просветители видели преимущества «просвещенной монархии»?
Пьер-Самюэль Дюпон де Немур: «Лишь у наследственных монархов все личные и частные интересы, как в настоящем, так и в будущем, могут быть тесно, ощутительно и явно связаны с интересами их народов»
2. Опираясь на приведенные тексты, ответьте: оправдались ли ожидания просветителей?
Если взять за основу ожидания Пьера-Самюэля и указы Фридриха Второго и Иосифа Второго можно сделать вывод, что ожидания оправдались, так как Фридрих в своём именном указе запрещает бить своих поданных палкой (в противном случае нарушителя ждёт кара в виде 6 лет заключения в тюрьме) и после в своём завещании упомянул, что хочет лишь «благо государства»: «Да будет оно управляемо всегда со справедливостью, мудростью и твердостью, да будет оно счастливейшим из государств в силу мягкости законов, наиболее справедливо управляемо в отношении финансов, наиболее доблестно защищаемо солдатом, жаждущим лишь чести и военной славы, и да будет оно жить, процветая до конца веков!»
А Иосиф Второй разрешил «свободу частного богослужения» приверженцам «греческой веры и единоверцам аургсбургского и гельветического исповеданий».
3. Как проявил себя принцип «разумности» в реформах Иосифа II в Австрии?
Он разрешил «свободу частного богослужения» верующим некатолической церкви, что, наверняка, уменьшило возможность возникновения конфликтов с официальной церковью в рядах этих религиозных конфессий.
4. С учетом «мыслей» Екатерины II, выделите общие черты «просвещенного абсолютизма» в России и в Европе
Черты:
¾ Стремление к обогащению народа
¾ Освобождение народа
¾ У монарха не должно быть личных интересов, только забота о благе народа
¾ В монархе обязательна рассудительность: он не должен вводить и отменять законы, как ему заблагорассудится
¾ Общество должно доверять монарху и уважать его
¾ Монарх должен быть честен
¾ Максимальная открытость
Задание 2
Какой характер реформ в монархических государствах в Западной Европы (Конституция Германской империи 1871 года и «борьба за культуру», эпоха Великих реформ в Великобритании)?
Задание 3
Какова внутренняя политика Александра I (период «реформизм» и
«аракчеевщина») и Николая I?
Смягчение условий гос крестьян: гос реформа Киселёва
Приусадебные участки дали бесплатно, а земли крестьянской общины и, если не хватает, то и помещичьи по указу гос-ва. Земства были ограничены в двух вещах. Увеличено дворянское представительство и председателем губернского земства мог быть только дворянин. Бюджеты земств были поставлены под надзор гос-ва.
Задание 4
Таблица
Реформы и контрреформы в России второй половины 19 века
Реформы (названия и даты) | Основные положения реформы | Изменение основных положений в ходе контрреформ |
| | |
Задание 5
*по источникам
Речь Уильяма Гладстона в Палате Общин. 1866г.
1. Что вам известно о рабочем движении в Великобритании в середине XIX века?
2. Какие меры правительство Гладстона предприняло для облегчения участи рабочих?
Во-первых, Гладстон говорит о том, что парламент старался облегчить участь рабочих «внешними и материальными, а также высшими мерами, касающимися труда, полиции и санитарных мер».
Во-вторых, в своей речи он упоминает «бесплатные библиотеки для трудящихся и учреждения по всей стране». В этих библиотеках обучаются студенты рабочего класса.
В-третьих в тексте речь идёт о создании «почтовых сберегательных банков». Эта мера была принята в связи с призванием рабочего класса быть «предусмотрительными».
3. К какому политическому течению принадлежал сам Гладстон?
Изначально он принадлежал к партии тори – консервативной партии, которая представляла интересы крупных землевладельцев-роялистов, постепенно менял свои убеждения (1852) и окончил политическую карьеру в ряду либералов в союзе с крайними радикалами и демократами.
Сам не причислял себя ни к какой партии и считал, что они – лишь средство к достижению высоких целей.
4. Приведите примеры аналогичного социального реформизма в странах Западной Европы (Германия, Франция) во второй половине XIX века
Германия:
С 1881 года введено социальное страхование на случай болезни, увечья, старости и нетрудоспособности. Выплата государственных пенсий рабочим старше 70 лет. После отставки Бисмарка Каприви снизил торговые пошлины. Вильгельм Второй сократил рабочий день, улучшил условия труда женщин и подростков. Была принята прогрессивная шкала подоходного налога, по которой налоги соответствовали заработной плате.
Франция:
Создание легальных рабочих обществ, некоторые льготы им. Смягчение цензуры, расширение прав парламента. Увеличение заработной платы. Освобождение горожан от квартирной платы на весь период осады Парижа. Упразднение работы в ночные часы в пекарнях Парижа. Упразднение казней на гилотине. Выплата пенсий одиноким спутникам служащих Национальной гвардии, погибших в боевых дейсьвиях, а также их детям. Отсрочка долгов. Послешкольное специальное образование и техническое образование бесплатно
Задание 6
*по источникам
Поправки XII, XIV, XV к Конституции США
1. Какие новые принципы вводятся в Конституцию США приведенными поправками?
Отсутствие рабства, если оно не связано с наказанием за преступление, за которое человека официально засудили. Все рождённые в штатах – граждане штатов. Законы должны учитывать привилегии и льготы граждан США, без суда казнить нельзя. Количество мест представителей зависит от количества людей в штате. Равноправность в голосовании.
2. Как изменился статус бывших рабов в результате принятия Поправок?
Они стали гражданами США, т.к. в соответствии с 14й поправкой: «Все лица, родившиеся или натурализованные в Соединённых Штатах и подчинённые их юрисдикции, являются гражданами Соединённых Штатов и того штата, где они проживают».
3. Как вы понимаете смысл выражения «надлежащая правовая процедура»?
Надлежащая процедура – проведённая по всем правилам и законам, установленным в США в целом и конкретном штате в частности.
4. Как вы думаете, какие разделы приведенного текста свидетельствуют о том, что он был принят именно в период окончания Гражданской войны?
Об этом свидетельствуют поправка 13я об отмене рабства, так как в Гражданской войне победили северные штаты, которые боролись за отмену рабства.
Раздел 2 14й поправки также об этом свидетельствует, а конкретно цитата «за исключением участия в восстании или в ином преступлении». Раздел 4 этой же поправки: «Но ни Соединенные Штаты, ни какой-либо штат не должны принимать на себя обязательства либо выплачивать какие-либо долги, принятыe для оказания помощи мятежу или восстанию против Соединенных Штатов либо для удовлетворения каких-либо претензий по поводу потери или освобождения раба; все подобные долги, обязательства и претензии должны считаться незаконными и недействительными». Таким образом, запрещено было выплачивать долги тем, кто помогал южанам, и тем, кто владел рабами и просил долг за них.
Раздел 1 15й поправки: «Право голоса граждан Соединенных Штатов не должно оспариваться или ограничиваться Соединенными Штатами или
каким-либо штатом по признаку расы, цвета кожи либо выполнения
ранее подневольной работы». Так как рабы чаще всего были негроидной расы, чёрного цвета кожи и выполняли подневольную работу.
Франция после Парижской коммуны:
К 1868 году во Франции растёт оппозиции Наполеону Третьему, причём оппозиция жёсткая: со стороны либералов (главным образом недовольных торговым договором с Англии (1864г), он был не выгоден промышленности). Недовольство вызывало отсутствие свободы прессы, собраний, народного представительства и т.д. К третьему – Наполеон потерял поддержку консерваторов. В интересах Франции было объединения Италии, которое Наполеон поддержал.
Два события в истории Франции сыграли для республики:
1. Дело Буландже. Генерал решил поднять монархический мятеж. Угроза диктатура мобилизовала людей
2. Дело Дрейкуса. Оболгали невиновного -> задали вопросы к системе
Реформы Дизраэли
1. Создание британской колониальной империи
2. Социальные реформы: пенсионное обеспечение рабочих, меры по охране труда, снесены средневековые трущобы и построены за несколько лет дома для рабочих (Сохо).
Конституция Германии: с одной стороны – права и свободы, а с другой – сильная власть императора. Сочетание – это компромисс между либеральными промышленниками и предпринимателями и прусской военщиной, и бюрократией
Семинар 13
Вопрос 1
Таблица
Общественная мысль XIX века в России и зарубежных странах
| Общественная мысль России | Общественная мысль в Европе и США | | |||
Направления | Представители | Отношение к государственному строю и к преобразованиям в обществе | Представители | Отношение к государственному строю и к преобразованиям в обществе | | |
Либерализм | Славянофилы: И. В. Киреевский И. С. Аксаков Ю. Ф. Самарин А. С. Хомяков | Считали Россию самобытной страной, идеалом была допетровская Русь, выступали за восстановление связи народа с самодержавием (Земский собор) | Англия: Иеремия Бентам Джон Сюарт Милль Франция: Бенжамен Констан Алексис де Токвиль Германия: Вильгельм фон Гумбольд | За свободный рынок и конкуренцию, ограничение вмешательства гос-ва в рыночные отношения. За равенство возможностей, неприкосновенность частной собственности. За гарантии основных прав и свобод личности, конституционное правление, разделение властей, обязательность соблюдения законов. За терпимость к инакомыслию. | | |
ОБЩЕЕ За мирные реформы сверху, против революции. Выступали за отмену крепостничества. Критиковали порядки современной России. За политические, экономические и духовные свободы | | |||||
Западники: Т. Н. Грановский С. М. Соловьёв К. Д. Кавелин Б. Н. Чичерин | | |||||
Считали Россию европейской страной, идеалом была петровская Русь, выступали за конституционную монархию | | |||||
Консерватизм | С. С. Уваров К. П. Победоносцев К. М. Катков | Против радикальных перемен в социальном строе общества. За сохранение крепостничества и сильной связи с православием. Знаменитая фраза: «Православие, самодержавие, народность» | Традиционный консерватизм: Ж. де Местр Л. де Бональд Э. Берк Либеральный консерватизм: Р. Пиль Б. Дизраэли О. Бисмарк | Высшая ценность – традиция. Самые важные ценности: религия, монархия и семья. Считали необходимым чёткую иерархию. | | |
Марксизм | Г. В. Плеханов Л. Г. Дейч В. И. Засулич П. Б. Аксельрод Д. И. Благоев П. В. Точисский | Боролись с самодержавием. Планировали создание рабочей партии. Пропагандировали марксизм и социализм. Были против собственности, классов. Ратовали за возникновение свободного общества-самоуправления | А. Грамши К. Корш Д. Лукач | Капитализм должен уйти в прошлое. Пролетариат – самый революционный класс. | | |
Анархизм | М. А. Бакунин П. А. Кропоткин | Считали необходимым уничтожение госвласти, место которой займёт свободное объединение людей. За уничтожение частной собственности и за мелкие производства | П. Прудон | Производство должно было быть передано в руки трудящихся. Общины работников должны были сами решать свои дела, а для решения общих вопросов создавать союзы, которые в свою очередь объединяются в федерации. Решения, таким образом, вырабатываются снизу и в масштабе страны только согласовываются | |