Файл: Сборник всех семинаров от 5 до 14 Семинар 5 Вопрос 1 Записывали в тетради Вопрос 2 Вассальноленные отношения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел 2 14й поправки также об этом свидетельствует, а конкретно цитата «за исключением участия в восстании или в ином преступлении». Раздел 4 этой же поправки: «Но ни Соединенные Штаты, ни какой-либо штат не должны принимать на себя обязательства либо выплачивать какие-либо долги, принятыe для оказания помощи мятежу или восстанию против Соединенных Штатов либо для удовлетворения каких-либо претензий по поводу потери или освобождения раба; все подобные долги, обязательства и претензии должны считаться незаконными и недействительными». Таким образом, запрещено было выплачивать долги тем, кто помогал южанам, и тем, кто владел рабами и просил долг за них.

Раздел 1 15й поправки: «Право голоса граждан Соединенных Штатов не должно оспариваться или ограничиваться Соединенными Штатами или

каким-либо штатом по признаку расы, цвета кожи либо выполнения

ранее подневольной работы». Так как рабы чаще всего были негроидной расы, чёрного цвета кожи и выполняли подневольную работу.

 

 

 

Франция после Парижской коммуны:

         К 1868 году во Франции растёт оппозиции Наполеону Третьему, причём оппозиция жёсткая: со стороны либералов (главным образом недовольных торговым договором с Англии (1864г), он был не выгоден промышленности). Недовольство вызывало отсутствие свободы прессы, собраний, народного представительства и т.д. К третьему – Наполеон потерял поддержку консерваторов. В интересах Франции было объединения Италии, которое Наполеон поддержал.

         Два события в истории Франции сыграли для республики:

1.   Дело Буландже. Генерал решил поднять монархический мятеж. Угроза диктатура мобилизовала людей

2.   Дело Дрейкуса. Оболгали невиновного -> задали вопросы к системе

 

 

Реформы Дизраэли

1.   Создание британской колониальной империи

2.   Социальные реформы: пенсионное обеспечение рабочих, меры по охране труда, снесены средневековые трущобы и построены за несколько лет дома для рабочих (Сохо).

 

Конституция Германии: с одной стороны – права и свободы, а с другой – сильная власть императора. Сочетание – это компромисс между либеральными промышленниками и предпринимателями и прусской военщиной, и бюрократиейПьер-Самюэль Дюпон де Немур о просвящённом монархе

Именной указ прусского короля Фридриха II палате Курфюршерстской марки. 1749г.


Из завещания Фридриха II Прусского 8 января 1769 г.

Из Эдикта Иосифа II о веротерпимости. 13-го октября 1781 г.

 

1.   В чем просветители видели преимущества «просвещенной монархии»?

 

Пьер-Самюэль Дюпон де Немур: «Лишь у наследственных монархов все личные и частные интересы, как в настоящем, так и в будущем, могут быть тесно, ощутительно и явно связаны с интересами их народов»

 

2.   Опираясь на приведенные тексты, ответьте: оправдались ли ожидания просветителей?

 

Если взять за основу ожидания Пьера-Самюэля и указы Фридриха Второго и Иосифа Второго можно сделать вывод, что ожидания оправдались, так как Фридрих в своём именном указе запрещает бить своих поданных палкой (в противном случае нарушителя ждёт кара в виде 6 лет заключения в тюрьме) и после в своём завещании упомянул, что хочет лишь «благо государства»: «Да будет оно управляемо всегда со справедливостью, мудростью и твердостью, да будет оно счастливейшим из государств в силу мягкости законов, наиболее справедливо управляемо в отношении финансов, наиболее доблестно защищаемо солдатом, жаждущим лишь чести и военной славы, и да будет оно жить, процветая до конца веков!»

А Иосиф Второй разрешил «свободу частного богослужения» приверженцам «греческой веры и единоверцам аургсбургского и гельветического исповеданий».

 

3.   Как проявил себя принцип «разумности» в реформах Иосифа II в Австрии?

 

Он разрешил «свободу частного богослужения» верующим некатолической церкви, что, наверняка, уменьшило возможность возникновения конфликтов с официальной церковью в рядах этих религиозных конфессий.

 

4.   С учетом «мыслей» Екатерины II, выделите общие черты «просвещенного абсолютизма» в России и в Европе

Черты:

¾    Стремление к обогащению народа

¾    Освобождение народа

¾    У монарха не должно быть личных интересов, только забота о благе народа

¾    В монархе обязательна рассудительность: он не должен вводить и отменять законы, как ему заблагорассудится

¾    Общество должно доверять монарху и уважать его

¾    Монарх должен быть честен

¾    Максимальная открытость

 

Задание 2

         Какой характер реформ в монархических государствах в Западной Европы (Конституция Германской империи 1871 года и «борьба за культуру», эпоха Великих реформ в Великобритании)?

 
Задание 3

         Какова внутренняя политика Александра I (период «реформизм» и



«аракчеевщина») и Николая I?

        Смягчение условий гос крестьян: гос реформа Киселёва

Приусадебные участки дали бесплатно, а земли крестьянской общины и, если не хватает, то и помещичьи по указу гос-ва. Земства были ограничены в двух вещах. Увеличено дворянское представительство и председателем губернского земства мог быть только дворянин. Бюджеты земств были поставлены под надзор гос-ва.

 

Задание 4

Таблица

Реформы и контрреформы в России второй половины 19 века

Реформы

(названия и

даты)

Основные положения

реформы

Изменение основных

положений в ходе

контрреформ

 

 

 

 

Задание 5

*по источникам

Речь Уильяма Гладстона в Палате Общин. 1866г.

1.   Что вам известно о рабочем движении в Великобритании в середине XIX века?

 

2.   Какие меры правительство Гладстона предприняло для облегчения участи рабочих?

 

Во-первых, Гладстон говорит о том, что парламент старался облегчить участь рабочих «внешними и материальными, а также высшими мерами, касающимися труда, полиции и санитарных мер».

Во-вторых, в своей речи он упоминает «бесплатные библиотеки для трудящихся и учреждения по всей стране». В этих библиотеках обучаются студенты рабочего класса.

В-третьих в тексте речь идёт о создании «почтовых сберегательных банков». Эта мера была принята в связи с призванием рабочего класса быть «предусмотрительными».

 

3.   К какому политическому течению принадлежал сам Гладстон?

 

Изначально он принадлежал к партии тори – консервативной партии, которая представляла интересы крупных землевладельцев-роялистов, постепенно менял свои убеждения (1852) и окончил политическую карьеру в ряду либералов в союзе с крайними радикалами и демократами.

Сам не причислял себя ни к какой партии и считал, что они – лишь средство к достижению высоких целей.

 

4.   Приведите примеры аналогичного социального реформизма в странах Западной Европы (Германия, Франция) во второй половине XIX века

 

Германия:

С 1881 года введено социальное страхование на случай болезни, увечья, старости и нетрудоспособности. Выплата государственных пенсий рабочим старше 70 лет. После отставки Бисмарка Каприви снизил торговые пошлины. Вильгельм Второй сократил рабочий день, улучшил условия труда женщин и подростков. Была принята прогрессивная шкала подоходного налога, по которой налоги соответствовали заработной плате.


 

         Франция:

Создание легальных рабочих обществ, некоторые льготы им. Смягчение цензуры, расширение прав парламента. Увеличение заработной платы. Освобождение горожан от квартирной платы на весь период осады Парижа. Упразднение работы в ночные часы в пекарнях Парижа. Упразднение казней на гилотине. Выплата пенсий одиноким спутникам служащих Национальной гвардии, погибших в боевых дейсьвиях, а также их детям. Отсрочка долгов. Послешкольное специальное образование и техническое образование бесплатно

 

Задание 6

*по источникам

Поправки XII, XIV, XV к Конституции США

1.   Какие новые принципы вводятся в Конституцию США приведенными поправками?

 

Отсутствие рабства, если оно не связано с наказанием за преступление, за которое человека официально засудили. Все рождённые в штатах – граждане штатов. Законы должны учитывать привилегии и льготы граждан США, без суда казнить нельзя. Количество мест представителей зависит от количества людей в штате. Равноправность в голосовании.

 

2.   Как изменился статус бывших рабов в результате принятия Поправок?

 

Они стали гражданами США, т.к. в соответствии с 14й поправкой: «Все лица, родившиеся или натурализованные в Соединённых Штатах и подчинённые их юрисдикции, являются гражданами Соединённых Штатов и того штата, где они проживают».

 

3.   Как вы понимаете смысл выражения «надлежащая правовая процедура»?

 

Надлежащая процедура – проведённая по всем правилам и законам, установленным в США в целом и конкретном штате в частности.

 

4.   Как вы думаете, какие разделы приведенного текста свидетельствуют о том, что он был принят именно в период окончания Гражданской войны?

 

Об этом свидетельствуют поправка 13я об отмене рабства, так как в Гражданской войне победили северные штаты, которые боролись за отмену рабства.

Раздел 2 14й поправки также об этом свидетельствует, а конкретно цитата «за исключением участия в восстании или в ином преступлении». Раздел 4 этой же поправки: «Но ни Соединенные Штаты, ни какой-либо штат не должны принимать на себя обязательства либо выплачивать какие-либо долги, принятыe для оказания помощи мятежу или восстанию против Соединенных Штатов либо для удовлетворения каких-либо претензий по поводу потери или освобождения раба; все подобные долги, обязательства и претензии должны считаться незаконными и недействительными». Таким образом, запрещено было выплачивать долги тем, кто помогал южанам, и тем, кто владел рабами и просил долг за них.


Раздел 1 15й поправки: «Право голоса граждан Соединенных Штатов не должно оспариваться или ограничиваться Соединенными Штатами или

каким-либо штатом по признаку расы, цвета кожи либо выполнения

ранее подневольной работы». Так как рабы чаще всего были негроидной расы, чёрного цвета кожи и выполняли подневольную работу.

 

 

 

Франция после Парижской коммуны:

         К 1868 году во Франции растёт оппозиции Наполеону Третьему, причём оппозиция жёсткая: со стороны либералов (главным образом недовольных торговым договором с Англии (1864г), он был не выгоден промышленности). Недовольство вызывало отсутствие свободы прессы, собраний, народного представительства и т.д. К третьему – Наполеон потерял поддержку консерваторов. В интересах Франции было объединения Италии, которое Наполеон поддержал.

         Два события в истории Франции сыграли для республики:

1.   Дело Буландже. Генерал решил поднять монархический мятеж. Угроза диктатура мобилизовала людей

2.   Дело Дрейкуса. Оболгали невиновного -> задали вопросы к системе

 

 

Реформы Дизраэли

1.   Создание британской колониальной империи

2.   Социальные реформы: пенсионное обеспечение рабочих, меры по охране труда, снесены средневековые трущобы и построены за несколько лет дома для рабочих (Сохо).

 

Конституция Германии: с одной стороны – права и свободы, а с другой – сильная власть императора. Сочетание – это компромисс между либеральными промышленниками и предпринимателями и прусской военщиной, и бюрократией
Семинар 13

Вопрос 1

Таблица

Общественная мысль XIX века в России и зарубежных странах

 

Общественная мысль России

Общественная мысль в Европе и США

 

Направления

Представители

Отношение к

государственному строю и к

преобразованиям в

обществе

Представители

Отношение к

государственному строю и к

преобразованиям в

обществе

 

Либерализм

Славянофилы:

И. В. Киреевский

И. С. Аксаков

Ю. Ф. Самарин

А. С. Хомяков

 

 

Считали Россию самобытной страной, идеалом была допетровская Русь, выступали за восстановление связи народа с самодержавием (Земский собор)

Англия:

Иеремия Бентам

Джон Сюарт Милль

 

Франция:

Бенжамен Констан

Алексис де Токвиль

 

Германия:

Вильгельм фон Гумбольд

За свободный рынок и конкуренцию, ограничение вмешательства гос-ва в рыночные отношения.

За равенство возможностей, неприкосновенность частной собственности.

За гарантии основных прав и свобод личности, конституционное правление, разделение властей, обязательность соблюдения законов.

За терпимость к инакомыслию.




ОБЩЕЕ

За мирные реформы сверху, против революции.

Выступали за отмену крепостничества.

Критиковали порядки современной России.

За политические, экономические и духовные свободы




Западники:

Т. Н. Грановский

С. М. Соловьёв

К. Д. Кавелин

Б. Н. Чичерин




Считали Россию европейской страной, идеалом была петровская Русь, выступали за конституционную монархию

 




Консерватизм

С. С. Уваров

К. П. Победоносцев

К. М. Катков

Против радикальных перемен в социальном строе общества.

За сохранение крепостничества и сильной связи с православием. Знаменитая фраза: «Православие, самодержавие, народность»

Традиционный консерватизм:

Ж. де Местр

Л. де Бональд

Э. Берк

 

Либеральный консерватизм:

Р. Пиль

Б. Дизраэли

О. Бисмарк

Высшая ценность – традиция.

Самые важные ценности: религия, монархия и семья. Считали необходимым чёткую иерархию.

 

 

Марксизм

Г. В. Плеханов

Л. Г. Дейч

В. И. Засулич

П. Б. Аксельрод

Д. И. Благоев

П. В. Точисский

Боролись с самодержавием.

Планировали создание рабочей партии.

Пропагандировали марксизм и социализм.

Были против собственности, классов. Ратовали за возникновение свободного общества-самоуправления

А. Грамши

К. Корш

Д. Лукач

Капитализм должен уйти в прошлое. Пролетариат – самый революционный класс.

 

 

Анархизм

М. А. Бакунин

П. А. Кропоткин

 

Считали необходимым уничтожение госвласти, место которой займёт свободное объединение людей. За уничтожение частной собственности и за мелкие производства

П. Прудон

Производство должно было быть передано в руки трудящихся.

Общины работников должны были сами решать свои дела, а для решения общих вопросов создавать союзы, которые в свою очередь объединяются в федерации. Решения, таким образом, вырабатываются снизу и в масштабе страны только согласовываются