Файл: Сборник всех семинаров от 5 до 14 Семинар 5 Вопрос 1 Записывали в тетради Вопрос 2 Вассальноленные отношения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Проекты отмены крепостного права в русских губерниях составляли по поручению царя П. Д. Киселев, Н. С. Мордвинов, П. А. Вяземский, Н. Г. Репнин, А. А. Аракчеев. Все проекты предусматривали постепенное освобождение крестьян без ущемления экономических интересов помещика. Но в целом дворянство и высшая аристократия не поддерживали начинаний Александра I по крестьянской реформе.

С 1820 г. во внутренней политике заметно определился поворот к реакции. Это было, с одной стороны, следствием революционных потрясений в Западной Европе (Испания, Неаполь и др.), с другой стороны – осознанием того, что, по выражению австрийского канцлера Меттерниха, в России «неспокойно». Так, в октябре 1820 г. произошло восстание в одном из старейших гвардейских полков – Семеновском, шефом которого являлся сам Александр. Причиной было жестокое обращение с подчиненными со стороны командира полка.

Военные поселения

В последнее пятилетие царствования Александра I наиболее реакционным шагом во внутренней политике было учреждение военных поселений. Идея эта возникла еще в конце XVIII в., когда остро стояла проблема комплектования армии и ее финансового обеспечения. Правительство искало пути сокращения расходов на содержание армии и улучшения бытовых условий солдат. Губительными были и последствия рекрутчины, особенно такие, как торговля рекрутскими квитанциями и «охотниками», т. е. добровольцами. С 1816 г. началась планомерная деятельность правительства, по организации военных поселений. Инициатором реформы был Александр I, а ее добросовестным исполнителем председатель военного департамента Государственного Совета граф А. А. Аракчеев, назначенный главным начальником военных поселений.

«Военными поселянами» стали именоваться сельские жители некоторых южных и западных губерний. К ним подселялись солдаты регулярной армии. Вместе они составляли полк. Военные поселяне освобождались от государственных податей и повинностей, но обязывались обеспечивать себя всем необходимым и выполнять общественные работы. На государственные средства в военных поселениях открывались школы, госпитали, мастерские; государство брало на себя содержание и образование детей. Мальчики с 7 до 12 лет поступали в кантонисты, т. е. числились за военным ведомством, а с 18 лет несли строевую службу. Жесткие военные порядки, непривычный образ жизни, меры принуждения – все это вызывало недовольство в среде военных поселян. Очень скоро оно приобрело характер открытых выступлений (в Херсонской губернии, в селе Чугуеве Харьковской губернии). Общественное мнение критически относилось к идее военных поселений.


После 1820 г. усилилось гонение на университеты. Вводились жесткие цензурные ограничения. Было запрещено касаться в печати вопросов государственного устройства, выступать с любой критикой вышестоящих лиц.

В 1822 г. Александр I издал распоряжение о запрещении тайных обществ и взятии с военных и гражданских чинов подписки о благонадежности. Поощрялись и даже провоцировались доносы на заподозренных в вольнодумстве.

Император много путешествовал, хорошо знал свою страну, пользовался популярностью в народе, но в последние годы правления его авторитет заметно снизился.

19 ноября 1825 г. Александр I неожиданно умер в Таганроге, где остановился в ходе поездки по южным губерниям, Крыму и Кавказу.

Внутренняя политика правительства первой четверти XIX в. оказалась одновременно и традиционной, и новаторской. Её двойственность во многом определялась личностью императора Александра I, его взглядами и методами действия. В 1801 – 1825 гг. Зимний дворец впервые попытался решить стоявшие перед ним проблемы смягчения крепостного права и политического режима в стране. Во всяком случае, император и узкий круг его доверенных лиц несколько раз принимались за выработку подходов к этим проблемам.

Однако планы реформ, разработанные в «верхах», так и остались на бумаге. Вообще время правления Александра I – это время нереализованных планов, способных, в случае их осуществления, серьёзно изменить историю России. Отсутствие широкой общественной поддержки, нерешительность императора, его попытки соединить несоединимое привели к тому, что реальная политика правительства оказалась традиционно ориентированной на сохранение привилегий дворянства, абсолютной власти монарха, бесправия населения России.

Вступление на престол. Негласный комитет. Старший сын императора Павла Александр был человеком нового века. Во всяком случае, он живо интересовался идеями своего времени, примеряя их к российской действительности. Эти идеи являлись, с одной стороны, наследством его бабки Екатерины II, с другой – он впитал их во время занятий со своим воспитателем Ф. Лагарпом. Общение со знаменитым швейцарцем заставило великого князя относиться к крепостничеству и грубому деспотизму с брезгливостью просвещённого европейца. Именно поэтому Александр I пытался бороться с ними на протяжении почти всего своего царствования.

Правда, об истинных намерениях императора судить очень трудно, так как он с детства отличался великолепными актёрскими способностями, замешанными на изрядном лицемерии. Иного поведения от него трудно было и ожидать, поскольку с раннего возраста Александр лавировал между Екатериной II, Павлом Петровичем и Лагарпом, нигде не смея быть самим собой. После воцарения отца он вынужден был лицемерить ещё больше, делая вид, что полностью разделяет идеи и методы


императора. В заговор против Павла Александр был втянут обстоятельствами – подозрительность императора привела к тому, что его старшим сыновьям реально стала угрожать тюрьма или Сибирь. Больше всего Александра потрясло не убийство отца само по себе, а та лёгкость, с которой оно было совершено.

Именно с этих пор он чувствовал себя в Петербурге под давлением и надзором высших бюрократических и гвардейских сфер и ощущал се бя свободным вне столицы, а ещё лучше – вне России. Александр I неплохо разбирался в людях, но видел в них лишь инструмент для достижения целей, поставленных им самим. Желание попасть в анналы истории, подозрительность, актёрство, может быть и необходимые для политика, временами принимали у императора такие размеры, что поневоле отталкивали от него серьёзных реформаторов.

Первые мероприятия молодого императора были вполне естественны и не вызывали никакого противодействия. Он отменил запрет на выезд за границу, снял ограничения на европейскую одежду и литературу, возвратил на службу офицеров и чиновников, пострадавших при Павле. Не желая зависеть ни от екатерининских вельмож, ни от гатчинских служак, Александр I встал во главе кружка «молодых друзей», или Негласного комитета, в который вошли его старые знакомые – князь А. А. Чарторыйский, граф П. А. Строганов, граф В. П. Кочубей и Н. Н. Новосильцев, люди, имевшие политический опыт и придерживавшиеся умеренно-либеральных взглядов. «Молодые друзья» собирались регулярно с 1801 по 1803 г. и, хотя не имели определённой программы действий, обсуждали основные направления и методы проведения реформ, главными из которых были признаны мероприятия в отношении крепостного права и смягчения деспотизма верховной власти.
Задание 5

*по источникам

Речь Уильяма Гладстона в Палате Общин. 1866г.

1.   Что вам известно о рабочем движении в Великобритании в середине XIX века?

 

2.   Какие меры правительство Гладстона предприняло для облегчения участи рабочих?

 

Во-первых, Гладстон говорит о том, что парламент старался облегчить участь рабочих «внешними и материальными, а также высшими мерами, касающимися труда, полиции и санитарных мер».

Во-вторых, в своей речи он упоминает «бесплатные библиотеки для трудящихся и учреждения по всей стране». В этих библиотеках обучаются студенты рабочего класса.

В-третьих в тексте речь идёт о создании «почтовых сберегательных банков». Эта мера была принята в связи с призванием рабочего класса быть «предусмотрительными».


 

3.   К какому политическому течению принадлежал сам Гладстон?

 

Изначально он принадлежал к партии тори – консервативной партии, которая представляла интересы крупных землевладельцев-роялистов, постепенно менял свои убеждения (1852) и окончил политическую карьеру в ряду либералов в союзе с крайними радикалами и демократами.

Сам не причислял себя ни к какой партии и считал, что они – лишь средство к достижению высоких целей.

 

4.   Приведите примеры аналогичного социального реформизма в странах Западной Европы (Германия, Франция) во второй половине XIX века

 

Германия:

С 1881 года введено социальное страхование на случай болезни, увечья, старости и нетрудоспособности. Выплата государственных пенсий рабочим старше 70 лет. После отставки Бисмарка Каприви снизил торговые пошлины. Вильгельм Второй сократил рабочий день, улучшил условия труда женщин и подростков. Была принята прогрессивная шкала подоходного налога, по которой налоги соответствовали заработной плате.

 

         Франция:

Создание легальных рабочих обществ, некоторые льготы им. Смягчение цензуры, расширение прав парламента. Увеличение заработной платы. Освобождение горожан от квартирной платы на весь период осады Парижа. Упразднение работы в ночные часы в пекарнях Парижа. Упразднение казней на гилотине. Выплата пенсий одиноким спутникам служащих Национальной гвардии, погибших в боевых дейсьвиях, а также их детям. Отсрочка долгов. Послешкольное специальное образование и техническое образование бесплатно

 

Задание 6

*по источникам

Поправки XII, XIV, XV к Конституции США

1.   Какие новые принципы вводятся в Конституцию США приведенными поправками?

 

Отсутствие рабства, если оно не связано с наказанием за преступление, за которое человека официально засудили. Все рождённые в штатах – граждане штатов. Законы должны учитывать привилегии и льготы граждан США, без суда казнить нельзя. Количество мест представителей зависит от количества людей в штате. Равноправность в голосовании.

 

2.   Как изменился статус бывших рабов в результате принятия Поправок?

 

Они стали гражданами США, т.к. в соответствии с 14й поправкой: «Все лица, родившиеся или натурализованные в Соединённых Штатах и подчинённые их юрисдикции, являются гражданами Соединённых Штатов и того штата, где они проживают».


 

3.   Как вы понимаете смысл выражения «надлежащая правовая процедура»?

 

Надлежащая процедура – проведённая по всем правилам и законам, установленным в США в целом и конкретном штате в частности.

 

4.   Как вы думаете, какие разделы приведенного текста свидетельствуют о том, что он был принят именно в период окончания Гражданской войны?

 

Об этом свидетельствуют поправка 13я об отмене рабства, так как в Гражданской войне победили северные штаты, которые боролись за отмену рабства.