Файл: Сборник всех семинаров от 5 до 14 Семинар 5 Вопрос 1 Записывали в тетради Вопрос 2 Вассальноленные отношения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вопрос 4
Направления: балтийское (удержание всех своих владений на Балтике и господствующего положения в этом регионе); польское (закрепление влияния России в Польше); черноморское (возвращение приозовья, стремление к Черному морю).
В 1733-1734гг идёт война с Польшей. В Польше умер Август второй. В итоге война шла вяло, произошла одна крупная битва, победа русских войск над французскими, это вынуждает Францию подписать мир, в итоге королём стал Август 3.
Русско-турецкая война(1735-1739гг). Союзник России - Австрия – предаёт Россию и подписывает мир с Турцией. В итоге Россия вынуждена была подписать мир – Белгородский мир – России отошёл Азов.
Война со Швецией (1741-1743гг), она хотела взять реванш за северную войну, но русские разбили Швецию, был подписан Обозский мир.
Семилетняя война (1756-1763гг). Вначале Россия не хотела в ней участвовать, но была в неё втянута. Русская армия успешно продвигалась, одержан ряд крупных побед, был даже захвачен Берлин. 1761 год – смерть Елизаветы Петровны. Пётр 3 боготворил прусского короля и он одним росчерком пера возвратил все завоёванные земли Пруссии. В итоге Пётра 3 убили в далёком городе в пьяной драке.
Екатерина 2 считала, что слово и убеждение являются наиболее эффективными средствами в модернизации страны, чем грубое насилие. В 1762 году Екатерина 2 проводит ряд мероприятий: реформа сената – он был разделён на 6 департаментов, лишён многих полномочий и был превращён в простой административный орган. Ликвидировано гетманство на Украине. Екатерина 2 проводит секрурялизацию монастырских земель, забрав эти земли в казну. Поэтому духовенство теряло могущество и превратилось в особый разряд чиновничества.
В 1762 году она собирает уложенную комиссию. Депутаты в неё избирались по всей стране и в итоге их было избрано более 500. Сама Екатерина 2 разработала наказ, который более чем на половину состоял из цитат Европейских просветителей, философов и 1\3 были её мысли. Комиссия начинает свою работу, но среди депутатов возникают разногласия и в итоге комиссия не создаёт нового общего закона и под предлогом начавшейся войны с Турцией, комиссия была распущена.
Напуганная крестьянской войной, под руководством Пугачёва, Екатерина 2 проводит реформы, касающиеся местного самоуправления. В итоге в 1775 году – губернская реформа. Деление на 50 гуребний. В каждой примерно проживало от 200 до 300 человек мужского пола. Провинции упразднялись, а губернии делились на уезды. Во главе губернии – губернатор, назначаемый сенатом. Во главе уезда – капитан-исправник из местного дворянства. В уездных городах были поставлены городничие, назначаемые правительством. В корне менялась судебная системы. Она была построена по сословному принципу. В 1785 году была опубликована жалованная грамота дворянству. Этот документ – продолжение манифеста о вольности дворянства. Они были полностью освобождены от военной службы. Они могли судиться (дворяне) только
дворянским судом, освобождались от подушной подати, телесных наказаний, имели исключительное право собственности на землю, получили право собирать свои дворянские собрания и напрямую через них общаться с императрицей. Была опубликованная жалобная грамота горожан. Привилегии получило только богатое купечество.
Усиление крепостной зависимости. В 1771 году – вспыхивает чумной бунт. Вызван снятием чумной иконы. Толпа недовольных восставших учиняет погром в кремле, Амбросий был убит, но мятеж подавлен войсками Орлова.
Объединяет всех недовольных Емельян Пугачёв.
3 этапа его восстания:
Сентябрь 1973 года – март 1974.
Март 1974- июль 1974 года.
Июль 1974 года – 1975 год.
Внешняя политика.
Основные направления:
1-выход к берегам Черного и Азовского морей, освоение и заселение южных чернозёмных степей, налаживание торговли через порты Черного моря.
2-возвращение части древнерусских земель (Украинских и Белорусских).
3-борьба с Францией.
1768-1773 год – Русско-турецкого война в эпоху Екатерины 2. Война сначала шла неуспешно, но потом, под руководством Румянцева была разбита турецкая армия, а русская эскадра одержала ряд побед на Средиземном море. В 1773 году был подписан мир, по которому Россия получает часть земель между южним бугом и днепром, получение права плавания торговых судов по азовскому и черному морям и через проливы босфор и тартанелла. Турция не хотела с этим мириться. В итоге – вторая Русско-турецкая война 1787-1791 год.
Суворов захватывает крепость «Очаков», захвачена крепость «Измаил», на море Ушаков наносит сокрушительное поражение турецкому флоту и в 1791 году был подписан явский мир, по которому к России относят территории, Турция соглашается с присоединением к России Крыма и Грузии.
Вопрос 5
Слово «просвещение» в некоторых словарях описывают как распространение знаний, образования. Получается, эпоха Просвещения — это время распространения знаний? Да, в какой-то степени. В истории Просвещением называют распространение научных знаний и идеи свободы человека в конце XVII — XVIII в.
Немецкий философ Иммануил Кант (1724–1804) называл Просвещение выходом человека из состояния несовершеннолетия, то есть неспособности пользоваться рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Таким образом, мыслитель отмечал, что к XVIII в. человечество стало пользоваться разумом для объяснения окружающего мира.
Просвещение затронуло многие страны Европы: Англию, Францию, Германию, Италию, Россию, а также Северную Америку.
Просвещение — культурное движение в Европе и Северной Америке в конце XVII — XVIII в., ставившее своей целью распространение идеалов научного знания, политических свобод, прогресса и разоблачение предрассудков и суеверий.
В отличие от гуманистов, просветители стремились донести свои взгляды до широкого круга людей. Деятели Просвещения часто появлялись в салонах богатых и знатных людей, где вели беседы, читали свои произведения. Распространению идей Просвещения способствовали также многочисленные газеты, которые стали тогда популярными в Европе. Во Франции на протяжении почти 30 лет издавалась Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел. Как отмечали сами издатели, «Цель Энциклопедии — объединить знания, рассеянные по поверхности земной, изложить их в общей системе для людей, с которыми мы живём, и передать их людям, которые придут за нами». Многие просветители состояли в переписке с европейскими монархами и пытались убедить их в необходимости преобразований, улучшения жизни народа.
Просвещение способствовало дальнейшей секуляризации общественной жизни. Уже упоминавшийся Вольтер открыто заявлял, что не верит в Бога, хотя большинство просветителей не разделяло его убеждений. Всё же в сознании людей утверждалась мысль, что их судьба зависит не только от Бога, но и от их собственных усилий. Этому способствовал протестантизм, широко распространившийся с XVI в. Он учил, что предприимчивость и деловая активность угодны Богу, а успех в делах — знак божественного участия в судьбе человека.
Секуляризация — освобождение культуры и сознания людей от влияния церкви.
Распространение знаний о болезнях и появление лекарств способствовало росту населения. Например, во второй половине XVIII в. стали делать прививки от оспы — заразной болезни, которая часто приводила к смерти. Люди всё чаще обзаводились индивидуальной посудой и столовыми приборами, а не ели из общего котла. Это тоже способствовало улучшению здоровья.
В некоторых странах под воздействием идей Просвещения стали открываться школы для слепых и глухих.
В XVIII в. в повседневную жизнь людей вошли кофе, сахар, чай, шоколад. Широкое распространение получили карманные часы, зонтики,
предметы, без которых люди с того времени не представляли себе жизнь. Эти мелкие на первый взгляд новшества говорили об улучшении жизни простых людей.
Идеи Просвещения серьёзно изменили жизнь людей. Благодаря им широко распространилось образование, утвердились представления о естественных правах человека, усилился процесс секуляризации сознания.
Семинар 12
Пьер-Самюэль Дюпон де Немур о просвящённом монархе
Именной указ прусского короля Фридриха II палате Курфюршерстской марки. 1749г.
Из завещания Фридриха II Прусского 8 января 1769 г.
Из Эдикта Иосифа II о веротерпимости. 13-го октября 1781 г.
1. В чем просветители видели преимущества «просвещенной монархии»?
Пьер-Самюэль Дюпон де Немур: «Лишь у наследственных монархов все личные и частные интересы, как в настоящем, так и в будущем, могут быть тесно, ощутительно и явно связаны с интересами их народов»
2. Опираясь на приведенные тексты, ответьте: оправдались ли ожидания просветителей?
Если взять за основу ожидания Пьера-Самюэля и указы Фридриха Второго и Иосифа Второго можно сделать вывод, что ожидания оправдались, так как Фридрих в своём именном указе запрещает бить своих поданных палкой (в противном случае нарушителя ждёт кара в виде 6 лет заключения в тюрьме) и после в своём завещании упомянул, что хочет лишь «благо государства»: «Да будет оно управляемо всегда со справедливостью, мудростью и твердостью, да будет оно счастливейшим из государств в силу мягкости законов, наиболее справедливо управляемо в отношении финансов, наиболее доблестно защищаемо солдатом, жаждущим лишь чести и военной славы, и да будет оно жить, процветая до конца веков!»
А Иосиф Второй разрешил «свободу частного богослужения» приверженцам «греческой веры и единоверцам аургсбургского и гельветического исповеданий».
3. Как проявил себя принцип «разумности» в реформах Иосифа II в Австрии?
Он разрешил «свободу частного богослужения» верующим некатолической церкви, что, наверняка, уменьшило возможность возникновения конфликтов с официальной церковью в рядах этих религиозных конфессий.
4. С учетом «мыслей» Екатерины II, выделите общие черты «просвещенного абсолютизма» в России и в Европе
Черты:
¾ Стремление к обогащению народа
¾ Освобождение народа
¾ У монарха не должно быть личных интересов, только забота о благе народа
¾ В монархе обязательна рассудительность: он не должен вводить и отменять законы, как ему заблагорассудится
¾ Общество должно доверять монарху и уважать его
¾ Монарх должен быть честен
¾ Максимальная открытость
Задание 2
Какой характер реформ в монархических государствах в Западной Европы (Конституция Германской империи 1871 года и «борьба за культуру», эпоха Великих реформ в Великобритании)?
Задание 3
Какова внутренняя политика Александра I (период «реформизм» и
«аракчеевщина») и Николая I?
Смягчение условий гос крестьян: гос реформа Киселёва
Приусадебные участки дали бесплатно, а земли крестьянской общины и, если не хватает, то и помещичьи по указу гос-ва. Земства были ограничены в двух вещах. Увеличено дворянское представительство и председателем губернского земства мог быть только дворянин. Бюджеты земств были поставлены под надзор гос-ва.
Внутренняя политика Александра 1 в 1815—1825 годах отличалась консервативной направленностью. Если в первой половине царствования до 1812 г. правление государя считалось либеральным, то после окончания Отечественной войны курс резко поменялся. В основу были положены охранительные начала. С приходом к власти Аракчеева, который оказывал существенное влияние на процесс управления государством, в стране стал устанавливаться полицейский режим. Источник:
После создания Священного союза и возвращения в Россию в 1815 г., Александр I проявлял все больше сомнений в необходимости конституционной реформы.
В документах Венского конгресса содержалось постановление, обязывающее Александра I дать конституционное устройство отошедшим к России польским землям. В мае 1815 г. был обнародован царский манифест о даровании вновь образованному Королевству Польскому конституции, самоуправления, права иметь собственную армию. 15 ноября 1815 г. конституция была утверждена. Польская корона объявлялась наследственной для российских императоров, но власть их ограничивалась конституцией.
На открытии первого заседания сейма в Варшаве Александр I подчеркнул свое намерение распространить конституционный порядок на всей территории России. Вскоре он дал поручение министру юстиции Н. Н. Новосильцеву подготовить проект российской Государственной уставной грамоты в духе польской конституции. Это было последним проявлением правительственного либерализма в конституционном вопросе. В 1820 г. проект Уставной грамоты был одобрен царем, но обнародование его так и не состоялось.
В 1818–1819 гг., Александр I дал поручения нескольким сановникам подготовить предложения об отмене крепостного права. Еще в 1816 г. было проведено освобождение крестьян в Эстляндии. Земельный надел они получали от помещика на условиях аренды и в перспективе должны были выкупить его в собственность. Аналогичные условия освобождения предусматривались положением о лифляндских и курляндских крестьянах.