Файл: Программа среднего профессионального образования 46. 02. 01 Документационное обеспечение управления и архивоведение Дисциплина Обеспечение сохранности документов Практическое занятие 3.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Программа среднего профессионального образования
46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение
Дисциплина: Обеспечение сохранности документов
Практическое занятие 3
Выполнил:
Обучающийся Загривач Роман Владимирович
Преподаватель:
Хомякова Наталья Викторовна
Задание 1. (максимальное количество баллов – 4 балла).
Классификация видов угроз, которым может подвергаться архив.
Изучите статью: Егоров С.Е. Современные угрозы архивным документам. // Отечественные архивы. 2009. № 6. С. 19-28 (файл со статьей прилагается или по ссылке https://polit.ru/article/2010/01/22/egorov/ ) (скопируйте ссылку и вставьте в поисковую или командную строку браузера)
Перечислите основные виды угроз, которым может подвергаться архив. Опишите кратко меры по противодействию данным угрозам. Оформите ответ в таблице.
Вид угроз | Меры по противодействию угрозе |
Стихийные бедствия | В марте 2007 г. была принята ведомственная целевая программа «Укрепление пожарной безопасности федеральных государственных архивов», направленная на улучшение условий хранения свыше 41 млн архивных дел федеральной собственности. Программой намечен ряд крупных задач в части снижения вероятности возникновения пожаров, пожароопасных ситуаций, повышения готовности персонала к оперативному выявлению и ликвидации возгораний, подлежащих решению до 2009 г. В ходе их реализации в федеральных архивах осуществляется комплекс мер по замене электросети и электрооборудования, оснащению современными системами охранно-пожарной сигнализации и автоматики, укомплектованию нормативным количеством первичных средств пожаротушения и защитным снаряжением; обеспечению архивных объектов федеральной собственности нормативным числом сотрудников ГПС МЧС России. Архивы должны быть оборудованы системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях в соответствии с нормами пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях (НПБ 104-03)»[. В архивах устанавливается порядок использования систем оповещения и эвакуации людей, разрабатываются планы эвакуации с указанием лиц, которые имеют право приводить системы в действие. |
Террористические акты | Угроза террористического акта – акция, направленная на принуждение администрации учреждения культуры (архива) выполнить конкретные требования террористов или на привлечение внимания общественности и прессы к определенным личным или общественным проблемам, поставила архивы с конца 1990-х гг. перед необходимостью антитеррористической защищенности. Поэтому в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму» от 15 сентября 1999 г. № 1040 по согласованию с МЧС России был принят План неотложных мероприятий по усилению безопасности федеральных архивных учреждений, утвержденный приказом Росархива от 20 сентября 1999 г. № 43. |
Нарушение режимных условий, правил хранения, учета, использования архивных документов | Нормативные параметры светового, температурно-влажностного и санитарно-гигиенического режимов хранения документов поддерживаются с помощью специальных средств (стеллажи, шкафы, сейфы, коробки, папки и т.п.); светонепроницаемых и светорассеивающих штор на окнах; защиты от агрессивных примесей в воздушной среде (сернистого газа, сероводорода, паров ртути, окислов азота, аммиака); электромагнитно-ионизационного (радиационного) воздействия. Определяющее значение для создания оптимальных климатических условий хранения документов имеет проектирование здания самого архива как объекта защиты в удалении от промышленных предприятий, загрязняющих воздух (агрессивные газы, цементная пыль и т.п.), от сооружений, опасных в пожарном отношении (нефтехранилища, бензоколонки, автостоянки, гаражи и т.п.), и др. |
Хищения сотрудниками и посторонними лицами | В защите от хищений важную роль играет система контроля доступа к документам (СКД), т.е. продуманное выделение в помещениях архива зон разной степени доступности (не менее трех): зона А – открытая публике; зона Б – закрытая доступу публики ; зона В – с контролируемым доступом Желательно выделять отдельную зону Г для хранения особо ценных архивных комплексов. Технические средства защиты, строго ограниченное число сотрудников, вход через пост охраны без сумок и верхней одежды позволяют обеспечить в этой зоне наиболее высокую степень защиты от угроз архивным документам. |
Задание 2. (максимальное количество баллов – 3 балла).
Разработка алгоритма действий по предотвращению угрозы хищения документов из архива.
Разработайте алгоритм действий по предотвращению угрозы хищения документов из архива на всех стадиях работы с ними. Оформите алгоритм в виде схемы или памятки.
Угроза хищений документов, в том числе с целью вывоза их за рубеж, усилилась в последние десятилетия из-за высокой стоимости архивных раритетов на антикварно-букинистическом рынке.
Объектами хищений стали как целостные единицы хранения (дела, альбомы, книги и т.д.), так и обособленные документы, марки, печати, автографы и др. Правда, хищения в архивах страны отмечались и прежде. К сожалению, действующая система нормативного регулирования вопросов утрат и хищений по-прежнему не в полной мере обеспечивает защиту архивных документов из-за несовершенства правоприменительной практики наказаний за хищения документов и иные противоправные действия, повлекшие утрату документов.7
В защите от хищений важную роль играет система контроля доступа к документам (СКД), т.е. продуманное выделение в помещениях архива зон разной степени доступности (не менее трех):
зона А – открытая публике (включая приемные и справочные помещения; читальные, выставочные, конференц-залы);
зона Б – закрытая доступу публики (хранилища, лаборатории, мастерские; помещения для проведения работ по приему, описанию, учету, экспертизе документов);
зона В – с контролируемым доступом (служебные кабинеты и помещения, являющиеся связующим звеном между зонами А и Б).
Желательно выделять отдельную зону Г для хранения особо ценных архивных комплексов. Технические средства защиты, строго ограниченное число сотрудников, вход через пост охраны без сумок и верхней одежды позволяют обеспечить в этой зоне наиболее высокую степень защиты от угроз архивным документам. Основными элементами подобных систем являются считыватели, установленные на входах в зоны безопасности, и магнитные карточки, которые точно идентифицируют своих владельцев и уровень доступа в охраняемые зоны. СКД ведет централизованный сбор информации о входивших в зоны лицах. Принцип деления на зоны безопасности является классическим в теории защиты информации и доказал свою эффективность на многих секретных военных объектах страны.
Задание 3. (максимальное количество баллов – 3 балла).
Составление инструкции по обеспечению сохранности архивных документов при угрозе террористического акта.
Составьте инструкцию по обеспечению сохранности архивных документов при угрозе террористического акта.
Террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба, либо поступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
При возникновении угрозы разрушения (взрыва) здания, общее руководство мероприятиями осуществляет руководитель объекта с массовым пребыванием людей, т.е. директор федерального государственного архива, который обеспечивает максимальную безопасность работников и самого объекта, создает условия, способствующие расследованию факта разрушения правоохранительными органами.
Архив оборудуется средствами антитеррористической защищенности в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, установленными Правительством Российской Федерации
Антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей должна соответствовать характеру угроз, оперативной обстановке, обеспечивать наиболее эффективное и экономное использование сил и средств, задействованных в обеспечении безопасности мест массового пребывания людей.
Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем:
а) проведения организационных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий);
б) инженерно-технического оборудования объектов (территорий) и обеспечения контроля за наличием и работоспособностью инженерно-технических средств охраны объектов (территорий), а также технического обслуживания инженерно-технических средств охраны объектов (территорий);
в) обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях);
г) проведения комплекса мероприятий, направленных на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы совершения террористических актов на объектах (территориях);
д) осуществления следующих мероприятий по защите служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории) и иных документах, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объекта (территории):
- установление порядка работы со служебной информацией ограниченного распространения;
- организация допуска лиц к служебной информации ограниченного распространения;
- определение обязанностей лиц, допущенных к служебной информации ограниченного распространения, в том числе лиц, ответственных за хранение паспорта безопасности объекта (территории) и иных документов ограниченного распространения, содержащих сведения о состоянии антитеррористической защищенности объекта (территории) и принимаемых мерах по ее усилению;
- организация и осуществление контроля за обеспечением установленного порядка работы со служебной информацией ограниченного распространения и ее хранения;
е) проведения следующих мероприятий по выявлению и предотвращению несанкционированного проноса (провоза) и применения на объектах (территориях) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов (в том числе при их получении посредством почтовых отправлений):
- организация контроля за допуском на объекты (территории) посетителей и автотранспортных средств;
- организация контроля за допуском к системе вентиляции помещений объектов (территорий);
- организация контроля за поступающей на объекты (территории) почтовой корреспонденцией;
- оперативное оповещение и эвакуация сотрудников (работников) и посетителей объектов (территорий) в случае угрозы применения (применения) на объектах (территориях) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов.
Организационные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) включают в себя:
а) разработку организационно-распорядительных документов по организации охраны, пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях);
б) разработку паспорта безопасности объекта (см. раздел 3);
в) определение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организацию взаимодействия с территориальными органами ФСБ России, МВД России, МЧС России, Росгвардией, подразделением вневедомственной охраны Росгвардии по месту нахождения объекта;
г) проведение учений и (или) тренировок с сотрудниками (работниками) объектов (территорий) по подготовке к действиям при угрозе совершения и при совершении террористических актов на объектах (территориях);
д) информирование сотрудников (работников) объектов (территорий) о требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и об организационно-распорядительных документах по пропускному и внутриобъектовому режимам на объектах (территориях);
е) исключение фактов бесконтрольного нахождения на потенциально опасных участках (критических элементах) объектов (территорий) посетителей, работников обслуживающих, ремонтных и иных сторонних организаций.
Все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются:
а) системой видеонаблюдения;
б) системой оповещения и управления эвакуацией;
в) системой освещения;
г) инженерными и техническими средствами (ограждения, двери, окна, противотаранные устройства, шлагбаум, колючая проволока и др.).
В целях поддержания правопорядка в местах массового пребывания людей организуется их физическая охрана.
Система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней, а также информационное взаимодействие с региональными подсистемами видеонаблюдения сегментов аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" (передачу видеоизображения в реальном времени, видеоизображения в архиве, результатов работы средств видеоизображения и видеоидентификации).
Система оповещения в месте массового пребывания людей должна обеспечивать оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта. Система оповещения в месте массового пребывания людей является автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами. Количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость на всей территории места массового пребывания людей.
При поступлении в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, администрацию муниципального образования или правообладателю места массового пребывания людей информации (в том числе анонимного характера) об угрозе совершения или о совершении террористического акта в месте массового пребывания людей должностные лица исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, администрации муниципального образования или правообладатель места массового пребывания людей незамедлительно информируют об этом территориальные органы ФСБ России, МВД России, Росгвардии и МЧС России посредством имеющихся в их распоряжении средств связи.