Файл: Программа среднего профессионального образования 46. 02. 01 Документационное обеспечение управления и архивоведение Дисциплина Обеспечение сохранности документов Практическое занятие 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При представлении информации с помощью средств телефонной связи или радиосвязи лицо, передающее информацию, называет свои фамилию, имя, отчество, занимаемую должность, наименование места массового пребывания людей и сообщает имеющуюся информацию об угрозе совершения или о совершении террористического акта.

Лицо, передавшее информацию с помощью средств электронной или факсимильной связи, телефонной связи или радиосвязи, фиксирует факт передачи, дату и время передачи информации имеющимися в его распоряжении средствами аудио- и (или) видеозаписи, программными и (или) техническими средствами.

Срок хранения носителей информации, подтверждающих факт ее передачи, дату и время, составляет не менее 30 дней.
Задание 4. (максимальное количество баллов – 3 балла).

Определение нормативных режимов режима хранения документов в архиве.

 

Определите нормативные режимы хранения документов в архиве. Чем обеспечиваются оптимальные условия хранения документов? Письменно ответьте на поставленный вопрос.
Документы должны храниться в условиях, обеспечивающих их защиту от повреждений, вредных воздействий окружающей среды и исключающих утрату документов.

Световой режим

Постоянное хранение документов должно осуществляться в темноте. Все виды работ с документами должны проводиться при ограниченных или технологически необходимых уровнях освещения. Освещение в хранилищах может быть естественным и искусственным. Естественное освещение в хранилищах допускается рассеянным светом, при условии применения на окнах светорассеивателей, регуляторов светового потока, защитных фильтров, штор, жалюзи, окраски стекол. Для защиты документов применяют хранение в переплетах, папках, коробках, шкафах, на стеллажах закрытого типа, в оберточной бумаге и т.п. Для искусственного освещения применяют лампы накаливания в закрытых плафонах с гладкой поверхностью. Допускается применение люминесцентных ламп с урезанным ультрафиолетовым участком спектра типа ЛБ, ЛХБ, ЛТБ. Уровень освещенности в диапазоне видимого спектра не должен превышать: на вертикальной поверхности стеллажа на высоте 1 м от пола - 20 - 50 лк (люкс), на рабочих столах - 100 лк (люкс).

Температурно-влажностный режим


В помещениях хранилищ, оборудованных системами кондиционирования воздуха, должен поддерживаться оптимальный температурно-влажностный режим, учитывающий специфику видов документов: для бумажных документов - температура 17 - 19 град. С, относительная влажность воздуха 50 - 55%; для пленочных материалов - черно-белых (15 град. С и 40 - 55%) и цветных (2 - 5 град. С и 40 - 55%); для документов на магнитных лентах и дисковых носителях - 15 - 20 град. С и 50 - 65%. Резкие колебания температуры и влажности в хранилищах не допускаются. В помещениях с нерегулируемым климатом должны осуществляться мероприятия по оптимизации климатических условий на основе рационального отопления и проветривания помещений, использования средств осушения или увлажнения воздуха. При длительном стабильном повышении относительной влажности воздуха до 80 - 90% предпринимаются обязательные меры по нормализации климатических условий (интенсивное проветривание, осушение хранилищ, устранение причин повышения влажности).

Температурно-влажностный режим в хранилищах контролируется путем регулярного измерения параметров воздуха: в кондиционируемых помещениях - один раз в неделю, в помещениях с нерегулируемым климатом - два раза в неделю, при нарушениях режима хранения - ежедневно.

Контрольно-измерительные приборы (термометры, психрометры, гигрометры) размещают в главном проходе на стеллаже, вдали от отопительных и вентиляционных систем. Показания приборов фиксируются в регистрационном журнале.

Санитарно-гигиенический режим

Помещения архива должны содержаться в чистоте, в условиях, исключающих возможность появления плесени, насекомых, грызунов, пыли.

В помещениях хранилищ должна быть обеспечена свободная циркуляция воздуха, исключающая образование непроветриваемых зон, опасных в санитарно-биологическом отношении.

Открывающиеся в теплое время года окна, а также вентиляционные отверстия в стенах, потолках, полах хранилищ и наружные отверстия вентиляционных систем следует защищать сетками с диаметром ячеек не более 0,5 мм.

В помещениях хранилищ запрещается пребывание в верхней одежде, мокрой и грязной обуви, хранение и использование пищевых продуктов, курение.

В помещениях хранилищ необходимо проводить систематическую влажную уборку. Не реже одного раза в год проводится обеспыливание стеллажей, шкафов, средств хранения; полы, плинтусы, подоконники, цокольные части стеллажей обрабатываются водными растворами антисептиков (2%-ный формалин, 5%-ный катамин АБ и т.п.).


Два раза в год (в начале и по окончании отопительного сезона) документы (выборочно) и помещения хранилищ подвергают обследованию для своевременного обнаружения насекомых и плесневых грибов.

При проведении уборок или санитарных обработок вода и антисептические растворы не должны попадать на документы.

Охранный режим

Охранный режим обеспечивается выбором места размещения архива в здании, техническими средствами защиты, организацией системы охраны, сигнализации, соблюдением мер пропускного режима, порядка доступа в хранилище, опечатыванием помещений. Наружные двери архива и хранилищ должны иметь металлическую облицовку и прочные запоры. На доступные извне окна устанавливают запираемые, распашные наружу металлические решетки. Помещения архива оборудуют охранной сигнализацией, в нерабочее время помещения пломбируются (опечатываются). Хранилища в рабочее время должны быть закрыты на ключ. Право доступа в хранилище имеют заведующий и сотрудники данного хранилища, а в отдельных случаях - другие лица в их сопровождении. Вынос документов из архива осуществляется только по специальным пропускам в установленном порядке.

Противопожарный режим

Противопожарный режим в архиве регламентируется законодательством РФ, регулирующим вопросы пожарной безопасности.

Пожарная безопасность архива должна обеспечиваться системами
предотвращения пожара и противопожарной защиты, в т.ч. организационно-техническими мероприятиями. Во всех помещениях категорически запрещается курение. Помещения должны оборудоваться автоматической пожарной сигнализацией и автоматическими средствами пожаротушения. В
хранилищах бумажных и пленочных документов рекомендуется устанавливать газовые и дымовые датчики, особенно ионизационного типа; в читальных залах, реставрационных лабораториях, помещениях электронно-вычислительной техники – дымовые; в помещениях обеспыливания документов – тепловые

Запрещается применение огня, электронагревательных приборов, в системах пожаротушения применяются относительно безопасные для документов вещества (фреон, углекислота и др.)

 

Задание 5. (максимальное количество баллов – 4 балла).


Выполнение кейс-задания о подготовке к списанию архивных документов, по которым истек срок хранения.

Выполните кейс-задание. Вас приняли на работу архивистом в ООО "ХХХ" и поручили подготовить к списанию архивные документы, по которым истек срок хранения. Составьте пошаговый алгоритм своих действий с учетом использования типового перечня (указать какого).

 

В любой компании с течением времени накапливается невероятное количество документов: из бухгалтерии, первичного списка документации, из отдела кадров и, конечно, в архивах. Часть этих документов продолжает использоваться в работе, часть — просто хранится в архивах. При этом с годами сроки хранения многих документов просто истекают. Их необходимо списывать и уничтожать для того, чтобы со временем избежать путаницы в бумагах.



Списание документов — необходимый этап в работе

Далеко не в каждой организации имеется штатный архивариус, который бы мог провести всю работу по документации, подготовить акт списания документов, реализовать работу по их уничтожению.

Отслеживание сроков хранения документов

Именно по этой причине следить за сроками хранения документации приходится другим сотрудникам компании. Эта обязанность нередко ложится на плечи бухгалтеров, руководителей отделов и т.д., то есть тех сотрудников, которые занимаются профильной работой и, конечно, не в состоянии обеспечивать порядок в архиве — на это просто не хватает времени.

Проверка ценности документации с истекшими сроками

При проведении экспертизы ценности документации — обязательного этапа в процессе списания документов, формируется список документов, срок хранения которых истек и которые подлежат уничтожению, составляется акт списания документов и т.д. Кроме того, создается отдельный архив для тех документов, которые должны храниться на протяжении длительного времени.

Состав акта списания документов с истекшими сроками

В акт списания документов с истекшими сроками, как правило, включаются документы первичной бухгалтерии (они хранятся в архиве на протяжении 5 лет). Вся бухгалтерская документация списывается перед шредированием.


Списание документов как метод оптимизации работы архива

Списание документов — это один из наиболее простых и действенных методов оптимизации работы архива, работы компании в целом, снижения расходов на хранение документов, которые перестают быть важными и нужными.

Процедура уничтожения

Документы, направленные на уничтожение, передаются для утилизации. Все подлежащие уничтожению документы будут упакованы для удобства транспортировки, погружены и вывезены. На уничтожение документы передаются по накладной, где четко указаны список документации и дата их передачи.

Все документы будут списаны в строгом соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации.

Вовремя списывать документов крайне важно.

  • Офисная площадь не будет заниматься масштабными архивами, если вовремя «наводить порядок» в документации.

  • С годами количество документов не будет возрастать, если будет соблюдаться порядок списания документов.

  • Документы после списания в обязательном порядке будут уничтожаться — вы сможете избежать риска «утечки» информации.


Задание 6. (максимальное количество баллов – 4 балла).

Установление сроков хранения документов по Перечню.

Заполните таблицу примерами документов с указанными сроками хранения (по 2-3 примера на каждый пункт) с указанием соответствующей статьи типового перечня.

Для выполнения задания используйте Приказ Федерального архивного агентства от 20 декабря 2019 года N 236 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения» URL: https://docs.cntd.ru/document/564112333    (скопируйте ссылку и вставьте  в поисковую  или командную  строку браузера) 

 

Сроки

Виды документов, статья типового перечня

Постоянно

Документы (договоры, акты, сведения) о реорганизации организации (ст. 26), переписка о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 118), журнал регистрации дел по приватизации предприятий, организаций (ст 145)

75 лет

Приказы по личному составу (ст. 19б), штатные расстановки (ст. 74), табели и наряды работников тяжелых, вредных, опасных профессий (ст. 615)

50 лет

документы по личному составу законченные делопроизводством после 01.01.2003, срок хранения составляет 50 лет; делопроизводство закончено после 1 января 2003 года (ст. 296)

10 лет

 Переписка с вышестоящими организациями (ст. 507 б), журналы, книга учета инструктажа по технике безопасности (ст. 626 б),

5 лет

 Переписка с другими организациями (ст 507 в), переписка со средствами массовой информации по освещению основных направлений деятельности организации (ст 515), книги, журналы регистрации научно-технической информации (ст. 525)

3 года

Документы (заявки, планы,спарвки, перечни, переписка) о комплектовании и работе справочно-информационных служб организации (ст. 526), журналы учета проведения экскурсий по выставкам (ст 542), документы о размещении и выпуске рекламы (ст 545) 

1 год

 Переписка о переводе иностранной литературы (ст. 523), переписка о тираже издания(ст 550), переписка о распространении информационных изданий (ст 560)

До минования надобности

 Информационные обзоры (ст. 514), перечни профессий в других организациях (ст. 570),

До замены новыми

Уставы о соблюдении дисциплины труда в других организациях (ст. 571 б), типовые нормативы по труду в других организациях (ст. 588 б), правила по охране труда работающих инвалидов в других организациях (ст 616 б)