Файл: Тема 3 Надзор за процессуальной деятельностью органов дознания. Возбуждение уголовного дела. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема №3: Надзор за процессуальной деятельностью органов дознания. Возбуждение уголовного дела. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела. Правила и особенности ведения протокола явки с повинной.
Вопрос № 1. Надзор за процессуальной деятельностью органов дознания.

Статья 38. Надзор от имени государства за процессуальной деятельностью органов дознания Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов уполномочен осуществлять военный прокурор (ст. 37 УПК РФ).

Организация надзора имеет целью обеспечение соблюдения требований закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, своевременного и законного возбуждения уголовных дел о преступлениях, по которым производство предварительного следствия обязательно, всестороннее и объективное их расследование, строгое соблюдение органами дознания законности по каждому уголовному делу.

Оценка деятельности органа дознания вышестоящим командиром дается по согласованию с военным прокурором.

Статья 39. Военный прокурор при осуществлении надзора на данном направлении деятельности:

а) обращает внимание на выполнение органами дознания возложенных на них законом задач по борьбе с правонарушениями, по выявлению и устранению ими обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, предупреждению преступных проявлений;

б) принимает меры к тому, чтобы ни одно преступление не осталось нераскрытым и ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало установленной законом ответственности, никто не подвергался незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственности или иному незаконному ограничению в правах; чтобы задержание граждан по подозрению в совершении преступлений производилось не иначе как в порядке и по основаниям, установленным законом; никто не подвергался аресту без судебного решения;

в) проверяет исполнение органами дознания требований законодательства при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, требуя принятия необходимых розыскных и иных предусмотренных законом мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших;

г) обращает внимание на исполнение органами дознания требований закона о немедленном уведомлении военного прокурора об обнаружении признаков преступления и соблюдение установленного порядка приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, возбуждения уголовных дел;


д) принимает меры к неуклонному соблюдению установленного законом порядка расследования преступлений, процессуальных сроков по уголовным делам, прав участников уголовного судопроизводства и других граждан, правильному применению уголовных и уголовно-процессуальных норм;

е) поддерживает постоянную связь и контакты с органами дознания, принимает меры к устранению выявленных в их деятельности нарушений, повышению юридической подготовки дознавателей и органов дознания.

Статья 40. В ходе досудебного производства военный прокурор при осуществлении надзора уполномочен:

1) проверять исполнение органами дознания требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

2) требовать от органов дознания для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях в ходе проведения проверок по сообщению о преступлении, неотложных следственных действий, исполнения письменного поручения следователя по находящемуся у него в производстве уголовному делу, работы по установлению лиц, совершивших преступления;

3) требовать от органов дознания устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе производства следственных и иных процессуальных действий;

4) давать органу дознания и дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

5) отменять незаконные и необоснованные постановления органа дознания или дознавателя в порядке, установленном УПК РФ, в том числе постановления о возбуждении уголовных дел;

6) разрешать отводы, заявленные органу дознания или дознавателю, а также их самоотводы;

7) отстранять орган дознания или дознавателя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований УПК РФ при производстве процессуальных действий;

8) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи. Незамедлительному изъятию подлежат уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, в том числе повлекших причинение смерти, тяжкого вреда здоровью; о преступлениях, совершенных в условиях неочевидности и требующих раскрытия; при необходимости обеспечения участия в производстве следственных и иных процессуальных действий защитника; при необходимости возбуждения перед судом ходатайств в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 29 и ст. 165 УПК РФ; иные уголовные дела о преступлениях, расследование которых связано с производством сложных следственных действий. Если в силу исключительных обстоятельств (климатические условия и т.п.) незамедлительно изъять у органа дознания уголовные дела указанной категории не представляется возможным, орган дознания или дознаватель может произвести по ним неотложные следственные действия;


9) координировать совместно с военными следственными органами действия органов дознания и дознавателей при производстве ими следственных и иных процессуальных действий по уголовным делам, находящимся в производстве военных следственных органов, и принятии розыскных мер;

10) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Письменные указания военного прокурора органу дознания и дознавателю, данные в порядке, установленном УПК РФ, являются обязательными.

Статья 41. Надзор военного прокурора за процессуальной деятельностью органов дознания и дознавателей осуществляется также путем разрешения жалоб на их действия (бездействие) и решения, которые затрагивают интересы участников уголовного судопроизводства и иных лиц (ст. 123 УПК РФ).

Процессуальная обязанность обеспечивать реализацию права обжалования возлагается на орган дознания, дознавателя, которые обязаны разъяснять его участникам уголовного судопроизводства, принимать жалобы и в течение 24 часов направлять их со своими пояснениями военному прокурору, осуществляющему надзор за процессуальной деятельностью органов дознания.

Жалоба может быть подана в суд заявителем, его защитником, законным представителем или представителем непосредственно либо через орган дознания, дознавателя (ч. 2 ст. 125 УПК РФ).
Статья 42. Полномочия по надзору за исполнением законов органами дознания военным прокурором реализуются также путем проведения прокурорских проверок исполнения законов органами дознания, ознакомления с материалами и другими данными, в которых могут содержаться сведения о правонарушениях (в довольствующих органах, медицинских учреждениях, органах военной полиции Вооруженных Сил, органах МВД России и др.).
Статья 43. С целью предупреждения нарушений закона в процессуальной деятельности органов дознания военный прокурор уполномочен знакомиться с организацией работы по осуществлению уголовного преследования в воинской части, материалами проверок, разбирательств и уголовных дел, давать указания органам дознания, дознавателям о тактике и методике проведения следственных и иных процессуальных действий.

Работа органов дознания периодически обобщается военным прокурором, а результаты анализа используются для организации учебных мероприятий и постановки перед командованием вопросов об улучшении деятельности органов дознания.

Вопрос № 2. Возбуждение уголовного дела. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела.


Статья 44. Поводами для возбуждения уголовного дела органом дознания в войсках в соответствии со ст. 140 УПК РФ служат:

1) заявление о преступлении;

2) явка с повинной;

3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.
Статья 45. Заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде.

Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем.

Устное заявление о преступлении заносится в протокол (бланк 2), который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.

Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия, то оно заносится в протокол следственного действия.

В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление оформляется в порядке, установленном ст. 143 УПК РФ, т.е. рапортом об обнаружении признаков преступления (бланк 1).

Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

Такое предупреждение должно сопровождать и письменное заявление о преступлении. Если письменное заявление получено по почте, то предупреждение об ответственности производится при явке заявителя для получения объяснений, допросе либо производстве иных процессуальных действий с его участием.

Анонимное заявление о преступлении, не содержащее сведений о фамилии или местонахождении (адреса) заявителя, не может служить поводом для возбуждения уголовного дела (ст. 141 УПК РФ), однако содержащиеся в нем сведения могут быть использованы для проведения проверки (разбирательства) и решения в дальнейшем вопроса о наличии признаков преступления. Поступающие в органы дознания анонимные заявления, в которых содержатся сведения о готовящихся или совершенных преступлениях, могут направляться в органы внутренних дел и другие правоохранительные органы для использования в оперативно-розыскной деятельности.
Статья 46. Заявление о явке с повинной - добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении.

Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол в порядке, установленном ч. 3 ст. 141 УПК РФ (бланк 3; ст. 142 УПК РФ).


В том случае, если в сведениях, сообщаемых лицом, явившимся с повинной, содержится сообщение о совершении преступлений другими лицами, в этой части орган дознания или дознаватель должен предупредить заявителя об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

Статья 47. Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, чем указанные в ст. ст. 141 и 142 УПК РФ, принимается дознавателем, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления на имя начальника органа дознания по форме, предусмотренной в бланке 1 (ст. 143 УПК РФ). В рапорте должны содержаться подробные сведения о месте, времени совершенного деяния и его обстоятельствах, лице, его совершившем (если оно известно), наступивших последствиях, данные о времени и источнике получения информации, юридическая квалификация деяния.

В случае совершения военнослужащим правонарушения, в котором наличие признаков преступления не является очевидным, орган дознания назначает разбирательство, которое производится в порядке, установленном Дисциплинарным Уставом Вооруженных Сил Российской Федерации. Если в результате разбирательства выяснится, что проступок военнослужащего содержит признаки преступления, должностное лицо, производившее разбирательство, составляет мотивированный рапорт на имя начальника органа дознания, который поручает дознавателю составить рапорт об обнаружении признаков преступления (бланк 1).

Статья 48. В целях исключения случаев сокрытия преступлений от учета, правильного исчисления сроков принятия процессуальных решений по сообщениям о преступлениях, реализации полномочий военного прокурора по проверке исполнения требований федерального закона при их приеме, регистрации и разрешении письменные заявления о преступлениях, протоколы принятия устных заявлений о преступлениях, письменные заявления о явке с повинной, протоколы явки с повинной, рапорты об обнаружении признаков преступлений подлежат обязательной регистрации в книге регистрации сообщений о преступлениях, поступивших в войсковую часть (учреждение), которая должна вестись в каждой воинской части (форма книги для органов дознания Вооруженных Сил, иных войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба, за исключением органов федеральной службы безопасности, приведена в приложении 3 к настоящей Инструкции, а для органов федеральной службы безопасности - в ведомственном правовом акте, регламентирующем прием, регистрацию и проверку сообщений о преступлениях).