Файл: 1. Дислалия определение, история, статистика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
генетическое консультирование, психолого-педагогическое просвещение молодых родителей, ранняя диагностика детей с фактором риска в речевом развитии. Знание причин, которые приводят к расщелинам, позволяет проводить пропаганду знаний об этих факторах и предупреждать их появление.

Вторичная профилактика – предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы, а также предупреждение последствий речевой патологии. Это предупреждение вторичных речевых и неречевых расстройств, профилактика рецедивов.

Ринолалия – результат появления и закрепления речевых и неречевых условий, которые возникают вследствие анатомической патологии (расщелины). Поэтому устранение патологических условий и создание нормальной базы имеет исключительное значение в предупреждении ринолалии.

Третичная профилактика –то есть о профилактике рецидивов (возвратов) уже устраненных речевых расстройств.

-осуществление контроля за речью после проведенной коррекционной работы.

Некоторые дефекты речи ограничивают возможность выбора профессии. Задача третичной профилактики – профессиональная ориентация и обучение лиц, страдающих патологией речи. Основным направлением является учет личностных возможностей и интересов каждого ребенка, страдающего тяжелым нарушением речи. У них должна быть возможность выбора, с помощью педагогов, психологов, врачей, пути обучения, которые позволяют достичь наилучших результатов.

Социально-трудовая адаптация лиц, страдающих речевой патологией. Включает профессиональную ориентацию лиц с ринолалией – на основе учета степени разборчивости речи, личностных особенностей, интересов.


Организация профилактической логопедической работы – участие учителей-логопедов в диспансерных осмотрах, систематический контроль за речевым развитием детей в дошкольных и школьных учреждениях. Важное значение имеет взаимодействие учителя-логопеда с родителями. Формы такой работы:

  • индивидуальные: беседы, консультации, посещение родителями занятий

  • групповые (коллективные): родительские собрания, круглые столы, тренинги, родительские конференции, собрания, семинары и др.

  • наглядно-информационные: санбюллетени, информационные корзины, памятки, листовки, плакаты, видеоролики, копилки советов, стенды, реклама книг, статей их журналов, папки-передвижки и пр.


55. Закрытая, смешанная ринолалия, их причины, характеристика, особенности коррекционной работы. Последовательность работы над звуками.

Ринолалия (от греч. rhinos – нос, lalia – речь) – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Сочетание нарушений артикуляции звуков с нарушениями тембра голоса

позволяет отличать ринолалию от дислалии и ринофонии.

При ринолалии механизм акртикуляции, фонации и голосообразования

имеет существенные отклонения от нормы и обусловлен нарушением участия

носового и ротоглоточного резонаторов.

Различают три вида ринолалии:

1. Открытая ринолалия.

2. Закрытая ринолалия.

3. Смешанная ринолалия.

Закрытая ринолалия может быть механической и функциональной.

Механическая закрытая ринолалия бывает передней и задней.

Механизм закрытой ринолалии характеризуется пониженным физиологическим носовым резонансом во время произношения звуков речи. Самый сильный резонанс в норме наблюдается при произнесении носовых м, м’, н, н’. В

процессе артикуляции этих звуков носоглоточный затвор остается открытым и

воздух проникает в носовую полость. Если же носовой резонанс отсутствует,

эти фонемы звучат как ротовые б, б’, д, д’.

Кроме произношения носовых согласных звуков при закрытой ринолалии


нарушается произношение гласных. Оно приобретает неестественный, мертвый

оттенок.

Причинами закрытой ринолалии чаще всего являются органические изменения в носовом пространстве или функциональные расстройства небно-глоточного смыкания. Органические изменения бывают вызваны болезненными

явлениями, в результате которых уменьшается проходимость носа и затрудняется носовое дыхание.

Передняя механическая закрытая ринолалия возникает при хронической

гипертрофии слизистой носа, главным образом задних отделов нижних раковин, при полипах в носовой полости, при искривлении перегородки носа и при

опухолях носовой полости.

Задняя механическая закрытая ринолалия у детей чаще всего является

следствием больших аденоидных разрастаний, изредка носоглоточных полипов, фибромы или других носоглоточных опухолей.

Функциональная закрытая ринолалия встречается у детей часто, но не всегда правильно распознается. Она характерна тем, что возникает при хорошей

проходимости носовой полости и ненарушенном носовом дыхании. При функциональной закрытой ринолалии тембр носовых и гласных звуков может быть

нарушен сильнее, чем при органической.
Причина заключается в том, что мягкое небо при фонации и произношении носовых звуков поднимается выше

нормы и закрывает звуковым волнам доступ к носоглотке. Подобные явления

чаще наблюдаются при невротических расстройствах у детей.

Смешанная ринолалия – состояние речи, характеризующееся пониженным

носовым резонансом при произнесении носовых звуков и наличием назального

тембра (назализованного голоса). Причиной является сочетание непроходимости носа и недостаточность нёбо-глоточного контакта функционального и органического происхождения.

Наиболее типичными являются сочетания укороченного мягкого нёба,

подслизистого его расщепления и аденоидных разрастаний, которые в таких

случаях служат препятствием для утечки воздуха через носовые ходы во время

произнесения оральных звуков.
Состояние речи может ухудшиться после аденотомии, так как возникает


нёбно-глоточная недостаточность и проявляются признаки открытой ринолалии.

Последовательность работы над звуками при ринолалии определяется подготовленностью артикуляционной базы звуков.

Звуки речи взаимозависимы и взаимосвязаны, и потому на­личие полноценных звуков одной группы является производным базисом для формирования следующей группы звуков: одни зву­ки являются производными для других. Артикулемы имеющихся звуков будут тем необходимым основанием, на котором воспи­тываются новые звуки. В постановке отдельных звуков могут быть использованы разные опорные звуки.

В РБ только 7% детей рождаются с «заячьей губой», из-за этого данная тема не освещена полностью.
56. Сочетание логопедической работы с методами медицинской реабилитации при органической закрытой (передней и задней) и смешаной ринолалии.

При органической закрытой ринолалии прежде всего должны быть устранены причины непроходимости носовой полости. Как только наступает правильное носовое дыхание, исчезает и дефект. Если же после устранения непроходимости (например, после аденотомии) ринолалия продолжает проявляться, прибегают к таким же упражнениям, как при функциональных нарушениях.

Логопедическая работа сводится к 4-м составляющим:

1)развитие фонематической системы (фонематический анализ, фонематическая дифференциация, фонематические представления) – при любой патологии; контроль – слуховой;

2)работа над управлением воздушной струи (дыхание) – установка диафрагмального дыхания; проводятся четыре классических упражнения на нескольких занятиях (вдох в нос – выдох в нос; вдох в рот – выдох в рот; вдох в нос – выдох в рот; вдох в рот – выдох в нос).

3)налаживание работы мягкого нёба. Может использоваться процесс глотания, можно использовать речь в положении лёжа.

4)постановка и автоматизация звукопроизношения (ставим только носовые звуки).

Смешанная ринолалия

Неустойчивые замены ротовых носовыми звуками и наоборот. При ней состояние речи характеризуется пониженным носовым резонансом при произнесении носовых звуков и наличием назального тембра (назализованного голоса). Причиной является сочетание непроходимости носа и недостаточность нёбно – глоточного контакта функционального и органического происхождения. Наиболее типичными являются сочетания укороченного мягкого нёба, подслизистого его расщепления и аденоидных разрастаний, которые в таких случаях служат препятствием для утечки воздуха через носовые ходы во время произнесения оральных звуков.


При ней состояние речи характеризуется пониженным носовым резонансом при произнесении носовых звуков и наличием назального тембра (назализованного голоса). Причиной является сочетание непроходимости носа и недостаточность нёбно – глоточного контакта функционального и органического происхождения. Наиболее типичными являются сочетания укороченного мягкого нёба, подслизистого его расщепления и аденоидных разрастаний, которые в таких случаях служат препятствием для утечки воздуха через носовые ходы во время произнесения оральных звуков.

Коррекция закрытой ринолалии

Медицинская помощь

Первоочередной задачей при закрытой органической ринолалии является устранение причин, затрудняющих проходимость полости носа. В большинстве случаев для этого требуется оперативное вмешательство: полипотомия при назальных полипах, септопластика при искривлении носовой перегородки, аденотомия при разрастании глоточной миндалины, вазотомия при гипертрофии носовых раковин.

В терапии хронических ринитов используются инстилляции лекарственных препаратов, ирригация носовой полости, эндоназальные инъекции, физиопроцедуры (тубус-кварц, УВЧ). Это позволяет уменьшить отек и воспаление слизистых. После восстановления носового дыхания гипоназализация, как правило, исчезает. Однако при сохранении измененного резонирования и дефектного произношения необходимы логопедические занятия.

Пациентам с неврозами могут быть назначены седативные препараты, транквилизаторы, антидепрессанты. Эффективны методы психотерапии, аутотренинги, овладение методами релаксации. Полезны нейроседативный массаж, занятия йогой, водолечение.

Логопедическая помощь

Специальные коррекционные занятия требуются лицам с функциональной закрытой ринолалией, а также пациентам, у которых после курса медицинских процедур сохраняется патологический гипоназальный оттенок голоса. На подготовительном этапе проводится дифференциация выдоха через нос и рот, используется дыхательная гимнастика.
Ребенка или взрослого учат различать на слух ротовые и носовые фонемы, акцентируя внимание на участии в фонации различных резонаторов. Отрабатываются изолированные носовые звуки, затем ‒ слоги и слова с ними. Применяются артикуляционные, голосовые и фонопедические упражнения. При дефектной артикуляции осуществляется звукопостановка и автоматизация фонем.