ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
. В ходе исследования ориентировались на следующие методы:
Экспериментальное исследование состояния речевых средств у детей дошкольного возраста с ринолалией проводилось по 5 методикам, а именно:
-методика сбора общих и анамнестических данных,
-функций моторного праксиса,
-просодических компонентов речи,
-состояния фонетической стороны речи
-состояния фонематических процессов.
В основу данных методик положены методики Л.А. Зайцевой , Т.В. Волосовец, Е.Ф. Архиповой , Е.А. Соболевой , Л.С. Волковой .
Анализ результатов исследования показал, что состояние общих и анамнестических данных этих детей характеризуется следующими особенностями.
Анамнез отягощен: в 100 % случаев встречаются простудные заболевания I, II половины беременности;
в 80 % – угроза выкидыша на ранних и более поздних сроках гестации;
в 90 % случаев – хронические эндокринные заболевания у будущих матерей;
в 100 % случаев встречаются заболевания детей до года (отиты, бронхиты, риниты, ОРВИ).
Состояние моторного праксиса этих детей характеризуется следующими особенностями: у 80 % движения языка неточные, нет полного объема, язык находится в гипертонусе. У 70 % детей слабо развита артикуляционная моторика, у них затруднено поднимание языка вверх. У 10 % детей дошкольного возраста наблюдается гиперсаливация.
Состояние просодических компонентов речи этих детей характеризуется следующими показателями: просодические компоненты речи у старших дошкольников с ринолалией не сформированы. 100 % испытуемых не смогли правильно выполнить задание на повышение и понижение голоса даже в замедленном темпе. При воспроизведении одинаковых предложений с различным логическим ударением 40 % детей допускали такие ошибки
, как неточность, слабость ударения в выделении главного слова в предложении, 50 % детей нуждались в активной помощи взрослого, а 10 % дошкольников не справились с заданием, при этом повторные инструкции были не эффективны.
Состояние фонетической стороны детей с ринолалией характеризуется следующими показателями. У 10 % детей тотальное поражение звукопроизношения, а у 90 % звукопроизношение нарушено частично.
Акустическая характеристика гласных искажается за счет носового резонанса, который усиливается вследствие изменения формы резонаторов и подъема спинки языка.
В 100 % случаев имеются антропофонические дефекты, которые проявляются в искажении фонем.
У 90 % обследованных дошкольников были выявлены ошибки воспроизведения слов различной слоговой сложности. При этом дети сталкивались с трудностями при воспроизведении слов со стечением согласных и многосложных слов. При их проговаривании часто отмечались пропуски слогов, их перестановки и замены, добавления лишнего звука внутри слога. При воспроизведении слов сложной слоговой структуры у 30 % детей наблюдаются пропуски, замены звуков. Только 10 % детей полностью справились с этой частью диагностических проб.
Обследование фонематического слуха и фонематического восприятия показало, что у 60 % детей фонематический слух снижен или значительно нарушен. Навыки звукового анализа и синтеза обследованных дошкольников находятся на начальной стадии формирования. При этом исследование показало, что дети лучше справляются с пробами на исследование произносительной дифференциации звуков по сравнению со слуховой. Это обусловлено ранним патогенетическим влиянием нарушений анатомического строения речевого аппарата на процесс становления неречевого гнозиса и формирования акустических эталонов звуков. Привлечение проговаривания улучшало условия дифференциации звуков, что нашло свое отражение в результатах исследования. Помимо выраженных нарушений фонетико-фонематических компонентов речи, нами были выявлены специфические отклонения в состоянии грамматического строя дошкольников с ринолалией.
В процессе составления связного монологического высказывания у детей отмечались ошибки согласования слов в предложениях. Исследование фонетических условий слухового восприятия морфологических частей слова показало
, что при восприятии и различении корневых частей слов ошибки практически не наблюдались. Наибольшие трудности представляла дифференциация и звуковой анализ закорневой части слов: суффиксов и окончаний. Данные нарушения наблюдались у 60 % детей. Повидимому, данные нарушения обусловлены акустической и артикуляционной трудностью слухового восприятия и воспроизведения закорневых частей слов. Данный факт подтверждает положение о первичности фонетико-фонематических нарушений в структуре речевого дефекта у детей с ринолалией.
52. Дидактический материал и инструментарий, используемый на занятиях по устранению ринолалии.
При коррекции звукопроизношения логопеду приходится подбирать специальный дидактический материал. Трудность подбора при обучении детей и подростков, страдающих ринолалией, состоит в том, что вводить новую фонему в слова можно только на правильно произносимом материале. Такой подход обеспечивает в речевых упражнениях артикуляции в переднем отделе полости рта, усиливает кинестезии, облегчает слухоречедвигательный контроль, позволяет применять навык правильного голосоведения и в итоге дает ощущение нормальной речи.
После закрепления фонемы в специально подобранных предложениях можно вводить ее в спонтанную речь. Выработанный навык проговаривания ее в словах позволяет ребенку произносить бытовые слова не утрированно. При ошибках внимание привлекают только к изучаемой фонеме и определению ее места в слове. Это помогает начинающим ориентироваться в потоке одинаково звучащих дефектных фонем.
Предлагаемый дидактический материал составлен с учетом вышесказанного. Он рассчитан на введение согласных фонем в изолированные слова, словосочетания и фразы. Для начальной автоматизации предлагаются стихи и короткие рассказы. Приводится материал по дифференциации артикуляционно или акустически близких фонем, различение которых вызывает при ринолалии затруднения.
Следует подчеркнуть, что нет необходимости соблюдать предлагаемую ориентировочную последовательность постановки звуков. В каждом отдельном случае логопед индивидуально определяет последовательность постановки, выбирая лишь пригодные для обучающегося слова и фразы.
Если в спонтанной речи ребенка имеются звуки-аналоги переднеязычной артикуляции (например, одноударный р, межзубные свистящие), которые по тем или иным причинам пока невозможно довести до нормы, можно упражняться, произнося аналоги. Включение в упражнения слов с гортанно-глоточными заменами недопустимо. Исключение составляют лишь к, к', г, г', если их звучание акустически близко к нормальному.
Предполагается, что обучающиеся могут повторять слова и предложения при правильном голосоведении. С целью закрепления навыка правильного голосоведения материал начинается с упражнений на согласные звуки м, м’, н, н’, л, л'. Возможно добавление слов со звуками , р, р' при достаточно чистом их произнесении.
Заключительная автоматизация согласных звуков проводится обычными, широко известными в логопедической практике приемами.
Звуки л’, в'
Ляля, Лиля, лилия, лилии, июль, Виля, вели, увели. Ляля и Лиля увели Вилю. Лилии увяли.
Слова для анализа: Виля, июль.
Звуки л', в', м, м'
Мама, моль, мель, Миля, мумия, умяли. Мама и Виля вели Лялю.
Слова для анализа: моль, мель.
Звуки л', м, м’, в', н, н'
1. Налим, ноль, вена, мина, Лена, Лина, лиана, малина, вино, лиман, лимон, Веня, Нинель, линия, Маня, няня, июнь, ливень.
Слова для анализа: ноль, лимон, линия.
2. У Ляли малина. У мамы малина. Ляля и мама ели малину. Веня и Лиля ели лимоны. Лилии увяли в июле. На лимане мель.
Звуки л', м, м', н, н', в', в
1. Валя, ванна, ваниль, воля, вонь, вон, война, вымя, Лева, мальва, новый, левый, ленивый, внимание, вволю.
Слова для анализа: ванна, мальва.
2. вон Валя вон мина вон моль ленивый Лева вон Лева вон малина вон ванна Валины мальвы
3. Вон мальвы и лилии. Мальвы и лилии увяли. Вон лиман. На лимане мель. На мели налим. Ваня и Веня меняли лимон на ваниль. В июне и июле ливни.
Звуки л', м, м’, н, н', в, в', ф, ф'
1. Фаня, Фаля, фамилия, фон, Фома, Филя, фильм, филин, финн, Феня, фен, олифа, лиф, миф, вафли, новь, лев.
Слова для анализа: фамилия, вафли, лиф.
2. вон Фаня вон филин вон вафли вон Фома вон олифа вон лев
У Оли фен. Олина фамилия Фалина. Лева и Фома увели Фаню на фильм. В фильме лев и филин. Веня и Аня ели ванильные вафли. Фома и Воля ели лимон.
Мама и няня намяли малину. Феня и Фаня ели малину. Они ели вволю.
53. Организация работы по устранению ринолалии в различных типах учреждений.
Логопедическая работа с детьми, страдающими ринолалией, начинается с 2-3 летнего возраста и проводится как в дооперационной, так и в послеоперационный периоды. Если иметь в виду только ринолалию (без учёта возможного сопутствующего ей общего недоразвития речи), то конечная цель логопедической работы - это снятие носового оттенка голоса и воспитание правильного звукопроизношения, что в итоге и обеспечит нормализацию речевой функции ребёнка.
Ринолалия бывает разных видов: открытая или закрытая, органическая или функциональная. Но все эти виды обусловлены различными видами расщелин или деформаций верхнего неба и губы, возникающими по разным причинам. Неправильное строение речевого аппарата, в последствии провоцирует множество дефектов речи. Для исправления этого дефекта речи необходим комплексный подход специалистов разных отраслей. Очень важную роль играет хирургическое вмешательство, так как при расщелинах твердого и мягкого неба наблюдается це¬лый ряд нарушений в костно-мышечном аппарате речи: сужение верхней челюсти, изменение твердого неба, деформация верхних резцов зубов, изменение наклона нижних резцов, изменение отношения базиса челюстей.
Одна из основных ролей достается учителю-логопеду, так как даже в послеоперационном периоде речь самостоятельно не восстанавливается. Основная цель оперативного вмешательства: восстановление анатомической структуры, а через неё - и функции нёба. Однако даже самая удачная операция сама по себе не приводит к нормализации речи, поскольку у ребёнка уже успели сформироваться достаточно прочные навыки неправильного речеобразования, требующие перевоспитания и "приспособления" к новым, более благоприятным анатомическим условиям. Учитель логопед должен работать как в дооперационном периоде, так и после него. Немаловажную роль играет помощь детского психолога, так как у детей с такими дефектами часто развивается множество различных комплексов. А так же не обходимо участие таких специалистов как ортодонт, стоматолог, терапевт, отоларинголог, пластических хирург.
54. Профилактика ринолалии, вторичных речевых и неречевых нарушений, рецидивов. Дискуссионные и нерешенные вопросы в проблеме ринолалии.
Первичная профилактика – это предупреждение речевых нарушений, т.е. их возникновения. Предупреждение самой ринолалии – профилактика причин, ее вызывающих: забота о здоровье беременной женщины, охрана здоровья ребенка. В числе профилактических мероприятий –
-
теоретический анализ педагогической, логопедической и медицинской литературы по теме исследования; -
констатирующий эксперимент; -
количественную и качественную обработку полученных данных экспериментального исследования.
Экспериментальное исследование состояния речевых средств у детей дошкольного возраста с ринолалией проводилось по 5 методикам, а именно:
-методика сбора общих и анамнестических данных,
-функций моторного праксиса,
-просодических компонентов речи,
-состояния фонетической стороны речи
-состояния фонематических процессов.
В основу данных методик положены методики Л.А. Зайцевой , Т.В. Волосовец, Е.Ф. Архиповой , Е.А. Соболевой , Л.С. Волковой .
Анализ результатов исследования показал, что состояние общих и анамнестических данных этих детей характеризуется следующими особенностями.
Анамнез отягощен: в 100 % случаев встречаются простудные заболевания I, II половины беременности;
в 80 % – угроза выкидыша на ранних и более поздних сроках гестации;
в 90 % случаев – хронические эндокринные заболевания у будущих матерей;
в 100 % случаев встречаются заболевания детей до года (отиты, бронхиты, риниты, ОРВИ).
Состояние моторного праксиса этих детей характеризуется следующими особенностями: у 80 % движения языка неточные, нет полного объема, язык находится в гипертонусе. У 70 % детей слабо развита артикуляционная моторика, у них затруднено поднимание языка вверх. У 10 % детей дошкольного возраста наблюдается гиперсаливация.
Состояние просодических компонентов речи этих детей характеризуется следующими показателями: просодические компоненты речи у старших дошкольников с ринолалией не сформированы. 100 % испытуемых не смогли правильно выполнить задание на повышение и понижение голоса даже в замедленном темпе. При воспроизведении одинаковых предложений с различным логическим ударением 40 % детей допускали такие ошибки
, как неточность, слабость ударения в выделении главного слова в предложении, 50 % детей нуждались в активной помощи взрослого, а 10 % дошкольников не справились с заданием, при этом повторные инструкции были не эффективны.
Состояние фонетической стороны детей с ринолалией характеризуется следующими показателями. У 10 % детей тотальное поражение звукопроизношения, а у 90 % звукопроизношение нарушено частично.
Акустическая характеристика гласных искажается за счет носового резонанса, который усиливается вследствие изменения формы резонаторов и подъема спинки языка.
В 100 % случаев имеются антропофонические дефекты, которые проявляются в искажении фонем.
У 90 % обследованных дошкольников были выявлены ошибки воспроизведения слов различной слоговой сложности. При этом дети сталкивались с трудностями при воспроизведении слов со стечением согласных и многосложных слов. При их проговаривании часто отмечались пропуски слогов, их перестановки и замены, добавления лишнего звука внутри слога. При воспроизведении слов сложной слоговой структуры у 30 % детей наблюдаются пропуски, замены звуков. Только 10 % детей полностью справились с этой частью диагностических проб.
Обследование фонематического слуха и фонематического восприятия показало, что у 60 % детей фонематический слух снижен или значительно нарушен. Навыки звукового анализа и синтеза обследованных дошкольников находятся на начальной стадии формирования. При этом исследование показало, что дети лучше справляются с пробами на исследование произносительной дифференциации звуков по сравнению со слуховой. Это обусловлено ранним патогенетическим влиянием нарушений анатомического строения речевого аппарата на процесс становления неречевого гнозиса и формирования акустических эталонов звуков. Привлечение проговаривания улучшало условия дифференциации звуков, что нашло свое отражение в результатах исследования. Помимо выраженных нарушений фонетико-фонематических компонентов речи, нами были выявлены специфические отклонения в состоянии грамматического строя дошкольников с ринолалией.
В процессе составления связного монологического высказывания у детей отмечались ошибки согласования слов в предложениях. Исследование фонетических условий слухового восприятия морфологических частей слова показало
, что при восприятии и различении корневых частей слов ошибки практически не наблюдались. Наибольшие трудности представляла дифференциация и звуковой анализ закорневой части слов: суффиксов и окончаний. Данные нарушения наблюдались у 60 % детей. Повидимому, данные нарушения обусловлены акустической и артикуляционной трудностью слухового восприятия и воспроизведения закорневых частей слов. Данный факт подтверждает положение о первичности фонетико-фонематических нарушений в структуре речевого дефекта у детей с ринолалией.
52. Дидактический материал и инструментарий, используемый на занятиях по устранению ринолалии.
При коррекции звукопроизношения логопеду приходится подбирать специальный дидактический материал. Трудность подбора при обучении детей и подростков, страдающих ринолалией, состоит в том, что вводить новую фонему в слова можно только на правильно произносимом материале. Такой подход обеспечивает в речевых упражнениях артикуляции в переднем отделе полости рта, усиливает кинестезии, облегчает слухоречедвигательный контроль, позволяет применять навык правильного голосоведения и в итоге дает ощущение нормальной речи.
После закрепления фонемы в специально подобранных предложениях можно вводить ее в спонтанную речь. Выработанный навык проговаривания ее в словах позволяет ребенку произносить бытовые слова не утрированно. При ошибках внимание привлекают только к изучаемой фонеме и определению ее места в слове. Это помогает начинающим ориентироваться в потоке одинаково звучащих дефектных фонем.
Предлагаемый дидактический материал составлен с учетом вышесказанного. Он рассчитан на введение согласных фонем в изолированные слова, словосочетания и фразы. Для начальной автоматизации предлагаются стихи и короткие рассказы. Приводится материал по дифференциации артикуляционно или акустически близких фонем, различение которых вызывает при ринолалии затруднения.
Следует подчеркнуть, что нет необходимости соблюдать предлагаемую ориентировочную последовательность постановки звуков. В каждом отдельном случае логопед индивидуально определяет последовательность постановки, выбирая лишь пригодные для обучающегося слова и фразы.
Если в спонтанной речи ребенка имеются звуки-аналоги переднеязычной артикуляции (например, одноударный р, межзубные свистящие), которые по тем или иным причинам пока невозможно довести до нормы, можно упражняться, произнося аналоги. Включение в упражнения слов с гортанно-глоточными заменами недопустимо. Исключение составляют лишь к, к', г, г', если их звучание акустически близко к нормальному.
Предполагается, что обучающиеся могут повторять слова и предложения при правильном голосоведении. С целью закрепления навыка правильного голосоведения материал начинается с упражнений на согласные звуки м, м’, н, н’, л, л'. Возможно добавление слов со звуками , р, р' при достаточно чистом их произнесении.
Заключительная автоматизация согласных звуков проводится обычными, широко известными в логопедической практике приемами.
Звуки л’, в'
Ляля, Лиля, лилия, лилии, июль, Виля, вели, увели. Ляля и Лиля увели Вилю. Лилии увяли.
Слова для анализа: Виля, июль.
Звуки л', в', м, м'
Мама, моль, мель, Миля, мумия, умяли. Мама и Виля вели Лялю.
Слова для анализа: моль, мель.
Звуки л', м, м’, в', н, н'
1. Налим, ноль, вена, мина, Лена, Лина, лиана, малина, вино, лиман, лимон, Веня, Нинель, линия, Маня, няня, июнь, ливень.
Слова для анализа: ноль, лимон, линия.
2. У Ляли малина. У мамы малина. Ляля и мама ели малину. Веня и Лиля ели лимоны. Лилии увяли в июле. На лимане мель.
Звуки л', м, м', н, н', в', в
1. Валя, ванна, ваниль, воля, вонь, вон, война, вымя, Лева, мальва, новый, левый, ленивый, внимание, вволю.
Слова для анализа: ванна, мальва.
2. вон Валя вон мина вон моль ленивый Лева вон Лева вон малина вон ванна Валины мальвы
3. Вон мальвы и лилии. Мальвы и лилии увяли. Вон лиман. На лимане мель. На мели налим. Ваня и Веня меняли лимон на ваниль. В июне и июле ливни.
Звуки л', м, м’, н, н', в, в', ф, ф'
1. Фаня, Фаля, фамилия, фон, Фома, Филя, фильм, филин, финн, Феня, фен, олифа, лиф, миф, вафли, новь, лев.
Слова для анализа: фамилия, вафли, лиф.
2. вон Фаня вон филин вон вафли вон Фома вон олифа вон лев
У Оли фен. Олина фамилия Фалина. Лева и Фома увели Фаню на фильм. В фильме лев и филин. Веня и Аня ели ванильные вафли. Фома и Воля ели лимон.
Мама и няня намяли малину. Феня и Фаня ели малину. Они ели вволю.
53. Организация работы по устранению ринолалии в различных типах учреждений.
Логопедическая работа с детьми, страдающими ринолалией, начинается с 2-3 летнего возраста и проводится как в дооперационной, так и в послеоперационный периоды. Если иметь в виду только ринолалию (без учёта возможного сопутствующего ей общего недоразвития речи), то конечная цель логопедической работы - это снятие носового оттенка голоса и воспитание правильного звукопроизношения, что в итоге и обеспечит нормализацию речевой функции ребёнка.
Ринолалия бывает разных видов: открытая или закрытая, органическая или функциональная. Но все эти виды обусловлены различными видами расщелин или деформаций верхнего неба и губы, возникающими по разным причинам. Неправильное строение речевого аппарата, в последствии провоцирует множество дефектов речи. Для исправления этого дефекта речи необходим комплексный подход специалистов разных отраслей. Очень важную роль играет хирургическое вмешательство, так как при расщелинах твердого и мягкого неба наблюдается це¬лый ряд нарушений в костно-мышечном аппарате речи: сужение верхней челюсти, изменение твердого неба, деформация верхних резцов зубов, изменение наклона нижних резцов, изменение отношения базиса челюстей.
Одна из основных ролей достается учителю-логопеду, так как даже в послеоперационном периоде речь самостоятельно не восстанавливается. Основная цель оперативного вмешательства: восстановление анатомической структуры, а через неё - и функции нёба. Однако даже самая удачная операция сама по себе не приводит к нормализации речи, поскольку у ребёнка уже успели сформироваться достаточно прочные навыки неправильного речеобразования, требующие перевоспитания и "приспособления" к новым, более благоприятным анатомическим условиям. Учитель логопед должен работать как в дооперационном периоде, так и после него. Немаловажную роль играет помощь детского психолога, так как у детей с такими дефектами часто развивается множество различных комплексов. А так же не обходимо участие таких специалистов как ортодонт, стоматолог, терапевт, отоларинголог, пластических хирург.
54. Профилактика ринолалии, вторичных речевых и неречевых нарушений, рецидивов. Дискуссионные и нерешенные вопросы в проблеме ринолалии.
Первичная профилактика – это предупреждение речевых нарушений, т.е. их возникновения. Предупреждение самой ринолалии – профилактика причин, ее вызывающих: забота о здоровье беременной женщины, охрана здоровья ребенка. В числе профилактических мероприятий –