Файл: 1. Возникновение и развитие налогообложения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 126

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 8. Налоговая политика и налоговый механизм

Тема 10. Налоговое обязательство и способы обеспечения его исполнения

Способы обеспечения исполнения обязательства по уплате налогов

Тема 16. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

Уплата сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов производится:

Тема 17. Налог на добычу полезных ископаемых

Тема 19. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей

Тема 20. Упрощенная система налогообложения

Тема 21. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

Тема 23. Транспортный налог

Тема 24. Налог на игорный бизнес

Тема 25. Налог на имущество организаций

Тема 26. Земельный налог

Тема 27. Налог на имущество физических лиц



Далее рассмотрим функции налога, проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства.

Выделяют следующие основные функции налогов:

-       фискальная (от слова фиск – казна, хранилище денег или совокупность финансовых ресурсов государства) обеспечивает перераспределение части финансовых ресурсов общества в пользу государства. Эта функция проявляется через формирование доходов посредством аккумулирования средств в бюджете и внебюджетных фондах. Перераспределение средств при помощи фискальной функции с одной стороны, должно обеспечить реализацию государственных программ, с другой – не нарушить нормальный ход воспроизводства. За счет фискальной функции налогов достигается перераспределение части ВВП в территориальном, отраслевом и социальном разрезах;

-     социальная – реализуется через систему особых мероприятий,

направленных на вмешательство государства в ход экономического и социального развития общества, в частности с помощью неравного налогообложения разных сумм доходов. Данная функция позволяет также перераспределять доходы между разными категориями населения. Например: прогрессивная шкала обложения, налоговые скидки, акцизы на предметы роскоши;

- регулирующая – проявляется через вмешательство государства в экономический процесс. Эта функция предполагает влияние налогов на различные стороны общественного развития, в том числе: инвестиционный процесс, спад или рост производства и его структуру, научно-технический прогресс, объем доходов и сбережений населения и др.

Поэтому выделяют составляющие регулирующей функции:

-     стимулирующая подфункция – проявляется через систему льгот и налоговых освобождений;

-   дестимулирующая подфункция – через повышение налоговых ставок ограничивает развитие определенных отраслей (игорный бизнес, таможенные пошлины приостанавливают вывоз капитала из страны);

-        воспроизводственная подфункция – аккумулирует средства на восстановление используемых ресурсов.

- контрольная – позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах. Через эту функцию определяется необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики.


Перечисленные функции налогов тесно связаны межу собой. Рациональность действующего законодательства определяется и степенью относительного равновесия налоговых функций.

На практике это обеспечивается за счет установления оптимального уровня налоговых изъятий. В данном случае достигаются поставленные перед налогообложением цели: сформировать бюджет, не ущемляя экономические интересы налогоплательщиков. Взаимообусловленность функций налога обеспечивает эффективность всей системы налогообложения на практике. Поиск способов достижения относительного равновесия налоговых функций осуществляется непрерывно. По мере нахождения оптимальных, по мнению разработчиков, подходов к налогообложению, создаются различные налоговые концепции. Их содержание оценивается специалистами. Предложения по совершенствованию налогообложения должны учитывать реалии базиса и выноситься на обсуждение в государственные органы власти и управления. Из числа обсуждаемых налоговых концепций, разумеется, должны выбираться те, которые могут служить основанием для разработки налоговых законов.

Подчеркнем, что непреложным условием научно - практического поиска оптимального варианта налогообложения является незыблемость фундаментальных принципов существования налога на практике, которые определены как четыре классических правила налогообложения, содержание

которых было рассмотрено выше. Иными словами, если налогу как экономической категории присущи указанные выше классические свойства, то и любая действительно налоговая форма должна быть в этой или иной степени наделена ими. В противном случае отдельные виды налогов будут только называться налогами, а в действительности представлять собой директивное изъятие финансовых ресурсов у их создателей.

Налоговая система должна быть свободной от малоэффективных налоговых форм, то есть от таких видов налогов, обеспечение сбора которых требует средств по объему, значительно превышающих суммы их фактического поступления в бюджет. Такие незначительные налоги только запутывают налоговую систему, затрудняют налоговый контроль, отвлекая работников от сложных и серьезных работ.

Более того, налоги сталкивают интересы государства и плательщиков. Роль налогов для каждого из них оценивается по-разному. Следовательно, роль налога абсолютно - позитивной быть не может, ибо она оценивается с разных позиций, позитивное для государства может негативно сказываться на доходе плательщика, и, наоборот, минимальные налоги не покроют потребности государства при выполнении им своих функций. Их экономические интересы различны и особенно далеки друг от друга в условиях кризисной экономики.



Тема 5. Обязательные элементы налога

 

Каждый налог имеет логическую структуру построения, которая определяется как совокупность взаимосвязанных обязательных элементов.

Выделение обязательных элементов налога имеет важное значение, так как элементы определяют конкретные характеристики налогового обязательства. В соответствии с 1 частью НК РФ, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

Налогоплательщики – это организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

В    налоговом   законодательстве   под    организацией   понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ. Под физическими лицами понимаются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. К этой категории налогоплательщиков относятся и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без

образования юридического лица.

Выделят 3 вида элементов налога:

  1. Обязательные элементы – это совокупность регламентированных налоговым законодательством страны составных частей налогового обязательства, определяющих порядок исчисления и уплаты налога, без раскрытия которых это обстоятельство не может считаться установленным. Универсальных элементов налога не существует. Каждая страна устанавливает свои обязательные элементы налога. В России выделяют следующие обязательные элементы налога:

  • Объект налогообложения. Объектом может являться: реализация товаров/работ/услуг; имущество; прибыль; доход или иное обстоятельство, которое имеет стоимостную, количественную и физическую характеристики с наличием которого законодательство о налогах и сборах страны связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

  • Налоговая база представляет собой количественное выражение объекта налогообложения, к которому применяется налоговая ставка.

  • Налоговый период - обязательный элемент, характеризующий срок, по истечении которого завершается процесс формирования налоговой базы и определяется конечный размер налогового обязательства. Под налоговым периодом следует понимать календарный год или иной период времени по окончании, которого определяется налоговая база. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчётных периодов.

  • Налоговая ставка – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Различают процентные и твердые ставки. Процентные (адвалорные) ставки установлены в процентах к налоговой базе. Твердые (специфические) ставки устанавливаются в рублях (или других стоимостных единицах измерения) на единицу обложения. Процентные ставки установлены по налогу на добавленную стоимость, по налогу на доходы физических лиц, по налогу на имущество организаций и др. Твердые ставки установлены по транспортному налогу, по акцизам и др.

  • Порядок и сроки уплаты налога – обязательный элемент, характеризующий законодательно установленные способы и сроки внесения налога его получателю. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.


Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки. Уплата налога может производиться разовой суммой, авансовыми платежами. Сумма налога перечисляется налогоплательщиком в установленные сроки, в наличной или безналичной форме.

2. Факультативные элементы. Это элементы, раскрытие которых при установлении налога не обязательно, но возможно. К факультативным элементам относят:

  • Налоговые льготы - это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать их в меньшем размере.

К налоговым льготам относятся: необлагаемый минимум – часть объекта налога, полностью освобождаемая от обложения; налоговые вычеты; изъятие из-под обложения определенных частей объекта налога; освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков; понижение ставок налога; отсрочка взимания налогов.

При наличии соответствующих оснований налогоплательщик может воспользоваться предусмотренными законодательством о налогах и сборах льготами или отказаться от их использования, если эта возможность оговорена в законе.

  • Отчётный период - факультативный элемент налогообложения, характеризующий срок, по истечении которого налогоплательщиком уплачиваются авансовые платежи по налогу и предоставляется соответствующая отчетность. В одних налогах (акцизы, НДПИ) отчетный и налоговый периоды совпадают – календарный месяц, в других различаются, например налог на прибыль, НДФЛ.

  • Получатель налога - факультативный элемент налогообложения, характеризующий субъекта, которому предназначается сумма налога, например бюджеты различных уровней.

3. Вспомогательные элементы. Элементы, которые используются при установлении налога. Они указываются в законодательных актах. Например:

  • Носитель налога – вспомогательный элемент налогообложения, характеризующий лицо, которое в конечном итоге несет бремя данного налога;

  • Предмет налогообложения - вспомогательный элемент налогообложения, характеризующий имущество, прибыль, доход, расход, стоимость реализованных товаров, работ, услуг, юридически значимые действия, которые обуславливают и предопределяют объект налогообложения. Предмет отражает только свойства фактического характера, он не порождает налоговых последствий, например земельный участок – это предмет налогообложения, но сам по себе он не приводит к налоговым последствиям, а вот право собственности на него уже является объектом налогообложения.

  • Единица налога - вспомогательный элемент налогообложения, характеризующий условную единицу принятого масштаба измерения налога, используемую для количественного выражения налоговой базы, например при исчислении транспортного налога единицей налога является 1 лошадиная сила.

  • Масштабы налога - вспомогательный элемент налогообложения, характеризующий меру измерения объекта налогообложения, например мощность двигателя, площадь земельного участка, объем воды, денежные единицы.


Тема 6. Виды и классификация налоговых платежей

Сущность, функции и роль налогов как финансовой категории реализуются на практике в совокупности налоговых форм и методов налогообложения, способов взимания налогов и видов налоговых платежей.

Множественность налоговых форм и методов налогообложения вызывает необходимость общей группировки и видовой классификации налоговых платежей по ряду соответствующих классификационных признаков. Это позволяет глубже понять внутреннее содержание и структуру системы налогов.

Платежи налогового типа (налоговые платежи) включают в себя не только налоги. Общая их система состоит из трех однотипных, но имеющих свои особенности видов платежей: налоги, сборы, пошлины.

Деление налоговых платежей на три вида имеет под собой как формальное (юридическое), так и содержательное (экономическое) основание.

В соответствии со ст. 8 НК РФ налог – это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Это и есть достаточно полное юридическое определение отдельного платежа в форме собственно налога.

Сборы и пошлины также представляют собой самостоятельные виды платежей налогового типа, но они имеют ряд отличительных особенностей. В ст. 8 Налогового кодекса РФ под сбором понимается «обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из, условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Кодекс не дает определения пошлины, понимая под ней, видимо, разновидность сборов.

Анализируя два законодательных определения (налога и сбора), достаточно сложно увидеть различие их признаков. В определении сбора отсутствуют два признака, присутствующие в характеристике налога: индивидуальной безвозмездности, уплаты в целях финансового обеспечения деятельности государства. Вместо них введен признак индивидуальной возмездности, а именно предоставление определенного эквивалента

«юридически значимых действий» в отношении плательщика сбора.