Файл: 1. Возникновение и развитие налогообложения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 8. Налоговая политика и налоговый механизм

Тема 10. Налоговое обязательство и способы обеспечения его исполнения

Способы обеспечения исполнения обязательства по уплате налогов

Тема 16. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

Уплата сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов производится:

Тема 17. Налог на добычу полезных ископаемых

Тема 19. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей

Тема 20. Упрощенная система налогообложения

Тема 21. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

Тема 23. Транспортный налог

Тема 24. Налог на игорный бизнес

Тема 25. Налог на имущество организаций

Тема 26. Земельный налог

Тема 27. Налог на имущество физических лиц

, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

3)      с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетом.

Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения этих обязанностей.

В случае неуплаты налога в установленный срок производится взыскание налога с физических лиц - в судебном порядке, с юридических лиц

-   в бесспорном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика в банках. При этом срок по уплате налога для целей налогообложения истекает не в 24 часа последнего дня, а в тот час, когда прекращаются соответствующие операции в банке последнего дня истечения срока по уплате налога.

Взыскание налога производится путем направления в банк поручения налогового органа на списание необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя.

Решение о взыскании принимается после истечения установленного срока уплаты налогов, но не позднее двух месяцев после его истечения. Поручение в течение месяца со дня принятия направляется в банк налогоплательщика и подлежит безусловному исполнению. Поручение налогового органа исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем его получения, если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов.

После истечения этого срока возможно лишь взыскание в судебном порядке. Для этого необходимо подать в суд соответствующее заявление в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после вынесения указанного решения.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится последовательно в следующем порядке:

1)  наличных денежных средств и денежных средств в банках, на которые не было обращено взыскание. Наличные денежные средства должны храниться в кассе налогоплательщика-организации, однако взыскание может быть обращено и на наличные денежные средства, хранящиеся в нарушение указанного законодательства (в сейфе руководителя, в столе главного бухгалтера и т.п.).


При отсутствии у должника денежных средств в рублях взыскание обращается на денежные средства должника в иностранной валюте;

2)   при недостаточности или отсутствии наличных денежных средств при взыскании налога во вторую очередь взыскание обращается на имущество, не участвующее непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности:

-   ценные бумаги.

-   непроизводственные помещения (приемные, комнаты отдыха, спортзал и т.п.);

-   легковой автотранспорт;

-   предметы дизайна служебных помещений (картины, ковры, хрустальные вазы и т.п.);

3)    при недостаточности или отсутствии указанного выше имущества, в третью очередь взыскание обращается на:

-   готовую продукцию (товары).

-   иные материальные ценности, не участвующие и (или) не предназначенные для непосредственного участия в производстве (видео- и аудиоаппаратура, дорогая мебель и т.п.);

4)  в четвертую очередь взыскание обращается на:

-   сырье и материалы, предназначенные для непосредственного участия в производстве (к примеру, бумага, ткани, цемент и т.п.);

-   а также станки, оборудование, здания, сооружения и другие основные средства.

5)   в пятую очередь взыскание обращается на имущество, переданное по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в судебном порядке.

Способы обеспечения исполнения обязательства по уплате налогов


Для исполнения обязанностей по уплате налогов, снижение риска государства, связанного с неполной уплатой налогов могут устанавливаться следующие способы обеспечения данной обязанности:

1)  залог имущества;

2)  поручительство;

3)  пеня;

4)  приостановление операций по счетам в банке;

наложение ареста на имущество налогоплательщика.

Тема 11. Налоговый контроль

 

  1. Элементы системы налогового контроля

  2. Порядок учета налогоплательщиков в налоговых органах

  3. Порядок проведения камеральных налоговых проверок

  4. Порядок проведения выездных налоговых проверок

1.    Элементы системы налогового контроля

 

Налоговый контроль является разновидностью финансового контроля.

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

Цель налогового контроля - контроль за соблюдением законодательства, которым регулируется процесс поступления финансовых ресурсов в специальные централизованные фонды публичных субъектов, необходимые последним для выполнения возложенных на них функций.

Перед налоговым контролем ставятся следующие задачи:

  • Проверка      соблюдения       налогоплательщиками      налогового законодательства.

  • Проверка правильности исчисления налогов и сборов.

  • Проверка качества постановки и ведения бухгалтерского учёта объектов налогообложения.

  • Обеспечение своевременного и полного внесения в бюджет сумм налогов и сборов, причитающихся к уплате.

  • Наложение    финансовых   и    административных   взысканий    за нарушение законодательства по налогам.


Налоговый контроль может быть структурирован и представлен в виде неразрывно связанных между собой и составляющих единое целое элементов.

Субъектами налогового контроля являются специализированные государственные органы, которым в соответствии с налоговым законодательством предоставлены полномочия по осуществлению налогового контроля в отношении юридических и физических лиц.

НК РФ в числе участников налоговых отношений (ст.9) выделяет различные государственные органы: налоговые, таможенные, органы государственных внебюджетных фондов. Однако только налоговым и таможенным органам предоставлены полномочия по осуществлению контрольной деятельности в сфере налогообложения. Как было отмечено ранее, таможенные органы имеют полномочия по осуществлению налогового контроля только в случаях, предусмотренных НК РФ, и только в отношении налогов и сборов, уплачиваемых при пересечении таможенной границы России. Таким образом, контрольные полномочия таможенных органов в налоговых отношениях ограничены лишь контролем за уплатой конкретных видов налогов и сборов. Кроме того, в соответствии с Таможенным кодексом (статья 8) таможенные органы не являются исключительно органами контроля, а представляют собой систему правоохранительных органов.

Таким образом, в роли субъектов налогового контроля выступают ФНС России и её территориальные подразделения, а в случаях, предусмотренных НК РФ, - таможенные органы.

Объектами налогового контроля являются налоговые отношения, возникающие у государства с субъектами налогообложения, на которых лежит обязанность уплачивать налоги и сборы за счёт собственных средств в строгом соответствии с нормами права. Налоговые отношения возникают у государства в лице субъектов налогового контроля с субъектами налогообложения – юридическими и физическими лицами, которые в свою очередь являются объектами налогового контроля.

Предметом налогового контроля является своевременность и полнота исполнения налогоплательщиками своих налоговых обязанностей по отношению к государству и муниципальному образованию, в том числе законность составления первичных учетных документов, регистров бухгалтерского (налогового) учета и отчетности, а также достоверность и полнота содержащихся в них информации об объектах налогообложения.

Дискуссия по вопросу определения форм и методов контроля в целом, а также финансового и налогового контроля длится много лет. Принятие Бюджетного и НК РФ также окончательно не решило данную проблему. Статья 82 НК РФ определила следующие формы налогового контроля: налоговые проверки (выездные и камеральные),
получение объяснений от налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учёта и отчётности, осмотр и обследование территорий, используемых для извлечения доходов, и другие формы.

На наш взгляд, в данной статье смешаны понятия, имеющие различную природу и сущность, так как форма контроля - это способ организации и выражения определённым образом упорядоченной совокупности контрольных процедур.

С нашей точки зрения, общенаучное понимание формы, как внешнего выражения содержания того или иного явления, должно быть принято в качестве фундамента и для определения форм налогового контроля.

Таким образом, можно выделить две формы налогового контроля: учёт налогоплательщиков и налоговые проверки.

Каждая из указанных форм имеет своё определённое предназначение в единой системе налогового контроля. Постановка на учёт налогоплательщиков обеспечивает формирование единой базы данных обо всех подлежащих налоговому контролю объектах налогообложения и поэтому может быть выделена как самостоятельная форма налогового контроля.

Главной отличительной чертой методов налогового контроля от его форм, с нашей точки зрения, является то, что методы налогового контроля не имеют самостоятельного значения и не могут использоваться обособленно от какой-либо определённой формы налогового контроля. Поэтому именно методами налогового контроля, а не его формами являются упоминаемые в статье 82 НК РФ получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверка данных учёта и отчётности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).

Анализ действующей практики контроля подтверждает, что методы налогового контроля на практике тесно взаимосвязаны. Комплексное их применение с учётом конкретных условий и обстановки обеспечивает эффективность проведения налогового контроля.

Рассматривая налоговый контроль как целостную систему составляющих его элементов, необходимо определить критерии классификации видов налогового контроля.

В зарубежной практике принято классифицировать контроль по следующим параметрам:

  • по моменту контроля: предварительный, текущий, последующий;

  • по предмету контроля: соответствие нормативным документам, своевременность, эффективность;

  • по    положению   контролирующего   органа   по    отношению    к контролируемому: внутренний и внешний контроль.