Файл: 1. Возникновение и развитие налогообложения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 8. Налоговая политика и налоговый механизм

Тема 10. Налоговое обязательство и способы обеспечения его исполнения

Способы обеспечения исполнения обязательства по уплате налогов

Тема 16. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

Уплата сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов производится:

Тема 17. Налог на добычу полезных ископаемых

Тема 19. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей

Тема 20. Упрощенная система налогообложения

Тема 21. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

Тема 23. Транспортный налог

Тема 24. Налог на игорный бизнес

Тема 25. Налог на имущество организаций

Тема 26. Земельный налог

Тема 27. Налог на имущество физических лиц

По мнению российских специалистов, пошлины и сборы, в отличие от налогов, всегда имеют определенную цель и специальные интересы, что сближает их с целевыми налогами. Если бремя собственно налогов может распределяться как по принципу получения благ (выгод), так и по принципу платежеспособности в зависимости от вида и целевого характера налога, то бремя сборов и пошлин формируется и распределяется преимущественно на основе принципа полученных благ и непосредственно не учитывает платежеспособность плательщиков.

Основной целью установления сборов и пошлин со стороны государства является покрытие конкретных расходов государственных учреждений и структур, оказывающих определенные услуги организациям и физическим лицам. Экономический интерес плательщиков сборов и пошлин заключается в получении через уплату этих платежей конкретных прав, благ и выгод или правовой защиты. Однако не всегда сборы и пошлины количественно соответствуют расходам, ради покрытия которых они введены. Платежи могут быть больше необходимых сумм расходов (государство использует свой монополизм), а могут быть меньше последних (выгода несоразмерна платежу по причинам социального или экономического характера). Не всегда сборы и пошлины устанавливаются только ради финансирования соответствующих расходов, преследуя иные цели, например, защита внутреннего рынка и отечественных товаропроизводителе путем установления высоких таможенных пошлин, или с целью регистрации и учета какой-либо деятельности при установлении незначительных по размерам регистрационных сборов и др.

Сборы могут быть регулярными и разовыми. Первые ближе стоят к целевым налогам, а вторые — к пошлинам. Пошлины же обычно носят разовый характер. Существуют и другие, более значимые различия между этими двумя платежами налогового типа. Учитывая российское и западноевропейское налоговое законодательство, а также позиции специалистов в области налогового права, можно провести четкое разграничение сферы распространения этих платежей

Пошлины (таможенная и государственная) представляют собой платежи налогового типа, устанавливаемые за совершение в пользу плательщика юридически значимых действий или за оказание административных услуг органом государственной власти и управления (ввоз или вывоз товаров при пересечении таможенной границы, выдача и регистрация документов, судопроизводство и т.п.). При этом пошлины непосредственно связаны с получением плательщиком индивидуальной выгоды. Выгоды плательщиков сборов носят более аморфный характер.


Учитывая специфику сборов и пошлин по сравнению с общими налогами, при их установлении необходимо руководствоваться следующим. Во-первых, размер сборов и пошлин по возможности должен быть соизмерим с выгодой плательщиков и (или) с соответствующими расходами государственных органов власти и управления. Во-вторых, величина ставок и сборов, пошлин не должна ограничивать возможности юридических и физических лиц в реализации их конституционных прав, но давать возможность получать обществу от государства полный перечень соответствующих благ и услуг. В случае недостаточности поступлений сборов и пошлин для финансирования таких расходов должны привлекаться средства от поступлений общих налогов.

Т.о., налоги и сборы объединяют следующие признаки:

-       законность, т.е., их установление, порядок взимания и уплаты. Изменение или отмена осуществляются на основе закона.

-    обязательность уплаты, т.е. возникновение обязанности по уплате в результате несвободного выбора плательщика.

-     однотипная форма взимания (в виде отчуждения) и способ уплаты (денежный).

Различия состоят в следующем:

Налог

  1. индивидуальная безвозмездность

  2. регулярность уплаты

  3. цель платежа – фин. обеспечение деятельности государства.

  4. индивидуальная возмездность

  5. нерегулярность уплаты

  6. цель   платежа   –   покрытие   затрат,   связанных   с   получением определенных услуг.

Сбор

Поскольку в XVII в. у государств Европы стала появляться острая нужда в налогах, среди ученых началась дискуссия, какие налоги лучше — прямые или косвенные. Этим было заложено одно из важных оснований современной классификации налогов. По мере развития систем налогообложения изменялся характер классификации налогов, появлялись новые признаки, характеризующие налоговую систему.

При многочисленности и разнообразии налогов классификация позволяет устанавливать их сходство и различия. Особенности отдельных групп налогов требуют особых условий обложения и взимания, специфических административно-финансовых мер. Этим объясняется как теоретическая, так и практическая ценность классификации, т. е. разделения их на группы и подгруппы в соответствии с теми или иными признаками (основаниями).

В первую очередь налоги делят на прямые и косвенные. В основе такого деления могут лежать различные подходы и принципы (перелагаемость налога, способ обложения и взимания, платежеспособность). В настоящее время деление налогов на прямые и косвенные связано в основном с подоходно-расходным принципом, установленным финансистами в начале XX в.


1.  Классификация по степени переложения:

-    прямые налоги, которые взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика в процессе их накопления и спользования. Окончательным плательщиком прямых налогов выступает владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на:

  • реальные прямые налоги, которые уплачивают с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика; к таким налогам относят лицензионные сборы, транспортный налог, налог на имущество, налоги за пользование природными ресурсами.

  • личные прямые налоги, которые уплачивают с реально полученного дохода с учетом фактической платежеспособности налогоплательщика (налог на прибыль, НДФЛ);

-   косвенные налоги включаются в продажные рыночные цены товаров и услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара. В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на:

  • косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго оп- ределенные группы товаров (акцизы на отдельные виды товаров ограниченного спроса – предметы роскоши, табачная и алкогольная продукция);

  • косвенные универсальные, которыми облагаются операции по реализации всех товаров безотносительно к каким либо группам (НДС);

  • фискальные монополии, которыми облагаются все товары, про- изводство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах;

  • таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при совершении экспортно-импортных операций.

2. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, последние подразделяются на:

-     федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган, но зачисляться эти налоги могут в бюджеты различных уровней (НДС, акцизы, НДФЛ, ЕСН, НП, НДПИ, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, госпошлина, спецрежимы);

-    региональные налоги, отличительной чертой которых является то, что элементы налога устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов (налог на имущество, налог на игорный бизнес, транспортный налог);

-        
местные налоги, которые вводятся в соответствии с законо- дательством страны местными органами власти. Они вступают в действие только решением, принятым на местном уровне и поступают только в местные бюджеты (земельный налог, налог на имущество физических лиц).

3.  По целевой направленности введения налогов различают:

-   абстрактные (общие, немаркированные) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;

-   целевые (специальные, маркированные) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд (до 2010 г. таким налогом был ЕСН).

Классификация по субъекту налогообложения. Выделяют следующие виды:

-   налоги, взимаемые с физических лиц;

-   налоги, взимаемые с предприятий и организаций;

-    смежные налоги, которые уплачивают и физические лица, и юри- дические лица (транспортный налог).

  1. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:

-         закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд;

-    регулирующие налоги — разноуровневые, т. е. налоговые платежи поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.

2. По порядку введения налоговые платежи делятся на:

-   общеобязательные налоги — взимаются на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают;

-       факультативные налоги - предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание в компетенции органов местного самоуправления.

3. По срокам уплаты налоговые платежи делятся на:

-      срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами;

-    периодично-календарные налоги, которые в свою очередь подраз- деляются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.

4. По характеру отражения в бухгалтерском учете различают налоги:

-       включаемые в себестоимость (земельный налог, транспортный налог, госпошлина, НДПИ, водный налог, сборы);

-   относимые на финансовый результат до уплаты налога на прибыль (налог на имущество, налог на игорный бизнес);


-       уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли  (налог на прибыль);

-         уплачиваемые   из   выручки   от    реализации   (акцизы,   НДС, таможенные пошлины);

удерживаемые из доходов работника (НДФЛ).