ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Экономико-географическое положение | позволяет оценить положение страны на экономической карте мира по отношению к основным районам и центрам экономики. |
территория акватория | Прилегающая водная поверхность, а также каждый ее естественный или искусственный участок в отдельности: море, озеро, водохранилище, бухта и другие |
аэротория | часть воздушной оболочки Земли, соотнесенная с определенной территорией или акваторией |
анклав | Часть территории государства, полностью окружённая территорией другого государства. Части государства, полностью окружённые другой страной, называются полными анклавами. |
эксклав | несуверенный регион, отделенный от основной территории страны и окруженный другими государствами (может быть и так, что более, чем одним). В РФ – Калининградская область. Полуэксклав – регион страны, который отделён от основной её территории территорией других государств и имеет выход к морю. Одна и та же территория является эксклавом для той страны, которой она принадлежит, и анклавом для той страны (тех стран), которым она не принадлежит |
территориальные воды | это морской пояс, прилегающий к берегу или внутренним морским (и/или архипелажным) водам государства, на который распространяется его суверенитет. Суверенитет осуществляется с учетом норм международного права. Внешняя граница территориального моря является морской границей государства. |
экономическая зона | это территория в пределах государства, на которой действуют льготные условия для предпринимательства. Такие зоны создаются с целью развития экономики во всей стране, отдельных регионах или отраслях. |
Географические границы | линии или переходные полосы, разделяющие смежные пространственные образования (чаще всего – районы географические), различающиеся между собой хотя бы одним существенным признаком. |
Государственные границы (сухопутные, морские) | это фактическая или воображаемая линия на сухопутном, водном, воздушном пространствах и недрах, которые определяет пределы действия государственного суверенитета. Главная задача государственных границ – определение пространственных пределов территориального верховенства государства, а также обозначить принадлежащую ему территорию как материальную основу жизнедеятельности общества. 1. Сухопутные границы – линии, которые отделяют сухопутную территорию одного государства от сопредельной территории другого государства. Они проводятся с учетом географических особенностей местности; 2. Морские границы – Международная конвенция по морскому праву 1982 года определила предельную ширину территориальных вод, которая ровняется 12 морских милям, которые исчисляются от линии наибольшего отлива. Морской границей государства является внешний предел его территориальных вод. 3. Водные границы – делятся на речные, озерные и границы других водоемов. Речные границы устанавливаются по договоренности между прилежащими государствами, а чаще всего по тальвегу – линии наибольшей глубины судоходных рек, посредине главного фарватера или посередине несудоходной реки. На озерах или других водоемах линию границы проводят по воображаемой прямой, соединяющей выход сухопутной границы к берегам водоема. |
делимитация | это определение в договоре общего направления прохождения границы (словесное описание с указанием характерных мест ее прохождения — рек, озер, хребтов и т. д.) и нанесение ее на карту (графическое изображение) |
демаркация | это обозначение линии границы на -местности посредством установления специальных пограничных знаков. |
Территориальные воды | это морской пояс, расположенный вдоль берега или непосредственно за внутренними морскими водами прибрежного государства и находящийся под его суверенитетом. Острова, находящиеся за пределами территориального моря, имеют свое собственное территориальное море. Однако прибрежные установки и искусственные острова территориальных вод не имеют. |
Хартленд | Массивная северо-восточная часть Евразии, окаймляемая с юга и востока горными системами, однако её границы различными исследователями определяются по-разному. Хартленд представляет собой основное понятие геополитической концепции, озвученной 25 января 1904 года британским географом и профессором Оксфордского университета Хэлфордом Дж. Маккиндером в докладе Королевскому географическому обществу и позже опубликованной в знаменитой статье «Географическая ось истории». |
экономическая зона | ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории государства. |
римленд | Геополитическая концепция, введенная американским политологом Николасом Спикмэном в 1940 году в работе «Geography of Peace», в противовес Хартленду Маккиндера. «Римлендом» Спикмэн назвал дугу прибрежной полосы, окружающей Хартленд с запада, юга и юго-востока. В отличие от Маккиндера, Спикмэн полагал, что именно эта земля имеет решающее стратегическое значения для контроля над Евразией. |
Хинтерланд | область, соседствующая с центром торговли (распространяющаяся на его спутников и включающая их), в пределах которой экономическая и некоторая культурная деятельность в значительной степени сосредоточена в основном центре, под которым понимается крупный или небольшой город, деревня или любое поселение. |
Пограничные споры | Международный пограничный спор можно трактовать как разногласие, выраженное во взаимных претензиях государств, связанных с определением, изменением, уточнением границ, установлением факта прохождения границ, совершением либо прекращением определенных действий, направленных на обеспечение правового режима границ, а также иными правоотношениями, касающимися правового режима границ. |
Геополитические последствия распада СССР для России
-
Утрачено более 5 млн. км2 территории (СССР). -
Потеряны выходы к Балтике (кроме Санкт-Петербурга и «анклавного» Калининграда) и к Черному морю. -
В ресурсном отношении потеряны шельфы морей: Черного, -
Каспийского, Балтийского. -
Произошел «сдвиг» всей нашей территории на север и восток. -
Потеряны прямые сухопутные выходы к Центральной и Западной Европе. -
На новых рубежах России появилось нескольких маложизнеспособных стран, экономически слабых соседей. В итоге, как и СССР, Россия к концу XX в. была вынуждена в тяжелых условиях оставаться для них донором. -
Русская нация вошла в число «рассеченных народов в главной полосе расселения, на главной магистрали Запад - Восток». -
На юге Россия практически выполняет роль защитника Европы от исламского фундаментализма. -
На востоке России - «вакуум» по населению (всего 8 млн. человек живет на Дальнем Востоке) при экономической насыщенности региона. В Сибири и на Дальнем Востоке, в Забайкалье и Приморье России противостоит третье по силе государство мира - КНР. По обеим сторонам Амура районы различаются по плотности населения на два порядка. Китайскую и вьетнамскую эмиграцию специалисты оценивают в таких цифрах: от 150 тыс. человек до 500 тыс., а иногда и до 2 млн. (например, так считают эксперты Института Европы РАН). -
Россия получила необустроенные границы. -
Последствия развала СССР вылились в попытки конфедерализации России.
Лимология
Лимология - (букв. наука о границах) - дисциплина, изучающая приграничные территории, пограничные институты, функции, процессы и т.п. Как правило, рассматривается в качестве раздела политической географии, хотя возможно изучение пограничной проблематики с экономической, социальной, антропологической, культурологической, военной, экологической и других точек зрения.
Дисциплина возникла в конце XIX века и получила распространение в крупных европейских странах и США. В новейших научных разработках, посвященных границам, активно применяется понятие Border (Boundary) Studies. Термин во многом эквивалентный понятию лимология, но фактически в данном случае больший акцент делается на междисциплинарность исследований в области политической географии, истории, политологии, экономики, социологии, культурологии, экологии и пр.
Погранология - смежная дисциплина, имеющая целью научное обеспечение пограничной политики, в первую очередь тех ее аспектов, которые связаны с безопасностью пограничной деятельности субъектов охраны границы.
Приоритетными направлениями погранологических исследований являются:
-
проблемы пограничной безопасности; -
теория и практика охраны границы; -
вопросы влияния геополитической ситуации на характер реализации и защиты национальных интересов в пограничном пространстве; -
механизмы мирного разрешения пограничных проблем; -
социально-экономические, военные и собственно пограничные аспекты; -
влияние миграционного фактора на процессы и явления в пограничном пространстве и т.д.
Обычно АТД проводится с учетом экономических, исторических, национальных, природных и иных факторов. Его главными функциями являются: ступенчатое размещение органов власти и государственного управления, обеспечение сбора налогов и информации, контроль центра над местами, осуществление гибкой экономической и социальной политики, региональной политики, проведение избирательных кампаний и др.
Существуют две главные формы административно-территориального устройства - унитарная и федеративная. Первая из них появилась значительно раньше. В унитарном государстве (а таких - подавляющее большинство в современном мире) обычно действует единая законодательная и исполнительная власть, единая конституция, общая система права, что создает предпосылки для усиления центральной власти на всей территории государства, во всех его административно-территориальных единицах (департаментах, областях, районах и т. п.), которые не обладают сколько-нибудь значительным самоуправлением. Как унитарные построены Великобритания, Франция, Италия, Япония, Беларусь, Болгария и многие другие государства.
В отличие от унитарного в федеративном государстве наряду с едиными (федеральными) законами и органами власти существуют и другие государственные образования - республики, штаты, провинции, земли, кантоны, территории, располагающие собственными законами и органами власти, хотя и "второго порядка", юридически обладающие определенной политической самостоятельностью и входящие в одно союзное (федеративное) государство. Составляющие его федеративные единицы могут принимать собственную конституцию, они имеют свои правовую и судебную системы. В большинстве таких государств (а их в мире немногим более 20) парламенты состоят из двух палат, одна из которых обеспечивает представительство федеративных единиц.
Наиболее редкая форма государственного устройства - конфедерация, при которой государства, ее образующие, полностью ^сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления, а специальные объединенные i
Современной России присущи федеративные отношения образующих ее регионов-субъектов, которые подчиняются, с одной стороны, единому руководству страны (федеративным органам власти) и имеют, с другой стороны, значительные права на самоуправление. К этим правам относятся некоторые вопросы законодательного порядка, взимания налогов с населения (физических лиц) и самостоятельных производителей (юридических лиц), ведения регионального и местного хозяйства, развития сферы услуг и предпринимательства и др. В настоящее время регионами-субъектами Российской Федерации являются: республики (21), автономная область, автономные округа (10), области (49), края (6) и два города - Москва и Санкт-Петербург. Всего, таким образом, 89 регионов - субъектов, заключивших после выделения России из состава СССР в 1992 году Федеративный договор. Современное административно-территориальное устройство России характеризуется чрезвычайной усложненностью, весьма разнороден состав входящих в Федерацию регионов, отличающихся политическим и правовым статусами, масштабностью и уровнем развития экономики, особенностями разделения предметов ведения с федеральным центром, этническим составом населения, принципами их обоснования как объектов и субъектов управления. В связи с разнородностью регионального устройства страны не столь четко выражена иерархическая структура и организация административно-территориальных единиц.
По оценкам специалистов, "Россия является т. н. "асимметричной федерацией", состоящей из фактически неравноправных - политически и экономически - субъектов. При этом Россия относится к мировым рекордсменам по сложности (запутанности) АТД: почти 9 десятков субъектов РФ, "матрешки" из субъектов РФ ("субъект в субъекте" - автономные округа в областях-краях), города-субъекты РФ, города областного, районного подчинения и т. д. АТД характеризуются астрономической дифференциацией субъектов РФ по территории, численности населения.
Границы и приграничье в эпоху глобализации
После дезинтеграции Советского Союза в 1991 г. мир вступил в новую фазу в развитии международных отношений, которую — возможно, из-за отсутствия более удачного термина — часто называют глобализацией.
Столь общее определение, по-видимому, является корректным в силу двух обстоятельств. Во-первых, оно подразумевает открытие пространства, ранее занятого миром социализма, который бросал вызов самим основам и функционированию капитализма во всем мире. Во-вторых, оно одновременно открывает дорогу капитализму как модели развития и как мировой системе к дальнейшему продвижению и охвату пространств, которые в силу политики «холодной войны» находились за пределами его контроля. Таким образом, глобализация начала постепенно изменять привычные операционные границы различных акторов международных отношений. Тем временем главные акторы, в том числе национальные государства, а также различные региональные и международные организации и движения, приспосабливаются к подвижным переходным ситуациям, создаваемым глобализацией.
Глобализация неизбежно ставит новые теоретические и концептуальные параметры в разных школах науки о международных отношениях (НМО).
Прежде всего, следует обратить внимание на политикоюридические границы, ибо они проще поддаются конкретному физическому определению. В данной главе термин границы обозначает отгранчение социально сконструированных географических пространств. Четко определенные географические области
служат стабильной и понятной основой для установления местоположения меняющихся границ. Кроме того, в большинстве случаев именно географические границы (между регионами, странами и государствами) являются социально сконструированными. В свою очередь, такие социально сконструированные границы есть результат сложных социальных процессов, включающих в себя разнообразные комбинации согласия и принуждения.
Учитывая сложности процессов, происходящих в ходе формирования границ различных типов на разных уровнях, попытаемся рассмотреть понятия границ в период глобализации. В начале рассмотрим новые идеологические границы, сложившиеся после распада Советского Союза, затем — запутанный клубок взаимосвязей между капитализмом и глобализацией.
Далее попытаемся определить местоположение источников, способствующих установлению границ при капитализме как мировой системе, главным образом, посредством рассмотрения роли капиталистических стран — уяснить понятие гегемонии в глобализующемся мире. Анализ понятия и содержания гегемонии требует обсудить, хотя бы и кратко, роль основных транснациональных субъектов, режимов и движений, которые, расширяя границы своих действий, доминируют в процессе глобализации. Процесс формирования гегемонии имеет диалектический характер, т.е. силы противодействия гегемонии гоже участвуют в формировании содержания и контуров гегемонии. Поэтому для воссоздания полной картины современного гегемонизма рассмотрим несколько движений противодействия гегемонии. Вслед за анализом последствий глобализации на мировом уровне определим подъем регионов и их возможности в проведении границ в мировой политике, а в заключение представим критический обзор меняющейся роли национального государства в формировании границ.