Файл: Урока технологии в 5 классе Тема урока Производство текстильных материалов. Свойства текстильных материалов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Технологическая карта урока технологии в 5 классе
Тема урока: «Производство текстильных материалов. Свойства текстильных материалов»
Цель урока: ознакомить с технологией изготовления ткани; научить определять в ткани долевые нити и лицевую сторону; организовать деятельность обучающихся по изучению свойств текстильных материалов из х/б и льняных волокон.
Раздел: Создание изделий из текстильных материалов (20 ч)
Элементы материаловедения- 2 ч
Тип урока | Урок «открытия» нового знания |
Решаемые проблемы | Как классифицируют текстильные волокна? Из каких растений получают волокна и ткани? Каковы способы получения тканей из волокон растительного происхождения? |
Основные понятия и термины | Волокна растительного происхождения (хлопок, лен), прядение, пряжа (нити), долевые нити (основа), поперечные нити (уток), кромка; ткацкий рисунок, раппорт; прядильщик, ткач; отбеливание, крашение, печатание |
ЭОбразовательные ресурсы | http://t-stile.info/ponyatie-o-tekstilnom-volokne/ http://akak.ru/recipes/720-kak-opredelit-litsevuyu-storonu-na-tkani |
Дидактические средства обучения | Учебник, материалы ЭОР, модели проектных швейных работ, модель ткацкого станка, коллекция тканей, коллекция волокон хлопка и льна, образцы тканей, лупа. |
Планируемые образовательные результаты УУД | Предметные: Знания о видах и свойствах текстильных волокон, прядильном и ткацком производствах, способах определения изнаночной и лицевой сторон ткани, направления долевой нити. Умения определять лицевую и изнаночную стороны ткани, направления долевой нити. Личностные УУД: будут сформированы интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике, правила безопасной работы с иглой, ножницами, получат возможность для формирования способности понимать значение предметно-практической деятельности в жизни Метапредметные УУД: познавательные – научатся строить сообщения в устной форме, осуществлять практическую деятельность, представленную в учебнике; получат возможность научиться выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе текстов) в соответствии с учебной задачей; коммуникативные – научаться задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить её в процессе общения, принимать помощь взрослого, одноклассников; получат возможность научиться оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения; регулятивные - научатся принимать и сохранять учебную задачу, работать с технологическими картами, ориентироваться на страницах учебника; получат возможность научиться контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия | Промежуточный контроль |
1. Организационный момент | Организация самоопределения обучающихся к деятельности на уроке | Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку. Отмечает отсутствующих. | Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку | Фронтальная | Личностные: самоорганизация Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке | Устные ответы |
2. Постановка учебной задачи | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | В начальных классах вы знакомились с видами рукоделия, работали с различными нитками и тканью. Получили представления о текстильных волокнах и их свойствах. Подводит обучающихся к цели занятия: «расширить знания о производстве текстильных материалов» и ставит задачи: 1. научатся определять долевую нить в ткани; 2. научатся определять лицевую и изнаночную стороны ткани; 3. научатся определять прочность окраски ткани; | Слушают учителя Беседуют с учителем | Фронтальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес, внимание, удивление. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Устные ответы |
3. Освоение нового материала | Словестно-иллюстративный рассказ «Производство текстильных материалов». Работа с учебником (с. 82). Просмотр мультимедийной презентации | Рассказывает о классификации текстильных волокон, характеристике волокон растительного происхождения (учебник, с. 82) с показом мультимедийной презентации | Работают с учебником, анализируют информацию в учебнике, на слайдах презентации. Рассматривают образцы нитей, ткани. Делятся впечатлениями | Фронтальная | Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать учителя, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу урока, ориентируются в учебнике Личностные: проявляют интерес к учебному материалу; уважительно относиться к чужому труду | Устные ответы |
Исследовательское задание | - Разделите кусочек ткани на ниточки. - Сделайте вывод, что такое ткань Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы обучающихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. В сотрудничестве с обучающимися формулирует вывод | Проводят исследование, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находят решения учебной задачи; делают вывод | Индивидуальная или парная | Познавательные: умеют выявлять особенности ткани в процессе её рассмотрения; формулировать выводы Регулятивные: умеют контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками; преобразовывать практическую задачу в познавательную | Устные ответы | |
Словестно-иллюстративный рассказ «Производство текстильных материалов». Работа с учебником (с. 82). Просмотр мультимедийной презентации | Рассказывает о производстве нити, ткани, отделочном производстве, способах определения долевой нити и лицевой стороны ткани (учебник, с. 82) с показом мультимедийной презентации | Работают с учебником, анализируют информацию в учебнике, на слайдах презентации. Рассматривают образцы нитей, ткани. Делятся впечатлениями | | Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников, учителя Познавательные: умеют описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; выявлять особенности разных волокон в процессе их рассмотрения, делать выводы Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную задачу | | |
Физкультминутка5 мин | Проводит физкультминутку | Выполняют упражнения | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью | | |
4. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | Организация рабочего места Лабораторная работа Лабораторная работа | Проверяет организацию рабочего места Определение направления долевой нити в ткани Контролирует правильность приемов работы, объем и качество выполненного задания, соблюдение норм безопасности во время работы, помогает учащимся, испытывающим трудности в процессе деятельности Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани Контролирует правильность приемов работы, объем и качество выполненного задания, соблюдение норм безопасности во время работы, помогает учащимся, испытывающим трудности в процессе деятельности | Организуют рабочее место Выполняют задание Выполняют задание | Индивидуальная Индивидуальная Индивидуальная | Познавательные: умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место Регулятивные: ориентируются в учебнике, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий. Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение правил поведения, обучающихся на уроке | |
Физкультминутка | Проводит физкульт минутку | Выполняют упражнения | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью | | |
Лабораторная работа | Сравнительный анализ прочности окраски тканей Контролирует правильность приемов работы, объем и качество выполненного задания, соблюдение норм безопасности во время работы, помогает учащимся, испытывающим трудности в процессе | Выполняют задание | Индивидуально | Познавательные: умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место Регулятивные: ориентируются в учебнике, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий. Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение правил поведения, обучающихся на уроке | | |
5. Рефлексия деятельности | Обобщение полученных на уроке сведений, Оценивание результатов работы | В процессе анализа работы учитель организует беседу по вопросам:1) Как называется процесс получения ткани из пряжи? 2) На каких станках вырабатывают пряжу? 3) Перечислите виды волокон. 4) Назовите нити, из которых состоит ткань. 5) Дайте характеристику нити основы и нити утка. 6) Что находится по краям ткани, для чего она служит? 7) По каким признакам определяют направление нитей основы в тканях? | Рассматривают итоги лабораторных работ, оценивают их | Фронтальная | Личностные: сориентированы на уважительное отношение к труду одноклассников Регулятивные: оценивают свою работу, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о проделанных лабораторных испытаниях Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения | Оценивание обучающихся за работу на уроке. Устные ответы |
| Домашнее задание. Уборка рабочих мест (5 мин) | Объясняет задание §14 стр. 82 | Слушают учителя | Индивидуальная | | |
Технологическая карта урока технологии в 5 классе
Тема урока: «Конструирование швейных изделий. Построение чертежа швейного изделия»
Цель урока: обучить снятию мерок, условными обозначениями мерок для построения чертежей, познакомить с правилами построения и оформления чертежей швейных изделий.
Учитель технологии Солодина Л. В.
МБ ОУ Починковская СШ
Раздел: Создание изделий из текстильных материалов (20 ч)
Конструирование швейных изделий. Построение чертежа швейного изделия. -2ч
Тип урока | Урок «открытия» нового знания |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная |
Решаемые проблемы | Какие мерки необходимо снять для построения чертежа фартука? Как построить чертёж швейного изделия? |
ЭОбразовательные ресурсы | Презентация |
Дидактические средства обучения | Учебник, материалы ЭОР, сантиметровая лента, бумага для выполнения чертежа в натуральную величину, чертёжные инструменты и приспособления. |
Планируемые образовательные результаты УУД | Предметные: Знания об общих правилах снятия мерок для построения чертежа швейного изделия, правилах измерения и условных обозначениях. О последовательности и приёмах раскроя швейного изделия. Умения снимать мерки с фигуры человека, записывать их. Выполнять чертёж швейного изделия в натуральную величину. Личностные УУД: формирование мотивации и самомотивации изучения темы, развитие готовности к самостоятельным действиям, толерантности, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности, проявление технико-технологического и экономического мышления. Метапредметные УУД: познавательные – сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, построение цепи рассуждений, поиск информации, работа с таблицами. коммуникативные – диалог, монолог, учебное сотрудничество регулятивные – планирование, рефлексия, оценка и самооценка. |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия УУД | Промежуточный контроль |
1.Организационный момент | Организация самоопределения обучающихся к деятельности на уроке | Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку. Отмечает отсутствующих. | Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку | Фронтальная | Личностные: самоорганизация Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке | Устные ответы |
2.Постановка учебной задачи | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Формулирование цели урока, определение плана изучения нового материала. | Слушают учителя Беседуют с учителем | Фронтальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес, внимание, удивление. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Устные ответы |
3.Освоение нового материала | Словестно-иллюстративный рассказ «Правила снятия мерок» Работа с учебником. Просмотр мультимедийной презентации | Беседа с использованием материалов учебника, ЭОР | Работают с учебником, анализируют информацию в учебнике, на слайдах презентации. | Фронтальная | Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать учителя, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу урока, ориентируются в учебнике Личностные: проявляют интерес к учебному материалу; уважительно относиться к чужому труду | Устные ответы |
Словестно-иллюстративный рассказ. Работа с учебником. Просмотр мультимедийной презентации | Беседа с использованием материалов учебника, ЭОР: правила построения чертежа в М1:4, в натуральную величину. | Работают с учебником, анализируют информацию в учебнике, на слайдах презентации. | | Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников, учителя Познавательные: умеют описывать объект: передавать его внешние характеристики, делать выводы Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную задачу | Устные ответы | |
4.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | Организация рабочего места Практическая работа | Проверяет организацию рабочего места «Снятие мерок для построения чертежа фартука» Контролирует правильность приемов работы, объем и качество выполненного задания, помогает учащимся, испытывающим трудности в процессе деятельности | Организуют рабочее место Выполняют задание. Взаимоконтроль | Индивидуальная Индивидуальная | Познавательные: умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место Регулятивные: ориентируются в учебнике, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий. Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение правил поведения обучающихся на уроке | |
Физкультминутка | Проводит физкульт минутку | Выполняют упражнения | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью | | |
Практическая работа | «Построение чертежа 1:4, в натуральную величину» Контролирует правильность приемов работы, объем и качество выполненного задания, помогает учащимся, испытывающим трудности в процессе | Выполняют задание | Индивидуально | Познавательные: умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место Регулятивные: ориентируются в учебнике, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий. Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение правил поведения, обучающихся на уроке | | |
5.Рефлексия деятельности | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы | Определяет дифференцированное домашнее задание. Ответьте на вопросы: Какие мерки необходимо снять для построения чертежа фартука? Как построить чертёж швейного изделия? Как правильно подготовить ткань к раскрою? Как выкроить детали швейного изделия? | Рассматривают итоги практических работ, оценивают их. Отвечают на вопросы | Фронтальная | Личностные: сориентированы на уважительное отношение к труду одноклассников Регулятивные: оценивают свою работу, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о проделанных практических работах. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения | Оценивание обучающихся за работу на уроке. Устные ответы |
| Домашнее задание. Уборка рабочих мест | Объясняет задание | Слушают учителя | Индивидуальная | | |
Технологическая карта урока технологии в 5 классе
Тема урока: «Конструирование швейных изделий. Раскрой швейного изделия»
Цель урока: обучить изготовлению выкройки швейного изделия, организовать деятельность обучающихся по приобретению умений кроить швейное изделие.
Учитель технологии Солодина Л. В.
МБ ОУ Починковская СШ
Раздел: Создание изделий из текстильных материалов (20 ч)
Конструирование швейных изделий. Раскрой швейного изделия-2ч
Тип урока | Урок «открытия» нового знания |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная |
Решаемые проблемы | Как правильно подготовить ткань к раскрою? Как выкроить детали швейного изделия? |
ЭОбразовательные ресурсы | Презентация |
Дидактические средства обучения | Учебник, материалы ЭОР, сантиметровая лента, чертёж фартука в натуральную величину, швейные инструменты и приспособления, ткань для раскроя. |
Планируемые образовательные результаты УУД | Предметные: Знания о последовательности и приёмах раскроя швейного изделия (фартук). Умения выполнять подготовку ткани к раскрою, раскладку выкроек на ткани, выкраивать детали швейного изделия, оценить качество кроя. Личностные УУД: формирование мотивации и самомотивации изучения темы, развитие готовности к самостоятельным действиям, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности, проявление технико-технологического и экономического мышления. Метапредметные УУД: познавательные – сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, построение цепи рассуждений, поиск информации, работа с таблицами. коммуникативные – диалог, монолог, учебное сотрудничество регулятивные – планирование, рефлексия, оценка и самооценка. |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия УУД | Промежуточный контроль |
1.Организационный момент | Организация самоопределения обучающихся к деятельности на уроке | Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку. Отмечает отсутствующих. | Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку | Фронтальная | Личностные: самоорганизация Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке | Устные ответы |
2.Постановка учебной задачи | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Формулирование цели урока, определение плана изучения нового материала. | Слушают учителя Беседуют с учителем | Фронтальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес, внимание, удивление. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Устные ответы |
3.Освоение нового материала | Словестно-иллюстративный рассказ «Раскрой швейного изделия» Работа с учебником. Просмотр мультимедийной презентации | Беседа с использованием материалов учебника, ЭОР: правила и приёмы раскроя швейного изделия, правила ТБ со швейными инструментами. | Работают с учебником, анализируют информацию в учебнике, на слайдах презентации. | Фронтальная | Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать учителя, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу урока, ориентируются в учебнике Личностные: проявляют интерес к учебному материалу; уважительно относиться к чужому труду | Устные ответы |
4.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | Организация рабочего места Практическая работа | Проверяет организацию рабочего места «Раскрой швейного изделия» Контролирует правильность приемов работы, объем и качество выполненного задания, помогает учащимся, испытывающим трудности в процессе деятельности | Организуют рабочее место Выполняют задание, используя инструкционную карту. Взаимоконтроль | Индивидуальная | Познавательные: умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место Регулятивные: ориентируются в учебнике, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий. Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение правил поведения, обучающихся на уроке. | |
| Физкультминутка | Проводит физкульт минутку | Выполняют упражнения | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью | |
Практическая работа | «Раскрой швейного изделия» Контролирует правильность приемов работы, объем и качество выполненного задания, помогает учащимся, испытывающим трудности в процессе | Выполняют задание, используя инструкционную карту. | Индивидуально | Познавательные: умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место Регулятивные: ориентируются в учебнике, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий. Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение правил поведения, обучающихся на уроке | | |
5.Рефлексия деятельности | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы | Определяет дифференцированное домашнее задание. Ответьте на вопросы: Как правильно подготовить ткань к раскрою? Как выкроить детали швейного изделия? | Рассматривают итоги практических работ, оценивают их. Отвечают на вопросы | Фронтальная | Личностные: сориентированы на уважительное отношение к труду одноклассников Регулятивные: оценивают свою работу, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о проделанных практических работах. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения | Оценивание обучающихся за работу на уроке. Устные ответы |
| Домашнее задание. Уборка рабочих мест | Объясняет задание | Слушают учителя | Индивидуальная | | |