Файл: Цель занятия закрепление знаний об основах психических явлений, формирование умения применять их. Задание 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самостоятельная работа по теме 1.3

Цель занятия:закрепление знаний об основах психических явлений, формирование умения применять их.

 

Задание 1.Составьте характеристики-описания соотношения психических и физиологических процессов и явлений. Для выполнения задания используйте отрывок из работы В. Вундта.

«Физический процесс в мозгу образует замкнутую в себе причинную связь, нигде не наступает член, который не был бы физической природы. Например, какой-либо человек переходит через улицу; вдруг его называют по имени; он поворачивает голову к тому, кто его зовет. Физиолог весь этот процесс мог бы построить чисто механически; он показал бы, каким образом воздействие звуковых, волн на слуховой орган возбуждает в слуховом нерве определенный нервный процесс, каким образом этот процесс распространяется к центральному органу, который, наконец, приходит к иннервации известных групп двигательных нервов, конечным результатам которых оказалось движение головы в том направлении, откуда шли звуковые волны. Все эти процессы приходят к физическому прогрессу без всякого перерыва. Но, кроме того, здесь происходит еще и другой процесс, которого физиолог в своих объяснениях не должен принимать в расчет, но о котором он, как мыслящий и объясняющий свои мысли человек, говорит: слуховые ощущения вызвали представления и чувства, позванный услышал свое имя, он обернулся, чтобы узнать, кто его позвал, и затем он увидел там своего старого знакомого. Эти процессы совершаются рядом с физическим процессом, но не вмешиваются в него. Восприятие и представление не образуют членов физического причинного ряда».

Позиция отождествления психических и нейрофизиологических процессов.Сторонники данной позиции исходили из того, что психические явления из-за "бестелесности" души находят свое полное проявление в мозговых физиологических процессах. Причем эта связь мозговых физиологических явлений с психологическими жестко однозначна: первое напрямую определяет второе, каждый физиологический процесс вызывает определенный психологический, какова физиология – такова и психология. Таким образом, происходит их отождествление, сведение всего к физиологии, т.е., по существу, отрицание психики как особого явления в мире. Такое понимание приводит и к утверждению, что функционирование психики полностью обусловлено биологическими, животными закономерностями и зависимостями. Однако такое сведение высшего к низшему (
редукционизм), системного к элементарному (асистемность), разложение целого на "части, кусочки" (механистичность, атомизм) научно примитивно и некорректно. Применительно к человеку такие объяснения приводят к биологизаторству, постановке знака равенства между человеком и животным, к объяснению человеческого поведения только биологическими причинами. 

Позиция психофизиологического параллелизма утверждает независимость психики от физиологических процессов, происходящих в нервной системе, и наоборот. При этом статус психического может занижаться, и тогда психика вообще переходит в разряд эпифеноменов. Такой позиции придерживались, например, многие представители бихевиоризма, которые были уверены, что понятие "сознание", используемое в психологии, ничего не добавляет к их знанию о поведении человека. Практически получается, что физиологические и психологические явления функционируют параллельно, рядом, не соприкасаясь между собой. Вольно или невольно такую позицию занимает немалое число обществоведов, педагогов, юристов и еще больше – практиков. В решении вопросов организации жизни, труда, управления, воспитания они забывают о физиологии человека: свойствах его нервной системы, утомлении, здоровье, задатках и т.п. – в ложном убеждении, что правильным воздействием, волей, приказом, принуждением можно решить все. Такая позиция есть проявление волюнтаризма и некомпетентности.

Позиция психофизиологическою взаимодействия. Она не отрывает психологическое от физиологического в функционировании мозга и не сводит одно к другому. Их взаимоотношения рассматриваются диалектически, во взаимосвязях, переходах количества в качество, в системных взаимоотношениях элементов и целого. Психологические явления, сознание, возникая на основе физиологических явлений и определенным образом завися от них, несводимы к ним. Физиологические закономерности проявляются в психике не механически (прямолинейно), не однозначно, а, так сказать, "в снятом виде". Психологические явления, образуя более высокий уровень системности и развиваясь на нем, приобретают решающую силу над физиологическими в регуляции взаимоотношений человека с внешним миром и во многом в регуляции систем собственного тела. Таким образом, психофизиологическое взаимодействие выражается в том, что не только физиологическое влияет на психологическое
, но и, наоборот, второе влияет на первое. Отечественная психологическая наука и большинство зарубежных теорий реализуют третий подход.

Задание 2. Заполните сводную таблицу «Основные когнитивные процессы»:

Психический процесс

Основа функционирования

Характеристика процесса

 Ощущение

нервный процесс, который возникает при действии раздражителя на адекватный ему анализатор

 1. Экстерорецептивные ощущения -ощущения, связанные с рецепторами, находящимися на поверхности тела. К ним относятся: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные.

2. Интерорецептивные (органические) - ощущения, связанные с рецепторами, находящимися во внутренних органах. Органические ощущения не дают точной локализации, однако при их сильном отрицательном воздействии могут дезорганизовать сознание человека.

3. Проприоцептивные ощущения - кинестезические (двигательные) и статические ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах, связках и вестибулярном аппарате. Ощущения собственных движений и пространственного положения тел.


 Восприятие

 Являются процессы, происходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе

 объем - определяется количеством объектов, которые человек может воспринять одновременно (или последовательно в единицу времени);

быстрота (или скорость) - определяется временем, необходимым для выполнения тех или иных перцептивных действий: обнаружение, различение и опознание. Она определяется сложностью воспринимаемого объекта, опытом его восприятия, быстротой возникновения ощущений, психофизиологическим состоянием человека;

точность - это соответствие возникшего перцептивного образа, особенностям воспринимаемого объекта и задаче, стоящей перед человеком;

полнота - степень такого соответствия;

надежность - это возможная длительность восприятия с требуемой точностью и вероятность адекватного восприятия объекта в заданных условиях и в течение заданного времен

 Внимание

 Внимание осуществляется с помощью структур мозга, а именно ретикулярной формацией. Это сетчатая структура головного мозга. Основой внимания можно назвать установка определённого состояния мозга. С помощью внимания человек ориентируется на какой-то объект. Для этого он настраивает на восприятие все органы чувств.

 в сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени.

 Мышление

 психический процесс обобщенного и опосредствованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений, существенных для решения познавательных проблем

 Мышление всегда имеет опосредованный характер. Устанавливая связи и отношения между вещами, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но обязательно и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти. Например, увидев утром покрытые снегом улицы и крыши домов, мы можем заключить о том, что ночью была метель. Установить эту связь нам помогают всплывшие в памяти представления о ранее бывших и наблюдавшихся событиях.

2. Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах явлений. В процессе мышления человек пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира.

3. Мышление исходит из "живого созерцания'', но не сводится к нему. Отражая связи и отношения между явлениями, мы всегда мыслим эти связи в отвлеченном и обобщенном виде. Эти связи обнаруживаются в данном явлении лишь потому, что они присущи всем вещам данного класса, являются общим для них законом существования. Поэтому, чтобы отразить ту или другую связь между явлениями, необходимо отвлечься от конкретных особенностей этих явлений.

4. Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Мышление и речь всегда находятся в неразрывном единстве. Значение слова для процесса мышления исключительно велико. Благодаря тому, что мышление выражается в словах, мы можем отразить в нашей мысли сущность не только непосредственно на нас действующих, но и недоступных прямому восприятию предметов. Мышление позволяет нам проникнуть в далекое прошлое, нарисовать картину возникновения солнечной системы и планет, проследить историю Земли, развитие жизни и так далее. Оно позволяет нам заглянуть также и в будущее, предвидеть ход исторических событий. Мышлением мы можем отразить законы существования как огромных небесных тел, так и мельчайших атомов.

5. Мышление человека связано с практической деятельностью. В своей сущности оно опирается на общественную практику человека.

Память

психический познавательный процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и воспроизведении информации

запоминание, сохранение, воспроизведение, а также забывание. Главный среди них запоминание, которое определяет прочность и длительность сохранения информации, полноту и точность её воспроизведения. Использование человеком приобретённого опыта осуществляется посредством восстановления из памяти ранее усвоенных знаний, умений и навыков.

Запоминание – это процесс запечатления воспринятой информации с целью последующего ее сохранения.

Сохранение (архивизация) -процесс удержания и переработки информации, процесс накопления материала в памяти.

Воспроизведение - процесс извлечения хранящейся в памяти информации.

Забывание - процесс стирания информации, хранившейся в памяти; невозможность воспроизведения информации в сознании

Воображение

Посредством воображения создаются образы, никогда в целом не воспринимавшиеся человеком в действительности. Сущность воображения заключается в преобразовании мира

Воображение неразрывно связано с речью. Словами можно выразить то, что не совпадает с точным сочетанием реальных предметов или соответствующих представлений, то, чего человек никогда не видел. Только при помощи речи и других звуков человек получает возможность освободиться от власти непосредственных впечатлений.

Сформированное в воображении представление о возможном решении укрепляет мотивацию поиска и определяет его направление. Чем более неопределенной является проблемная ситуация, чем больше в ней неизвестного, тем значительнее роль воображения. Оно может осуществляться при неполных исходных данных, поскольку дополняет их продуктами собственного творчества.

предвосхищение будущего, идеальное представление результата деятельности до того, как он будет достигнут. С ней связаны и другие функции воображения:

  • а) стимулирующая. Созданные в воображении образы побуждают, стимулируют человека к их реализации в конкретных действиях;

  • б) планирующая. Преобразующее влияние воображения распространяется не только на будущую активность человека, но и на его прошлый опыт. Воображение способствует избирательности в его структурировании и воспроизведении в соответствии с целями настоящего и будущего.




Речь

Основу речи составляет деятельность второй сигнальной системы (слово);

Невозможна без активного участия первой сигнальной системы (анализаторы)

- содержательность – объем и глубина выраженной в речи информации;

- понятность – умение индивида использовать адекватные ситуации и партнеру слова, предложения, употреблять нужные понятия;

- выразительность – эмоциональная насыщенность и окраска, содержание образных выражений, метафор, способность вызвать отклик в собеседнике;

- воздейственность – способность влиять на других людей (их убеждения, эмоции, мотивацию и т.д.).