Файл: Практическое задание 2 по учебному курсу Теории и технологии художественного развития детей дошкольного возраста 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

М ИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»


Практическое задание №2

по учебному курсу «Теории и технологии художественного развития детей дошкольного возраста 2 »





Студент

Е.А. Заворотчева

(И.О. Фамилия)




Группа

ППОбп-1801в





Преподаватель

М.А. Ценева

(И.О. Фамилия)





Тольятти 2022

СОДЕРЖАНИЕ

1. Проанализировать выбранные программы по творческому развитию детей в разных возрастных группах.

2. Результаты анализа отобразить в бланке выполнения задания 2.


Общие задачи программ по творческому развитию детей в разных возрастных группах


Группы

Программы

«Красота. Радость. Творчество»

«Детство»

«Цветные ладошки»

Младшая

Вызывать у детей интерес к действию с карандашом, красками, фломастерами. Учить ребенка следить за движением карандаша по бумаге, замечать нанесенные на бумагу штрихи. Подводить детей к пониманию того, что карандашом рисуют.







2 года

Давать возможность наблюдать за процессом рисования, лепки взрослого, вызывать к ним интерес, замечать следы карандаша или краски на бумаге, подражать изобразительным действиям взрослого, вызывать эмоциональную реакцию на яркие цвета красок, объемную форму лепки.

Поощрять желание рисовать красками, карандашами, фломастерами, предоставлять возможность ритмично заполнять лист бумаги яркими пятнами, мазками, линиями.
3 года


2–3 года

Формировать способы зрительного и тактильного обследования хорошо зна­комых предметов для уточнения предс­тавлений о внешнем виде предметов.

Знакомить детей с народной игрушкой для обогащения зрительных впечатлений и показа условно-обобщённой трактовки художественных образов.







Средняя










Старшая










Подготовительная













Бланк выполнения задания 2

Общие задачи программ по творческому развитию детей в разных возрастных группах


Группы

Программы

«Красота. Радость. Творчество»

«Детство»

«Цветные ладошки»

Младшая

Дети 3-7 лет (три психологических возраста).

Структура программы

В основной части представлено содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных об­ластей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Соци­ализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художе­ственной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направ­лениям — физическому, социально-личностному, познавательно- речевому и художественно-эстетическому.

В дополнительной части представлены программы, которые рас­ширяют и углубляют основное образовательное содержание и по­зволяют удовлетворить разнообразные образовательные потребности современной семьи и избирательные интересы дошкольников, ре­ализовать развивающий потенциал регионального компонента.

Цель программы

Обеспечение всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного – через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду.

Задачи, решаемые на занятиях

  Систематизация, углубление, обобщение личного опыта ребенка: освоение новых, сложных способов познавательной деятельности; осознание связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневных делах и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога.

Принципы построения содержания

Принцип развивающего образования,

принципы научной обоснован­ности и практической применимости,

принцип этнокультурной соотнесенности дошкольного образования,

комплексно-тематический принцип,

принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возмож­ностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможнос­тями самих образовательных областей.

Направления деятельности учащихся на занятиях:

Игровое,

коммуникативное,

трудовое,

познавательно-исследовательское,

продуктивное,

музыкально-художественное,

чтение

Методы обучения

Наблюдения,

экскурсии,

элементарные опыты,

экспериментирование,

игровые проблемные ситуации,

инсценировки с игрушками,

общение и совместная деятельность с воспитателем,

образные игры-имитации,

хороводные, театрализованные игры,

рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций,

дидактические игры,

сюжетно-ролевые игры.

Формы организации обучения

Игра,

общение со взрослыми и сверстниками,

экс­периментирование,

предметная деятельность,

изобразительная,

художественно-театральная деятельность,

детский труд.

Знания и умения, формируемые у детей

Прак­тические,

коммуникативные,

познавательные,

художественные,

двигательные,

спортивные,

музыкально-ритмические,

культурно-гигиенические,

речевые,

изобразительные,

конструктивные и другие, необходи­мые для осуществления различных видов детской деятельности.

Уровень программы

Комплексная (общеразвивающая) программа

Положительным моментом программы «Детство» является то, что в ней реализуется подход к организации целостного раз­вития и воспитания ребенка дошкольного возраста. Органичное вхождение ребенка в современный мир обеспечивается в программе широким взаимодей­ствием дошкольников с различными сферами культуры: с изобрази­тельным искусством и музыкой, детской литературой и родным язы­ком, экологией, математикой, игрой и трудом.

Программа «Детство» представля­ет собой единый программно-методический комплекс, Программа «Детство» определяет содержание и организацию об­разовательного процесса для дошкольников и направлена на формиро­вание общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельно­сти, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в фи­зическом и (или) психическом развитии детей.

Благодаря ознакомлению детей с миром людей и отношений, с доступными для их понимания пере­живаниями и проблемами людей (взрослых и сверстников), с их поступками, эмоциональными состояниями, у детей начинают формироваться понятия о гуманном и негуманном поведении, они учатся сострадать человеку, животным и рас­тениям.

Интеграция эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания ценности всего, что создано природой и человеком.

Программа способствует развитию познавательной активности дошкольников, их любо­знательности, развитию их умственных способностей и речи, пробуждает творческую активность детей, стимулирует вооб­ражение.

Программа ориентирует на активное освоение разнообразных деятельностных умений (игровых, коммуникативных, художествен­но-изобразительных, трудовых), на многообразие проявлений дет­ского творчества в играх, ручном труде, конструировании, изобра­зительной и музыкальной деятельности, а также в математической, природоведческой, речевой сферах.

Программа предусматривает валеологическое просвеще­ние дошкольников: развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здо­ровье и средствах его укрепления.

Программа «Детство» соответствует принципу развивающего образования, критериям полноты, необ­ходимости и достаточности.

Это комплексная образовательная программа. Ее использование требует от педагога развитой педагогической рефлексии, способ­ности строить педагогический процесс по модели субъект-субъектного взаимодействия с ребенком на основе педагогической диа­гностики. Каждый ребе­нок развивается в своем темпе, задача воспитателя — бережно от­носиться к этому процессу, создавать условия для естественного индивидуального личностного роста.

Содержание программы реализует принцип этнокультурной соотнесенности дошкольного образования. Авторы стремились к тому, чтобы ребенок с детства приобщался к истокам народ­ной культуры своей страны. В программе уделяется большое вни­мание произведениям устного народного творчества, народным хороводным играм, музыке и танцам, декоративно-прикладному искусству России. Одновременно программа предполагает вос­питание уважения к другим народам, интерес к мировому сооб­ществу

Но создается впечатление, что программа предлагает перенасыщенное образовательное содержание. Вряд ли возможно неформально и в полном объеме выполнить задачи, поставленные авторами программы. Ведь уровень развития детей в группе может быть очень различным, интересы и предпочтения их тоже могут очень сильно отличаться. И хотя в программе заложено развитие каждого ребенка в своем темпе, и задача воспитателя отслеживать личностный рост каждого ребенка и влиять на его столь многогранное развитие, представляется формальной.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой основывается на принципе развивающего обучения. Главный критерий отбора программного материала — его воспитатель­ная ценность, высокий художественный уровень используемых произведе­ний культуры, воз­можность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

В программе раскрыты закономерности и особенности развития малы­шей от рождения до 2 лет. В силу возрастной специфики программы для первой и второй групп раннего возраста структурно иные, чем программы для дошкольных групп.

Ведущие цели программы реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельно­сти: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.

В программе провозглашаются приоритеты:

забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном все­стороннем развитии каждого ребенка,

создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отноше­ния ко всем воспитанникам,

максимальное использование разнообразных видов детской деятельнос­ти,

творческая организация процесса воспитания и обучения,

вариативность использования образовательного материала,

уважительное отношение к результатам детского творчества,

• координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи,

соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной шко­лы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании об­разования ребенка дошкольного возраста.

В программе определены пути решения задач нравственного воспи­тания.

В каждой возрастной группе определены виды и содержание трудовой деятельности детей, задачи, которые решаются в процессе детского труда.

Литературный материал программы подобран таким образом, чтобы обеспечить развитие художественно-твор­ческих способностей детей, эстетического вкуса, культуры восприятия ли­тературных произведений.

Художественно-эстетическое воспитание в программе реализуется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и художе­ственно-эстетической деятельности.

Досуговая деятельность в программе рассматривается как приоритет­ное направление организации творческой деятельности ребенка. В организации досуговой деятельности прини­мают участие не только музыкальный руководитель, но и воспитатели, старший воспитатель, другие сотрудники и родители.

Программа интересная, цели и задачи представляются реальными. Провозглашение координации подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи имеет свои плюсы и минусы. Дети из благополучных семей с заинтересованными родителями получают несомненные преимущества перед детьми, которым в семье не может быть оказана достаточная поддержка.

Кроме того, реализация программы зависит от того, насколько креативны и самоотверженны воспитатели и другие сотрудники ДОУ.


Структура программы

Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода физического и психического развития детей:

• ранний возраст - от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста);

• младший дошкольный возраст - от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы);

• средний возраст- от 4 до 5 лет (средняя группа);

• старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).

В каждом разделе программы дается характеристика возрастных особенностей психического и физического развития детей, определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, особенности организации жизни детей, предусмотрено формирование необходимых представлений, жизненно важных умений и навыков в процессе обучения и их развитие в повседневной жизни.

В программе разработано содержание детских праздников, развлечений и досугов. Определены примерные уровни развития, в которых отражаются достижения, приобретенные ребенком к концу каждого года пребывания в дошкольном учреждении.

Программа сопровождается перечнями литературных и музыкальных произведений, дидактических и подвижных игр, рекомендованных к использованию в педагогическом процессе.

Цель программы

Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и фи­зических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особен­ностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Задачи, решаемые на занятиях

Охрана жизни и укрепление здоровья ребенка,

воспитание положительных нравственно-волевых качеств,

развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности

развитие элементарных экологических представлений,

формирование у ребенка целостной картины окружающего мира,

формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении,   о макросоциальной среде,

формирование первоначальных представлений о явлениях природы, суточных и сезонных изменениях,

развитие устной речи,

формирование элементарных математических представлений,

формирование навыков культурного поведения,

воспитание навыков элементарной трудовой деятельности,

формирование позитивного отношения к миру,

развитие интереса к различным видам искусства,

воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное;

развитие творческих способностей в рисовании, лепке, аппликации, художественно-речевой и музыкально-художественной деятельностях;

обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков и умений в разных видах художественной деятельности;

развитие сенсорных способностей: восприятия, чувства цвета, ритма, композиции.

Принципы построения содержания

Принцип развивающего обучения,

энциклопедичность формируемых у ребенка представлений и знаний (обо всем, что его окружает),

принцип культуросообразности,

воспитательная ценность знаний.

Предполагаемый возраст

от рождения до 7 лет.

Направления деятельности учащихся на занятиях

Игровая,

коммуникативно-познавательная,

учебная,

художественная,

двигательная,

элементарно-трудовая.

Методы обучения

наглядно-практические методы,

предметно-поисковые методы обучения,

детское экспериментирование,

самостоятельное открытие ребенком некоторых закономерностей.

Формы организации обучения

Игра,

специальные занятия,

чтение,

прогулки и экскурсии,

ручной труд,

общение с воспитателем,

конструирование,

самостоятельная художественная деятельность,

развлечения, праздники.

Знания и умения, формируемые у детей

Двигательные,

умение сравнивать и обобщать, строить логические цепочки, выявлять причинно-следственные связи,

речевые,

математические,

музыкальные, ритмические,

изобразительные,

простые трудовые навыки,

умение вести себя в обществе, правильно себя позиционировать.

Уровень программы

Комплексная (общеразвивающая)


Средняя

Авторы программы

А.В.Антонова, Т.С.Комарова, Зацепина М.Б.

Структура программы

Содержание программы реализуется в следующих разделах:

искусство в жизни ребенка;

эстетическая развивающая среда;

красота природы;

знакомство с архитектурой;

литература;

изобразительная деятельность;

музыкальная деятельность;

досуг и творчество;

творчество.

Эти разделы разбиты на части, соответственно каждому году жизни ребенка.

Цель программы

Осуществление целенаправленного эстетического воспитания, которое обеспечивает полноценное психическое развитие, развитие таких процессов, без которых невозможно познание красоты окружающей жизни (и искусства) и отражение ее в разнообразной художественно-творческой деятельности.

Задачи, решаемые на занятиях

Формирование у ребенка чувства восхищения и радости через восприятие окружающего мира,

Формирование умений детей передать и запечатлеть явления и предметы через свое творчество,

развитие устной речи,

формирование навыков культурного поведения,

развитие интереса к различным видам искусства,

воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное;

обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков и умений в разных видах художественной деятельности;

Принципы построения содержания

принцип народности,

принцип культуросообразности,

комплексного использования видов искусств (музыкального, изобразительного, театрального, литературы и архитектуры),

взаимосвязи эстетического воспитания с интеллектуальным и нравственным,

принцип индивидуального подхода (личностно ориентированный подход),

преемственности в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Предполагаемый возраст

С 2 до 6 лет




Структура программы

Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода физического и психического развития детей:

• ранний возраст - от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста);

• младший дошкольный возраст - от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы);

• средний возраст- от 4 до 5 лет (средняя группа);

• старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).

В каждом разделе программы дается характеристика возрастных особенностей психического и физического развития детей, определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, особенности организации жизни детей, предусмотрено формирование необходимых представлений, жизненно важных умений и навыков в процессе обучения и их развитие в повседневной жизни.

В программе разработано содержание детских праздников, развлечений и досугов. Определены примерные уровни развития, в которых отражаются достижения, приобретенные ребенком к концу каждого года пребывания в дошкольном учреждении.

Программа сопровождается перечнями литературных и музыкальных произведений, дидактических и подвижных игр, рекомендованных к использованию в педагогическом процессе.

Цель программы

Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и фи­зических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особен­ностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Задачи, решаемые на занятиях

Охрана жизни и укрепление здоровья ребенка,

воспитание положительных нравственно-волевых качеств,

развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности

развитие элементарных экологических представлений,

формирование у ребенка целостной картины окружающего мира,

формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении,   о макросоциальной среде,

формирование первоначальных представлений о явлениях природы, суточных и сезонных изменениях,

развитие устной речи,

формирование элементарных математических представлений,

формирование навыков культурного поведения,

воспитание навыков элементарной трудовой деятельности,

формирование позитивного отношения к миру,

развитие интереса к различным видам искусства,

воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное;

развитие творческих способностей в рисовании, лепке, аппликации, художественно-речевой и музыкально-художественной деятельностях;

обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков и умений в разных видах художественной деятельности;

развитие сенсорных способностей: восприятия, чувства цвета, ритма, композиции.

Принципы построения содержания

Принцип развивающего обучения,

энциклопедичность формируемых у ребенка представлений и знаний (обо всем, что его окружает),

принцип культуросообразности,

воспитательная ценность знаний.

Предполагаемый возраст

от рождения до 7 лет.

Направления деятельности учащихся на занятиях

Игровая,

коммуникативно-познавательная,

учебная,

художественная,

двигательная,

элементарно-трудовая.

Методы обучения

наглядно-практические методы,

предметно-поисковые методы обучения,

детское экспериментирование,

самостоятельное открытие ребенком некоторых закономерностей.

Формы организации обучения

Игра,

специальные занятия,

чтение,

прогулки и экскурсии,

ручной труд,

общение с воспитателем,

конструирование,

самостоятельная художественная деятельность,

развлечения, праздники.

Знания и умения, формируемые у детей

Двигательные,

умение сравнивать и обобщать, строить логические цепочки, выявлять причинно-следственные связи,

речевые,

математические,

музыкальные, ритмические,

изобразительные,

простые трудовые навыки,

умение вести себя в обществе, правильно себя позиционировать.

Уровень программы

Комплексная (общеразвивающая)


Старшая

Дети 3-7 лет (три психологических возраста).

Структура программы

В основной части представлено содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных об­ластей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Соци­ализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художе­ственной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направ­лениям — физическому, социально-личностному, познавательно- речевому и художественно-эстетическому.

В дополнительной части представлены программы, которые рас­ширяют и углубляют основное образовательное содержание и по­зволяют удовлетворить разнообразные образовательные потребности современной семьи и избирательные интересы дошкольников, ре­ализовать развивающий потенциал регионального компонента.

Цель программы

Обеспечение всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного – через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду.

Задачи, решаемые на занятиях

  Систематизация, углубление, обобщение личного опыта ребенка: освоение новых, сложных способов познавательной деятельности; осознание связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневных делах и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога.

Принципы построения содержания

Принцип развивающего образования,

принципы научной обоснован­ности и практической применимости,

принцип этнокультурной соотнесенности дошкольного образования,

комплексно-тематический принцип,

принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возмож­ностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможнос­тями самих образовательных областей.

Направления деятельности учащихся на занятиях:

Игровое,

коммуникативное,

трудовое,

познавательно-исследовательское,

продуктивное,

музыкально-художественное,

чтение

Методы обучения

Наблюдения,

экскурсии,

элементарные опыты,

экспериментирование,

игровые проблемные ситуации,

инсценировки с игрушками,

общение и совместная деятельность с воспитателем,

образные игры-имитации,

хороводные, театрализованные игры,

рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций,

дидактические игры,

сюжетно-ролевые игры.

Формы организации обучения

Игра,

общение со взрослыми и сверстниками,

экс­периментирование,

предметная деятельность,

изобразительная,

художественно-театральная деятельность,

детский труд.

Знания и умения, формируемые у детей

Прак­тические,

коммуникативные,

познавательные,

художественные,

двигательные,

спортивные,

музыкально-ритмические,

культурно-гигиенические,

речевые,

изобразительные,

конструктивные и другие, необходи­мые для осуществления различных видов детской деятельности.

Уровень программы

Комплексная (общеразвивающая) программа







Подготовительная

Дети 3-7 лет (три психологическиСтруктура программы

В основной части представлено содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных об­ластей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Соци­ализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художе­ственной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направ­лениям — физическому, социально-личностному, познавательно- речевому и художественно-эстетическому.

В дополнительной части представлены программы, которые рас­ширяют и углубляют основное образовательное содержание и по­зволяют удовлетворить разнообразные образовательные потребности современной семьи и избирательные интересы дошкольников, ре­ализовать развивающий потенциал регионального компонента.

Цель программы

Обеспечение всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного – через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду.

Задачи, решаемые на занятиях

  Систематизация, углубление, обобщение личного опыта ребенка: освоение новых, сложных способов познавательной деятельности; осознание связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневных делах и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога.

Принципы построения содержания

Принцип развивающего образования,

принципы научной обоснован­ности и практической применимости,

принцип этнокультурной соотнесенности дошкольного образования,

комплексно-тематический принцип,

принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возмож­ностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможнос­тями самих образовательных областей.

Направления деятельности учащихся на занятиях:

Игровое,

коммуникативное,

трудовое,

познавательно-исследовательское,

продуктивное,

музыкально-художественное,

чтение

Методы обучения

Наблюдения,

экскурсии,

элементарные опыты,

экспериментирование,

игровые проблемные ситуации,

инсценировки с игрушками,

общение и совместная деятельность с воспитателем,

образные игры-имитации,

хороводные, театрализованные игры,

рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций,

дидактические игры,

сюжетно-ролевые игры.

Формы организации обучения

Игра,

общение со взрослыми и сверстниками,

экс­периментирование,

предметная деятельность,

изобразительная,

художественно-театральная деятельность,

детский труд.

Знания и умения, формируемые у детей

Прак­тические,

коммуникативные,

познавательные,

художественные,

двигательные,

спортивные,

музыкально-ритмические,

культурно-гигиенические,

речевые,

изобразительные,

конструктивные и другие, необходи­мые для осуществления различных видов детской деятельности.

Уровень программы

Комплексная (общеразвивающая)





Структура программы

Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода физического и психического развития детей:

• ранний возраст - от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста);

• младший дошкольный возраст - от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы);

• средний возраст- от 4 до 5 лет (средняя группа);

• старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).

В каждом разделе программы дается характеристика возрастных особенностей психического и физического развития детей, определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, особенности организации жизни детей, предусмотрено формирование необходимых представлений, жизненно важных умений и навыков в процессе обучения и их развитие в повседневной жизни.

В программе разработано содержание детских праздников, развлечений и досугов. Определены примерные уровни развития, в которых отражаются достижения, приобретенные ребенком к концу каждого года пребывания в дошкольном учреждении.

Программа сопровождается перечнями литературных и музыкальных произведений, дидактических и подвижных игр, рекомендованных к использованию в педагогическом процессе.

Цель программы

Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и фи­зических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особен­ностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Задачи, решаемые на занятиях

Охрана жизни и укрепление здоровья ребенка,

воспитание положительных нравственно-волевых качеств,

развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности

развитие элементарных экологических представлений,

формирование у ребенка целостной картины окружающего мира,

формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении,   о макросоциальной среде,

формирование первоначальных представлений о явлениях природы, суточных и сезонных изменениях,

развитие устной речи,

формирование элементарных математических представлений,

формирование навыков культурного поведения,

воспитание навыков элементарной трудовой деятельности,

формирование позитивного отношения к миру,

развитие интереса к различным видам искусства,

воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное;

развитие творческих способностей в рисовании, лепке, аппликации, художественно-речевой и музыкально-художественной деятельностях;

обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков и умений в разных видах художественной деятельности;

развитие сенсорных способностей: восприятия, чувства цвета, ритма, композиции.

Принципы построения содержания

Принцип развивающего обучения,

энциклопедичность формируемых у ребенка представлений и знаний (обо всем, что его окружает),

принцип культуросообразности,

воспитательная ценность знаний.

Предполагаемый возраст

от рождения до 7 лет.

Направления деятельности учащихся на занятиях

Игровая,

коммуникативно-познавательная,

учебная,

художественная,

двигательная,

элементарно-трудовая.

Методы обучения

наглядно-практические методы,

предметно-поисковые методы обучения,

детское экспериментирование,

самостоятельное открытие ребенком некоторых закономерностей.

Формы организации обучения

Игра,

специальные занятия,

чтение,

прогулки и экскурсии,

ручной труд,

общение с воспитателем,

конструирование,

самостоятельная художественная деятельность,

развлечения, праздники.

Знания и умения, формируемые у детей

Двигательные,

умение сравнивать и обобщать, строить логические цепочки, выявлять причинно-следственные связи,

речевые,

математические,

музыкальные, ритмические,

изобразительные,

простые трудовые навыки,

умение вести себя в обществе, правильно себя позиционировать.

Уровень программы

Комплексная (общеразвивающая)