Файл: Философия как форма духовного познания мира Актуализация Бертран Рассел.ppt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФИЛОСОФИЯ как форма духовного познания мира


Актуализация
Бертран Рассел : «Наша система образования выпускает из школ молодых людей, способных читать, но по большей степени неспособных самостоятельно оценивать происходящее или формировать общественное мнение»
Александр Нилл: «Когда я читаю лекции студентам университетов или педагогических колледжей, я всякий раз поражаюсь инфальтильности, незрелости этих парней и девушек, набитых бесполезным знанием… в своих взглядах на жизнь они – младенцы. Потому что их учили знать, но не разрешили чувствовать. Эти студенты приветливы, добры, энергичны, но чего-то им не хватает: эмоциональности особого рода, способности подчинять мышление чувствам… их учебникам нет дела ни до человеческих характеров, ни до любви, ни до свободы, ни до самоопределения. Так система и живет, ориентируясь только на стандарты книжного учения и продолжая разлучать ум и сердце»
Черниговская Т.В. «Человеку не нужно занимать одну профессиональную нишу, от этого его мозговая активность ухудшается. На мой взгляд, будущему обществу не нужны узкоспециализированные специалисты. Все сделают компьютеры. А для того чтобы человек творчески, необычно мыслил, он должен знать самые разные вещи. Нельзя ходить по одной узкой тропинке. Оригинальность мышления – это та территория, на которой делаются открытия».


Этимология слова «Философия» (от греч. phileo - люблю и sophia - мудрость) - буквально означает "любовь к мудрости".
"Философию философией, а себя философом впервые стал называть Пифагор (570-490 до н.э.)… мудрецом же, по его словам, может быть только бог, а не человек» - Диоген Лаэртский (примерно 2-3 в.н.э.).
С чего начинается философия?
С удивления – Аристотель (384-322 до н.э.)
С сомнения – Декарт (1596-1650)
С отчаяния - Кьеркегор (1813-1855)


АНТИЧНЫЕ ФИЛОСОФЫ о философии и мудрости:
Демокрит (540-470): «Мудрость приносит следующие три плода: - дар хорошо мыслить, - хорошо говорить и  - хорошо поступать»
«Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться»
Сократ (469-399) «Чтобы правильно поступать, нужно знать правду, добро и истинное благо человека».
Платон (427-347): «Под воздействием философии душа человека очищается и человек становится подлинно совершенным».



Аристотель (384-322)
«Ибо вследствие удивления люди и теперь и впервые начали философствовать»
«Философия - это безраздельно господствующая и руководящая наука, наука, которой все другие, как рабыни, не вправе сказать и слова против… наука наук».
«Все науки более необходимы, нежели философия, но лучше - нет ни одной. Она одна существует ради самой себя; она - занятие достойное Бога»
«Есть некоторая наука, которая рассматривает сущее как таковое и то, что ему присуще само по себе. Эта наука не тождественна ни одной из частных наук: ни одна из частных наук не исследует общую природу сущего, но все они выделяют себе какую-либо часть его (сущего)»
«Философия есть умозрительное понимание первых оснований и причин».
«(Философия, познание) совершенная и не испытывающая помех деятельность в себе самой содержит наслаждение, поэтому только философы способны вполне наслаждаться жизнью… Приобретение мудрости доставляет наслаждение. ... Философам не нужно ни орудий, ни оборудованного места для работы: где бы не размышлял во всём свете кто-нибудь, повсюду он окружен присутствием истины»


Аристипп (ок. 435 — ок. 355 до н. э.) — древнегреческий философ из Кирены в Северной Африке, основатель киренской школы, ученик и друг Сократа.
«Философы превосходят остальных людей тем, что, если все законы уничтожатся, философы одни будут жить по-прежнему».
«Философия даёт способность говорить с кем угодно, и в этом ее польза».
К Аристиппу привели юношу в обучение. Философ потребовал за это непомерно большую плату — пятьсот драхм. Возмущенный отец воскликнул: — Это же стоимость раба! — Что ж, купи себе раба,— посоветовал Аристипп,— и у тебя их станет двое.
Диоген Синопский (412-323 до н.э.)
«Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных, гадание и астрология — самым безумным, суеверие и деспотизм — самым несчастным».
«Торжество над самим собой есть венец философии».
Эпикур (341-270) «Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией; ведь никто не бывает ни недозрелым, ни перезрелым для здоровья души».


Цицерон (106-43 до н.э.): «Философия является медициной души».
«О философия, водительница душ, изыскательница добродетелей, гонительница пороков! Что стало бы без тебя не только со мной, но и со всем родом человеческим!
Ты породила города, ты соединила в общество рассеянных по земле людей, ты объединила их сперва домами, потом супружеcтвом, наконец – общностью языков и письмен; ты открыла законы, стала наставницей порядка и нравственности; к тебе мы прибегаем в беде, от
тебя ищем помощь, и тебе всегда вверялся я отчасти, а теперь вверяюсь целиком и полностью.
Один день, прожитый по твоим уставам, дороже, чем целое бессмертие, прожитое в грехе!
У кого мне искать поддержки, как не у тебя, которая одарила меня покоем и избавила от страха смерти» «Это она обучила нас сперва – почитанию самих богов, потом – справедливости меж людей, на которой держится человеческое общество, потом – скромности и высокости духа». «Культура ума есть философия»; «добродетель – это тоже благо ума»


Цицерон ставит естественный вопрос: как поступит человек в той или иной ситуации, если он скрыт от судейских глаз, как поступит этот человек в пустыне с беззащитным встречным, если у того окажется золото? Философ дает нам два варианта решения:
Если этот человек благородный, добродетельный, то получит от встречного правильное направление пути и они мирно разойдутся.
Если этот человек страшится только свидетелей и судей, то участь встречного будет предрешена.
Перед Цицероном сложная задача: что нужно сделать для того, чтобы в темном месте или в пустыне мы встречали людей только первого типа?
Как философ, он понимает, что от такой встречи зависит не просто судьба одного человека, а всего государства.
А ответ мы находим во многих его трактатах и речах: в основе государства лежит прежде всего нравственность его граждан, просвещение, культура (humanitas).
Истинно добродетельный человек (vir bonus) – это тот, который делает доброе дело по собственному выбору и никогда от этого выбора не откажется. Нельзя человека заставить быть добродетельным, его следует добродетели научить.


ЭПОХА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ о ФИЛОСОФИИ
Аврелий Августин (354-430) Нет у человека иной причины философствовать, кроме стремления к блаженству.
Боэций (480 — 524). В книге «Утешение философией» повествовал, как к нему, плачущему «старику», явилась «некая восхитительная женщина», «наставница всех добродетелей», «дарительница мужества и силы духа» – Философия. Ее величество Философия сказала Боэцию, что главной причиной душевных страданий Боэция является то, что он признал себя просто «разумным смертным существом», забыл о бессмертии души и о том, что все свершается под управлением божественного разума, что стремясь к славе и наслаждениям, он отвернул свою душу от истинного и вечного к ложному и тленному.
Петр Дамиани (1007-1072): „Философия должна служить Священному Писанию, как служанка — своей госпоже".

Фома Аквинский (1225-1274) Изучение философии служит не для того, чтобы узнать, что думали люди, а для того, чтобы постигнуть истину.
„Эта наука (теология) может взять нечто от философских дисциплин, но не потому, что испытывает в этом необходимость, а лишь ради большей доходчивости преподаваемых ею положений. Ведь основоположения свои она заимствует не от других наук, но непосредственно от Бога через Откровение. Притом же она не следует другим наукам как высшим по отношению к ней, но прибегает к ним, как к подчиненным ей служанкам" («Сумма теологии»)


ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ о ФИЛОСОФИИ
Пико делла Мирандола (1463-1494): Именно философия научила меня зависеть скорее от собственного мнения, чем от чужих суждений.
Мишель де Монтень (1533-1592) «Душа, ставшая вместилищем философии, непременно наполнит здоровьем и тело. Царящие в ней покой и довольство она не может не излучать вовне; точно так же она изменит по своему образу и подобию нашу внешность, придав ей исполненную достоинства гордость, веселость и живость, выражение удовлетворенности и добродушия. Отличительный признак мудрости – это неизменно радостное восприятие жизни; ей, как и всему, что в надлунном мире, свойственна никогда не утрачиваемая ясность».
Но «если предаваться в философии излишествам, она отнимает у нас естественную свободу и своими докучливыми ухищрениями уводит с прекрасного и ровного пути, который указывает нам природа». «В начале всяческой философии лежит удивление, ее развитием является исследование, ее концом – незнание».
Галилео Галилей (1564-1642): Поистине, как у того нет ушей, так и у этих глаза закрыты для света истины… Этот род людей думает, что философия какая-то книга, как «Энеида» или «Одиссея», истину же надо искать не в мире, не в природе, а в сличении текстов.


ЭПОХА НОВОГО ВРЕМЕНИ о ФИЛОСОФИИ
Фрэнсис Бэкон (1561-1626) Поверхностность в философии склоняет человеческий ум к атеизму, глубина — к религии.
Блез Паскаль (1623-1662): «Философия не стоит и часа труда». «Смеяться над философией - значит истинно философствовать».


Рене Декарт (1596-1650) «Неразумные животные, которые должны заботиться только о своем теле, непрерывно и заняты лишь поисками пищи для него; для человека же, главною частью которого является ум, на первом месте должна стоять забота о снискании его истинной пищи — мудрости» («Начала философии»).



Под последнею я разумею высочайшую и совершеннейшую науку о нравах; она предполагает полное знание других наук и есть последняя ступень к высшей мудрости. Подобно тому как плоды собирают не с корней и не со ствола дерева, а только с концов его ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только под конец !!!
Философия (поскольку она распространяется на все доступное для человеческого познания) одна только отличает нас от дикарей и варваров и [...] каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют; поэтому нет для государства большего блага, как иметь истинных философов.


Декарт «Начала философии»


Вся философия подобна как бы дереву, корни которого — метафизика, ствол — физика, а ветви, исходящие от этого ствола, — все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике.


Жан Лерон д’Аламбер (1717-1783): Истинный философ есть тот, кто, не хвастая, обладает тою мудростью, которою хвастают другие, не обладая ею.
Вольтер (1694-1778): "Никогда философ не говорит, что он вдохновлён Богом, ибо с этого момента он перестаёт быть философом и становится пророком ". 
Жан-Жак Руссо (1712-1778). «Разум порождает самолюбие, а размышление его укрепляет; именно размышление отделяет человека от всего, что стесняет его и удручает. Философия изолирует человека; именно из-за нее говорит он втихомолку при виде страждущего: «Гибни, если хочешь, а я в безопасности». Только опасности, угрожающие всему обществу, могут нарушить спокойный сон философа и поднять его с постели. Можно безнаказанно зарезать ближнего под его окном, а ему стоит только закрыть себе руками уши и несколько успокоить себя несложными доводами, чтобы не дать восстающей в нем природе отождествить себя с тем, кого убивают. Дикий человек полностью лишен этого восхитительного таланта; и, по недостатку благоразумия и ума, он всегда без рассуждений отдается первому порыву человеколюбия. Во время бунтов, во время уличных драк сбегается чернь, а человек благоразумный старается держаться подальше; сброд, рыночные торговки разнимают дерущихся и мешают почтенным людям перебить друг друга».


Карл Людвиг Берне (1786-1837) «Философы не более, как кузнецы, приготовляющие плуг. Сколько вещей должно произойти, пока хлеб можно будет поднести ко рту».
Томас Бабингтон Маколей (1800-1859) «Философия, которая борется с алчностью, гораздо лучше философии, которая разрабатывает законы об охране собственности».