Файл: Философия как форма духовного познания мира Актуализация Бертран Рассел.ppt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оскар Уайльд (1854-1900) «Философия учит нас с невозмутимостью относиться к неудачам других».


Иммануил Кант: Если и существует наука, действительно нужная человеку, то это [философия, которая учит, как] подобающим образом занять указанное человеку место в мире – и из которой можно научиться тому, каким быть, чтобы быть ЧЕЛОВЕКОМ.  
«Каков человек, такова и его философия» — эта знаменитая мысль Фихте


Георг Гегель (1770-1831) Постичь то, что есть, — вот в чем задача философии, ибо то, что есть, есть разум. Сова Минервы начинает свой полет лишь с наступлением сумерек
«Философия хочет познать неизменное, вечное, сущее само по себе; её цель - истина»
Половинчатая философия отделяет от Бога, истинная же философия приводит к Богу»
Народ без метафизики – что храм без алтаря.
Дух – это «Я, которое есть Мы, и Мы, которое есть Я».
«У свободного народа разум – актуализированная истина. Это дух, живой и присутствующий, в котором индивид находит свое предназначение и реализует его».
"Дерзновение искания истины, вера в могущество разума есть первое условие философских знаний. Человек должен уважать самого себя и признать себя достойным наивысочайшего«.


Карл Маркс (1818-1883)
«В действительности и для практического материалиста… все дело заключается в том, чтобы революционировать существующий мир, чтобы практически выступить против существующего положения вещей и изменить его.
«Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы его изменить»
«Ближайшая задача философии, находящейся на службе истории, состоит – после того как разоблачен священный образ человеческого самоотчуждения – в том, чтобы разоблачить самоотчуждение в его несвященных образах. Критика неба превращается таким образом, в критику земли, критика религии – в критику права, критика теологии – в критику политики». «Подобно тому как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие, и как только молния мысли основательно ударит в эту нетронутую народную почву, свершится эмансипация немца в человека»


СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ
Артур Шопенгауэр () Гегель не только не имеет никаких заслуг перед философией, но оказал на нее крайне пагубное, поистине отупляющее, можно сказать, тлетворное влияние. Кто может читать его наиболее прославленное произведение, так называемую «Феноменологию духа», не испытывая в то же время такого чувства, как если бы он был в доме умалишенных, того надо считать достойным этого местожительства.

«Мало-помалу для меня выяснилось,… что нравственные (или безнравственные) цели составляют в каждой философии подлинное жизненное зерно, из которого каждый раз вырастает целое растение… я не думаю, что «позыв к познанию» был отцом философии, а полагаю, что… инстинкт пользуется познанием (и не только знанием) как орудием. Ибо каждый инстинкт властолюбив и как таковой он пытается философствовать».
«Философия сама есть этот тиранический инстинкт, духовная воля к власти, к «сотворению мира», к causa proma»
(Ницше. По ту сторону добра и зла)
 Философствуя, человек обретает путь от своего бессознательного, витального, не ставящего никаких вопросов и загнанного в конечность бытия к сознательной, исходящей из прочного основания жизни Он обретает контакт с тем истоком, исходя из которого он может осуществить истинную независимость, независимость от конечного благодаря зависимости от бесконечного. Карл Ясперс


Согласно Джону Дьюи, философия должна стать интеллектуальным орудием своей эпохи, быть действенным инструментом постановки и решения задач.
Инструментализм Дьюи перекликается с философией жизни: «Сущность прагматистского инструментализма заключается в трактовке одновременно знания и практики как средств для производства полезных для жизни вещей». Философия должна побуждать людей «к достижению более упорядоченного и разумного счастья».
В книге «Творческий интеллект» (1917) Дьюи пишет: «Философия возрождается, когда перестает быть средством разрешения проблем философов и становится методом... разрешения проблем человечества».
«философия может предложить только гипотезы, и что эти гипотезы только тогда имеют ценность, когда они делают человеческий разум более чувствительным к самой жизни». 


Лев Шестов: «Философия и только философия как свободная деятельность человеческого духа может освободить религиозное (и не только религиозное – Л.Г.) сознание от бесчисленных предрассудков, которые к нему прививались в течение долгих столетий и тысячелетий»
Философ обязан сомневаться, сомневаться и сомневаться и именно тогда спрашивать, когда никто не спрашивает, рискуя стать посмешищем для толпы.
Мераб Мамардашвили :
В действительности философия в этом смысле может быть определена как некоторый бытийно-личностный эксперимент, продуктом которого является личность на одной стороне, а на другой – картина такого мира, в котором эта личность могла бы осмысленно жить, ориентироваться, понимать и воспроизводить себя в этом мире в качестве именно 

личности.


Всякая философия, как и всякая мысль, есть дело свободного человека.
В том числе свободного от привидений, которые вырастают из твоей собственной души.
Поэтому философы считают, что человек, человеческое существо свободно в абсолютном смысле слова.
Почему?
Потому что если оно зависимо или является рабом, то только - рабом своих собственных привидений, которые выросли из его собственной души.
Это не мир делает его рабом – по отношению к миру человек свободен абсолютно, - корни его рабства уходят в него самого. __________ Мераб Мамардашвили "Психологическая топология пути"


Николай Бердяев подчеркивал трагичность положения философа.
Внешний аспект этой трагичности он видел во враждебном отношении к философии, обнаруживаемом на протяжении всей истории культуры. Философов, всегда составлявших небольшую группу в человечестве, не любят и чего-то не могут простить им теологи, иерархи церкви и простые верующие, ученые и представители разных специальностей, политики и социальные деятели, люди государственной власти, консерваторы и революционеры, инженеры и техники, простые люди, обыватели.
Вместе с тем он отмечает наличие религиозных притязаний в самой философии: «Великие философы в своем познании всегда стремились к возрождению души, философия была для них делом спасения».
Источник драматизма отношений философии с наукой Бердяев видит в универсальных притязаниях самой науки, связываемых им со сциентизмом. Однако «научная» философия, считает он, есть философия лишенных философского дара и призвания – она выдумана для тех, кому философски нечего сказать. Философия возможна лишь в том случае, если есть особый, отличный от научного, путь философского познания. Необходимое условие философского познания – философская интуиция, а основа философии – опыт человеческого существования во всей его полноте.


В.Ф. Петренко пишет:
«…имплицитная картина мира, присущая субъекту, опосредуя его восприятие и осознание мира, приобретает как бы самостоятельный онтологический статус, влияя, даже будучи иллюзорной, на его реальный жизненный выбор тех или иных поступков, на все поведение в целом».



Мой мозг и мое сердце являются моими храмами; моя философия — это доброта. Далай лама XIV


В чьем высказывании проглядывает большая философская широта и глубина мысли?


Цель курса
Изучение философии является одной из важных задач каждого студента, стремящегося получить классическое гуманитарное образование. Это обусловлено тем, что именно благодаря философии молодой человек приобретает представление об основных идеях культурного развития человечества, получает знания о современной научной картине мира, приобщается к творческому наследию выдающихся мыслителей прошлого. Изучение философии, знакомство с интеллектуальным опытом человечества способствует духовному развитию человека, формирует его как личность, как дееспособного, нравственного специалиста.
Овладение курсом философии предполагает развитие у студентов интереса и потребностей к самостоятельному, критическому и творческому мышлению, формирование способности и умения оценивать исторические события и факты действительности с позиций целостного представления о мире и месте человека в нем, признания ценностей гуманизма и духовного развития (или лучше сказать: плюрализма?).


3


 Задачи курса
Курс представляет собой введение в философскую проблематику. Его освоение должно содействовать:
- выработке понимания особенностей философского мышления, освоению навыков обобщения, умению логично излагать, аргументировано отстаивать свою позицию и способности честно признавать правоту оппонента,
- формированию устойчивых представлений о содержании основных этапов развития мировой и отечественной философии в контексте общечеловеческого и российского культурно-исторического процесса,
- освоению современных знаний о проблемах человеческого бытия и познания мира, о ценностях и идеалах культуры в условиях многообразия философских и научных школ и направлений,
- овладению навыками самостоятельного использования общенаучной методологии исследования проблем развития и функционирования общества, государства, социальных институтов и человеческой личности.


3


Исторические типы мировоззрения


Миф, ранняя форма духовной куль-
туры человечества, объединял
в себе зачатки знания, фантазии,
верования


Мифология


Религия


Философия


Удвоение мира, вера в сущест-
вование той или иной разно-
видности сверхъестественных

сил, в их главенствующую
роль в мироздании и жизни
людей


Рационально – теоретическая форма мировоззрения, система общих
теоретических взглядов на мир, на место в нем человека


Общее


Типы мировоззрения


Различия


Опирается на веру как на
способ существования
религиозного сознания,
особое настроение,
переживание, эмоции


Опирается на разум, реальные
наблюдения, логический
анализ, обобщения, выводы, доказательства


5


6


Основные типы мировоззрения


мировоззрение


мировоззрение


Повседневное (обыденное)
мировоззрение


Существует в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире


Религиозное мировоззрение


Связано с признанием сверхъестественного мирового начала,его основа выражается в иррациональной и эмоционально-образной форме


Философское мировоззрение


Выступает в понятийной, категориальной форме, опираясь на достижения науки о природе и обществе, обладая определенной мерой логической доказательности


Научное мировоззрение


Теоретические взгляды на окружающий мир, основанные на данных науки


Мироощущение
Мировосприятие Миросозерцание


Целостное осознание и переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятии, представлений, и эмоций


Миропонимание


Представляет собой понятийный, категориальный, интеллектуальный аспект мировоззрения


Обобщенная система взглядов
человека на мир в целом, на свое
собственное место в нем, понимание
и оценка смысла своей жизни,
деятельности;


7


Философия и мировоззрение


Мировоззрение


Философия


Рационально – теоретическая форма общественного сознания, направленная на выработку целостного взгляда на мир, и на место в нем человека, и исследующая вытекающие отсюда познавательное, этическое и эстетическое отношения человека к миру


Связь философии и мировоззрения


Мировоззрение


Философия


Общее


Различие


Поиск ответов на вопросы