Файл: Программа для общеобразовательных учреждений. Астрономия (11). Авторы программы Б. А. ВоронцовВельяминов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Будем знакомы, АСТРОНОМИЯ

(вводный урок астрономии в 11 (10) классе)
Предмет (направленность): астрономия.

Возраст детей: 11 (10) класс.

УМК (программа): Программа для общеобразовательных учреждений. Астрономия (11).

Авторы программы: Б. А. Воронцов-Вельяминов.
Аннотация разработки:Разработка учебного занятия "Будем знакомы, АСТРОНОМИЯ" снабжена сопроводительной презентацией и может быть использована на вводном уроке при изучении нового материала по теме «Предмет астрономии».
Тип урока: урок открытия новых знаний.

Вид урока: беседа.

Продолжительность: 45 минут.
Цель урока: знакомство учащихся с особенностями изучения нового школьного предмета – астрономия.
Задачи урока:

образовательные:

  • сформировать представление о предмете астрономии, истории астрономии, структуре и масштабах Вселенной;

  • познакомить учащихся с задачами и методами астрономических исследований;

  • использовать приобретенные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни.

развивающие:

  • создать условия для развития мышления (учить анализировать, выделять главное, понимать тексты, объяснять и определять понятия, обобщать и систематизировать, приводить примеры);

  • создать условия для развития познавательного интереса и элементов творческой деятельности;

  • создать условия для развития коммуникативных способностей, умения логически излагать свои мысли.

воспитательные:

  • воспитывать положительную мотивацию к изучению астрономии; культуру умственного труда;

  • воспитывать убежденность в познаваемости окружающего мира, осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;

  • воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам одноклассников, уважительное отношение к мнению другого человека.


Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  • формирование ответственного отношения к учению;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности.


Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение и делать выводы;

  • смысловое чтение;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты:

  • знание объектов, задач и методов астрономических исследований;

  • знание основных этапов развития астрономии как науки;

  • знание о связи астрономии с другими науками;

  • знание о структуре и масштабах Вселенной;

  • умение использовать приобретенные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни.


Диагностика умений и навыков:

К моменту проведения урока, учащиеся овладели знаниями, умениями и навыками из смежных предметных областей: математика, окружающий мир (природоведение, естествознание), физика, география.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, эвристические.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Подготовка к занятию:

Принадлежности: учебник «Астрономия 11» (Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут); плакат «Строение Вселенной».

Технические средства обучения: компьютер; мультимедийный проектор; экран (или интерактивная доска).

Необходимо организовать:

  • распечатать «Лист работы на уроке» (Приложение 1) – на каждого ученика;

  • распечатать статьи для оформления уголка «Это интересно» (Приложение 2);

  • распечатать в необходимом количестве «Звезды» (Приложение 3) (звезды выдаются учащимся за работу на уроке);

  • распечатать QR-коды (Приложение 4) – повесть на доску;

  • плакат «Строение Вселенной» повесить на доску;

  • настроить работу ТСО;

  • подготовить трейлер https://prezi.com/e9gdjkoc7kzn/presentation/ (при необходимости редактирования, трейлер можно скопировать нажав кнопку внизу презентации. Необходима регистрация на Prezi.com).



Структура урока:



Этап урока

Содержание

Время




до урока

Знакомство с оформлением кабинета.




1

Организационный момент. Мотивация и целеполагание.

Взаимные приветствия. Просмотр трейлера «Астрономия». Обсуждение. Знакомство с учебником, пособиями и принадлежностями для урока.

10 мин

2

Изучение нового материала, первичное закрепление изученного материала.

Знакомство с материалом по теме занятия. Беседа. Выполнение сопутствующих заданий.

12 мин

3

Релаксационная пауза.

Прослушивание классической музыки.

5 мин

4

Изучение и обобщение материала урока.

Беседа.

10 мин

5

Рефлексия.

Заполнение листов работы на уроке. Оценивание работы на уроке.

5 мин

6

Домашнее задание.

Запись и пояснение домашнего задания.

3 мин


Рефлексия учебной деятельности: Рефлексия учебной деятельности осуществляется учащимися посредством листов работы на уроке; при самооценке и взаимооценке ответов в ходе обсуждений. В завершении урока учитель анализирует ответы и подводит итог.
Формы контроля и оценки результатов урока: самооценка ответов учениками и учителем; взаимооценка в форме обсуждения; оценка листов листов работы на уроке.
Рекомендуемые ученикам учебные материалы к занятию:

  1. Воронцов-Вельяминов, Б. А. Астрономия. Базовый уровень. 11 кл.: учебник / Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015. – 237, [3] с.: ил., 8 л. цв. вкл.


Список литературы, используемой для разработки занятия:


  1. Воронцов-Вельяминов, Б. А. Астрономия. Базовый уровень. 11 кл.: учебник / Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015. – 237, [3] с.: ил., 8 л. цв. вкл.

  2. История астрономии / статья Википедии // https://goo.gl/zyLy5d (дата обращения 28.10.2017).

  3. История астрономии // http://www.astronet.ru/db/msg/1177040/chapter3_9_2.html (дата обращения 28.10.2017).


Ход урока:

Учитель вывешивает материалы статей псевдонаучного содержания и стихов, содержащих астрономические ошибки (Приложение 2) на доску «Это интересно». На доске вывешивает QR-коды со ссылками на эти статьи (Приложение 4).

На перемене учащиеся изучают оформление кабинета.

  1. Организационный момент. Мотивация и целеполагание.

В начале урока, пока учащиеся подготавливаются, рассаживаются, учитель запускает трейлер к курсу «Астрономия»: https://prezi.com/e9gdjkoc7kzn/presentation/



Учитель: Здравствуйте, ребята!

Сегодня, в свой последний год обучения в школе, вы пришли на первый урок астрономии. (Презентация. Слайд 1).



С какими мыслями вы шли на урок? Какие необходимые в дальнейшем знания и умения вы рассчитываете получить? Давайте порассуждаем на тему «Зачем нужна Астрономия?»За активную работу на уроке вы будете получать «Звезды», которые в конце урока сможете обменять на отметку. (Презентация. Слайд 2).



Учитель выслушивает мнения учащихся. За интересные ответы выдаются звезды, на которых написаны баллы за ответ. Особое внимание учитель обращает на то, что многие открытия, сделанные в области астрономии нашли применение в нашей жизни. При нажатии левой кнопкой мыши на текст, появляются изображения.

Учитель: Все представленные на слайде современные технологии были разработаны благодаря астрономии. Рентгеновские детекторы, широко использующиеся сейчас на вокзалах, были разработаны для нужд рентгеновской астрономии. Wi-Fi был создан в лаборатории радиоастрономии с целью обработки данных радионаблюдений.

Системы навигации стали возможными благодаря запуску спутников. В настоящее время все ведущие космические агентства в мире работают над созданием систем навигации, основанных на наблюдении рентгеновского излучения пульсаров.

Навигация на слайдах презентации:

- переход к предыдущему слайду.

- переход к следующему слайду.
Учитель: Вы наверняка обратили внимание на статьи, размещенные на досках объявлений.

Учитель просит вкратце пересказать смысл статей, высказать свое отношение к изложенному материалу.

Учитель: Чтобы уметь отличать «астрологию» от «астрономии», научные статьи от фальсификаций, рассуждать, доказывать свою точку зрения, нужно изучать астрономию.

Для знакомства с предметом астрономия мы будем использовать различные источники информации: учебник, мобильные планетарии, Интернет-ресурсы. (Презентация. Слайд 3)



Список основных Интернет-ресурсов по астрономии вы можете найти, перейдя по ссылке с QR-кода. Их вам предлагается изучить дома, самостоятельно.

А сейчас давайте познакомимся со структурой учебника.

Учащимся предлагается взять в руки учебник и ответить на вопросы блиц-викторины. Ученик, первым давший верный ответ, получает «Звезду».

Блиц-викторина «Знакомимся с учебником»:

  1. Как зовут авторов учебника? (Борис Александрович Воронцов-Вельяминов, Евгений Карлович Страут)

  2. Что изображено на цветной вкладке III? (Луна)

  3. Как называется Глава 4 учебника? (Природа тел Солнечной системы)

  4. Как называется § 14 учебника? (Движение небесных тел под действием сил тяготения)

  5. Что изображено на рисунке 3.3? (Положения Земли и Марса на орбитах)

  6. Сколько вопросов после § 17. (Семь)

  7. Что необходимо сделать в упражнении 15? (Рассчитать линейную и угловую скорости вращения на экваторах Земли и Юпитера. Обратить внимание учащихся на Приложения в конце учебника)

  8. В каком году состоялся запуск Российского космического телескопа «Спектр-Р» по проекту «Радиоастрон»? (2011)

  9. Каков ответ на первую задачу упражнения 6? (Вечером)

  10. Фотография какого ученого расположена на странице 203 учебника? (Георгий Антонович Гамов).