Файл: Программа для общеобразовательных учреждений. Астрономия (11). Авторы программы Б. А. ВоронцовВельяминов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

(Ответы к заданиям блиц-викторины появляются на слайде 3 презентации, при последовательном нажатии левой кнопкой мыши на учебник. После завершения викторины необходимо перейти к следующему слайду)


  1. Изучение нового материала, первичное закрепление изученного материала.

Учитель: Рассмотрев учебник, вы наверняка отмечали для себя факты, известные с уроков окружающего мира, природоведения, физики, или из жизненного опыта. Весь сегодняшний урок мы будем опираться на уже имеющиеся у вас знания и построим его в форме беседы.

У вас на партах лежат «Листы работы на уроке», в которых вы можете отмечать интересные факты и дополнительные темы, которые хотите изучить дома. В ходе беседы вы можете задавать вопросы, или записать их на отрывном корешке «Листа…» и сдать в конце урока учителю.

Для начала давайте определимся, что же такое «Астрономия»? (Презентация. Слайд 4)



Учитель записывает ответы учащихся в виде кластера на доске. Затем, формулирует определение. Определение появляется на слайде при нажатии левой кнопкой мыши на «Астрономия» -> (от греч. …). Учащиеся записывают определение в тетрадь.

Учитель: Рассмотрим задачи астрономии. (Презентация. Слайд 5)



Учитель: Объектами астрономических исследований являются как отдельные области космического пространства, так и Вселенная в целом. А что такое Вселенная? (Презентация. Слайд 6)



Учащиеся пытаются дать определение. Учитель отмечает, что «Вселенная» - это фундаментальное понятие астрономии.

Учитель: На практике под Вселенной понимают часть материального мира, доступную изучению естественнонаучными методами. Какое строение имеет Вселенная? Посмотрите видеоматериал и зарисуйте в тетради схему «Строение Вселенной».

Переход к видеоматериалу осуществляется по ссылке с слайда 6 презентации. В качестве подсказки, на доске висит плакат «Строение Вселенной».

Далее учитель предлагает учащимся посмотреть на схему на слайде 7 и прокомментировать ее.





  1. Релаксационная пауза.

Учитель: Давайте немного отдохнем и посмотрим, какое отражение «Астрономия» нашла в искусстве. (Презентация. Слайд 8) Вы наверняка сможете назвать не одну фантастическую повесть астрономического содержания.

Великие художники писали картины космической тематики. Например, знаменитая «Звездная ночь» Винсента ван Гога с удивительными яркими звездами, изображенными на холсте.

Кто лучше космонавтов знает о космосе? Космонавт Алексей Архипович Леонов в своих картинах отразил неземные виды, которые он наблюдал собственными глазами.



Космическая тема нашла отражение и в «Лунной сонате» гениального Людвига ван Бетховена, которую вы сейчас слышите.


  1. Изучение и обобщение материала урока.

Учитель: Астрономия – одна из древнейших естественных наук. Вспомним основные вехи истории «Астрономии». Посмотрите на ленту времени и расскажите о событиях, которые вам известны, о вкладе ученых в развитие астрономической науки. (Презентация. Слайд 9)

Ученики изучают представленную информацию, комментируют. Для перехода к следующей части ленты времени необходимо нажать левой кнопкой мыши на красный треугольник в правой части слайда.



Для справки: Изучение звездного неба было необходимо людям с самых древних времен. Это был единственный способ ориентации во времени и в пространстве. Появление необходимости определения координат светил способствовало изобретению угломерных инструментов.

Представления о строении Вселенной отличались у различных народов. Земля в основном представлялась как плоский участок суши, расположенный на спинах слонов (китов, черепах…).

Периодические изменения на небе (смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года), известные с древнейших времен, способствовали появлению календарей. Первые лунные календари найдены в Сибири и имеют возраст 32000 лет. Тогда же была введена 7-дневная неделя, как период между изменениями фаз Луны.

Необходимость вычислять периоды подъема и спада воды в Ниле около 6000 лет назад способствовала созданию египетского солнечного календаря:
год состоял из 365 суток и делился на 3 сезона по 4 месяца в каждом.

Первые обсерватории – зиккураты – представляли собой 3-7 этажные храмы. Такие храмы найдены на территории Древней Месопотамии и Элама.

Легенды, мифы о героях и богах Древней Греции и Древнего Рима отражены в названиях современных созвездий и планет.



Пифагор Самосский: впервые заявил о шарообразности Земли.

Аристотель: признавал шарообразность Земли, Луны и небесных тел; создал собственную геоцентрическую систему мира.

Архимед: сделал первый звездный глобус, который показывал суточное вращение звездного неба, движение планет, фазы Луны, солнечные и Лунные затмения; определил угловой диаметр Солнца; впервые попытался определить размеры Вселенной.

Аристарх: сделал вывод о вращении Земли вокруг Солнца; рассчитал, что Солнце - ближайшая из звезд.

Эратосфен: вычислил размеры Земли;

Гиппарх: ввел географические координаты местности (широту и долготу); составил звездный каталог, включавший 850 звезд (48 созвездий); разделил звезды по блеску на 6 звездных величин; открыл прецессию; оценил расстояние до Луны и Солнца; составил таблицы наблюдений за Луной и планетами; разработал одну из геоцентрических систем мира.



Клавдий Птолемей: попытался создать теорию видимого движения Солнца, Луны и планет; разработал геоцентрическую систему мира.

Николай Коперник: разработал гелиоцентрическую систему мира; получил объяснение смене времен года.

Джордано Бруно: создал свою естественно-философскую картину бесконечной Вселенной с множеством обитаемых планетных миров.

Тихо Браге: главным делом жизни считал повышение точности астрономических наблюдений; построил две обсерватории в которых проводил наблюдения за Марсом и другими объектами с помощью созданных им металлических угломерных инструментов; составил каталог 777 звезд.

Иоганн Кеплер: использовал данные многолетних наблюдений Тихо Браге за движением Марса; сформулировал три закона движения планет.

Галилео Галилей: изобрел телескоп; проводил исследования комет, отметил периодичность в движении комет; открыл горы, моря и кратеры на Луне, 4 наиболее крупных спутника Юпитера; наблюдал пятна на Солнце, фазы Венеры, кольца Сатурна.


Исаак Ньютон: на основе анализа движения планеты Земли и её спутника Луны, образующих единую космическую систему, сформулировал закон Всемирного тяготения; высказал гипотезу о формировании звезд в газопылевых туманностях под действием гравитации; объяснил причины приливов и отливов.



С изобретением телескопа появляется большое число открытий новых объектов Солнечной системы. В частности, трансурановых планет (объектов, расположенных за орбитой Сатурна). Некоторые открытия делались «на кончике пера».

В 1859-62 гг., Роберт Бунзен и Густав Киргхоф разработали основы спектрального анализа, позволившего получать информацию о химическом составе небесных тел. Открытие спектрального анализа привело к появлению нового раздела науки о Вселенной - астрофизики.

Получает развитие внегалактическая астрономия – раздел астрономии, изучающий объекты за пределами нашей галактики. Цефеиды – первые обнаруженные внегалактические объекты – наблюдались Эдвином Хабблом.

Развитие радиофизики привело к новому направлению – всеволновой астрономии. Исследования космических объектов стали проводиться в различных диапазонах длин волн электромагнитного излучения.

Альберт Эйнштейн разработал общую теорию относительности, предсказал существование гравитационных волн. Работал над проблемами космологии (раздел астрономии, изучающий свойства и эволюцию Вселенной в целом).

Реликтовое излучение - космическое фоновое излучение, возникшее в эпоху первичной рекомбинации водорода и равномерно заполняющее Вселенную.

Существование реликтового излучения было теоретически предсказано Георгием Антоновичем Гамовым и рассматривается как одно из главных подтверждений теории Большого взрыва. В 1965 году Арно Пензиас и Роберт Вудроу Вильсон экспериментально обнаружили реликтовое излучение, за что в 1978 году получили Нобелевскую премию.



Константин Эдуардович Циолковский – основоположник теоретической космонавтики. Обосновал возможность космических полетов. Занимался теорией движения реактивных аппаратов.

4 октября 1957 года – запущен первый искусственный спутник Земли. Излучение радиоволн спутником позволило изучать верхние слои ионосферы Земли.


Благодаря развитию космонавтики стали возможны космические эксперименты. В частности, эксперименты, проводимые на борту орбитальных космических станций и исследования поверхностей объектов Солнечной системы. Среди космических экспериментов можно назвать: фотографирование Земли и космоса, исследование влияний условий космического полета на живые организмы, выращивание растений в условиях космического полета и другие.

Космические аппараты, достигшие поверхностей Луны, Марса, Венеры позволили взять пробы грунта, изучить физические условия на планетах.

Обнаружение в 2016 году гравитационных волн положило начало гравитационно-волновой астрономии. За экспериментальное обнаружение гравитационных волн Кип Торн, Райнер Вайсс и Барри Бэрриш в 2017 году получили Нобелевскую премию по физике.

Учитель: Астрономия выросла из философии – науки о природе – и обнаруживает тесные связи с другими науками. (Презентация. Слайд 9)



Учитель нажимает левой кнопкой мыши на текст, появляется схема. Учащиеся, в ходе беседы, называют общие области исследований указанных наук и астрономии.


  1. Рефлексия.

Учитель: Вот и завершается наше первое знакомство с астрономией. Надеюсь, у вас появилось желание его продолжить, и вы с нетерпением будете ждать следующего урока.

Если у вас остались вопросы, которые вы хотите задать, можете записать их в «Листе работы на уроке» и сдать учителю.

Те учащиеся, кто активно работал на уроке, могут обменять полученные «звезды» на отметку по курсу:

более 10 звезд – «5»;

7-9 звезд – «4»;

4-6 звезд – «3».

(При этом, учащиеся имеют право не обменивать звезды и оставить их себе.)

Учитель: В заключение, попробуем составить свою расшифровку аббревиатуры АСТРОНОМИЯ. Выберите любую свободную букву и продолжите на листочке слово, характеризующее ваше впечатление от урока или интересный факт, который вы узнали на уроке. Старайтесь, чтобы текст получался связанным.

Учитель раздает по одному листочку на каждый ряд. На листочке в столбик написаны буквы:

А –

С –

Т –

Р –

О –