Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Развитие системы социального страхования в России.
1.1 Понятие фонда социального страхования РФ:
2. Роль Фонда социального страхования РФ в России.
2.1 Пособие по беременности и родам:
2.2 Пособие по временной нетрудоспособности:
2.3 Ежемесячное пособие по уходу за ребенком:
3. Перспективы развития системы социального страхования в России.
Обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей; участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования; осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда; разработка предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование; организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования; cсотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.[1]
1.2 Задачи и средства фонда:
Средства Фонда образуются за счет:
-
страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности); -
страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством; -
страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд; -
доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период; -
добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством; -
ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях; -
прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).
Средства Фонда направляются на:
-
Выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг; -
Оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание; -
Частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание); Частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан; частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса); оплату проезда к месту лечения и обратно; создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях; обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда; -
Финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством; -
Проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда; -
Осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию; -
Участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.
Средства Фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в настоящем Положении. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.
Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций (в размере 20 процентов), образуют фонд развития Фонда социального страхования Российской Федерации.
Положение о порядке формирования и расходования средств фонда развития утверждается Правительством Российской Федерации. Распорядителями средств Фонда являются председатель и главный бухгалтер Фонда.[2]
2. Роль Фонда социального страхования РФ в России.
Фонд социального страхования РФ имеет статус самостоятельно функционирующего государственного финансово-кредитного учреждения. Основным источником формирования его бюджета являются страховые взносы страхователей. Денежные средства ФСС не являются составляющей частью государственного бюджета или других фондов, и не подлежат изъятию. Управление учреждением осуществляется на правительственном уровне. Руководство деятельностью государственного аппарата осуществляется в ракурсе трех структур, сформированных региональными, центрально-отраслевыми отделениями и филиалами.[4]
Функциональность ФСС заключается в осуществлении организационных и финансово-контрольных задач в сфере социального обеспечения страхователей. Особенностью системы является выполнение большей части работы руководителями субъектов хозяйствования, в обязанности которых входит перечисление взносов, назначение и выплата пособий, а также составление отчетности по проведенной работе.
ФСС регулирует финансовые потоки, аккумулирует и перераспределяет бюджетные средства, сформированные за счет социального налога и других поступлений, которые могут иметь характер возвратных займов из других фондов или из государственного бюджета. Центральный аппарат учреждения обеспечивает реализацию механизма дотации в свои региональные подразделения. Накопленные средства по заявкам работодателей или участников добровольного социального страхования, распределяются между претендентами на страховую помощь в соответствии с установленными на законодательном уровне нормативами начисления компенсаций и пособий.
ФСС управляет средствами государственного социального страхования РФ в соответствии с Положением о работе Фонда. Он является финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ. Имущество, находящееся в управлении организации и закрепленное за учреждениями курортного значения, находится в собственности государства. Бюджет учреждения утверждается на правительственном уровне, а бюджеты структурных региональных и отраслевых подразделений подлежат рассмотрению правлением Фонда и утверждению его председателем.
Из резерва ФСС, относящегося к категории централизованного, средства направляются для выплаты пособий и компенсации оздоровительных мероприятий в региональные отделения. Центральный аппарат и региональные подразделения контролируют правильность и своевременность начисления страховых взносов руководителем субъекта хозяйствования. Их представители должны проверять обоснованность выплат пособий и их целевое использование.
Основной задачей Фонда является обеспечение гарантированной государством страховой защиты страхователей, а также участие в разработке и в реализации программ, ориентированных на охрану здоровья участников системы, а также на совершенствование сферы социального страхования. Роль ФСС в системе социальной защиты определена в ракурсе профилактики и снижения вероятности риска оказаться в сложном финансовом положении и без материальной поддержки при наступлении обстоятельств, интерпретируемых страховыми. Функции ФСС определены с учетом решаемых учреждением задач: Обеспечение гарантированной социальной защиты; Проверка выполнения обязательств участниками системы; Контроль соблюдения законодательных норм работодателем или добровольным участником системы; Посредничество в сфере трудовых отношений с целью выполнения интересов их участников; Оказание целевой помощи социально уязвимым категориям населения; Участие в видах страхования, предполагающих государственную долю ответственности.
ФСС определяет институт социального партнерства, уровень развития которого интерпретирован параметрами его основных участников, являющихся работниками, субъектами предпринимательской деятельности и государством. В рамках функциональности Фонда производятся материальные выплаты. Они ориентированы на компенсацию расходов при наступлении страхового случая, а также на оказание услуг профилактического, реабилитационного и лечебного характера. Возможность выполнения задач в объеме, определяемом нуждами страхователей, идентифицирует уровень эффективности системы.
ФСС подразделяется на три структуры, отнесенные к исполнительной, руководящей и контролирующей категории. В компетенции исполнительных органов распоряжение средствами организации в пределах своих полномочий. К ним относятся региональные, центральные и филиальные подразделения Фонда. Руководство деятельностью учреждения возложено на его председателя, который вместе со своими пятью заместителями избирается на должность на правительственном уровне.
В структуру управления входят органы коллегиального и совещательного значения. Они подразделяются на правление непосредственно для Фонда и координационные советы для отраслевых подразделений. Контроль деятельности всех участников возложен на контрольно-ревизионную службу совместно с уполномоченными представителями Налоговой Службы и членами трудового коллектива.
2.1 Пособие по беременности и родам:
Право на пособие имеют женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию в связи с материнством (далее - застрахованные лица).
Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:
1) лица, работающие по трудовым договорам, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества;
2) гражданские служащие, муниципальные служащие;
3) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе;
4) члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности;
5) священнослужители;
6) лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду. [6]
Адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы в соответствии со статьей 4.5 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ).
Лицами, работающими по трудовым договорам признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор