Файл: Фонд социального страхования рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей; участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования; осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда; разработка предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование; организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования; cсотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.[1]

1.2 Задачи и средства фонда:


Средства Фонда образуются за счет:

  • страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);

  • страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;

  • страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;

  • доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;

  • добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;

  • ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;

  • прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).


Средства Фонда направляются на:

  • Выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;

  • Оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;

  • Частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание); Частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан; частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса); оплату проезда к месту лечения и обратно; создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях; обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;

  • Финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;

  • Проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;

  • Осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;

  • Участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.


Средства Фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в настоящем Положении. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.

Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций (в размере 20 процентов), образуют фонд развития Фонда социального страхования Российской Федерации.

Положение о порядке формирования и расходования средств фонда развития утверждается Правительством Российской Федерации. Распорядителями средств Фонда являются председатель и главный бухгалтер Фонда.[2]

2. Роль Фонда социального страхования РФ в России.


Фонд социального страхования РФ имеет статус самостоятельно функционирующего государственного финансово-кредитного учреждения. Основным источником формирования его бюджета являются страховые взносы страхователей. Денежные средства ФСС не являются составляющей частью государственного бюджета или других фондов, и не подлежат изъятию. Управление учреждением осуществляется на правительственном уровне. Руководство деятельностью государственного аппарата осуществляется в ракурсе трех структур, сформированных региональными, центрально-отраслевыми отделениями и филиалами.[4]

Функциональность ФСС заключается в осуществлении организационных и финансово-контрольных задач в сфере социального обеспечения страхователей. Особенностью системы является выполнение большей части работы руководителями субъектов хозяйствования, в обязанности которых входит перечисление взносов, назначение и выплата пособий, а также составление отчетности по проведенной работе.

ФСС регулирует финансовые потоки, аккумулирует и перераспределяет бюджетные средства, сформированные за счет социального налога и других поступлений, которые могут иметь характер возвратных займов из других фондов или из государственного бюджета. Центральный аппарат учреждения обеспечивает реализацию механизма дотации в свои региональные подразделения. Накопленные средства по заявкам работодателей или участников добровольного социального страхования, распределяются между претендентами на страховую помощь в соответствии с установленными на законодательном уровне нормативами начисления компенсаций и пособий.

ФСС управляет средствами государственного социального страхования РФ в соответствии с Положением о работе Фонда. Он является финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ. Имущество, находящееся в управлении организации и закрепленное за учреждениями курортного значения, находится в собственности государства. Бюджет учреждения утверждается на правительственном уровне, а бюджеты структурных региональных и отраслевых подразделений подлежат рассмотрению правлением Фонда и утверждению его председателем.


Из резерва ФСС, относящегося к категории централизованного, средства направляются для выплаты пособий и компенсации оздоровительных мероприятий в региональные отделения. Центральный аппарат и региональные подразделения контролируют правильность и своевременность начисления страховых взносов руководителем субъекта хозяйствования. Их представители должны проверять обоснованность выплат пособий и их целевое использование.

Основной задачей Фонда является обеспечение гарантированной государством страховой защиты страхователей, а также участие в разработке и в реализации программ, ориентированных на охрану здоровья участников системы, а также на совершенствование сферы социального страхования. Роль ФСС в системе социальной защиты определена в ракурсе профилактики и снижения вероятности риска оказаться в сложном финансовом положении и без материальной поддержки при наступлении обстоятельств, интерпретируемых страховыми. Функции ФСС определены с учетом решаемых учреждением задач: Обеспечение гарантированной социальной защиты; Проверка выполнения обязательств участниками системы; Контроль соблюдения законодательных норм работодателем или добровольным участником системы; Посредничество в сфере трудовых отношений с целью выполнения интересов их участников; Оказание целевой помощи социально уязвимым категориям населения; Участие в видах страхования, предполагающих государственную долю ответственности.

ФСС определяет институт социального партнерства, уровень развития которого интерпретирован параметрами его основных участников, являющихся работниками, субъектами предпринимательской деятельности и государством. В рамках функциональности Фонда производятся материальные выплаты. Они ориентированы на компенсацию расходов при наступлении страхового случая, а также на оказание услуг профилактического, реабилитационного и лечебного характера. Возможность выполнения задач в объеме, определяемом нуждами страхователей, идентифицирует уровень эффективности системы.

ФСС подразделяется на три структуры, отнесенные к исполнительной, руководящей и контролирующей категории. В компетенции исполнительных органов распоряжение средствами организации в пределах своих полномочий. К ним относятся региональные, центральные и филиальные подразделения Фонда. Руководство деятельностью учреждения возложено на его председателя, который вместе со своими пятью заместителями избирается на должность на правительственном уровне.


В структуру управления входят органы коллегиального и совещательного значения. Они подразделяются на правление непосредственно для Фонда и координационные советы для отраслевых подразделений. Контроль деятельности всех участников возложен на контрольно-ревизионную службу совместно с уполномоченными представителями Налоговой Службы и членами трудового коллектива.

2.1 Пособие по беременности и родам:


Право на пособие имеют женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию в связи с материнством (далее - застрахованные лица).

Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:

1) лица, работающие по трудовым договорам, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества;

2) гражданские служащие, муниципальные служащие;

3) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе;

4) члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности;

5) священнослужители;

6) лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду. [6]

Адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы в соответствии со статьей 4.5 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ).

Лицами, работающими по трудовым договорам признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор